Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ
АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
(СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ )
I КОНТРОЛЬНЫЙ
!ЭКЗЕМПЛЯР
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СУДОСТРОЕНИЕ» ЛЕНИНГРАД • 1974
(
ч
W - J 3 9 d j ,
3. Я. Вирьянский, И. Л. Киселев, Н. В. Колесников,
В. А. Михайлов, Н. М. Пиневский, А. А. Старшинов
Вкниге излагаются некоторые вопросы системного подхода к проектированию систем автоматического кон троля (САК) технических средств судов.
Рассматриваются методы информационного обеспече ния процесса проектирования, в том числе и эвристиче
ские. Приводится материал по структурному построению САК, выбору и оптимизации структурных характери стик и процедур обслуживания в этих системах. Даются рекомендации по разработке специального математиче ского обеспечения процессов контроля в САК с иерархи ческой структурой. Анализируется эффективность агрега тивного метода проектирования, эволюционного внедре ния САК и обеспечение метрологической надежности при контроле.
Приложен словарь терминов, применяемых в литера туре по сложным системам контроля и информационно измерительным системам.
Книга рассчитана на инженеров и научных работни ков, занимающихся вопросами проектирования САК, а также на студентов и аспирантов соответствующих специальностей.
Ил. 73. -Табл. 13. Литерат. 107 назв.
Р е ц е н з е н т ы :
канд. техн. наук Румянцев Игорь Андреевич, канд. техн. наук Савин Евгений Васильевич,
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
канд. техн. наук Бекаревич Юрий Борисович
30311—064
С048 (01)—74 6 5 -7 4
©Издательство «Судостроение», 1974 г.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
АСКР — агрегатированная си стема контроля и ре гулирования;
АЦП — аналого-цифровой пре образователь;
БЗУ — буферное запоминаю щее устройство;
БИС — большая |
интегральная |
|
схема; |
|
уст |
ВУ — вычислительное |
||
ройство; |
|
|
ГТГ — газотурбогенератор; |
||
ГТЗА — главный |
турбозубча- |
|
тый агрегат; |
уст |
|
ЗУ — запоминающее |
||
ройство; |
|
запо |
ДЗУ — долговременное |
||
минающее устройство; |
||
ДШ — дешифратор; |
микро |
|
ИМС — интегральная |
||
схема; |
|
|
КОП — код операции; |
|
К— коммутатор;
ЛСА —логическая схема ал
горитма; |
участок |
ЛУ — линейный |
|
(программы); |
|
МАФУЗ — малый функциональ ный узел;
МОЗУ — магнитное оперативное запоминающее устрой ство;
МПА — микропрограммный автомат;
МЦК — машина централизо ванного контроля;
Н — нормализатор; 0-0 — нуль-орган;
ОЗУ — оперативное запомина ющее устройство;
ПГУ — парогенераторная уста
новка; ПЗУ — программное запомина
ющее устройство; зт — преобразователь;
ППУ — паропроизводительная установка;
1*
Пр — (блок) приоритетов; ПСИ — пост сбора (и обработ ки) информации;
ПуО — пульт оператора; ПСОИ — пульт связи, управле
ния (и) оперативной индикации;
яф — преобразователь функ
циональный; |
|
Рг — регистр; |
|
Per — регистрация; |
отклоне |
РегО — регистрация |
|
ний; |
цикличе |
РегЦ — регистрация |
|
ская; |
параме |
РегП — регистрация |
тров; Рп — распределитель;
САК — система |
автоматиче |
ского контроля; |
|
С — сигнализация; |
|
СКАС — система |
комплексной |
автоматизации судна; Св — связь; Сч — счетчик;
Сц — сигнализация цикличе ская;
УСр — сравнивающее устрой ство;
ТГ — турбогенератор;
Т— таймер (датчик момен тов времени);
Уп — управление; ЦПУ — цифропечатающее уст
ройство; (В) — содержимое или ре
зультат операции В; | | — модуль;
ГI) — узел;
I! || — прибор;
_ £ > — — усилитель;
— интегратор.
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одна из основных тенденций современного судостроения — комплексная ав томатизация управления судовыми техническими средствами. В директивах XXIV съезда по IX пятилетнему плану поставлена задача: «. . .пополнить транспорт ный флот судами с комплексной автоматизацией управления механизмами и систе мами» [55]. Эта задача успешно выполняется работниками судостроительной про мышленности и смежных отраслей.
Комплексная автоматизация судовых технических средств позволяет повысить точность управления, оптимизировать режимы работы различных систем и меха низмов, сократить численность экипажа и значительно улучшить условия труда моряков. Однако комплексная автоматизация приводит к необходимости увеличе ния объема рабочей информации и повышению ее качества (точность, достоверность, форма и темп ее представления). В связи с этим в состав системы комплексной авто матизации входит система автоматического контроля (САК), осуществляющая в об щем случае сбор, обработку и представление информации, контроль работоспособ ности технических средств, диагностику и прогнозирование неисправностей.
САК необходима на судне и при отсутствии системы комплексной автомати зации ввиду сложности современных судовых технических средств. Автоматизацию контроля при этом можно рассматривать как первый этап комплексной автомати зации судовых технических средств.
Впоследние годы САК стали интенсивно внедряться на судах отечественного
изарубежного флотов. В настоящее время практически все крупные суда оснащаются такими системами. В связи с этим особенно заметен недостаток научной разработки ряда вопросов, относящихся к проектированию САК- В 1967—1972 гг. опублико ваны некоторые работы, посвященные рассмотрению как общих вопросов автома тического контроля [11, 21, 40, 48, 59, 70, 99], так и вопросов централизованного
автоматического контроля на судах [4, 60, 67].
В данной книге сделана попытка впервые рассмотреть вопросы использования системного подхода при проектировании судовых САКНекоторые из этих вопросов мало освещены в литературе и в настоящее время являются дискуссионными.
Книга написана по результатам научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре электрооборудования и автоматизации судов Ленинградского ордена Ленина электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина) и в ряде проектно-конструкторских организаций МСП СССР, и отражает основные резуль таты, полученные в этой области авторами.
Авторы выражают глубокую благодарность рецензентам к. т. н. И. А. Румян цеву и Е. В. Савину, а также научному редактору к. т. н. Ю. Б. Бекаревичу.
Все критические замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство «Судостроение».
ВВЕДЕНИЕ
Задачи, выполнение которых возлагается на САК судовых техни
ческих средств, весьма разнообразны. К ним относятся преобразо вание первичной информации, поступающей от различных датчиков
и сигнализаторов, в обобщенную информацию о состоянии всей контролируемой системы; классификация состояний контролируе мой системы, т. е. соотнесение любого текущего состояния к тому или иному из стандартных состояний, определенных заранее (нор мальное функционирование контролируемой системы, функциони рование контролируемой системы, характеризуемое снижением эф
фективности, аварийные состояния); выбор управляющих воздей
ствий и их формирование и др.
Решение этих задач судовой САК обеспечивает поддержание
заданного уровня работоспособности технических средств судна.
Технические средства судна, являющиеся объектами контроля,
представляют собой совокупность значительно отличающихся друг от друга систем, агрегатов и устройств. Параметры, характеризу
ющие их состояние, имеют различную физическую природу (темпе ратура, давление, напряжение, влажность, уровень и т. д.) и ме няются в широких пределах. Для определения состояний контроли
руемой системы в состав САК должна входить специальная часть,
выполняющая сбор информации о состоянии технических средств судна, поступающей от датчиков и сигнализаторов; первичную
обработку собираемой информации (фильтрацию от помех, лине
аризацию, аналого-цифровое- преобразование и др.); вычисление ненаблюдаемых показателей состояния технических средств (косвен ный контроль).
Кроме того, в состав САК должны входить классификатор собы тий, обеспечивающий определение уровня работоспособности, диаг
ностику отказов контролируемых систем, прогнозирование хода технологических процессов, а также устройство выработки решения,
которое выдает информацию в систему автоматического управления и защиты, фиксирует отчетную информацию, определяет технико экономические показатели.
Из вышесказанного следует, что судовые САК можно отнести
к классу сложных систем, характерными признаками которых являются: многоплановость выполняемой задачи, вытекающая из
5
Средств, систем управления и контроля. Развитие методологии ком плексного проектирования сложных систем — системного проекти рования— чрезвычайно важная задача, которой в настоящее время
уделяется большое внимание [30, 69, 85].
Возникновение системного подхода дало новый толчок к иссле
дованию методов формализации процессов принятия решений на
ранних стадиях проектирования. Методы исследования операций
позволили разработчикам применять количественные оценки во всех
практически важных случаях. Развитие теории полезности позво ляет внести ясность в определение таких интуитивных понятий, как «хорошее» и «плохое» решения, «достижение требуемого эффекта» и «полезный вариант».
Повышение сложности задач проектирования сделало невозмож
ным решение их традиционными методами. В сложных проектах
разработчику трудно различить удовлетворительные и оптимальные
решения. Кроме того, существуют противоречия между сложностью
(объемом) системы, максимально эффективным объемом коллектива
разработчиков и допустимым временем проектирования системы.
В попытках разрешения этих противоречий и возник системный подход, который позволяет достичь компромисса между трудоем
костью процесса проектирования и эффективностью получаемого
решения.
Весьма важным в системном подходе является принятие решений
на основе системы критериев. Изменение системы критериев изменяет
и полезность того или иного решения, что позволяет управлять
принятием решений как процессом.
Одна из особенностей системного подхода связана с разделением с и с т е м ы и с р е д ы . Под системой при этом понимается модель
проектируемого объекта, под средой — модель условий функциони
рования объекта, причем понятия системы и среды на каждом этапе — относительные. Так, например, для всей САК средой можно считать систему контролируемых объектов, а для вычислительного устрой
ства, входящего в |
состав САК, — все устройства САК, |
связанные |
||
с вычислительным |
устройством. |
|
|
|
Последовательность таких моделей создает иерархию задач, |
||||
связанных отношением |
включения, |
так называемую |
м о д е л ь |
|
д е к о м п о з и ц и и . |
Получается |
последовательная |
декомпози |
ция задач на подзадачи и, параллельно, разбивка системы на под системы. В соответствии с этим преобразуется и система критериев так, что можно говорить о декомпозиции системы критериев. Обычно такая декомпозиция критериев непосредственно невозможна. Прак тически для каждого этапа проектирования создается своя система критериев с одним условием: композиция критериев должна давать
оценки не ниже оценок по критериям, заданных для всей САК-
Другая особенность системного подхода состоит в том, что для создания в разумные сроки системы, удовлетворяющей некоторым требованиям, выраженным в виде технических заданий (ТЗ), отыски
вается лучшее из возможных удовлетворительных решений, т. е. вы бирается ограниченное множество решений, удовлетворяющих требо-
7
ван иям ТЗ, и из них путем последовательных сопоставлений выбирается^лучшее (по принятой системе критериев). Это связано с тем обстоятельством, что не всегда известно все множество альтерна
тивных вариантов.
Необходимо упомянуть еще об одном противоречии. Малосерий-
ность, а часто и уникальность сложных систем вступают в проти
воречие с требованием рентабельности производства. Это противоре чие привело к блочно-иерархическому принципу построения системы и применению набора агрегатированных средств, из которых она
строится. При этом набор агрегатированных средств в свою очередь
строится на основе иерархии модулей, узлов, устройств и приборов.
Декомпозиция задач проектирования позволяет, с одной стороны,
свести сложную задачу к совокупности простых, решаемых изоли рованно, но, с другой, — требует четко сформулировать условия, при которых эта декомпозиция возможна. Такой подход дал возможность ввести более широкое применение количественных оценок альтернативных вариантов. Это в свою очередь позволяет принимать более обоснованные решения на ранних стадиях проек тирования.
Вопросы применения основных принципов системного подхода
при проектировании судовых САК составляют основное содержание книги.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СУДОВЫХ САК
Проектирование сложных судовых систем — длительный и
весьма дорогостоящий процесс. Допущенные в процессе проектиро
вания ошибочные решения ведут к значительным потерям как эко
номического, так и морального плана. Чтобы избежать ошибочных
решений желательно параллельно разрабатывать два (или более)
варианта системы с тем, чтобы на заключительной стадии проекти рования отобрать лучший. Однако для сложных систем такой путь
неприемлем. В этом случае необходимо на ранних стадиях проекти
рования уметь прогнозировать с достаточной точностью результаты разработки каждого из возможных вариантов и на основе такого прогноза выбрать оптимальный. Решение данной задачи в значитель
ной степени связано с решением проблем информационного обеспе
чения процесса проектирования.
Под информационным обеспечением будем понимать поиск ком
петентных источников информации, ее получение, обработку и представление проектанту в удобном формализованном виде.
Можно выделить три группы сведений, необходимых в процессе проектирования судовых САК:
— количественные данные (условия функционирования, требо вания к значениям параметров, данные контролируемых систем, ограничения и т. д.);
—описание существующих технических решений (каталоги,
типовые узлы, рекламные проспекты, технические описания и т. п.);
—алгоритмы и правила принятия решений в процессе проекти
рования (методики расчетов, критерии оценки и сравнения вариан
тов и т. п.).
В этой главе рассматриваются вопросы получения количествен ных данных, т. е. методы оценки значений отдельных параметров
контролируемых систем и самих САК. Особый интерес представляет
решение этой задачи на ранних стадиях проектирования, когда она
является задачей прогнозирования. Особенности сложных судовых систем — малая серийность, изменчивость условий эксплуатации, —
часто не позволяют применить традиционные способы прогноза,
основанные на использовании экстраполяционных полиномов и статистических методов. В связи с этим возникает задача поиска новых источников информации, ее получения и оценки достоверности.
9
Одним из таких источников является опыт и интуиция высоко
квалифицированных специалистов-экспертов по разработке и экс плуатации судовых автоматических систем. Получаемая путем опроса экспертов эвристическая информация может быть использо вана для решения различных задач проектирования.
Вопросы информационного обеспечения проектирования судовых
САК, как и других сложных судовых систем, практически в лите ратуре не рассматривались. В данной главе рассматриваются в основ
ном методы прогнозирования значений технических показателей
судовых систем на ранних стадиях проектирования, которые могут
найти широкое применение в практике проектирования.
§ 1.1
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САК
Процесс проектирования сложной системы, какой является
судовая САК, обычно распадается на две стадии — внешнего и
внутреннего проектирования.
На первой стадии определяют цели проектирования, выполняе мые системой функции, формулируют основные ограничения, тре бующие учета. Кроме того, устанавливают взаимосвязи САК
с остальными системами судна, определяют основные принципы ее
построения, состав и распределение функций между подсистемами.
Очень важный момент внешнего проектирования — формулирование
совокупности показателей, по которым оценивается качество (эффек
тивность) САК и определяются оптимальные характеристики си
стемы. Разрабатываются частные технические задания для стадии
внутреннего проектирования, учитывающие всю совокупность требо
ваний к проектируемой САК. К решению этих вопросов привлека
ются наиболее квалифицированные специалисты, обладающие широ кой научно-технической эрудицией.
На второй стадии проводятся работы, связанные со структурным, логическим и монтажно-коммутационным проектированием под систем, устройств и блоков на базе основных требований к ним, определенных при внешнем проектировании. Внутреннее проекти
рование осуществляется специалистами в конкретных областях
информационно-измерительной и вычислительной техники, автома тики и телемеханики, электроники, эргономики и т. д. Этап внеш него проектирования является важнейшим в разработке системы, а его результаты во многом зависят от того, какой информацией пользуются разработчики.
Каждая из двух основных стадий проектирования состоит из нескольких этапов (рис. 1.1). Так, к внешнему проектированию
относятся анализ объектов контроля, разработка основных техни
ческих требований к САК, формулировка критериев оценки и ана лиз множества возможных решений (моделей систем), синтез макро
структуры и структуры САК, определение основных характеристик
и требований к подсистемам, устройствам и узлам. Эти этапы соот
ветствуют двум предусмотренным ЕСКД этапам проектирования —
10