Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
88
Тогда сила инерции жидкости О будет
Fg'lfeГ |
F |
h a |
|
9 |
гБс J = |
9 |
У - |
Отнеся эту силу к единице площади сечения трубы и разделив на объемный вес жидкости, получим искомую величину Н ин , выра женную в метрах столба жидкости
и= ІІ£ . — і
Подставив |
в уравнение |
(3.2) |
значения |
Н сп и |
Н ин |
и опреде |
|||||
лив величину |
И |
, получим |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р ь _ Р * |
и |
_ |
|
_с_ |
и - hi. |
_F_ |
, |
(3 .3 ) |
|||
Т |
т ~ |
Se |
/ + |
|
|
пк |
а |
■ |
г. |
о |
|
|
|
|
|
9 |
|
гSc |
|
|
|||
Для правильной работы насоса необходимо, чтобы в течение |
|||||||||||
всего всасывающего хода поршня величина |
Щ б |
|
была положи |
||||||||
тельна. При этом жидкость будет |
оказывать |
на |
поршень давление |
||||||||
и будет |
следовать за поршнем, не отрываясь от него. |
|
|||||||||
Отрицательное |
значение |
pg |
означает, что в процессе вса |
||||||||
~ |
|||||||||||
сывания |
жидкость |
отрывается от |
поршня |
и насос |
|
теряет воз |
можность всасывать |
жидкость или в |
его рабочей |
камере |
происхо |
||
дят удары жидкости |
о поршень. |
|
|
|
|
|
Отрыв жидкости от |
поршня может |
возникнуть |
и |
при положи- |
||
тельной величине |
р» |
если она |
меньше энергии |
■ pt |
соот- |
|
у |
■— |
вѳтствующѳй давлению парообразования перекачиваемой жидкости. Для обеспечения бѳскавитацирнной работы насоса необходимо вы полнение следующего неравенства:
|
|
|
PSe |
Pt |
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
или |
|
|
|
|
|
|
|
— |
- W - |
С |
U k '1- Ц 1 |
- И |
- — |
___— j |
— |
т |
НЬ |
г 9 |
\fJ |
|
Н * |
9 |
r jТ |
89
Преобразуя э м неравенство, получим
Ра~Pt |
|
, и |
. ‘Sc |
Р |
|
; |
Т |
Ц |
+ н* |
Т ' |
ъ |
' |
(3.4) |
|
Если неравенство (3.4) не выдержано, то восстановить вса сывание у данной насосной установки можно следующими способами: увеличением FSe и р а (для закрытых резервуаров), уменьшением величин Hge , к ', 1(е, с и у .
В случае применения всасывающего воздушного колпака масса жидкости, участвующая в неравномерном движении, относительно невелика и потери напора на преодоление сил инерции значи тельно меньше. Соответственно при этом может быть больше гео метрическая высота всасывания.
Рассмотрим процесс нагнетания жидкости насосом одинарного действия без напорного воздушного колпака (схему установки см.
на рис.3.7). |
Обозначим через |
р нг давление, которое поршень |
оказывает на |
жидкость во время |
нагнетательного хода. Тогда |
уравнение Бернулли для потока жидкости между поршнем и уровнем
жидкооти в напорном |
резервуаре |
запишется в виде |
|
у |
- |
" h i u + н. |
(3.5) |
U H ’ |
|
Ц
Здесь Н' - напор, расходуемый на преодоление сопротивлений жидкости при проходе через нагнетательный клапан;
Инг - геометрическая высота нагнетания;
Нсп- напор, теряемый на преодоление всех сопротивлений
внагнетательном трубопроводе, и определяемый из выражения
где
-с г
2$
г
И - jsV - L сгj
Сп~ Ц Ѵ н г
сечение нагнетательного трубопровода;
изменение скоростного напора жидкости при пере
ходе ее из рабочей камеры в нагнетательную трубу ( онг - скорость жидкости в нагнетательном трубо проводе; с - скорость жидкости перед поршнем);
(
90
Так как
F
Vн- г 'нг С 1
то изменение скоростного потока можно записать в виде
с
’г ч
Нин - напор, расходуемый на преодоление сил инерции нерав
номерно движущейся жидкости, который аналогично рассмотренному в процессе всасывания будет равен
KtF ;
9Нш
Сучетом значений рассмотренных выше величин уравнение (3.5) перѳпишетоя следующим образом:
+ h i L . |
(З.б) |
9 Кг |
|
Предел давления р п в поршневом насосе определяется лишь прочностью деталей насоса и мощностью приводящего его в движе ние двигателя. Эти же факторы ограничивают и величины отдель ных слагаемых уравнения (З.б).
Следует отметить, что при отсутствии нагнетательного воз душного колпака и в период нагнетания может произойти отрыв жидкости от поршня. Причина этого заключается в том, что выра жение для силы инерции в уравнении (З.б) становится отрицатель ным во второй половине хода поршня (когда j отрицательно). Жидкость, движущаяся в первой половине хода ускоренно, во вто рой половине хода может оторваться от поршня, если сопротив ления движению жидкости в напорном трубопроводе окажутся недо статочными, чтобы замедлить движение последней в соответствии с замедлением движения поршня.
Кроме того, во избежание отрыва жидкости от поршня величи на рм должна быть всегда больше p t (упругости паров перека чиваемой жидкости).
При установке напорного воздушного колпака силами инерции неравномерно движущейся жидкости (между поршнем и колпаком)
91
можно пренебречь. Тогда влияние сил инерции устраняется и раз рыва струи перекачиваемой жидкости не происходит.
§ 3.6. МОЩНОСТЬ И К.П.Д.
Полезная мощность, развиваемая насосом, может быть опреде лена по формуле
Т СА/
квт,
~ ш г
где J - объемный вес жидкости, кгс/м3;
d- действительная производительность насоса, м3/сѳк;
И- полный напор насоса в метрах, равный геометрической высоте подъема жидкости Н г (рис.3.7), сложенной с
сумной потерь напоров на пути всасывания и нагне тания.
Гидравлическая мощность насоса /Ѵ2 выражается формулой
N„
|
|
"г = |
|
|
|
где |
і?г - гидравлический к.п.д. насоса, |
учитывающий потери на |
|||
|
|
пора при прохождении жидкости через клапаны и каналы |
|||
|
|
рабочей камеры; |
|
|
|
|
Ы. - |
коэффициент утечки, учитывающий потери |
мощности |
||
|
|
вместе с утекающей из рабочей |
камеры |
|
жидкостью |
|
|
(oly = 0,85 - 0,97). |
|
|
|
|
Потребляемая насосом мощность (на валу) будет равна |
||||
|
|
Ni |
y Z H |
КВТ, |
|
|
|
Чм |
1° Ц |
||
|
|
|
|
||
где |
г^м - механический к.п.д. насоса; |
|
|
|
|
|
^ - полный к.п.д. насоса. |
|
|
|
|
|
Обычно |
полный к.п.д. насоса изменяется в пределах 0,64),85. |
|||
|
Мощность приводного двигателя |
определяется по формуле |
92
где к - коэффициент аапаса, изменяющийся в пределах от 1,1 до 1,5 (большее значение к соответствует насосам меньшей производительности);
%.пр- Е.п.д. кривошипно-шатунного механизма.
§ 3.7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРШНЕВЫХ НАСОСОВ
Работу поршневых насосов можно регулировать только путем изменения их производительности. Однако изменять производитель ность путем прикрытия задвижки в поршневых насосах нельзя, так как увеличение сопротивления в сети создает лишь большее давле ние, производительность же насоса от этого не мѳняѳтоя. Полное закрытие задвижки может привести к такому повышению давления, при котором насос либо остановится (если нѳхватит мощности дви гателя), либо разрушится.
Регулирование производительности поршневых насосов дости гается путем изменения числа ходов поршня в единицу времени или путем изменения длины хода поршня за счет изменения радиуса кри вошипа.
§ 3.8. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРШНЕВЫХ НАСОСОВ
Как правило, при давлениях до 15 атм применяются насосы с дисковым поршнем, а при больших давлениях предпочтение от дается плунжерным насосам.. В качестве материалов для цилиндра, поршней, плунжеров применяются чугун, сталь, бронеа.
Для уплотнения цилиндра и поршня применяются уплотнитель ные кольца (манжеты), изготовленные из следующих материалов: кожи, дерева, эбонита, резины, прорезиненных тканей, мягкого металла и др.
Клапаны поршневых насосов.по конструкции разделяются на тарельчатые и кольцевые (рис.3.8а,б). Преимущество кольцевого, клапана состоит в том, что при подъеме клапана жидкость выте кает по наружному и по внутреннему периметрам кольца. Таким образом, при одном и том же наружном диаметре в кольцевом кла пане длина щели для прохода жидкости получается больше, чем в тарельчатом.
Для бесперебойной работы насос нуждается в смазке трущихся деталей. Однако смазка поршней маслом не применяется. Уменьше ние трения уплотнительных колец поршня о внутреннюю поверхность
93
Рис.3.8. Схемы клапанов:
а) тарельчатый; б) кольцевой: I - седло; 2 - тарелка (кольцо); 3 - пружина; 4 - направляющая
цилиндра происходит за счет просачивания перекачиваемой жид кости черев неплотности колец. Плунжеры и штоки обычно смазы ваются маслом, подводимым к фонарным кольцам сальников. Меха низм привода насоса, как правило, имеет картерную смазку.
Основные положительные качества поршневых насосов следую
щие:
1)независимость подачи от развиваемого напора;
2)пригодность для перекачки вязких жидкостей;
3)возможность получения больших давлений при высоких
к.п.д.;
4)способность к всасыванию без заливки.
Недостатками поршневых насосов являются:
1)сравнительная сложность конструкции;
2)тихоходность по сравнению с другими типами насосов, обусловливающая большие габариты и вес и усложняющая соедине ние насоса с быстроходными двигателями;
3)неравномерность подачи;
4)чувствительность к загрязнению перекачиваемой жидкости вследствие малых зазоров между цилиндром и поршнем.
Г л а в. а 4
ПОРШНЕВЫЕ РОТАЦИОННЫЕ НАСОСЫ
§ 4.1. СХЕМА УСТРОЙСТВА И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Насосы данного типа разделяются на радиально-поршневые и аксиально-поршневые (аксиально-плунжерные).
94
2
Радиально-поршнѳвыѳ насосы создают давления до 200 кгс/cu и имеют производительность до 500 л/мин. Аксиальные насосы вы полняются для давлений до 100 кгс/см2 и производительностью до 100 л/мив. Число оборотов насосов обоих типов колеблется в пре делах от 500 до 1200 об/мин.
Схема радиально-поршневого насоса показана на рис.4.1. Ро тор насоса I имеет радиально расточенные отверстия 2, выпол
няющие назначение цилиндров. Пор шеньки 3, входящие в отверстия 2, своими наружными концами упираются во внутреннюю поверхность направляю щего корпуса 4 (под действием пружин, не показанных на схеме). Ротор I рас положен в корпусе 4 эксцентрично. Внутри осевой расточки ротора по
|
ставлена неподвижная разделительная |
||
|
перегородка 5. |
|
|
РиСпоршнѳвогоан Ж “ ЬНО" |
ПРИ вращении ротора по часовой |
||
I - ротор; 2 - цилиндр; |
стрелке поршеньки, бегущие по дуге |
||
3 - поршенек; 4 - корпус; |
a j, |
отодвигаются от центра и вса- |
|
5 - перегородка |
' |
0 |
из |
|
сывают |
жидкость в цилиндры 2 |
внутренней полости А. Движение наружных концов поршеньков |
по |
||
дуге Ъа |
вызывает |
перемещение их к центру и нагнетание |
жид |
кости из |
цилиндров 2 |
в полость Б и далее к напорному штуцеру |
|
насоса. |
|
|
|
Схема аксиально-поршневого насоса представлена на рис.4.2. В неподвижный корпус I вставлен ротор 2, свободно вращающийся вокруг оси 0-0. В теле ротора 2 выполнены сверления б с осями, параллельными 0-0, выполняющие роль цилиндров насоса. Торцы ци линдров имеют сквозные отверстия 5. Ротор 2 сопряжен карда ном 9 с наклонной вращающейся шайбой 12, сидящей на валу элек
тродвигателя II. Поршни 7 соединены тягами 8 |
|
с шарнирами, за |
||||
крепленными на шайбе 12. |
|
|
|
|||
При вращении шайбы 12 и соединенного с ней |
ротора 2 шарни |
|||||
ры 10 и |
13 бегут |
по |
окружности в плоскости |
аі |
, расположен |
|
ной под |
углом J3 |
к |
плоскости вращения ротора |
2. |
Благодаря |
этому поршни 7 движутся в цилиндрах б, проходя вдоль оси путь, равный 2 R sin р . При этом объемы, замыкаемые поршнями в ци линдрах, непрерывно изменяются. Так, например, если шарнир 13 перемещается ив крайнего нижнего положения вверх, то поршень