Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88

Тогда сила инерции жидкости О будет

Fg'lfeГ

F

h a

 

9

гБс J =

9

У -

Отнеся эту силу к единице площади сечения трубы и разделив на объемный вес жидкости, получим искомую величину Н ин , выра­ женную в метрах столба жидкости

и= ІІ£ . — і

Подставив

в уравнение

(3.2)

значения

Н сп и

Н ин

и опреде­

лив величину

И

, получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р ь _ Р *

и

_

 

_с_

и - hi.

_F_

,

(3 .3 )

Т

т ~

Se

/ +

 

 

пк

а

г.

о

 

 

 

 

 

9

 

гSc

 

 

Для правильной работы насоса необходимо, чтобы в течение

всего всасывающего хода поршня величина

Щ б

 

была положи­

тельна. При этом жидкость будет

оказывать

на

поршень давление

и будет

следовать за поршнем, не отрываясь от него.

 

Отрицательное

значение

pg

означает, что в процессе вса­

~

сывания

жидкость

отрывается от

поршня

и насос

 

теряет воз­

можность всасывать

жидкость или в

его рабочей

камере

происхо­

дят удары жидкости

о поршень.

 

 

 

 

Отрыв жидкости от

поршня может

возникнуть

и

при положи-

тельной величине

р»

если она

меньше энергии

pt

соот-

у

■—

вѳтствующѳй давлению парообразования перекачиваемой жидкости. Для обеспечения бѳскавитацирнной работы насоса необходимо вы­ полнение следующего неравенства:

 

 

 

PSe

Pt

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

- W -

С

U k '1- Ц 1

- И

-

___— j

т

НЬ

г 9

\fJ

 

Н *

9

r jТ


89

Преобразуя э м неравенство, получим

Ра~Pt

 

, и

. ‘Sc

Р

 

;

Т

Ц

+ н*

Т '

ъ

'

(3.4)

 

Если неравенство (3.4) не выдержано, то восстановить вса­ сывание у данной насосной установки можно следующими способами: увеличением FSe и р а (для закрытых резервуаров), уменьшением величин Hge , к ', 1(е, с и у .

В случае применения всасывающего воздушного колпака масса жидкости, участвующая в неравномерном движении, относительно невелика и потери напора на преодоление сил инерции значи­ тельно меньше. Соответственно при этом может быть больше гео­ метрическая высота всасывания.

Рассмотрим процесс нагнетания жидкости насосом одинарного действия без напорного воздушного колпака (схему установки см.

на рис.3.7).

Обозначим через

р нг давление, которое поршень

оказывает на

жидкость во время

нагнетательного хода. Тогда

уравнение Бернулли для потока жидкости между поршнем и уровнем

жидкооти в напорном

резервуаре

запишется в виде

 

у

-

" h i u + н.

(3.5)

U H ’

 

Ц

Здесь Н' - напор, расходуемый на преодоление сопротивлений жидкости при проходе через нагнетательный клапан;

Инг - геометрическая высота нагнетания;

Нсп- напор, теряемый на преодоление всех сопротивлений

внагнетательном трубопроводе, и определяемый из выражения

где

г

2$

г

И - jsV - L сгj

Сп~ Ц Ѵ н г

сечение нагнетательного трубопровода;

изменение скоростного напора жидкости при пере­

ходе ее из рабочей камеры в нагнетательную трубу ( онг - скорость жидкости в нагнетательном трубо­ проводе; с - скорость жидкости перед поршнем);

(


90

Так как

F

Vн- г 'нг С 1

то изменение скоростного потока можно записать в виде

с

г ч

Нин - напор, расходуемый на преодоление сил инерции нерав­

номерно движущейся жидкости, который аналогично рассмотренному в процессе всасывания будет равен

KtF ;

9Нш

Сучетом значений рассмотренных выше величин уравнение (3.5) перѳпишетоя следующим образом:

+ h i L .

(З.б)

9 Кг

 

Предел давления р п в поршневом насосе определяется лишь прочностью деталей насоса и мощностью приводящего его в движе­ ние двигателя. Эти же факторы ограничивают и величины отдель­ ных слагаемых уравнения (З.б).

Следует отметить, что при отсутствии нагнетательного воз­ душного колпака и в период нагнетания может произойти отрыв жидкости от поршня. Причина этого заключается в том, что выра­ жение для силы инерции в уравнении (З.б) становится отрицатель­ ным во второй половине хода поршня (когда j отрицательно). Жидкость, движущаяся в первой половине хода ускоренно, во вто­ рой половине хода может оторваться от поршня, если сопротив­ ления движению жидкости в напорном трубопроводе окажутся недо­ статочными, чтобы замедлить движение последней в соответствии с замедлением движения поршня.

Кроме того, во избежание отрыва жидкости от поршня величи­ на рм должна быть всегда больше p t (упругости паров перека­ чиваемой жидкости).

При установке напорного воздушного колпака силами инерции неравномерно движущейся жидкости (между поршнем и колпаком)

91

можно пренебречь. Тогда влияние сил инерции устраняется и раз­ рыва струи перекачиваемой жидкости не происходит.

§ 3.6. МОЩНОСТЬ И К.П.Д.

Полезная мощность, развиваемая насосом, может быть опреде­ лена по формуле

Т СА/

квт,

~ ш г

где J - объемный вес жидкости, кгс/м3;

d- действительная производительность насоса, м3/сѳк;

И- полный напор насоса в метрах, равный геометрической высоте подъема жидкости Н г (рис.3.7), сложенной с

сумной потерь напоров на пути всасывания и нагне­ тания.

Гидравлическая мощность насоса /Ѵ2 выражается формулой

N„

 

 

"г =

 

 

 

где

і?г - гидравлический к.п.д. насоса,

учитывающий потери на­

 

 

пора при прохождении жидкости через клапаны и каналы

 

 

рабочей камеры;

 

 

 

 

Ы. -

коэффициент утечки, учитывающий потери

мощности

 

 

вместе с утекающей из рабочей

камеры

 

жидкостью

 

 

(oly = 0,85 - 0,97).

 

 

 

 

Потребляемая насосом мощность (на валу) будет равна

 

 

Ni

y Z H

КВТ,

 

 

Чм

1° Ц

 

 

 

 

где

г^м - механический к.п.д. насоса;

 

 

 

 

^ - полный к.п.д. насоса.

 

 

 

 

Обычно

полный к.п.д. насоса изменяется в пределах 0,64),85.

 

Мощность приводного двигателя

определяется по формуле


92

где к - коэффициент аапаса, изменяющийся в пределах от 1,1 до 1,5 (большее значение к соответствует насосам меньшей производительности);

%.пр- Е.п.д. кривошипно-шатунного механизма.

§ 3.7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРШНЕВЫХ НАСОСОВ

Работу поршневых насосов можно регулировать только путем изменения их производительности. Однако изменять производитель­ ность путем прикрытия задвижки в поршневых насосах нельзя, так как увеличение сопротивления в сети создает лишь большее давле­ ние, производительность же насоса от этого не мѳняѳтоя. Полное закрытие задвижки может привести к такому повышению давления, при котором насос либо остановится (если нѳхватит мощности дви­ гателя), либо разрушится.

Регулирование производительности поршневых насосов дости­ гается путем изменения числа ходов поршня в единицу времени или путем изменения длины хода поршня за счет изменения радиуса кри­ вошипа.

§ 3.8. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРШНЕВЫХ НАСОСОВ

Как правило, при давлениях до 15 атм применяются насосы с дисковым поршнем, а при больших давлениях предпочтение от­ дается плунжерным насосам.. В качестве материалов для цилиндра, поршней, плунжеров применяются чугун, сталь, бронеа.

Для уплотнения цилиндра и поршня применяются уплотнитель­ ные кольца (манжеты), изготовленные из следующих материалов: кожи, дерева, эбонита, резины, прорезиненных тканей, мягкого металла и др.

Клапаны поршневых насосов.по конструкции разделяются на тарельчатые и кольцевые (рис.3.8а,б). Преимущество кольцевого, клапана состоит в том, что при подъеме клапана жидкость выте­ кает по наружному и по внутреннему периметрам кольца. Таким образом, при одном и том же наружном диаметре в кольцевом кла­ пане длина щели для прохода жидкости получается больше, чем в тарельчатом.

Для бесперебойной работы насос нуждается в смазке трущихся деталей. Однако смазка поршней маслом не применяется. Уменьше­ ние трения уплотнительных колец поршня о внутреннюю поверхность

93

Рис.3.8. Схемы клапанов:

а) тарельчатый; б) кольцевой: I - седло; 2 - тарелка (кольцо); 3 - пружина; 4 - направляющая

цилиндра происходит за счет просачивания перекачиваемой жид­ кости черев неплотности колец. Плунжеры и штоки обычно смазы­ ваются маслом, подводимым к фонарным кольцам сальников. Меха­ низм привода насоса, как правило, имеет картерную смазку.

Основные положительные качества поршневых насосов следую­

щие:

1)независимость подачи от развиваемого напора;

2)пригодность для перекачки вязких жидкостей;

3)возможность получения больших давлений при высоких

к.п.д.;

4)способность к всасыванию без заливки.

Недостатками поршневых насосов являются:

1)сравнительная сложность конструкции;

2)тихоходность по сравнению с другими типами насосов, обусловливающая большие габариты и вес и усложняющая соедине­ ние насоса с быстроходными двигателями;

3)неравномерность подачи;

4)чувствительность к загрязнению перекачиваемой жидкости вследствие малых зазоров между цилиндром и поршнем.

Г л а в. а 4

ПОРШНЕВЫЕ РОТАЦИОННЫЕ НАСОСЫ

§ 4.1. СХЕМА УСТРОЙСТВА И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Насосы данного типа разделяются на радиально-поршневые и аксиально-поршневые (аксиально-плунжерные).


94

2

Радиально-поршнѳвыѳ насосы создают давления до 200 кгс/cu и имеют производительность до 500 л/мин. Аксиальные насосы вы­ полняются для давлений до 100 кгс/см2 и производительностью до 100 л/мив. Число оборотов насосов обоих типов колеблется в пре­ делах от 500 до 1200 об/мин.

Схема радиально-поршневого насоса показана на рис.4.1. Ро­ тор насоса I имеет радиально расточенные отверстия 2, выпол­

няющие назначение цилиндров. Пор­ шеньки 3, входящие в отверстия 2, своими наружными концами упираются во внутреннюю поверхность направляю­ щего корпуса 4 (под действием пружин, не показанных на схеме). Ротор I рас­ положен в корпусе 4 эксцентрично. Внутри осевой расточки ротора по­

 

ставлена неподвижная разделительная

 

перегородка 5.

 

РиСпоршнѳвогоан Ж “ ЬНО"

ПРИ вращении ротора по часовой

I - ротор; 2 - цилиндр;

стрелке поршеньки, бегущие по дуге

3 - поршенек; 4 - корпус;

a j,

отодвигаются от центра и вса-

5 - перегородка

'

0

из

 

сывают

жидкость в цилиндры 2

внутренней полости А. Движение наружных концов поршеньков

по

дуге Ъа

вызывает

перемещение их к центру и нагнетание

жид­

кости из

цилиндров 2

в полость Б и далее к напорному штуцеру

насоса.

 

 

 

Схема аксиально-поршневого насоса представлена на рис.4.2. В неподвижный корпус I вставлен ротор 2, свободно вращающийся вокруг оси 0-0. В теле ротора 2 выполнены сверления б с осями, параллельными 0-0, выполняющие роль цилиндров насоса. Торцы ци­ линдров имеют сквозные отверстия 5. Ротор 2 сопряжен карда­ ном 9 с наклонной вращающейся шайбой 12, сидящей на валу элек­

тродвигателя II. Поршни 7 соединены тягами 8

 

с шарнирами, за­

крепленными на шайбе 12.

 

 

 

При вращении шайбы 12 и соединенного с ней

ротора 2 шарни­

ры 10 и

13 бегут

по

окружности в плоскости

аі

, расположен­

ной под

углом J3

к

плоскости вращения ротора

2.

Благодаря

этому поршни 7 движутся в цилиндрах б, проходя вдоль оси путь, равный 2 R sin р . При этом объемы, замыкаемые поршнями в ци­ линдрах, непрерывно изменяются. Так, например, если шарнир 13 перемещается ив крайнего нижнего положения вверх, то поршень