ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ства — до 15%. Учитывался также и естественный, фон излучений, в частности его мезонная компонента. В дни увеличения интенсивности потока мезонов оплодотворе ние маток в последующем сказывалось и на более высо
ком весе потомства. |
Ягнята-одинцы весили в среднем |
на 0,5 кг, или на 11%, |
больше по сравнению с контроль |
ной группой (в дни оплодотворения без повышения кос мической радиации). Разница в весе молодняка сохра нялась и в возрасте 4,5 месяца. Баранчики от оплодот ворений в дни с повышенным фоном радиации весили на 1,6 кг, а ярочки — на 2,5 кг больше своих сверстни ков от оплодотворения в дни ее понижения.
Вэтих опытах было замечено параллельное увеличе ние атмосферного давления при усилении фона излу чений, и поэтому полученный эффект связывается с ростом парциального давления и плотности кислорода, что улучшает оксигенацию организма.
Вестественных условиях прямое и опосредованное природными условиями действие космических факторов интерферирует (или интегрируется) между собой и не всегда можно выделить какой-либо определенный агент из общей совокупности. Так, динамика грызунов обнару живает не менее выраженные связи с магнитной актив
ностью, чем с осадками и глубиной снежного покрова, и трудно определить, что является здесь ведущим фак тором (рис. 46). Еще сложнее выяснение механизма влияния космических факторов на динамику численности сельскохозяйственных животных, поскольку она находит ся под определяющим контролем социальных воздейст вий. Однако и в этом случае проявляются некоторые черты солнечного влияния.
Возьмем данные об изменениях поголовья скота в
СССР с 1921 по 1969 гг. (рис. 48). Из графика видно, что прирост поголовья овец и крупного рогатого скота
происходи л н еравном ерно, им еяпять крупных подъемов,
амплитуды которых достигали в первом случае +10 и —20 миллионов голов (!), а во втором случае они меня лись от —7 до + 5 миллионов, то есть размах колебаний прироста поголовья скота выражался колоссальными цифрами порядка 30 и 12 миллионов голов соответствен но. За эти годы отмечено ровно столько же и солнечных циклов. Наблюдающиеся же сдвиги между кривыми сол нечной активности и прироста поголовья скота вполне закономерны в условиях огромного влияния человеческой
192
Прирост (ги ои м *)
»алч голо*
Рис. 48. Изменения поголовья крупного рогатого скота (1) н овец (2) в связи с колебаниями маг нитной (3) и солнечной активности (4) (по Д. И. Маликову)
деятельности. Но в любом случае нельзя проходить ми мо таких исключительно важных циклических измене ний показателей животноводства, не обратив внимания на возможность их связи с космическими условиями.
Аналогичные данные могут быть приведены и по
Рис. 49. Изменения прироста урожайности много летних трав (1), зерновых культур (2), вало вого производства молока (3) и годового удоя молока на фуражную корову (4) в сопоставле нии с солнечной активностью (5) (по Д. И. Ма ликову)
7-4933 |
193 |
РСФСР, где удои молока можно сопоставить с урожая ми зерновых культур и многолетних трав (рис. 49). Вслед за изменениями солнечной активности, как это следует из графиков, меняется кормовая база живот ных, и затем возникают соответствующие изменения продуктивности животноводства. Все это свидетельствует о необходимости разработки вопросов связи динамики показателей животноводства с природными факторами
ивключении в систему социалистического планирования необходимых прогностических данных об изменениях внешней, в том числе космической, среды.
Для этого потребуется большая и напряженная ра бота по изучению самых интимных сторон биологичес ких процессов. Один из таких интересных разделов био логии связан с неодинаковой частотой рождения разных по полу животных в разные годы. Особенно наглядно это видно из данных о половом распределении потомст ва лошадей в России, когда лошадь служила основной тягловой силой и конные заводы имели большое значе ние. По племенным книгам орловской и русской рыси стой пород лошадей установлено, что приплод кобылок
ижеребчиков неодинаков в разные годы солнечного цикла. Вероятность неслучайности такого распределе ния оказалась менее 0,01 [2]. Аналогичные данные по лучены и в отношении других генотипических признаков.
Выявлена, например, связь между изменениями числен ности добываемых в природе соболей с темной и свет лой окраской за 200 лет и изменениями солнечной активности [109]. Такие изменения в окраске указывают на периодические сдвиги генофонда, что дает возмож ность прогнозировать заготовки шкурок и планировать биотехнические мероприятия. В различные по своим гео магнитным характеристикам периоды года по-разному проявляется и обонятельная реакция соболей.
Как видим, космическое влияние затрагивает глубо чайшие механизмы организации живого, включая его половые признаки и генофонд, и, вероятно, отражается
ина других сторонах жизнедеятельности [63]. Обращает, например, внимание определенная син
хронность миграций разных видов зверей. Обычное объяс нение таких кочевок кормовыми факторами совершенно неудовлетворительно. «Хотелось бы верить, — пишет Р. Шовен [210], — да сомнение берет, существует мно жество примеров миграций, в которых потребность в
194
пище не играет никакой роли! Случается, что южноаф риканские антилопы уходят с великолепных пастбищ в сухие, бесплодные места и гибнут там от голода или миллионами бросаются в море... Известно множество других примеров, когда млекопитающие мигрируют как бы в состоянии безумия, подобно леммингам. Вспомним серых американских белок, которые передвигаются ста дами, насчитывающими много сотен миллионов особей...
Никому не удалось объяснить, почему саранча избирает то или иное направление, почему прилетает и улетает. Первая гипотеза, естественно, была самой простой: са ранча (и вообще все мигрирующие животные) снимает ся с места, отправляясь на поиски корма. Но это абсо лютно неверно как в отношении саранчи, так и в отноше нии всех мигрирующих животных. Напротив, саранча может сняться с совсем еще не использованного тучного пастбища и унестись в пустыню на верную гибель или сотнями миллиардов ринуться в морскую пучину...»
Исступление, охватывающее животных во время та ких миграций, представляется ряду исследователей про явлением какого-то глубокого нарушения равновесия нейроэндокринной системы, не имеющего прямого от ношения к пище. Недаром русский академик А. Ф. Миддендорф еще в прошлом веке называл миграции белок «кочеванием до смерти». Кочующие белки движутся широким фронтом до 100 — 300 км и зачастую преодо левают горные хребты и широкие реки (Амур, Енисей) и даже пытаются переплывать Татарский пролив и Бай кал. За сезон белка преодолевает огромные пространст ва, переходя из одной географической зоны в другую. Например, в 20-х годах маньчжурская белка впервые поселилась на Камчатке. Но в большинстве случаев зверьки погибают целыми популяциями в голодной тунд ре или в море. Все это касается только периодических массовых кочевок. Другие виды миграций обратимы (например, сезонные) или происходят в силу случайных причин (лесные пожары и т. п.). Периодические массо вые миграции белок имеют явное отношение к периодич ности солнечной активности [218].
Поведение мигрирующих животных находит объяс нение в связи с изменениями в их надпочечниках. Ви димо, существует особое стрессовое состояние животных, сопровождающее такие перемещения. Обнаружено, на пример, что смертность зайца-беляка вызывается «шо-
7* |
195 |
новой болезнью», характеризующейся снижением саха ра в крови и недостатком гликогена. Состояние стресса протекает с изменениями в надпочечниках, зобной желе зе, селезенке и дает повышение смертности в молодом возрасте при одновременном сокращении плодовитости самок [131]. Имеются также наблюдения за оленями, заселившими остров, обладающий большими кормовы ми ресурсами. На максимуме солнечной активности 1957 г. у 80% молодых животных отмечалось увеличе ние надпочечников и их перерождение, в результате че го в первые три месяца 1958 г. погибла Vs оленей. Ин фекционная природа эпизоотии полностью исключалась.
Обычно стрессовые состояния рассматриваются толь ко как механизм внутривидовой конкуренции, один из внутренних регуляторов численности популяции, неза висимой от внешних факторов. В действительности это далеко не так, ибо сама численность зависит от внеш них (погодных, кормовых) условий и поэтому возника ющее на вершине развития популяции стрессовое состо яние оказывается следствием предшествующих измене ний природной среды. Сам момент стресса может быть обусловлен дополнительными воздействиями космичес ких условий, в связи с чем в некоторых случаях и прояв ляется синхронность эффектов стресса и солнечных сдвигов. Поэтому «независимость» феномена Селье от внешних условий является только кажущейся. В состоя нии стресса животные ведут себя подобно солдатам в строю и влияние какого-либо земного или космического фактора может выполнять роль командира — большин ство особей предпринимает одно и то же действие.
Несмотря на то что эти предположения пока еще не поддержаны систематическими исследованиями, поста новка вопроса о влиянии космических факторов на жиз недеятельность организмов вполне оправдана и есть достаточные основания полагать, что солнечные агенты небезразличны и для организма человека. Для более эффективного решения поставленного вопроса рацио нально остановиться на какой-либо одной стороне функ ционирования биосферы, которая имела бы наиболее разветвленные связи с окружающей средой и включала бы наибольшее число разнородных биологических объек тов. По нашему мнению, такой представительной систе мой, отражающей все основные свойства биосферы, все ее основные объекты, является эпидемический процесс.
7
Циклические колебания заболеваемости людей
Современный гигантский рост народонаселения таит в себе опасность бурных взрывов эпидемий, особенно при ослаблении внимания к той или иной инфекции. Предпосылкой к быстрому распространению болезней является рост транспортных связей. Только пассажирооборот Аэрофлота составляет сейчас 70 млн. человек в год. Если же учесть еще и перемещения наземным и водным транспортом, очевидна постоянная опасность за носа не только таких массовых инфекций, как грипп, но и ряда «экзотических» болезней, например холеры и оспы.
Постоянные очаги холеры в Юго-Восточной Азии во многом поддерживаются низкими санитарно-гигиеничес кими условиями жизни. Достаточно сказать, что систе мы водоснабжения во многих городах Азии не предус матривают элементарной фильтрации воды, забираемой из поверхностных источников.
Не удивительно поэтому, что при таких санитарногигиенических условиях всякие резкие изменения при родной среды приводят к гибельным последствиям. Из истории известно, например, что во время крупного цик лона в одном из округов Индии утонуло 74 тыс. человек и вслед за этим 50 тыс. человек умерло от холеры. На Филиппинах к августу 1972 г. холера поразила 6 тыс. человек. Это расценивается специалистами как резуль тат не прекращавшихся в течение месяца дождей.
Социальные и природные факторы обусловливают все изменения течения эпидемического процесса, но в любом случае их действие реализуется через биологи ческую цепь паразитизма во всех его звеньях: от источ ника возбудителя инфекции через механизм его переда чи к восприимчивому коллективу людей. Взаимодействие элементарных биологических звеньев эпидемического и эпизоотического процессов определяет любую инфекци-
197
онную патологию в человеческом обществе и в живот ном мире. Поэтому в круг интересов эпидемиолога по падают самые .различные процессы и явления из самых разных областей биологической науки и практики. Ди намика эпидемического процесса оказывается, таким образом, интегральным выражением влияния множест ва разнородных по своему составу и степени воздейст вия причин и условий социального, природного и биоло гического характера. Очевидно, именно эпидемический процесс может служить наиболее подходящей моделью изучения роли космических агентов в изменениях био логических систем. К этому нужно добавить, что ни из одной области биологии и медицины не поступает столь массовой и сравнительно стандартизированной инфор мации, с которой мы имеем дело в эпидемиологии. Та кая информация включает в себя данные по различным районам земного шара за длительное время, что позво ляет проводить широкие сопоставления на базе мате матических методов.
Со статистической точки зрения эпидемический про цесс относится к вероятностным явлениям, где причин но-следственные отношения не могут быть прослежены со всей полнотой. При переходе от звена к звену в сло жной и многоступенчатой системе связей этого процесса неизбежно возникают элементы случайности: отклоне ния, искажения, маскировка. Другим важным свойством является массовость эпидемического процесса, вследст вие чего к нему приложимы методы теории стохастичес ких процессов, оперирующей последовательностями слу чайных массовых явлений в хронологии изменений, шиф руемых в данном случае показателями заболеваемости.
В плане эпидемиологического анализа под случай ными колебаниями понимаются неравномерно распреде ленные во времени и пространстве изменения процесса, вызываемые различными в отношении его динамики факторами. Но если показатели заболеваемости груп пируются в определенной последовательности, связан ной с действием какой-либо причины, они могут быть отнесены к детерминированным. Эта последовательность может носить линейный характер, и тогда говорят о трендовых изменениях процесса. Под цикличностью же понимается неправильная периодичность, которая может быть описана синусоидой, модулированной по частоте и амплитуде колебаний. По существу цикличность — это
198