Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ

АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

(СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ )

I КОНТРОЛЬНЫЙ

!ЭКЗЕМПЛЯР

ИЗДАТЕЛЬСТВО «СУДОСТРОЕНИЕ» ЛЕНИНГРАД • 1974

(

ч

W - J 3 9 d j ,

3. Я. Вирьянский, И. Л. Киселев, Н. В. Колесников,

В. А. Михайлов, Н. М. Пиневский, А. А. Старшинов

Вкниге излагаются некоторые вопросы системного подхода к проектированию систем автоматического кон­ троля (САК) технических средств судов.

Рассматриваются методы информационного обеспече­ ния процесса проектирования, в том числе и эвристиче­

ские. Приводится материал по структурному построению САК, выбору и оптимизации структурных характери­ стик и процедур обслуживания в этих системах. Даются рекомендации по разработке специального математиче­ ского обеспечения процессов контроля в САК с иерархи­ ческой структурой. Анализируется эффективность агрега­ тивного метода проектирования, эволюционного внедре­ ния САК и обеспечение метрологической надежности при контроле.

Приложен словарь терминов, применяемых в литера­ туре по сложным системам контроля и информационно­ измерительным системам.

Книга рассчитана на инженеров и научных работни­ ков, занимающихся вопросами проектирования САК, а также на студентов и аспирантов соответствующих специальностей.

Ил. 73. -Табл. 13. Литерат. 107 назв.

Р е ц е н з е н т ы :

канд. техн. наук Румянцев Игорь Андреевич, канд. техн. наук Савин Евгений Васильевич,

Н а у ч н ы й р е д а к т о р

канд. техн. наук Бекаревич Юрий Борисович

30311—064

С048 (01)—74 6 5 -7 4

©Издательство «Судостроение», 1974 г.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

АСКР — агрегатированная си­ стема контроля и ре­ гулирования;

АЦП — аналого-цифровой пре­ образователь;

БЗУ — буферное запоминаю­ щее устройство;

БИС — большая

интегральная

схема;

 

уст­

ВУ — вычислительное

ройство;

 

 

ГТГ — газотурбогенератор;

ГТЗА — главный

турбозубча-

тый агрегат;

уст­

ЗУ — запоминающее

ройство;

 

запо­

ДЗУ — долговременное

минающее устройство;

ДШ — дешифратор;

микро­

ИМС — интегральная

схема;

 

 

КОП — код операции;

 

К— коммутатор;

ЛСА —логическая схема ал­

горитма;

участок

ЛУ — линейный

(программы);

 

МАФУЗ — малый функциональ­ ный узел;

МОЗУ — магнитное оперативное запоминающее устрой­ ство;

МПА — микропрограммный автомат;

МЦК — машина централизо­ ванного контроля;

Н — нормализатор; 0-0 — нуль-орган;

ОЗУ — оперативное запомина­ ющее устройство;

ПГУ — парогенераторная уста­

новка; ПЗУ — программное запомина­

ющее устройство; зт — преобразователь;

ППУ — паропроизводительная установка;

1*

Пр — (блок) приоритетов; ПСИ — пост сбора (и обработ­ ки) информации;

ПуО — пульт оператора; ПСОИ — пульт связи, управле­

ния (и) оперативной индикации;

яф — преобразователь функ­

циональный;

 

Рг — регистр;

 

Per — регистрация;

отклоне­

РегО — регистрация

ний;

цикличе­

РегЦ — регистрация

ская;

параме­

РегП — регистрация

тров; Рп — распределитель;

САК — система

автоматиче­

ского контроля;

С — сигнализация;

СКАС — система

комплексной

автоматизации судна; Св — связь; Сч — счетчик;

Сц — сигнализация цикличе­ ская;

УСр — сравнивающее устрой­ ство;

ТГ — турбогенератор;

Т— таймер (датчик момен­ тов времени);

Уп — управление; ЦПУ — цифропечатающее уст­

ройство; (В) — содержимое или ре­

зультат операции В; | | — модуль;

ГI) — узел;

I! || — прибор;

_ £ > — — усилитель;

— интегратор.

3


ПРЕДИСЛОВИЕ

Одна из основных тенденций современного судостроения — комплексная ав­ томатизация управления судовыми техническими средствами. В директивах XXIV съезда по IX пятилетнему плану поставлена задача: «. . .пополнить транспорт­ ный флот судами с комплексной автоматизацией управления механизмами и систе­ мами» [55]. Эта задача успешно выполняется работниками судостроительной про­ мышленности и смежных отраслей.

Комплексная автоматизация судовых технических средств позволяет повысить точность управления, оптимизировать режимы работы различных систем и меха­ низмов, сократить численность экипажа и значительно улучшить условия труда моряков. Однако комплексная автоматизация приводит к необходимости увеличе­ ния объема рабочей информации и повышению ее качества (точность, достоверность, форма и темп ее представления). В связи с этим в состав системы комплексной авто­ матизации входит система автоматического контроля (САК), осуществляющая в об­ щем случае сбор, обработку и представление информации, контроль работоспособ­ ности технических средств, диагностику и прогнозирование неисправностей.

САК необходима на судне и при отсутствии системы комплексной автомати­ зации ввиду сложности современных судовых технических средств. Автоматизацию контроля при этом можно рассматривать как первый этап комплексной автомати­ зации судовых технических средств.

Впоследние годы САК стали интенсивно внедряться на судах отечественного

изарубежного флотов. В настоящее время практически все крупные суда оснащаются такими системами. В связи с этим особенно заметен недостаток научной разработки ряда вопросов, относящихся к проектированию САК- В 1967—1972 гг. опублико­ ваны некоторые работы, посвященные рассмотрению как общих вопросов автома­ тического контроля [11, 21, 40, 48, 59, 70, 99], так и вопросов централизованного

автоматического контроля на судах [4, 60, 67].

В данной книге сделана попытка впервые рассмотреть вопросы использования системного подхода при проектировании судовых САКНекоторые из этих вопросов мало освещены в литературе и в настоящее время являются дискуссионными.

Книга написана по результатам научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре электрооборудования и автоматизации судов Ленинградского ордена Ленина электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина) и в ряде проектно-конструкторских организаций МСП СССР, и отражает основные резуль­ таты, полученные в этой области авторами.

Авторы выражают глубокую благодарность рецензентам к. т. н. И. А. Румян­ цеву и Е. В. Савину, а также научному редактору к. т. н. Ю. Б. Бекаревичу.

Все критические замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство «Судостроение».


ВВЕДЕНИЕ

Задачи, выполнение которых возлагается на САК судовых техни­

ческих средств, весьма разнообразны. К ним относятся преобразо­ вание первичной информации, поступающей от различных датчиков

и сигнализаторов, в обобщенную информацию о состоянии всей контролируемой системы; классификация состояний контролируе­ мой системы, т. е. соотнесение любого текущего состояния к тому или иному из стандартных состояний, определенных заранее (нор­ мальное функционирование контролируемой системы, функциони­ рование контролируемой системы, характеризуемое снижением эф­

фективности, аварийные состояния); выбор управляющих воздей­

ствий и их формирование и др.

Решение этих задач судовой САК обеспечивает поддержание

заданного уровня работоспособности технических средств судна.

Технические средства судна, являющиеся объектами контроля,

представляют собой совокупность значительно отличающихся друг от друга систем, агрегатов и устройств. Параметры, характеризу­

ющие их состояние, имеют различную физическую природу (темпе­ ратура, давление, напряжение, влажность, уровень и т. д.) и ме­ няются в широких пределах. Для определения состояний контроли­

руемой системы в состав САК должна входить специальная часть,

выполняющая сбор информации о состоянии технических средств судна, поступающей от датчиков и сигнализаторов; первичную

обработку собираемой информации (фильтрацию от помех, лине­

аризацию, аналого-цифровое- преобразование и др.); вычисление ненаблюдаемых показателей состояния технических средств (косвен­ ный контроль).

Кроме того, в состав САК должны входить классификатор собы­ тий, обеспечивающий определение уровня работоспособности, диаг­

ностику отказов контролируемых систем, прогнозирование хода технологических процессов, а также устройство выработки решения,

которое выдает информацию в систему автоматического управления и защиты, фиксирует отчетную информацию, определяет технико­ экономические показатели.

Из вышесказанного следует, что судовые САК можно отнести

к классу сложных систем, характерными признаками которых являются: многоплановость выполняемой задачи, вытекающая из

5

Средств, систем управления и контроля. Развитие методологии ком­ плексного проектирования сложных систем — системного проекти­ рования— чрезвычайно важная задача, которой в настоящее время

уделяется большое внимание [30, 69, 85].

Возникновение системного подхода дало новый толчок к иссле­

дованию методов формализации процессов принятия решений на

ранних стадиях проектирования. Методы исследования операций

позволили разработчикам применять количественные оценки во всех

практически важных случаях. Развитие теории полезности позво­ ляет внести ясность в определение таких интуитивных понятий, как «хорошее» и «плохое» решения, «достижение требуемого эффекта» и «полезный вариант».

Повышение сложности задач проектирования сделало невозмож­

ным решение их традиционными методами. В сложных проектах

разработчику трудно различить удовлетворительные и оптимальные

решения. Кроме того, существуют противоречия между сложностью

(объемом) системы, максимально эффективным объемом коллектива

разработчиков и допустимым временем проектирования системы.

В попытках разрешения этих противоречий и возник системный подход, который позволяет достичь компромисса между трудоем­

костью процесса проектирования и эффективностью получаемого

решения.

Весьма важным в системном подходе является принятие решений

на основе системы критериев. Изменение системы критериев изменяет

и полезность того или иного решения, что позволяет управлять

принятием решений как процессом.

Одна из особенностей системного подхода связана с разделением с и с т е м ы и с р е д ы . Под системой при этом понимается модель

проектируемого объекта, под средой — модель условий функциони­

рования объекта, причем понятия системы и среды на каждом этапе — относительные. Так, например, для всей САК средой можно считать систему контролируемых объектов, а для вычислительного устрой­

ства, входящего в

состав САК, — все устройства САК,

связанные

с вычислительным

устройством.

 

 

Последовательность таких моделей создает иерархию задач,

связанных отношением

включения,

так называемую

м о д е л ь

д е к о м п о з и ц и и .

Получается

последовательная

декомпози­

ция задач на подзадачи и, параллельно, разбивка системы на под­ системы. В соответствии с этим преобразуется и система критериев так, что можно говорить о декомпозиции системы критериев. Обычно такая декомпозиция критериев непосредственно невозможна. Прак­ тически для каждого этапа проектирования создается своя система критериев с одним условием: композиция критериев должна давать

оценки не ниже оценок по критериям, заданных для всей САК-

Другая особенность системного подхода состоит в том, что для создания в разумные сроки системы, удовлетворяющей некоторым требованиям, выраженным в виде технических заданий (ТЗ), отыски­

вается лучшее из возможных удовлетворительных решений, т. е. вы­ бирается ограниченное множество решений, удовлетворяющих требо-

7


ван иям ТЗ, и из них путем последовательных сопоставлений выбирается^лучшее (по принятой системе критериев). Это связано с тем обстоятельством, что не всегда известно все множество альтерна­

тивных вариантов.

Необходимо упомянуть еще об одном противоречии. Малосерий-

ность, а часто и уникальность сложных систем вступают в проти­

воречие с требованием рентабельности производства. Это противоре­ чие привело к блочно-иерархическому принципу построения системы и применению набора агрегатированных средств, из которых она

строится. При этом набор агрегатированных средств в свою очередь

строится на основе иерархии модулей, узлов, устройств и приборов.

Декомпозиция задач проектирования позволяет, с одной стороны,

свести сложную задачу к совокупности простых, решаемых изоли­ рованно, но, с другой, — требует четко сформулировать условия, при которых эта декомпозиция возможна. Такой подход дал возможность ввести более широкое применение количественных оценок альтернативных вариантов. Это в свою очередь позволяет принимать более обоснованные решения на ранних стадиях проек­ тирования.

Вопросы применения основных принципов системного подхода

при проектировании судовых САК составляют основное содержание книги.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СУДОВЫХ САК

Проектирование сложных судовых систем — длительный и

весьма дорогостоящий процесс. Допущенные в процессе проектиро­

вания ошибочные решения ведут к значительным потерям как эко­

номического, так и морального плана. Чтобы избежать ошибочных

решений желательно параллельно разрабатывать два (или более)

варианта системы с тем, чтобы на заключительной стадии проекти­ рования отобрать лучший. Однако для сложных систем такой путь

неприемлем. В этом случае необходимо на ранних стадиях проекти­

рования уметь прогнозировать с достаточной точностью результаты разработки каждого из возможных вариантов и на основе такого прогноза выбрать оптимальный. Решение данной задачи в значитель­

ной степени связано с решением проблем информационного обеспе­

чения процесса проектирования.

Под информационным обеспечением будем понимать поиск ком­

петентных источников информации, ее получение, обработку и представление проектанту в удобном формализованном виде.

Можно выделить три группы сведений, необходимых в процессе проектирования судовых САК:

— количественные данные (условия функционирования, требо­ вания к значениям параметров, данные контролируемых систем, ограничения и т. д.);

описание существующих технических решений (каталоги,

типовые узлы, рекламные проспекты, технические описания и т. п.);

алгоритмы и правила принятия решений в процессе проекти­

рования (методики расчетов, критерии оценки и сравнения вариан­

тов и т. п.).

В этой главе рассматриваются вопросы получения количествен­ ных данных, т. е. методы оценки значений отдельных параметров

контролируемых систем и самих САК. Особый интерес представляет

решение этой задачи на ранних стадиях проектирования, когда она

является задачей прогнозирования. Особенности сложных судовых систем — малая серийность, изменчивость условий эксплуатации, —

часто не позволяют применить традиционные способы прогноза,

основанные на использовании экстраполяционных полиномов и статистических методов. В связи с этим возникает задача поиска новых источников информации, ее получения и оценки достоверности.

9


Одним из таких источников является опыт и интуиция высоко­

квалифицированных специалистов-экспертов по разработке и экс­ плуатации судовых автоматических систем. Получаемая путем опроса экспертов эвристическая информация может быть использо­ вана для решения различных задач проектирования.

Вопросы информационного обеспечения проектирования судовых

САК, как и других сложных судовых систем, практически в лите­ ратуре не рассматривались. В данной главе рассматриваются в основ­

ном методы прогнозирования значений технических показателей

судовых систем на ранних стадиях проектирования, которые могут

найти широкое применение в практике проектирования.

§ 1.1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САК

Процесс проектирования сложной системы, какой является

судовая САК, обычно распадается на две стадии — внешнего и

внутреннего проектирования.

На первой стадии определяют цели проектирования, выполняе­ мые системой функции, формулируют основные ограничения, тре­ бующие учета. Кроме того, устанавливают взаимосвязи САК

с остальными системами судна, определяют основные принципы ее

построения, состав и распределение функций между подсистемами.

Очень важный момент внешнего проектирования — формулирование

совокупности показателей, по которым оценивается качество (эффек­

тивность) САК и определяются оптимальные характеристики си­

стемы. Разрабатываются частные технические задания для стадии

внутреннего проектирования, учитывающие всю совокупность требо­

ваний к проектируемой САК. К решению этих вопросов привлека­

ются наиболее квалифицированные специалисты, обладающие широ­ кой научно-технической эрудицией.

На второй стадии проводятся работы, связанные со структурным, логическим и монтажно-коммутационным проектированием под­ систем, устройств и блоков на базе основных требований к ним, определенных при внешнем проектировании. Внутреннее проекти­

рование осуществляется специалистами в конкретных областях

информационно-измерительной и вычислительной техники, автома­ тики и телемеханики, электроники, эргономики и т. д. Этап внеш­ него проектирования является важнейшим в разработке системы, а его результаты во многом зависят от того, какой информацией пользуются разработчики.

Каждая из двух основных стадий проектирования состоит из нескольких этапов (рис. 1.1). Так, к внешнему проектированию

относятся анализ объектов контроля, разработка основных техни­

ческих требований к САК, формулировка критериев оценки и ана­ лиз множества возможных решений (моделей систем), синтез макро­

структуры и структуры САК, определение основных характеристик

и требований к подсистемам, устройствам и узлам. Эти этапы соот­

ветствуют двум предусмотренным ЕСКД этапам проектирования —

10