Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17

где у - объемный вес жидкости; д - ускорение силы тяжести.

Из треугольников (рис.1.7) имеем

 

=/?, cosal,

и

R 1 ü q s c L 1 .

Обозначив момент внешних сил через

М , получим

И = М г - М, =

1 Q.T ( C iR iW S & l- C iR i COSd,).

 

9

 

Умножив обе части уравнения на угловую скорость колеса LO , будем иметь

М ш =

Qr С с 2 /?2 СО COS ОІг - С, /?, 6OC0SdL,')J,

а

где М со - есть мощность исгс/сек), затраченная на передачу энергии жидкости, следовательно

 

 

Мсо = ^ а тнт.

Кроме

того, /?,со = а,

и

Rzco = u t .

Тогда

 

 

 

 

Т & т ит =

у йтСи1СгС 0 ^ г-и1С,С05<11').

Разделив обе части уравнения на произведение j QT ,получим теоретический напор

_

UiCjCOSclj-O^COScL,

(I.I)

Н т =

 

$

 

 

 

Так как CjCOSalj =

c Zu и

c,cosoi,= с 1и

то уравне-

ние (I.I) можно переписать в виде

 

^2 СZu~ Ц/ Сіи

(1.2)

Нт=

9

 

 

 

Это уравнение насоса, выведенное Эйлером, является основ­ ным для всех лопастных машин - центробежных и осевых насосов, компрессоров и турбин.

В случае, когда на входе в колесо отсутствует „направляющий аппарат, то скорость с, направлена радиально. цщовахедьна,

Гос. публѵ иаучкэ-то::;::.

0и 6л й о ѵ о ::-л


Рис.1.8. Схема распреде­ ления скоростей в канале рабочего колеса

18

d f= 90° и cJu= 0. Тогда основное уравнение насоса примет вид

I -

а.з)

Г" £

Основное уравнение показывает, что напор центробежного на­ соса тем больше, чем больше окружная скорость на внешней окруж­ ности рабочего колеса (пропорциональная его наружному диаметру D z и числу оборотов п ) и чем больше проекция абсолютной ско­ рости на окружную скорость (т.е. чем меньше угол diz и чем больше угол JJZ ). Из основного уравнения также следует, что теоретический напор, выраженный в метрах, на зависит от рода перекачиваемой жидкости.

Действительный напор меньше теоретического по следующим причинам:

1)из-за гидравлических сопротивлений внутри насоса, на преодоление которых расходуется часть напора:

2)вследствие конечного числа лопаток. При конечном числе лопаток рабочего колеса не будет равномерного распределения скоростей потоков по сечению межлопаточного канала, что приво­ дит к уменьшению средней величины скорости с1и. Неравномерное распределение скоростей возникает вследствие того, хто поверх­ ности каждой лопатки испытывают различное давление со стороны

жидкости. Давление на поверхность ло­ патки, обращенную в сторону вращения, будет больше, чем давление на проти­ воположную поверхность этой же ло­ патки.

По закону сохранения и преобра­ зования энергии в потоке жидкости, в котором больше нарастает давление, будет меньше нарастать скорость, и наоборот. Следовательно, на одной и той же окружности в канале рабочего колеса скорости будут нарастать в

направлении вращения рабочего колеса (рис.1.8).

С учетом этих двух причин основное уравнение насоса при­

мет вид

и г сіи

 

« = к 7г

(1.4)

 

19

где Н - полный (действительный) напор насоса, м;

rjr - гидравлический к.п.д. насоса, величина которого за­ висит от конструкции насоса, качества выполнения проточной части и размеров насоса; значение ijr ко­ леблется в пределах 0,8 - 0,95;

К - коэффициент, учитывающий конечное число лопаток. Величина коэффициента К может быть определена (для насо­

сов с односторонним входом; по формуле академика Г.Ф.Проскуры

К =

1

(1.5)

, .

м.

г' ' - ( f

где Z — число лопаток, принимаемое равным 6 - 1 2 .

§ 1.5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Теоретическую производительность (подачу) насоса можно определить, пользуясь уравнением расхода

И т - SC м3/сек,

где Qr - теоретическая производительность насоса;

5- площадь живого сечения потока на выходе, м2 ;

с- средняя скорость жидкости, нормальная к этому се­ чению.

Площадь выходного живого сечения рабочего колеса (рис.1.7) без учета стеснения ее лопатками и утечек через неплотности определяется как боковая поверхность цилиндра

где D 2 =IRZ- наружный диаметр рабочего колеса; Ь2 - ширина рабочего колеса на выходе.

Скорость потока, нормальная к этой поверхности, есть ра­ диальная проекция абсолютной скорости ( сІР). При бесконечно большом числе тонких лопаток эта скорость одинакова во всех точках цилиндрической поверхности данного радиуса, следова­ тельно, средняя скорость в уравнении расхода равна радиальной скорости на выходе

С = с ір .


20

Тогда теоретическая производительность раоочего колеса центробежного насоса будет

Q.J-= VCD<jbу_с

(1.6)

Аналогично для входного сечения колеса

flт'= ЗіГ>,Ь,с,р .

(1.7)

§ 1.6. ПРОФИЛЬ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА

Наклон входных кромок лопаток рабочего колеса, т.е. угол]!,, выбирается так, чтобы обеспечить оезударныи вход жидкости на лопатки. Для предотвращения удара (вызывающего большие гидрав­ лические потери) необходимо, чтобы направление относительной скорости жидкости при входе ш, совпадало с направлением вход­ ного элемента лопатки. Для выполнения этого условия входные кромки лопаток располагают по направлению вращения и угол р, принимают, как правило, в интервале 14 - 20°.

Как следует из основного уравнения центробежного насоса

 

 

 

 

/і _

и і С2и

 

 

 

 

 

 

«г-

-

 

 

теоретический напор пропорционален

окружной составляющей

сга

абсолютной скорости на выходе.

 

 

 

 

Из треугольников скоростей (рис.1.9) видно, что при увели­

чении угла

 

окружная составляющая абсолютной скорости уве­

личивается. Следовательно, согласно основному уравнению, при

увеличении угла

 

напор насоса также увеличивается. Отсюда

кажется, что выгоднее применение лопаток с углами

> 90°.

Для сравнения рабочих колес с различными лопатками рассмот­

рим три случая:

 

 

 

 

 

 

а)

^ < 9 0 °

- лопатки, загнутые

назад (реактивные колеса);

б)

J>2=

90°

- лопатки, направленные на выходе радиально

 

 

 

 

(нормальные колеса);

 

 

в)

jj>2> 9 0 ° -

лопатки, загнутые

вперед (активные колеса).

Предположим, что рабочие колеса во всех трех случаях имеют

одинаковые

сг„ и

и 2 . Будем считать

также, что d , =

90°

и

С1р =

сІР=

С,

(при конструировании насосов обычно

соблюдается

равенство абсолютной скорости входа жидкости и радиальной со­ ставляющей абсолютной скорости на выходе).


21

Рис.I.9. Движение потока в центробежном колесе

а) при лопатках, загнутых назад; б) при лопатках, радиально направленных на выходе; в) при лопатках, загнутых вперед

Величина динамического напора, создаваемого рабочим коле­

сом насоса, равна

 

Н ЗинЧ

Сг-С2;

*0

Из треугольника скоростей (рис.1.9) следует

г2 r l - r L

ьZt3“* 2а ?

тоцца

 

-JLlu

 

 

^дин

ч

 

При

< 9 0 ° (рис.1.9)

 

 

 

cZuc u z.

 

Следовательно,

 

 

 

'tu < и гсгаа

LLt СZu

1

 

откуда

 

 

 

Цт

 

 

^ дин

 

 

1

 

В пределе, при какой-то минимальной величине угла £ 1т-ьп , угол оіг станет равным 90° и скорость с га обратится в нуль.

В этом случае, согласно основному уравнению, насос не будет раз­ вивать напора.

При
откуда

22

£ г= 90°

сга- и г

 

с г

 

и _ сга

 

"зин- - ц

 

и

 

И

ГО

IIN1

cL= сг«и і •

HT 1

При Jbz> 9 0 °

C2u> Ü Z.»

?2і1

*

 

тогда

>

 

 

^Зин

2.

 

При достаточно большом угле

^Ztnaao величина скорости

достигает значения

1 а г .

 

 

Для этого случая

Идии= Нт .

 

 

Результаты рассмотренных случаев изображены на графике ряс.І.ІО. Из графика следует, что дри лопатках, загнутых на­ зад, насос создает в основном статический напор, а при лопат­ ках, загнутых вперед - динамический.

Несмотря на то, что при лопатках, загнутых вперед, можно получить больший суммарный напор, на практике предпочитают

применять лопатки, загнутые назад, исходя из следующих сообра­ жений. Каналы, образованные загнутыми назад лопатками, полу­ чаются более плавными, следовательно, гидравлические потери в них будут меньшими. В каналах с лопатками, загнутыми вперед, получается большой динамический напор, а это значит, что в процессе преобразования его в статический будут возникать до­

полнительные потери. Общий гидравлический к.п.д. насосов,имею­

щих угол Jij <

90° получается выше, чем у насосов, имеющих

лопатки с углом

Ьг> 90°.


23

В настоящее время в центробежных насосах применяют углы

|>г= 14

+ 40°, а в редких случаях - до

50°.

 

Угол

d i практически колеблется в пределах 8 - 14°;

проек­

ция абсолютной скорости на выходе с 1а -

1,5 + 4 м/сек.

Ско­

рость жидкости на входе при конструировании насосов принимают равной 2 - 5 м/сек.

§ 1,7. ВЫСОТА ВСАСЫВАНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

При проектировании насосной установки высотное расположе­ ние насосов определяется в зависимости от высоты всасывания. Высота всасывания центробежных насосов различных типов раз­ лична и зависит от гидравлической характеристики их на всасы­ вающей линии.

Различают геометрическую высоту всасывания и допустимую вакуумметрическую высоту всасывания.

Геометрическая высота всасывания для горизонтальных насосов есть разность отметок оси рабочего колеса и свободного уровня поверхности перекачиваемой жидкости, а для вертикальных - раз­ ность отметок середины всасывающей кромки нижнего рабочего ко­ леса и свободного уровня поверхности жидкости.

Допустимая вакуумметрическая высота всасывания центробеж­ ного насоса больше геометрической на величину гидравлических потерь во всасывающем трубопроводе и величину скоростного на­ пора во всасывающей частя насоса. Эта высота всасывания для некоторых типов насосов достигает 7 - 8,5 м.

Подъем жидкости по всасывающему трубопроводу к насосу про­ исходит под действием атмосферного давления на поверхности

жидкости

~ , величина которого превышает

абсолютное давле­

ние

у вход! в колесо -О— .

 

 

 

 

А

 

 

 

Разность между этими давлениями представляет собой допу-

 

 

__

 

..воя

стимую вакуумметрическую высоту всасывания

Н§ан

 

 

ид0П~

Рі

(1.8)

 

 

™ёак~

От

 

где

р а и

p t - давления, кгс/ м^.

 

Найдем связь между геометрической и допустимой вакуумметрической высотой всасывания. Для этого запишем уравнение Бер­ нулли для сечений 0 - 0 и I - I (рис.І.ІІ)