Файл: Ахмедов, Р. Б. Газ в народном хозяйстве Узбекистана.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
вырезанных лунок, метод микрометрирования дета лей и ряд косвенных методов.
Износные испытания показали, что на всех топливахзаменителях интенсивность износа меньше, чем на базо вых топливах, при этом чем легче топливо, тем меньше износ деталей. Исследование динамики «старения» масла по изменению вязкости, кислотности и других факторов показало, что на всех видах местных топлив этот процесс протекает медленнее, чем на базовых топливах. Особенно это характерно для газовых топлив.
Комплекс проведенных исследований обосновал техническую возможность и экономическую целесооб разность применения исследованных местных видов топлива для автомобильного транспорта республик Средней Азии.
Для окончательной отработки рекомендаций были проведены эксплуатационные испытания. Переоборудо вание автомобилей для работы на сжиженном пропанбутановом газе осуществлено в автомобильных хозяй ствах. В связи с отсутствием заправочных станций экс плуатационные испытания автомобилей проводились в автопарках, осуществляющих перевозки этого топлива. Эксплуатационные испытания автомобилей на сжижен
ном газе проводились в два этапа. |
На первом этапе (в |
|
1963—1964 гг.) испытывались |
шесть |
автомобилей |
ГАЗ-51А, переоборудованных для работы на газе по уни версальной схеме.
На втором этапе (1967—1972 гг.) проходили экс
плуатационные |
испытания пяти газобаллонных авто |
||||
мобилей, |
несколько |
форсированные по степени сжатия |
|||
и наполнению. |
Модернизация |
включала |
повышение |
||
степени |
сжатия |
с |
<§=6,2 до <§ =6,7 за счет установки |
||
головки |
цилиндров |
и выпускной |
системы |
двигателя |
ГАЗ-12. Для получения сопоставимых данных одновре менно проводились также испытания пяти стандарт ных автомобилей ГАЗ-51.
Сравнение эксплуатационных показателей автомо билей, работающих на сжиженном газе и бензине, по казало, что при одинаковых значениях грузоподъем ности, средней продолжительности работы, длине пути, средней технической скорости и т. д. общая произво дительность газобаллонных автомобилей на 20% выше производительности бензиновых автомобилей. Достига
ется это за счет увеличения коэффициента выпуска ав томобилей на линию и времени пребывания в наряде. Первое достигается в основном за счет повышения на дежности и долговечности работы двигателя. Второе — из-за отсутствия затрат времени на проезд, простой и возвращение, связанные с заправкой автомобилей на бензозаправочной станции. Заправка автомобилей сжиженным газом производится непосредственно на базе.
Полученные данные послужили основой для оценки экономической эффективности перевода автомобилей на сжиженный газ. Расчеты показывают, что дополни тельные затраты, связанные с переоборудованием ав
томобилей |
на питание сжиженным |
газом, |
окупаются |
в срок менее одного года. |
вопросам эксплу |
||
Особое |
внимание было уделено |
||
атации автомобилей при работе на легком |
и тяжелом |
газовом конденсате. На этилированном газоконденсате работали 60 автомобилей Кашкадарьинского облавтотреста, 50 автомобилей Бухарского облавтотреста и 25 автомобилей Автотранспортной конторы Объединения «Бухаранефтегаз». Опыт эксплуатации этих автомоби лей в 1966—1967 гг. показал, что эксплуатационные показатели этих автомобилей были такими же, как и при работе на бензине А-66. Экономическая эффектив ность данного мероприятия оценивалась по разности в затратах на топливо. Примерный годовой экономиче ский эффект в ходе эксплуатационных испытаний со
ставил 47 250 руб.
Эксплуатационные испытания автомобилей МАЗ-500 на газовом конденсате Ачакского месторождения с вязкостной полиизобутиленовой присадкой проводились в третьей автоколонне автотранспортного Объединения «Бухаранефтегаз». В связи с ограниченным количест вом полиизобутилена испытания проводились лишь на четырех автомобилях. Полученные данные все же поз волили подтвердить техническую возможность и эко номическую эффективность применения этого топлива в условиях рядовой эксплуатации.
По технико-экономическим показателям автомоби ли, работающие на газовом конденсате, имеют несом ненные преимущества по стоимости топлива.
С целью оценки перспектив использования природ ного газа в сжатом и сжиженном виде для нужд авто-
:об
мобильного и других видов транспорта были проведены испытания стационарных двигателей на этом виде топ лива. В ходе эксплуатационных испытаний стационар ных газовых двигателей 11-ГД-100 была установлена возможность значительного увеличения межремонтного срока службы двигателей. На основе этих рекоменда ций внесены изменения в инструкцию по эксплуатации этих двигателей в части удлинения межремонтных сро ков службы с трех до шести тыс. час. Это позволило вдвое уменьшить количество ремонтов, что дало эконо мический эффект, превышающий 500 тыс. руб.
Полученные данные послужили основой для оценки возможности применения газовых двигателей в народ ном хозяйстве.
Применение газового топлива на транспорте имеет большие перспективы, особенно в связи с необходи мостью решения проблемы снижения токсичности вы хлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Оте чественный и зарубежный опыт показывает, что многие технические и экономические проблемы использования природного газа на транспорте могут быть решены при сжигании природного газа. Особенно целесообразна разработка рациональных схем комплексного исполь зования этих газов в качестве топлива для автомобиль ного и других видов транспорта.
ГАЗ В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Химическая промышленность Узбекистана, как одна из материальных основ крупной индустрии, наряду с другими ее отраслями, играет весьма важную роль в осуществлении планов коммунистического строительст ва нашего общества.
В настоящее время газ используется в основном как энергетическое топливо, но с каждым годом расши ряется его химическая переработка, и из ценнейшего энергетического средства он становится не менее важ ным химическим сырьем, ресурсы которого в Узбеки стане практически неисчерпаемы. Поэтому Узбекистан в последние годы превращается в крупный район хими ческой промышленности.
207
Чирчикский электрохимический комбинат, Ферган ский завод азотных удобрений, Кокандский и Самар кандский суперфосфатные, Андижанский гидролизный, Навоийский химический комбинат, Алмалыкский поли
металлический |
комбинат, |
Ферганский |
|
нефтеперераба |
||||||||
тывающий |
завод, Ташкентский |
лакокрасочный завод |
||||||||||
и другие |
предприятия — гордость |
промышленности |
Уз |
|||||||||
бекистана. |
|
запасы |
природного |
газа |
в |
Узбекской |
||||||
Огромные |
||||||||||||
ССР, возможность получения |
на |
его |
основе |
дешевой |
||||||||
электроэнергии и пара, использование |
его в |
качестве |
||||||||||
самого |
эффективного |
технологического сырья |
в хими |
|||||||||
ческом |
производстве |
создали |
благоприятные |
условия |
||||||||
для образования в республике газовой |
|
и |
химической |
|||||||||
промышленности союзного |
значения. |
природного |
га |
|||||||||
Продукты |
химической |
переработки |
||||||||||
за, наряду с хлопком, занимают одно из |
ведущих |
мест |
в экономике Узбекской республики, в общесоюзном раз мещении производительных сил.
Темпы роста общего объема продукции по отраслям химической и нефтехимической промышленности Узбе кистана за период 1960—1971 гг., % к 1960 г., пред ставлены в табл. 27.
Новые успехи химии и технологии углеводородных га зов непрерывно раздвигают границы их потребления.
Одной из самых значительных побед химии и хими ческой технологии углеводородных газов является полу чение на их основе важнейших синтетических материалов, синтетического волокна и каучука, пластических масс, моющих средств, азотных удобрений, синтетических смазочных масел и др. Это и определяет огромное на роднохозяйственное значение природных и нефтезавод ских газов на современном этапе развития науки и тех ники.
На рис. 28 показана схема основных направлений химической переработки метана, основного компонента природных газов Узбекистана. Как видно по схеме, из природного газа в результате химических процессов по различным методам можно получить этилен, аммиак, ацетилен и др.
Одним из перспективных процессов переработки ме тана является его окисление с образованием формаль дегида и метанола. Формальдегид— основной полу-
208
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
27 |
|
Темпы роста общего объема продукции по отраслям |
|
|||||||
химической |
и нефтехимической |
промышленности |
за период |
|||||
|
|
1960—1971 гг., % к 1960 г. |
|
|
|
|||
Отрасли |
I960 |
г. |
1965 г. |
1970 г. |
1971 |
г. |
||
Химическая |
и |
нефтехимиче |
100 |
221 |
402 |
455 |
|
|
ская промышленность . . . |
|
|||||||
Химическая промышленность |
100 |
220 |
416 |
474 |
|
|||
Горно-химическая промышлен |
100 |
131 |
168 |
184 |
|
|||
ность ..................................... |
|
|
|
|||||
Основная химия ....................... |
синтетиче |
100 |
278 |
539 |
600 |
|
||
Промышленность |
|
|
|
|
|
|
||
ских смол |
и |
пластических |
100 |
246 |
424 |
466 |
|
|
м а с с ............... |
|
......................промышлен |
|
|||||
Лакокрасочная |
100 |
147 |
193 |
205 |
|
|||
ность ..................................... |
|
пластмассо |
|
|||||
Промышленность |
100 |
144 |
720 |
760 |
||||
вых изделий . . |
. . . . . |
|||||||
Химико-фармацевтическая про |
100 |
228 |
345 |
338 |
||||
мышленность |
......................промышлен |
|||||||
Нефтехимическая |
100 |
235 |
.268 |
277 |
||||
ность .................................. |
|
промышлен |
||||||
Шиноремонтная |
100 |
в J6 раз |
в 25 раз в 28 |
раз |
||||
ность ....................... |
|
. . . |
||||||
Промышленность резинотехни |
100 |
141 |
141 |
138 |
||||
ческих изделий |
................... |
|||||||
Производство резиновой обуви |
100 |
340 |
404 |
415 |
продукт для синтеза так называемых фенолформальде гидных пластиков, а метанол (метиловый спирт) явля ется хорошим растворителем и сырьем для химической промышленности. В процессе хлорирования метана об разуются хлористый метил — очень важный продукт в производстве кремнийорганических соединений сили кона, бутилкаучука и др; хлороформ — растворитель и анестизирующее средство; четыреххлористый углерод — полупродукт в синтезе волокон и исходное вещество для получения высокоэффективных хладоагентов. Нитро вание метана дает нитрометан, используемый в качест ве растворителя при изготовлении различных лаков; взаимодействие метана с водяным паром или углекисло той, так называемая конверсия метана позволяет полу чить различные смеси окиси углерода и водорода для синтеза аммиака и метилового спирта для гидрирова-
14-466 |
209 |
Рис. 28. Схема основных направлений химической переработки метана.
ния жиров и получения искусственного жидкого топ
лива.
Ацетилен является одним из наиболее реакционноспособных углеводородов, благодаря чему он может служить исходным соединением для многочисленных синтезов.
Так, на Навоийском химкомбинате пиролизом при родного газа получают ацетилен, из ацетилена и си нильной кислоты — акрилонитрил-
Из полимеров акрилонитрила вырабатывают синтети ческое волокно нитрон и т. д.
Этим не исчерпывается перечень возможных хими ческих продуктов и полипродуктов, полученных из газа-.
Известно, что хлопководство в Узбекистане — веду щая отрасль народного хозяйства, и поэтому вопросы производства минеральных удобрений в развитии хими ческой промышленности имеют важное значение.
Внастоящее время преобладающее развитие хими ческая промышленность Узбекистана получила в на правлении расширения производства минеральных удоб рений, хлорорганических соединений, синтетических волокон, ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйст венными вредителями и т. д.
Врезультате применения природного газа Чирчик-
ский электрохимический комбинат почти удвоил выра ботку азотных удобрений, снизил вдвое стоимость ам-> миака, сократил потребление элетроэнергии. Полу чаемая на Чирчикском комбинате ацетилцеллюлоза поставляется заводам по производству ацетатного щелка.
Новые химические комбинаты в Навои, Фергане предо ставляют собой заводы широкого производственного профиля. На основе комплексной переработки природно го газа они в настоящее время производят не только минеральные удобрения, в том числе азотно-фосфор ные, а также ацетилен и синильную кислоту, то есть химические продукты, необходимые для получения ма териалов и полипродуктов для большой химии.
Большое значение в условиях Узбекистана играет производство ядохимикатов для борьбы с сельскохо зяйственными вредителями. Ядохимикаты завозились в Узбекистан из отдельных районов Советского Союза.
Для сохранения выращенного урожая хлопчатника и других сельскохозяйственных культур в настоящее вре-
211