ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
работать по-иному. Всякое же переучивание психологи чески всегда сложнее, чем первоначальное обучение.
Когда речь идет об управлении машиной, оператор обычно отдает себе ясный отчет в том, что он умеет де лать и чего не умеет. Но когда нужно управлять людьми (а в этом основной момент всей управленческой науки), то сам характер такого труда часто создает в управляющем веру в свою непогрешимость и стремление в случае не успеха возложить вину на подчиненных. Представители управленческого труда часто требуют от подчппепиых лучших методов управления, но сами не хотят учиться. Чем более высокий управленческий пост занимает данное лицо, тем чаще и сильнее проявляется эта тенденция.
Такой момент субъективного характера усиливается фактором объективным: чем выше начальпик, тем мень
ше у него остается времени на |
повышение своей |
управ |
|
ленческой квалификации. |
По |
этому поводу академик |
|
В. Μ. Глушков писал в |
«Литературной газете»: |
«Пора |
добраться и до директоров, главных инженеров и зани маться с ними не неделю-другую, а основательно. Но тут требуется официальное решеппе. Если просто бросить клич: „Милости просим, товарищи директора, приезжайте учиться,“ — то пожалуй, никого не дождемся. Многие не рискнут надолго оставить предприятия».
Подобная ситуация приводит к тому, что когда выдви гается проблема подготовки кадров, в частности управлен ческих, и ставится вопрос «кого учить?», то первым чисто эмоциональным ответом всегда бывает — «низы». В отно шении управленческих кадров это означает — управля ющих на низшем уровне управления.
В свое время на «низах» сконцентрировал все свои усилия и ЦИТ, так как было совершенно ясно, что без научной организации рабочего места у станка строить НОТ невозможно. Но уже и в те годы становилось ясно, что без приобщения к науке управления руководителей всех рангов («от мастера до министра») полной отдачи от НОТ ожидать нельзя. Уже в начале 20-х годов в кругах борцов за НОТ наметилось два направления. Сторонники одного придерживались теории «узкой базы». Их называ ли «настройщики», поскольку они ратовали за нащупыва ние везде технически наислабейших мест и за рациона лизацию отдельных операций. Представители другого направления («планеры») требовали «широкой базы», то
210
есть охвата всех организационных форм и управлення его в целом. За «широкую базу» особенно активно выступал Институт научной организации труда в Казани. Каждое пз этих двух течении отрицало возможность существова ния другого. Между тем уже тогда ряд выдающихся госу дарственных деятелей считал необходимым обучать науке управления кадры всех рангов. Так, В. В. Куйбышев, поставленный во главе СовНОТа, созданного осенью 1923 г. в составе РКИ, настаивал на внедрении начал НОТ как в промышленных предпрпятпях, так и в госаппа
рате.
Однако исторический спор 20-х годов далеко не потерял своей актуальности и теперь. Решающим моментом в от ношении вопроса «кого учить?» должен быть, как нам ка жется, фактор исторической целесообразности. В наше время НОТ целесообразно рассматривать как процесс раз работки и осуществления мероприятий по введению научпых приемов во все виды труда, включая и управленче ский. В таком понимании НОТ является неотъемлемой частью более общей и многогранной межотраслевой науки об организации и управлении.
При таком толковании подготовка кадров по НОТ и кадров управленческих — это два неизбежно параллель ных, но различных процесса. В первом случае речь идет об обучении тому, что у нас принято называть «органи зация рабочего места», но в смысле не только буквально «места», где происходит трудовой процесс, а в самом ши роком смысле этого слова, включая и все приемы труда, сопряженные с этим местом. К такому «рабочему месту» мы причисляем и труд у станка, и переписку на машинке, и организацию телефонного обслуживания, и приемы работы продавца за прилавком, и методы работы ученого или начальника за своим письменным столом. Обучение
таким приемам как |
общим для всех, так и связанным |
||
с |
данным видом |
специальности |
необходимо каждо |
му |
работнику управленческого и |
неуправленческого |
труда.
Но научное управление в наше время не может быть сведено к рационализации отдельных приемов или даже всех приемов всех работающих. «Система управления» — это нечто большее, чем арифметическая сумма факторов, в нее входящих, когда речь идет о подготовке современ ных кадров управленческого труда. При этом чем выше
211
ярус управления, тем более комплексной становится сис тема, тем более сложной делается управление ею п тем важнее, следовательно, становится повышение квалифи кации управленческих кадров высшего уровня.
Несколько лет назад в Гарвардском университете (США) — одном из мировых центров по изучению вопро сов организации и управления — проходил двухнедельный семинар, обративший внимание журналистов невероятной платой за право участпя, исключительно высокой квали фикацией приглашенных инструкторов и еще тем, что ко личество участников было ограничено 25 лицами. Оказа лось, что на семинаре был представлен капитал в размере около 12 миллиардов долларов: «студентами» были прези денты, директора и генеральные управляющие, контроли рующие всю деревообрабатывающую и лесную промыш ленность США. Этот пример подкрепляет ответ на вопрос «кого учить?» Учить надо всех, п чем выше подымается в своем развитии паша страна, тем более и более важной становится задача подготовки кадров именно высшего уп равленческого уровня. Если самый лучший начальник по может преуспеть прп отсутствии хороших помощников и рабочих, то и самые квалифицированные служащие и ра бочие ничего не дадут, если их начальник не умеет уп равлять.
В проблеме «кого учить?» есть еще одна частность: воз раст обучаемых. Учить и переучивать всегда легче людей молодых, чем пожилых. Возраст нередко становится проб лемой, когда хотят «растить» управляющих. Конечно, ле та человека еще не определяют его истинного возраста. Пожилые управляющие часто бывают более молоды своим живым и пытливым умом, чем те молодые, которые не вос принимают нового, передового.
Но можно услышать и такое: «Оставьте меня в покое с вашей наукой об организации и управлении. Мне два года до пенсии. Работал неплохо всю жизнь, так буду и даль ше. Вот займете мое место — управляйте по-ппому». Че ловеку, рассуждающему так, следует ответить, что изуче ние науки об организации и управлении есть обязанность всех наших кадров. Если пожилой начальник не понимает этого, не делает необходимых выводов, то государству экономически выгоднее выплатить подобному управля ющему зарплату за два года вперед п сразу вывести на пенсию. «Если управляющий не стремится вперед, а лишь
212
обороняет свое кресло, предприятие впадает в летар гию»,— очень правильно сказал один специалпст.
Проблема подготовки управленческих кадров в ее це лом, несомненно, весьма трудная государственная задача. Но трудности никогда не пугали советских людей. Эконо мическая и социально-политическая система планового хо зяйства нашей страны открывает широкие возможности для воспитания людей, способных обеспечить эффектив ное научное управление. Программе, которая осуществ ляется в нашей стране по подготовке управленческих кад ров, может позавидовать любая страна мира. Эта про грамма должна быть выполнена, п мы должны добиться того, чтобы наши управленческие кадры стали лучшими в мире!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПРОЕКТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИЙ
(для руководителей предприятий и объединений промышленности и других областей) *
Тема 1. Экономика 'СССР — экономика развитого социалистическо го общества.
Тема 2. XXIV съезд КПСС об экономической политике на совре менном этапе.
Тема 3. Экономическое сотрудничество СССР с социалистическими странами.
Тема 4. Новые явления в экономике современного капитализма. Тема 5. Сущность управления при социализме.
Тема 6. Закономерности и принципы управления социалистиче ским производством.
Тема 7. Организация управления производством в условиях науч но-технической революции.
Тема S. Совершенствование организационной структуры управле ния производством.
Тема 9. Методы управления, их содержание и взаимосвязь.
Тема 10. Планированпе — центральное звено управления социали стическим производством.
Тема 11. Совершенствование хозяйственного расчета и экономиче ского стимулирования.
Тема 12. Экономический анализ, его роль в управлении.
Тема 13. Органпзационно-распорядптельпыо методы управления. Тема 14. Социально-психологические методы управления.
Тема 15. Современные методы управления научно-техническим про грессом.
Тема 16. Совершенствование организации производства.
Тема 17. Социалистическое соревнование и управление производ ством.
Тема 18. Информация и управление. Современные методы инфор мации.
Тема 19. Техника управления и ее развитие.
Тема 20. Автоматизированные системы управления производством. Тема 21. Управленческий труд и его организация.
Тема 22. Кадры управления. Организация работы с кадрами.
Тема 23. Решения как основа управления. Проворна и контроль исполнения решений.
* «Экономическая газета», 1972, № 19.
214
Приложение 2
Тематическим план курсов повышеппя квалификации директоров и главных инженеров предприятий машиностроения, разработан ный Всесоюзным научно-методологическим центром в Москве
Количество
часов
Тема |
передовой |
лек |
опыт п |
практиче |
|
ция |
ские |
|
занятия |
Раздел А. Научная организация труда
1 Основные направления, содержание и зада
|
чи НОТ |
|
|
2 |
|
2. Разработка и внедрение рациональных форм |
2 |
|
|||
|
разделения труда |
рабочего места. |
|
||
3. Требования к |
организации |
|
|
||
|
Система изготовления оргоснастки на пред |
|
|
||
|
приятиях главного управления Министерства |
2 |
2 |
||
|
радиопромышленности и ее внедрение |
||||
4. Совершенствование организации обслужива |
2 |
|
|||
|
ния основного производства |
|
|
||
5. Производственные эадачи и разбор их реше |
|
6 |
|||
|
ний |
|
|
2 |
|
6. |
Совершенствование нормирования труда |
|
|||
7. Изучение передовых методов труда |
2 |
2 |
|||
8. |
Улучшение условий труда |
|
4 |
||
9. |
Практика социологических исследований |
2 |
|
||
Ю. Подготовка кадров и меры |
по сокращению |
|
2 |
||
|
их текучести |
|
|
2 |
|
Л. Планирование мероприятий по НОТ, опыт их |
|
5 |
|||
12. |
разработки, дискуссия по теме |
2 |
|||
Определение |
экономической |
эффективности |
|
|
|
|
мероприятий по НОТ и решение соответству |
2 |
2 |
||
|
ющих практических задач |
|
|||
13. Методы определения уровня НОТ на пред |
2 |
2 |
|||
|
приятии |
|
|
||
|
Всего |
|
|
26 |
21 |
215