Файл: Шусторович, Е. М. Химическая связь. Сущность и проблемы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
t |
u |
' 4-vfc,..' ■• v
Л
|
E. M*. ШУСТОРОВИЧ |
( |
, ХИМИЧЕСКАЯ |
* |
|
|
СВЯЗЬ |
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Серия «Современные тенденции развития пауки»
Е. М. ШУСТОРОВИЧ
ХИМИЧЕСКАЯ
СВЯЗЬ
СУ Щ Н О СТ Ь И П РО БЛ ЕМ Ы
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва 1973
В этой книге с минимальным иривлѳчепиом ма тематического аппарата дается систематическое изло жение современной теории химической связи, при чем наибольшее внимание уделено качественной сто роне теории, объяснению причин, почему грубые на первый взгляд модели и приближения позволяют получать поразительно точные результаты. Автор прослеживает эволюцию теории химической связи, не избегая обсуждения и таких проблем, по которым исследователи далеко не единодушны. Книга охва тывает многие вопросы химического строения, а также некоторые достижения теории реакционной способ ности.
По характеру изложения книга доступна для
широкого круга |
читателей — научных работников, |
||
преподавателей |
высшей и |
средней |
школы, студен |
тов химических |
и смежных |
с ними |
специальностей. |
0252-0679 Ш 042(02)—73 Б374—2—72 © Издательство «Наука», 1973
ОТ АВТО РА
Нынешний этап развития химии, как, впрочем, и всего естествознания, отличается беспрецедентно высоким тем пом накопления фактов. В результате нередко случается, что в лавине экспериментальных и теоретических резуль татов исследователи утрачивают проблемное вйдение и увлекаются частностями в ущерб существенно важному. В предлагаемой книге, написанной химиком для химиков, автор стремился прежде всего помочь читателю, как го ворится, увидеть лес за деревьями, т. е. представить ему общую картину химической связи.
По теории химической связи написано немало книг. Естественно, не хочется просто пересказывать то, что уже было сказано, к тому же если было сказано хорошо. Все же изложение столь обширного материала должно быть систематическим и последовательным. В связи с этим автору по необходимости пришлось писать и о вещах довольно известных, но в таком случае он старался акцен тировать новые или необычные аспекты этих известных вещей.
Далее, многие из книг по теории химической связи (причем не только учебного характера) отличаются кано ническим стилем изложения, когда все основные проблемы представляются решенными и читателю остается лишь запомнить, что нужно думать по тому или иному поводу. Но если читатель знаком с основами теории связи и, глав ное, заинтересован в самостоятельной оценке различных положений, то придерживаться подобного стиля нет на добности. Напротив, в таком случае уместнее обсуждение, не утаивающее возникающих сложностей и трудностей и трезво оценивающее положение дел. Автор будет изла гать материал именно с таких позиций.
Приступая к изложению теоретических проблем хими ческой связи, стоит сказать несколько слов о теории вообще.
3
В конечном счете теория — это совокупность утвержде ний о соотношениях между понятиями. В точных науках принято, чтобы эти соотношения имели преимущественно математическую форму, которая наиболее четко выявляет убедительность аргументов, строгость логики рассужде ний. При этом нельзя забывать, что математика — это не только вычисления. По словам известного американского математика Стоуна, «количественные или числовые ас пекты следует считать не главными или характеризую щими, а скорее второстепенными для математики в целом. С этой точки зрения было бы, например, неверно рас сматривать научную теорию как нематематическую только на том основании, что эта теория неколичественная».
Теоретическое мышление — это прежде всего модель ное мышление. Всякое конкретное явление теоретик рас сматривает исходя, как правило, из той или иной модели. Между тем любая модель по своей природе должна быть ограниченной, ибо без введения определенных ограниче ний мы не сдвинемся с места. Поэтому в естественных науках математически строгий вывод совпадает с действи тельностью лишь в тех случаях, когда для данного явле ния существует достаточно полная и точная модель (и только в рамках такой модели вывод будет строгим). Часто, однако, реальное явление, особенно новое, не впи сывается полностью в рамки существующих моделей или во всяком случае мы не можем сделать, исходя из них, вполне однозначные выводы. Таким образом, научное мышление состоит в гармоничном соответствии между четкими в своей ограниченности выводами, полученными из моделей, и размытыми контурами безгранично много образной реальности.
Наконец, последнее замечание. «Профану бросается
вглаза прежде всего то, что теория. . . окружена целой грудой формул, ничего не говорящих непосвященному. Но эти формулы не являются ее существом. Истинный теоретик экономит в них, сколько может; что можно пере дать словами, то он и выражает словами. В то же время
вкнигах практиков формулы фигурируют слишком часто
вкачестве украшения».
Полностью разделяя это мнение Больцмана, автор стремился изложить материал на таком физико-матема тическом уровне, который был бы оптимальным для совре менного химика. Однако автор вполне допускает, что
4
найдутся читатели, одним из которых этот уровень пока жется слишком высоким, а другим — слишком низким. Читателям первого типа можно посоветовать перечитать трудные места или же просто опустить их; для читателей второго типа в книге приводятся основные оригинальные источники. Общие руководства и монографии по квантовой химии приведены в списке рекомендуемой литературы (выбраны только те книги, которые доступны широкому читателю).
Автор считает своим приятным долгом выразить глу бокую благодарность члену-корреспонденту А Н СССР
Б . В . Некрасову и профессору Л . А . Блюменфельду за обсуждение рукописи, а также академику В . И . Кондрать еву за ряд ценных замечаний общего характера.
В В Е Д Е Н И Е
Современная химия имеет дело с миллионами соединений, состоящих из атомов примерно ста химических элементов. Известные в настоящее время химические структуры на столько разнообразны, что для понимания и описания их строения невозможно ограничиться представлениями, су ществовавшими даже несколько десятилетий назад. Мы
.знаем, что теория химической связи должна быть прежде всего электронной теорией и в силу этого теорией кванто вомеханической, потому что квантовая механика есть механика микромира, к которому относится электрон. И хотя никто не сомневается в том, что теория химической связи должна исходить из квантовомеханических принци пов, однако до сих пор никто не умеет точно решать соот ветствующие уравнения, в первую очередь уравнение Шредингера.
Во избежание недоразумений поясним одно существен ное обстоятельство.
Мы можем аналитически точно решить уравнение Шре дингера для систем, содержащих один электрон — атом водорода Н (ион Н е + и т. д.) и молекулярный ион водо рода Н,+ х. Существуют также мощные методы, позволяю щие рассматривать системы с бесконечно большим числом электронов; наличие этих методов объясняет успехи фи зики твердого тела и физики плазмы. Однако атомно-мо^ лекулярные задачи, интересующие химика, включают: в свое рассмотрение десятки или сотни электронов, т. е.. число во много больше единицы и во много меньше числа Авогадро. Этот интервал как раз наиболее трудно под дается аналитической обработке.
1 В случае Н+ точное решение возможно лишь при фиксированных положе ниях ядер.
6
Возникающая здесь ситуация напоминает известную притчу о физике-теоретике, которому предложили решить проблему устойчивости стола на четырех ножках. Теоре тик сразу принес решение об устойчивости стола на одной ножке, затем об устойчивости на бесконечно большом числе ножек; после этого всю свою жизнь он безуспешно пытался решить реальную исходную задачу.
Таким образом, основные проблемы теории химической связи порождаются главным образом тем несоответствием, которое существует между желанием и возможностями, или, конкретнее, между квантовомеханическим идеалом и реальным способом его воплощения.
Поскольку точное решение уравнения Шредингера для атомно-молекулярных систем невозможно, возникли бо лее или менее удовлетворительные приближенные теории химической связи. Наиболее важные из них следующие. Во-первых, теория валентных связей, заложенная в 1927 г. Гайтлером и Лондоном, а затем в начале 30-х годов раз витая Слетером и Полингом. Во-вторых, теория свободных электронов («металлическая модель»), возникшая при мерно в то же время и разработанная в 30-х годах рядом исследователей, особенно Куном. В-третьих, теория кри сталлического поля, ведущая свое происхождение от фун даментальной работы Бете (1929), а затем развитая ВанФлеком; разнообразные химические применения в виде теории поля лигандов эта теория получила уже в 50-х го дах благодаря трудам многих ученых, в первую очередь Оргела, Йоргенсена и Бальхаузена. И наконец, теория молекулярных орбиталей (МО), появившаяся в конце 20-х годов в работах Леннарда-Джонса, Малликена и Гунда; впоследствии в развитии этой теории принимало участие столь много ученых, что имена даже наиболее вы дающихся из них составили бы целый список.
Итак, существует ряд теорий. Все они возникли при мерно в одно и то же время, проделали значительный путь и долгое время не только сосуществовали, но и дополняли друг друга. Однако в последнее десятилетие (60-е годы), ознаменовавшееся огромными успехами в синтезе и опре делении структур химических соединений, а также в раз витии электронной вычислительной техники (компьюте ров), симпатии исследователей резко и, надо полагать, необратимо склонились в сторону теории молекулярных орбиталей. Это объясняется тем, что теория МО включает
/
в себя наиболее общие физические представления об элек тронном строении молекул и (что не менее важно) исполь зует математический аппарат, наиболее удобный для про ведения количественных расчетов на компьютерах. Именно благодаря этому теория МО смогла выработать язык, в принципе пригодный для описания всего извест ного многообразия химических структур, и в настоящее время она доминирует в теории химической связи (как, впрочем, и в теоретической химии вообще). В связи со ска занным наше внимание будет обращено главным образом на теорию молекулярных орбиталей.
Глава I
ATOM
ATOM ВОДОРОДА
Модель Бора. Прародительницей современных представ лений о строении атома явилась планетарная модель, предложенная в 1913 г. Бором для простейшей атомар ной системы — одноэлектронного атома водорода. В этой модели электрон рассматривался как некая частица, которая движется вокруг ядра, подобно планете вокруг Солнца. Однако поразительная особенность этой частицы, состоявшая в том, что изменения ее энергии при орбиталь ном движении могли быть только дискретными, противо речила выводам классической физики о непрерывности подобных изменений. Бор с гениальной смелостью посту лировал правила такого орбитального движения и впервые получил точное количественное описание атома водорода. Модель Бора не оставляла сомнений в кулоновском ха рактере сил, притягивающих электрон к ядру, и, кроме того, позволила оценить размер атома и скорость движе ния в нем электрона.
Успех Бора побудил исследователей попытаться при менить его модель к многоэлектронным атомам, которые представлялись конструкциями из крохотных электрон ных шариков, взаимодействующих (между собой и с тя желым ядром) по закону Кулона и движущихся по круго вым или эллиптическим орбитам. Однако модель Бора, блестяще подтвердившаяся для атома водорода, привела
ксовершенно разочаровывающим результатам для атомов
сдвумя и более электронами (и тем более для молекул). Таким образом, успех модели Бора для атома водорода ясно указывал на недостаточность классических пред ставлений об электроне только как о заряженной частице. В то же время непригодность этой модели для описания многоэлектронных систем означала необходимость вве дения каких-то радикально новых представлений, из ко торых дискретность состояний свдзаннңх электронов вы-
ft