Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Глава
ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СВАРОЧНЫХ РАБОТ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ
Сварка на открытых площадках происходит в сложных условиях: при наличии электрического тока, нагретых или охлажденных до низких температур изделий, вредных для человеческого организма выделений, при высокой или, наоборот, низкой температуре окру жающего воздуха, ветре, осадках, обледенении и т. п.
Для предупреждения несчастных случаев при подготовке и про ведении сварочных работ надлежит строго соблюдать нормы и пра вила техники безопасности.
При несоблюдении этих требований возможны такие поражения, как электротравмы, ожоги, поражения глаз, перегрев организма, обморожения, отравления, ушибы и т. п.
Прежде чем приступить к выполнению сварочных работ на от крытых площадках электросварщики должны пройти медицинский осмотр, дополнительно изучить особенности сварки на открытых площадках и получить соответствующую запись в дипломе сварщика.
К сварке на открытых площадках допускаются лица не моложе
18 лет.
Сварщики должны работать в спецодежде из огнестойкой ткани согласно отраслевым нормам.
Все основные н вспомогательные приспособления, инструмент, защитные и транспортные устройства, способы ведения работ должны быть предусмотрены технологической документацией и быть исправ ными. Применять какие-либо иные приспособления, инструменты, оснастку, не предусмотренные технологической документацией, разработанной технологическими службами завода и утвержденной в установленном порядке, з а п р е щ а е т с я .
Электросварочные установки с источником тока, напряжение которого выше 36 В, должны быть оборудованы устройствами авто матического отключения напряжения холостого хода или понижения его не менее чем до 30 В, а при работе в особо опасных условиях — до 12 В.
При повышенной и пониженной температуре окружающего воз духа следует делать перерывы в работе, длительность и частота ко торых регламентируются постановлениями местных Советов депу татов трудящихся в зависимости от климатических зон.
Для предупреждения отравления газами, парами, пылыо и аэро золями в воздушной среде около рабочего места содержание пыли должно быть менее 4, окислов марганца менее 0,3 и окиси углерода менее 30 мг/м3. В тех случаях, когда при сварке или наплавке кон
130
центрация газов и паров в зоне дыхания не превышает предельно допустимых величин, но количество пыли значительное, необходимо пользоваться противопылевымн респираторами типа У-2К или ШБ-1 («Лепесток»).
После работы сварщик должен иметь возможность принять душ. При подготовке и проведении сварочных работ на открытых площадках следует руководствоваться требованиями технологи ческих инструкций по проведению конкретного способа сварки и применению сварочного материала, а также правил техники безо пасности и производственной санитарии для судостроительных и
судоремонтных предприятий [48].
При работе на лесах стапелей сварщики должны пользоваться поясом верхолаза, снабженным цепью и карабином для прикрепле ния к конструкции. За состоянием лесов стапеля должен быть нала жен систематический контроль. Снег, лед, изморозь необходимо счищать с настилов и ограждений. Огарки электродов следует бро сать только в специальные ящики, шлак очищать со швов только тогда, когда температура его понизится до 50—60° С. Если при сварке, очистке швов, строжки корня шва и т. п. существует опас ность попадания нагретых частиц, брызг металла на нижележащие площадки, то на последних работы необходимо прекратить.
Работы на лесах стапеля прекращают также при ветре свыше 5 баллов, при дожде и снегопаде, при морозе ниже —30° С или дру гих ограничениях, установленных местными Советами депутатов трудящихся.
Администрация завода обязана разработать и выдать на руки электросварщикам инструкции по технике безопасности с учетом местных (конкретных) производственных и климатических условий, особенностей изделий, технологического оборудования, оснастки, приспособлений и инструмента, а также обеспечить контроль за их выполнением.
Все рабочие перед началом работы на открытых площадках и особенно на стапелях должны пройти производственный инструктаж. До инструктажа мастер или бригадир должен убедиться, что усло вия работы нормальные, выявить участки с повышенной опасностью
исвоевременно предупредить работающих.
Вместах, доступных и удобных для обозрения, должны быть оборудованы витрины с метеорологическими сводками погоды и
прогнозами на ближайшие дни.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. |
А б р а м о в и ч |
Г. |
Н. Теория турбулентных струп. М., Физматгнз, I960. |
|
2. |
A n y ч к и и М. П. |
Сварка резервуаров и трубопроводов в зимних усло |
||
3. |
виях. М., ВНИИСТ, |
1958. |
||
Б е з б а х |
Д. |
К- Исследование некоторых особенностей теплофизнческих |
||
|
и металлургических процессов при электродуговой сварке на открытых пло |
|||
|
щадках в судостроении и судоремонте. Днсс. на соискание уч. степени канд. |
|||
|
техн. наук, |
Л., |
1969. |
(ЛИВТ). |
4.Б е л ь ч у к Г. А. Сварные соединения в корпусных конструкциях. Л., «Судостроение», 1969.
5. |
Б е л ь ч у к |
Г. А., |
М а ц к е в и ч В. Д. Сварка в судостроении. Л., Суд- |
6. |
промгнз, 1961. |
Климаты СССР. М., «Просвещение», 1967. |
|
Б о р и с о в |
А. А. |
7.Б р у л и к П. М., С а в и и В. Р. Исследование гидродинамики затопленной осесимметричной струн, набегающей перпендикулярно на пластину. — Веб.: Строительная теплофизика. М., «Энергия», 1966, с. 52—56.
8. В а г а н о в А. М., К а р п о в А. Б. Общее устройство судов. Л., «Судо строение», 1965.
9.В а й н б о й м Д. И. Сварка электрозаклепками под флюсами и в среде защитных газов. Л., ЛДНТП, 1962.
•10. |
В а й н е р м а и |
А. Е. Сварка корпусных конструкций в среде углекислого |
||||||||||
11. |
газа. Л., «Судостроение», 1967. |
В а г а п о в |
И. М. Высокопроизводитель |
|||||||||
В о р о н о в и ц к и й |
И. |
Н., |
||||||||||
12. |
ные электроды для дуговой |
сварки. М., |
Машгиз, 1963. |
|
||||||||
В у л и с Л. А., |
Е р ш и м |
Ш. А., |
Я р и н |
Л. П. Основы теории газового |
||||||||
13. |
факела. Л., «Энергия», 1968. |
|
|
В. В. Влияние азота |
на пористость |
|||||||
Г а л и н и ч В . М., П |
о д г а е ц к и й |
|||||||||||
|
швов |
при сварке стали |
в |
аргоне |
и |
углекислом газе. — «Автоматическая |
||||||
14. |
сварка», 1967, № 2, с. 24—32. |
|
|
К- |
А. Влияние начальной турбулент |
|||||||
Г и н е в с к и й |
А. С., |
П о ч к и н |
|
|||||||||
|
ности потока на характеристики осесимметричной затопленной струи. — «Ин |
|||||||||||
15. |
женерно-физический журнал», 1967, т. 12, № |
1, с. 50—53. |
А. В. Сварка |
|||||||||
Г о л о в ч е и к о В. С., |
М и с ю р о в |
И. П., Н и к о н о в |
||||||||||
16. |
в углекислом газе. Л., «Судостроение», 1967. |
|
|
|||||||||
Г[о л о л о б о в |
Б. А., |
Н и к о л а е в |
К- Г. Трещины при сварке корпус |
|||||||||
|
ных |
сталей. Л., |
«Судостроение», |
1969. |
|
|
|
|
17.Г у р е в и ч ' И . М. Механизация трудоемких корпусных работ в судоре
18. |
монте. М., «Транспорт», 1967. |
Д м и т р и е в В. П., К о м а н А. Л. Механизация корпусных работ при |
|
|
постройке крупнотоннажных судов. Л., «Судостроение», 1965. |
19.Е"р о х и и А. А. Кинетика металлургических процессов электродуговой
сварки. М., Машгиз, |
1964. |
20. З а р у б а И. И., К |
а с а т к и н Б. С., П о т а п ь е в с к и й А. Г. Сварка |
вуглекислом газе. Киев, «Техника», 1966.
21.И о с и д а Т. Исследование технологических параметров сварки в среде угле кислого газа. Пер. с япон. (№ 43357/4), М., Бюро переводов ВИНИТИ, 1964.
22.К а м е н е в П. И. Отопление iKвентиляция. 4 .2 . М., Стройиздат, 1964.
'23. |
К в и р и к а д з е |
Т. Г. Исследование защиты переплавленного дугой ме |
|||
|
талла при сварке |
в углекислом |
газе, Дисс. на соискание уч. степени канд. |
||
24. |
техн. наук, М., 1967. (ЦНИИТМАШ). |
||||
К и р д о |
И. В., |
П о д г а е ц к и й В. В. О влиянии флюсов на пористость |
|||
|
автоматного шва, вызванную ржавчиной.— В кн.: Сб. трудов по авто |
||||
25. |
матической сварке под флюсом, |
1949, № 6. (АН УССР). |
|||
К о з л о в |
Р. А. |
Водород |
при |
сварке корпусных сталей. Л., «Судострое |
|
26. |
ние», 1969. |
Б. Б., |
Т р у м п а й ц Я- И. Местное законодательство |
||
К о й р а и с к и й |
|||||
|
по работам на открытом воздухе в холодное время года. — «Гигиена и сани |
||||
|
тария», 1963, № 6, с. 86—92. |
|
132
27. |
К о и д р у ц к а я |
Е. Т. Устройство для автоматического предупреждения |
|
о предельной силе |
ветра. — «Речной транспорт», 1968, № 3, с. 48. |
28.К р а ц е р М. Г. Совершенствование техники газовой защиты сварки швов. —
29. |
«Технология судостроения», 1963, |
№ 6, с. 23—28. |
II. Р. Примене |
||||
К р о н и к |
Н. А., |
|
Б а х т и а р о в Д. П ., Я в д о щ и и |
||||
|
ние электродов А1ТО-4 в морском |
судостроении и судоремонте. — «Автома |
|||||
30. |
тическая сварка», |
1968, № 2, |
с. 51—53. |
|
|||
Л и п м а н |
Г. В., |
Р о ш к о |
А. Л. Элементы газовой динамики. Пер. с англ. |
||||
•31. |
М., Изд-во иностр. лнтерат., 1960. |
Ф. И., Ш и е й з м а и |
В. М. Водород |
||||
Л у ш к о в |
Н. Л., |
Р а з д у й |
|||||
32. |
в сварных швах и борьба с ним. Л., Судпромгиз, 1959. |
|
|||||
М е л ь н н ч е и к о |
Г. Т. Ветрозащитные устройства судов. — «Судострое |
||||||
|
ние», 1963, |
№ 7, с. 9— 14. |
|
|
|
33.Н и к о л а е в В. Е. Безопасность труда в судостроении. Л., «Судостроение», 1969.
34.II о в о ж п л о в IT. М. Основы металлургии дуговой сварки в активных защитных газах. Дисс. па соискание уч. степени д-ра техп. наук, 1966.
(ЦНИНТМАШ).
•'35. 14овые проблемы сварочной техники. Под ред. акад. Б. Е. Патона. Киев, «Техника», 1964.
36.П е т р о в А. В. Исследование параметров струи защитного газа при ду
говой сварке. — «Сварочное производство», 1960, № 5, с. 5—8.
37.П е т р о в Г. Л. Сварочные материалы. М., Машгиз, 1962.
38.П е т р о в Г. Л. Неоднородность металла сварных соединений. Л., Судпромгпз, 1963.
39.П о т а п ь е в с к и й А. Г. Влияние составляющих режима сварки топкой проволокой в среде углекислого газа на интенсивность металлургических
40. |
реакций. —■«Автоматическая |
сварка», 1958, № 2, |
с. 53—57. |
||
П о т а п ь е в с к и й А. Г., |
Л а в р и щ е в |
В. |
Я. Сварка в углекислом |
||
|
газе погруженной |
дугой на |
форсированных |
режимах. — «Автоматическая |
|
|
сварка», 1968, № |
1, с. 50—52. |
|
|
41.Правила классификации и постройки морских судов. Ч. 14. Сварка в судо строении и судоремонте. Л. «Транспорт», 1970. (Регистр СССР).
42.Правила постройки стальных судов внутреннего плавания. Применение сварки в судостроении и судоремонте. М., «Транспорт», 1970. (Речной Регистр РСФСР)
43. |
Р а й с к и й |
Е. |
Е. Полуавтоматическая сварка в углекислом газе корпус |
||
|
ных конструкций |
проволокой |
1,4 мм .— «Технология судостроения», 1967, |
||
44. |
№ 4, с. 36—40. |
|
Расчеты |
тепловых процессов при сварке М., Машгиз, |
|
Рык а л и и |
Н. Н. |
||||
45. |
1951. |
Н. |
Н., |
К у л а г и н И. Д. Тепловые параметры сварочной |
|
Р ы к а л н н |
дуги. — В сб.: Тепловые процессы при сварке, 1953, вып. 2, М., Изд-во АН
СССР, с. 10—58.
46.Сварка в атмосфере защитных газов. Патент США, кл. 219—74. № 3053967. . 11.09.62.
47.Сварка порошковой проволокой в среде углекислого газа. — «Сварочное производство», 1967, № 10, с. 45—46.
48.Справочник по технике безопасности, противопожарной технике и произ водственной санитарии. В 4-х т. Изд. 4-е, перераб. Т. 3—4. Л., «Судострое
ние», 1972.
49.С е ф е р и а н Д. Металлургия сварки. Пер. с франц. М., Машгиз, 1963.
50.С л у ц к а я Т. М. Особенности сварки проволокой, легированной редко земельными элементами. — В сб.: Новые проблемы сварочной техники, Киев, «Техника», 1964, с. 419—425.
51.С у п т е л ь А. М. Исследование способа сварки открытой дугой порошковой проволокой. Дисс. на соискание уч. степени канд. техн. наук. Киев, 1967.
(ИЭС им. Е. О. Патона).
52. Т ар л и н е к ий В. Д. Исследование порошковой проволоки ПВС-1 для сварки магистральных трубопроводов.— «Труды ВНИИСТ», 1963, вып. 16, с. 53-57.
133
53. |
Т е р е н т ь е в И. М., С к а ч к о в Ю. Н. Повышение эффективности |
|
защиты дуги при аргонодуговой сварке. — «Сварочное производство», 1963, |
№ 7, с. 15—16.
54.Т у р к е л ь т а у б Г. М. Механизированная сварка в судоремонте. М., «Транспорт», 1957.
55.Ф а л ь к е в и ч А. С. Сварка магистральных и заводских (технологических) трубопроводов. М., Гостехиздат, 1962.
56. |
Ф и ш е р , |
Г о ф м а н. Влияние |
кислорода на растворимость азота и ско |
|
рость его поглощения жидким железом. — «Проблемы современной метал |
||
' 57. |
лургии», 1960, № 5, с. 53—59. |
|
|
Ф р о л о в |
В. В. Физико-химические процессы в сварочной дуге. М., Маш- |
||
58. |
гиз, 1954. |
В. В., С у в о р и н |
В. Я. Поведение водорода в сварочном |
Ф р о л о в |
дуговом разряде. — «Сварочное производство», 1968, № 2, с. 4—6.
59.Ф р у м и и С. Р. Порошковая проволока для механизированной сварки судо вых конструкций из низкоуглеродистой стали. — В кн.: Сварка в судоремонте
60. |
и судостроении. Л., 1967. (ЛИВТ) |
|
|
||
Ф у к е л ь м а м |
М. Л., |
М е л ь н и к С. С. Перспективы применения сварки |
|||
|
без защитной среды в морском судостроении. — «Автоматическая Сварка», |
||||
61. |
1965, № 10, с. 50—51. |
П а щ е н к о |
В. А., П р о к о п е н к о |
Л. А. |
|
Ф у к е л ь м а н |
М. Л., |
||||
|
Сварка в углекислом газе на открытых стапелях. — «Автоматическая сварка», |
||||
'62. |
1967, № 5, с. 51-52. |
|
температурах. М., Машгиз, |
1962. |
|
Ч е к а и он А. |
А. Сварка при низких |
63.П i д г а е ц к и й В. В., Пори, включения 1 тр1щинп в зварипхшвах. Kniu,
64. |
«Техника», |
1970. |
B e r n a r d R. Welding with blanket and gasshield, Pa |
|
B e r n a r d |
A., |
|||
65. |
tent USA, kl. 219—74, № 3051822, 28.08.62. |
|||
B o r l a n d |
J. C, H u l l |
W. G. Manual open air welding of reaktiv metals. — |
||
|
«British Welding J.», 1958, |
No 9, p. 427—434. |
66.С о u d e r A. La protection gaseuse en soudage sous atmosphere d'argon, procede T. 1. G. Nouvelle conception. — «Prat, sodage», 1962, 16, No 9, p. 5—7.
67. |
C re i n er |
C. Le soudage sous |
protection de vapour. — «Mash, |
mod.», 1962, |
||
68. |
56, No 644, |
p. 103—108. |
|
welding |
Process. — «Metall |
Fabrication», |
E d w a r d s |
J. A. High. — speed |
|||||
69. |
1956, No 2, p. 181. |
by |
Oxygen |
and Nitrogen in Arcwelding. — |
||
F a s t J. |
D. The Part played |
«Philips Technical Review», 10, 1948/49, No 1, p. 48—49.
70.G i b s o n G. J. Gas flew reguirements for inert — gasshielded arc welding. —
71. |
«Welding J.», |
1953, |
vol. 32, № 4, p. |
198s—208s. |
||
G o r m a n |
E. F. New |
dewelopment |
in gas shielding. — «Welding J.», 1962, |
|||
72. |
vol. 41, № 8, p. 728—732. |
Metaliubergang und Eigenschaften der |
||||
H u m m i t z s c h |
W. |
Temperatur, |
||||
|
schlacken |
von |
unlegierten schweisselektroden. — «Schweissen und schneiden», |
73. |
1961, № 5, S. |
187—195. |
Recent Adwecement of CO.,— |
J a m a m o t o |
T. Fenomena of Metal Transfer |
||
|
Oo Arc — welding Process in Japan. Document |
J. J. W. № XII-127—62. |
74.K"o b a у s h i and oth. Arc atmosphere and Nitrogen content weld metal. Document J. J. W. № XII-265—65.
75.L o w e r y J. F. The open air welding of titanium. — «British Welding J.»,
1966, № 7, p. 436—448.
76. M a s u m o t o Y. , F e e d G. Recent Adwencement of C02—0 2 Arc wel ding Procession. Japan Document J. J. W., № XII-127—62.
77. |
M i l l e r |
N. A., S a l t e r |
G. |
R. |
Effects of Nitrogen in C02 — welding. — |
|
«British |
Welding J.», 1964, |
№ |
1, |
p. 18—27. |
78.P a t z H. CO, — Schutzgasschweissen in Freien unter Montagebedingungen. —
79. |
«Schweisstechnik», 1963, № 1, S. 9—14. |
№ 8, |
||
R e i t e r S. GasJ |
Schielding |
Test Methods.— «Welding J.», 1967, |
||
80. |
p. 676—682. |
J. M. The |
elektric arc. London, Methuen and Co, |
Ltd., |
S о m m e r v i 1 1e |
1959.
О ГЛ А ВЛ Е Н И Е
|
|
От автора ............................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
||
|
|
В ведение.................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
||
Глава |
I |
Общая |
характеристика сварочных |
работ, |
выполняе |
|
||||||
|
|
мых на открытых площадках, |
и |
погодные |
условия |
|
||||||
|
|
§ |
1. |
Сварочные работы, выполняемые на открытых |
5 |
|||||||
|
|
§ |
2. |
площ адках.................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Погодные условия .................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
||
Глава |
11 |
Влияние неблагоприятных факторов |
погоды |
на |
про |
18 |
||||||
|
|
цесс сварки.................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
§ |
3. |
Особенности тепловых процессов |
|
......................... |
|
. . |
— |
|||
|
|
§ |
4. |
Особенности металлургических |
процессов |
37 |
||||||
|
|
§ |
5. |
Взаимодействие ветра со струями |
|
газов |
и па |
46 |
||||
|
|
§ |
6. |
ров в области сварочной дуги |
.............................. |
|
|
|
|
|||
|
|
Взаимодействие ветра со струями защитных |
51 |
|||||||||
|
|
§ |
7. |
газов ............................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияние погодных условий на формирование |
62 |
|||||||||
|
|
§ |
|
сварных швов .......................................................... |
|
|
на |
сплошность |
||||
|
|
8. Влияние погодных условий |
66 |
|||||||||
|
|
§ |
9. |
швов .......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияние погодных условий на механические |
69 |
|||||||||
|
|
|
|
свойства сварных соединений............................. |
|
|
|
|
||||
Глава |
111 |
Технологические особенности сварочных работ на от |
73 |
|||||||||
|
|
крытых площ адках.............................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
§ |
10. |
Выбор сварочных материалов н способов сварки |
— |
|||||||
|
|
§ |
11. |
Особенности сварочных постов ......................... |
|
|
|
|
79 |
|||
|
|
§ |
12. |
Защита места сварки от влияния неблагоприят |
89 |
|||||||
|
|
§ |
13. |
ных погодных у сл о в и й ......................................... |
условий |
|
при расчете |
|||||
|
|
Учет влияния погодных |
|
101 |
||||||||
|
|
§ |
14. |
режимов сварки ...................................................... |
сварки |
на |
открытых |
|||||
|
|
Особенности технологии |
ПО |
|||||||||
|
|
|
|
площ адках.................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава |
IV |
Контроль сварочного производства на открытых пло |
118 |
|||||||||
|
|
щадках ................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Глава V |
Научная организация труда сварщиков, |
|
работающих |
123 |
||||||||
|
|
на открытых площадках .................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Глава VI |
Требования техники безопасности |
|
при |
проведении |
130 |
|||||||
|
|
сварочных работ на открытых площадках |
................. |
|
||||||||
|
|
Указатель литературы.......................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
132 |