Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР
ИНСТИТУТ ХИМИИ ПРИСАДОК
Ф. Г. СУЛЕЙМАНОВА
к о м п о з и ц и и
ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ИЗ БАКИНСКИХ НЕФТЕЙ
»
*1 V. |
|
( |
|
Г Г: ^ г : г - |
~ Г * — |
w -и a v> V iv j |
- W^ _ |
ИЗДАТЕЛЬСТВО .ЭЛМ"
БАКУ — 1974
ОТ АВТОРА
Настоящая книга является результатом многолетних ис следований в области изучения процесса старения моторных масел и влияния присадок к маслам на различные факторы, определяющие работоспособность двигателей внутреннего сгорания, проведенных в Институте химии присадок АН Азербайджанской ССР под руководствам автора.
Автор считает своим приятным долгом выразить глубо кую благодарность акад. АН Азербайджанской ССР докто ру химических наук, дроф. А. М. Кулиеву и доктору техни ческих наук, проф. К. С. Рамайя за научные консультации, а также сотрудникам института И. М. Оруджевой, А. М. Левшиной, Г. А. Зейналовой, К. И. Садыхову, В. Е. Башаеву, И. И. Эльовичу, Ш. А. Мхитарян, X. М. Мамедову, К. Н. Та бель, А. Ф. Асланову, В. Ф. Хигеру, Г. Г. Гурылеву, М. И. Зеневич и другим за творческое участие при выполнение на стоящей работы.
Особую благодарность автор выражает В. И. Аншелес за помощь в подготовке книги к печати.
(g) Издательство „Элм“, 197
3-14-7
42-72 М
ВВЕДЕНИЕ
К концу 50-х годов в связи с созданием новых, более теплонапряжеиных отечественных двигателей внутреннего сгорания возникла необходимость коренного улучшения ка честв смазочных масел. Выпускаемые предприятиями нефтя ной промышленности моторные масла по своему качеству не вполне соответствовали требованиям существующего парка транспортных двигателей и поэтому тормозили дальнейшее их развитие и усовершенствование. Это положение усугуби лось еще и тем обстоятельством, что за последние годы в Советском Союзе одновременно с общим увеличением добычи нефти значительно возросла доля сернистых нефтей восточ ных районов (с 27 до 65%) в общем балансе нефтяного сырья. Изменение соотношения количества сернистых и ма лосернистых нефтей, естественно, отразилось на качестве топлив и смазочных масел, производимых из этих нефтей.
Начиная с 1950 года дизельное топливо с содержанием до 1 % серы стало массовым видом горючего для автотрак торных и других дизельных двигателей. Применение серни стого топлива вызвало повышенный износ деталей двигателя, значительные отложения нагара, лака -на них и потерю по движности поршневых колец, что, в свою очередь, приводило к значительному сокращению срока службы двигателей и необходимости более частой оме-ны масла.
Повышение требований к качеству моторных масел вы звало необходимо-сть пересмотра технологических процессов их получения и внедрения новых прогрессивных методов про изводства. Стало ясным, что минеральные масла в чистом виде, как бы хорошо они не были очищены, не обеспечивают нормальной работы современных форсированных двигателей. Надежная работа всех типов транспортных двигателей мо жет быть обеспечена добавлением к базовым маслам приса док, улучшающих их эксплуатационные свойства.
Проблема создания высококачественных масел, отвеча ющих требованиям современных двигателей, может быть
3
разрешена внедрением в промышленность новых методов очистки масляного сырья и разработкой технологии получе ния эффективных присадок. В разрешении этой проблемы не менее важным является создание унифицированных лабора торных и моторных методов оценки эксплуатационных ка честв масел с присадками.
В процессе работы двигателей под влиянием высоких температур, давлений и контакта с кислородом воздуха, а также металлическими поверхностями деталей двигателя смазочные масла подвергаются окислению, полимеризации и конденсации, вследствие чего изменяют свои первоначальные качества. В результате этих процессов в окисленном масле накапливаются растворимые и нерастворимые продукты его старения. Скорость накопления продуктов старения масел и их характер зависят от ряда факторов, основными из кото рых являются конструктивные особенности двигателей, усло вия их эксплуатации, качество применяемых топлив и сма зочного масла.
Вредное влияние продуктов старения масел на работу двигателей отмечалось рядом исследователей [1—8], однако этот вопрос изучен пока недостаточно. В практике о степени старения масел в условиях работы двигателей судят по из менению их физико-химических свойств. Однако не все пока затели по физико-химическим свойствам отработанных масел являются надежным критерием оценки их эксплуата ционных качеств и по ним не всегда удается правильно опре делить степень старения масел. Кроме того, условия окисле ния масел при применении лабораторных методов оценки их эксплуатационных свойств далеки от условий окисления непосредственно в двигателе. На изменение качеств масел в двигателе оказывает влияние совокупность ряда факторов, которые не могут быть воспроизведены в лабораторных при борах. Так, например, лабораторные методы испытания не могут воспроизвести условий работы масла в двигателе по таким показателям, как влияние топлива и продуктов его сгорания, каталитическое воздействие совокупности ряда ме таллов, из которых изготовлены детали двигателя, и т. п.
Разумеется, вследствие указанного результаты, получен ные при лабораторных условиях испытания, не могут четко предопределить поведение масел в эксплуатационных усло виях непосредственно в двигателе. Различие между усло виями работы масла в лабораторных приборах и непосред ственно в двигателе не снижает роли лабораторных методов оценки качеств масел и присадок. Основными преимущества ми лабораторных методов оценки качеств масел являются:
1. Лабораторные методы оценки отдельных функциональ ных свойств масел и присадок, таких как коррозионная
4
агрессивность, термическая и термоокислительная стабиль ность, моющие свойства, щелочность и др., позволяют в про цессе исследования отобрать из большого числа опытных образцов наиболее эффективные для проверки их качества в
условиях |
работы |
двигателя, что значительно сокращает |
объем исследовательских работ и затраты на них. |
||
2. |
Данные |
лабораторных методов исследования эксплу |
атационных свойств |
масел и присадок способствуют правиль |
|
ному истолкованию |
результатов моторных испытаний. Лабо |
раторные методы особенно ценны при контроле качества масел и присадок в процессе их производства.
Следует отметить, что окончательная проверка качества масел и присадок путем проведения моторных испытаний была и остается основным и решающим методом оценки их эксплуатационных свойств.
Исходя из перспективы развития двигателестроения и требований, предъявляемых к качеству моторных масел, в книге изложены результаты исследовательских работ, про веденных в лаборатории применения нефтепродуктов Инсти тута нефтехимических процессов АН Азербайджанской ССР под руководством автора за последние 15 лет. На материале исследований рассматриваются следующие актуальные во просы:
а) факторы, влияющие на степень старения смазочных масел в условиях работы двигателя;
б) влияние продуктов старения масел на основные пока затели работы двигателя;
в) исследование различных факторов, способствующих снижению скорости старения масел;
г) исследование и разработка композиций присадок к моторным маслам, обеспечивающих удовлетворение требова ний основного парка отечественных двигателей к качеству мо торных масел;
д) подбор и разработка комплекса лабораторных и мо
торных методов оценки качества моторных масел и присадок к ним.
Книга рассчитана на инженерно-технический персонал и научных работников, занимающихся вопросами производства и применения моторных масел и присадок.
Г Л А В А I
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Высокий темп роста всех отраслей народного хозяйства страны вызывает необходимость непрерывного совершенство вания и создания новых, более форсированных двигателей внутреннего сгорания. Развитие двигателей и их форсировка идут в направлении увеличения литровой мощности, степени сжатия, скорости вращения коленчатого вала, повышения эффективного давления, снижения удельного расхода топли ва и удельного веса двигателей. Существенное изменение параметров рабочего процесса и показателей работы делают двигатели более теплонапряженными.
Количественный рост двигателей в стране и изменение их качественных показателей настоятельно требуют значитель ного увеличения производства горюче-смазочных материалов и коренного улучшения их качества.
Известно [1, 2, 4 и 7], что смазочные масла в условиях работы двигателей под влиянием высоких температур, дав лений и контакта с кислородом воздуха, а также с различ ными металлами подвергаются процессам окисления, конден сации и крекингу и изменяют свои первоначальные качества. Вследствие этого в процессе эксплуатации двигателей в ра ботающем масле образуются различные продукты, которые осаждаются на деталях двигателя в виде нагара, лака и шлама. Накопление указанных продуктов способствует поте ре работоспособности масла и ухудшению условий работы двигателя.
Форсирование двигателей и применение сернистых мо торных топлив создали еще более тяжелые условия для рабо ты смазочных масел [14, 15 и 16]. Вырабатываемые в настоя щее время нефтеперерабатывающей промышленностью стра ны масла не в полной мере соответствуют требованиям дей ствующего парка автотракторных двигателей внутреннего
6
сгорания. Стало ясным, что минеральные масла в чистом виде, полученные даже из высококачественного сырья с при менением современных методов очистки, не могут удовлетво
рить требований |
современных форсированных |
двигателей |
[8— 11] и лишь, |
только после добавления к ним |
соответству |
ющей присадки приобретают необходимые эксплуатационные качества.
До последнего времени синтез и разработка технологии производства присадок, а также испытания их на лаборатор ных приборах и на двигателях проводились бессистемно. Присадки разрабатывались обезличенно, т. е. не для определенного типа двигателей, а испытания одной и той же присадки производились почти на всех типах двигателей различных от раслей народного хозяйства. Все это приводило к тому, что организация промышленного выпуска масла с присадками затягивалась на 5— 10 лет, а это, в свою очередь, сдерживало темпы развития двигателестроения.
Некоторое отставание в области качества производимых смазочных масел, синтеза, разработки технологии и произ водства присадок, а также отсутствие комплекса стандарти зированных единых методов оценки качества масел вызвали необходимость коренного упорядочения работы в этой обла сти. Необходимость обеспечения потребностей двигателе строения высококачественными смазочными маслами, а так же доведения качества их до уровня зарубежных стран ставят перед нефтяной промышленностью и дизелестроением ряд серьезных проблем, основными из которых являются:
1. Усиление научно-исследовательоких работ в области синтеза и производства эффективных присадок к смазочным маслам с одновременным улучшением качества базовых масел за счет широкого внедрения в масляное производство совершенных методов переработки сырья.
2.Совершенствование и создание (новых, более мощных
иэкономичных моделей двигателей, обеспечивающих нужды всех отраслей народного хозяйства.
3.Разработка единых стандартных лабораторных и мо торных методов оценки эксплуатационных свойств смазоч ных масел.
4.Разработка новой классификации масел с присадка ми, которая включала бы группы масел, способных удовлет
ворить требования различных двигателей в зависимости от их конструкции, применяемого топлива и условий эксплуата ции. Новые масла должны обеспечить повышение моторесур са двигателей.
Решение этих актуальных проблем требует глубокого изучения всех изменений, которые претерпевают смазочные масла в условиях работы двигателей, характера образовав-
7
шихся продуктов окисления масла и влияния их на работо способность масла и 'двигателей. Ниже излагаются состояние и пути развития указанных проблем.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
Задачи технического прогресса народного хозяйства страны вызывают необходимость дальнейшего усовершен ствования и модернизации энергетических и силовых уста новок, одним из видов которых являются широко применяе мые двигатели внутреннего сгорания. Основным направле нием совершенствования двигателей внутреннего сгорания [10] должно являться улучшение экономических и энергети ческих показателей их работы, а также снижение удельного веса двигателей (вес на единицу мощности) цри одновремен ном повышении их надежности и долговечности.
Непрерывное усовершенствование современных двигате лей внутреннего сгорания и создание новых, более форсиро ванных теплонапряженных двигателей вызывает повышение требований к качеству топлив и смазочных масел. Поэтому возможности развития двигателестроения находятся в пря мой зависимости от качества применяемых топлив и смазоч ных масел. В этой связи представляет интерес обзор литера туры по вопросу развития двигателестроения в стране, из которого станут понятными растущие требования двигателей к качеству смазочных масел.
Начало развития двигателей внутреннего сгорания свя зано с появлением газового двигателя Лаундера мощностью 3—5 л. с. и может быть отнесено к 1860 г. Впервые в России такой двигатель был построен в Петербургском технологи ческом институте под руководством И. А. Вышнеградского, положившего начало двигателестроению в России. В даль нейшем с целью улучшения показателей работы двигателя Лаундера, имевшего низкий к. п. д. (т) = 0,042) и чрезмерно большой расход газа (3 м3 на 17 л. с.), был создан четырех тактный двигатель, работавший на светильном газе, фирмы Ланген и Отто. Низкий к. п. д. и большой расход топлива в газовых двигателях дали толчок развитию карбюраторных двигателей, работающих на жидком топливе (керосин и бен зин). По проекту Н. С. Костовича в 1884 г. в России был построен бензиновый поршневой двигатель для воздушного корабля. С этого времени начались обширные исследования рабочего процесса газовых и бензиновых двигателей. Боль шой экспериментальный материал, накопленный 'в результате многочисленных испытаний двигателей, позволил В. И. Гри невецкому разработать теорию расчета рабочего процесса, которая в 1907 г. была опубликована в его фундаментальной работе «Тепловой расчет рабочего процесса». Слроектиро’
8