ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
тивно сложным. Расположение масляного бака большой емкости вместе с инжекторной группой возле горячих паропроводов оказалось опасным в пожарном отноше нии. Еще более очевидные трудности при компоновке на сосов на валу турбины и масляных баков в непосредст венной близости от турбины создались при использова нии различных жидкостей в системе смазки (нефтяное масло) и системе регулирования (вода, огнестойкое мас ло). Вот почему при проектировании турбин большой мощности конструкторы вынужденно пошли на установ ку автономных масляных насосов с приводом от элек трического' двигателя, а масляный бак удалили от основ ного узла паропроводов. Одновременно с этим возникла возможность создания централизованной системы смаз-' ки, обслуживающей ряд агрегатов, расположенных на разных уровнях: главную турбину, генератор, питатель ный турбонасос, питательный электронасос с гидромуф той и редуктором, резервный возбудитель.
Централизованная система смазки содержит два глав ных центробежных насоса с приводом от электродвига телей переменного тока [Л. 117, 152]. Один из насосов является поочередно рабочим, другой — резервным. В конструктивном отношении эти насосы мало чем от личаются от центробежных, построенных для работы на воде. В последнее время стали применять масляные на сосы вертикальные, одноступенчатые, с двусторонним всасыванием. Уровень дренажной камеры уплотнения вала такого насоса находится выше максимального уров ня масла в баке, вследствие чего отпадает необходимость в устройстве сальниковых уплотнений вала. Система смазки с автономными насосами безопаснее в пожар ном отношении, так как всегда есть возможность отклю чения работающих насосов в случае неблагоприятного развития пожара из-за возгорания масла. Отметим, что это мероприятие осуществимо лишь в том случае, когда подшипники турбоагрегата оборудованы индивидуаль ными аварийными бачками (§ 2-2).
Несвоевременное включение в работу резервного маслонасоса нарушает нормальную подачу масла в систему смазки подшипников и может привести к развитию аварии. Поэтому все турбины обяза тельно оснащаются системой автоматических устройств для пуска резервных насосов при снижении давления масла в системе смазки, при отключении электродвигателя рабочего масляного электронасо са, при исчезновении напряжения на шинах собственного расхода. Имеются вполне определенные директивные указания об особеннос
84
тях включения |
реле падения |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
давления |
в |
системе |
смазки |
|
|
|
|
|
|
|
||||
(РПДС) [Л. ПО]. Импульсом |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
к РГТДС служит падение дав |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ления |
масла |
в |
системе |
смазки |
|
|
|
|
|
|
|
|||
в общем |
маслопроводе |
после |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
маслоохладителей в |
непосред |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ственной близости от подшип |
|
|
|
' |
t |
i |
t |
|||||||
ников турбины. РПДС устанав |
|
|
|
|||||||||||
ливается |
у |
места |
отбора им |
|
|
|
||||||||
пульса |
на уровне оси вала тур |
:1 |
|
|
||||||||||
бины. |
Чтобы |
избежать |
замед |
|
|
9- |
( |
ч8 |
|
|||||
ления скорости передачи ги |
|
|
|
J |
|
|
|
|||||||
дравлического импульса, |
длина |
|
|
|
|
|
|
|||||||
трубки к реле не должна превы |
|
|
|
|
|
|
||||||||
шать 4—5 м, |
а внутренний диа |
Рисъ 2-2. Схема включения |
реле |
|||||||||||
метр ее должен |
быть не менее |
|||||||||||||
падения |
давления масла |
[Л. |
ПО]. |
|||||||||||
10—15 |
мм. |
Время |
действия |
|||||||||||
1— масло |
от |
насоса; 2, |
3 — маномет |
|||||||||||
РПДС |
не должно |
превышать |
||||||||||||
ры; |
4 — реле; |
5 — воздушник; |
6 — ось |
|||||||||||
0,2 с. |
Импульсная |
трубка при |
вала |
турбины; |
7 — дренаж; |
8 — масло |
||||||||
соединяется |
к |
маслопроводу |
к подшипникам; 9 — гидрозатвор. |
таким образом, чтобы обеспечи
вался U -образный затвор высотой не менее 0,5 м. В верхней части ре ле обязательно ставится приспособление для удаления скопившегося воздуха. Рекомендуется систематически проверять работу РПДС без снижения давления в системе смазки при работе турбины под нагрузкой. Для этой цели реле подсоединяется дренажной линией с вентилем условным диаметром не менее 10 мм к линии смазки подшипников и к сливному маслопроводу турбины или к маслобаку. Контрольный манометр, но которому проверяются уставки РПДС, устанавливается на одном уровне с реле (рис. 2-2).
Для каждого типа турбины устанавливаются конкретные устав ки РПДС и других автоматических устройств, записанные в инст рукции завода — изготовителя турбины. По ПТЭ пуск турбины при неисправности одного из масляных насосов или системы их авто матического включения запрещается. Резервные и аварийные масля ные насосы и устройства их автоматического включения должны проверяться в работе не реже 2 раз в месяц и перед каждым пус ком н остановом турбины.
При работе центробежных насосов нередко возникает пульсация давления масла. Исследованиями ВТИ было установлено [Л. 16, 17], что пульсация давления вызы вается вихревым движением масла, возникшим еще до рабочего колеса насоса, например, при обтекании како го-либо препятствия в инжекторе, во всасывающем тру бопроводе, во входном канале перед рабочими лопатка ми. Эти вихри вызывают возмущения в насосе и на вы ходе из него. Для уменьшения указанных возмущений на входе в насос устанавливают радиальный направляю щий аппарат.
Часть масла после выхода из рабочего колеса воз вращается во всасывающую камеру через пазухи между
85
диском и корпусом насоса. Эти утечки отжимают основ ной поток масла и вызывают его возмущение. Величина вихревой зоны зависит от расхода масла через уплотне ние, скорости возмущаемого потока, конструкции уплот нения и плавности входной части покрывающего диска. Эффективным уплотнением, почти полностью исключаю щим возмущение, является когтеобразное.
Вихреобразование масла может быть вызвано и на выходе из насоса при отрыве потока от стенок рабочих и направляющих лопаток, при ударном входе масла при нерасчетных режимах. Мерами, уменьшающими вихреобразования, являются повышение чистоты обработки дисков, направляющего аппарата и спиральной камеры; правильное профилирование лопаток и обязательное скругление кромок; тщательная зачистка сварочных швов до устранения неровностей; снижение скорости отвода масла из камеры за направляющим аппаратом и др.
Пульсация давления масла часто возникает при ра боте насоса на аэрированном масле. Воздух и паровые фракции масла, попадая в насос, снижают его подачу и напор, а при больших воздухосодержаниях могут даже полностью сорвать работу насоса. Особенно чувствитель
ны к попаданию воздуха центробежные насосы. |
воздуха |
||
На рис. |
2-3 показано влияние содержания |
||
в масле на |
основные параметры центробежного |
насоса |
|
[Л. 139]. |
|
и напор, развивае |
|
Как видно из графиков, подача |
|||
мые насосами, снижаются в первом |
приближении про |
||
порционально содержанию воздуха |
в масле. |
Резко |
ухудшается и к. п. д. насоса при работе на аэрирован ном масле. С повышением вязкости масла отрицатель ное влияние воздуха на основные параметры насоса про является еще в большей мере.
Абсолютное давление во всасывающей камере, при котором происходит срыв работы центробежного насоса, обычно называют критическим давлением всасывания рк. Испытания показали [Л. 139], что величина давления Pi{ также зависит от воздухосодержания <р и температу ры t масла. В частности, для насоса 2КМ-6 при <р=0
снижение температуры масла с 49 |
до 27°С ведет к |
сни |
|
жению всасывающей способности |
1—рк на 24 %• |
При |
|
содержании в масле всего лишь |
2% воздуха всасываю |
||
щая способность того же насоса |
снижается на 40% при |
||
£ = 49°С и на 79% при t = 27 °С. |
|
|
|
36
Воздух, |
скопившийся |
a |
|
|
|
|
|
|
||||
в корпусе резервного цен |
1.0 |
|
|
|
- 4 9 ° £ |
|
||||||
тробежного насоса, |
ухуд |
0,8 |
27° С \ |
з э ° с |
|
|
||||||
шает |
его |
пусковые |
ха |
|
|
|
||||||
0,6 |
V |
|
1 |
|
|
|||||||
рактеристики. |
Расшиф |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
ровка |
осциллограмм |
по |
Рг |
|
|
|
|
|
|
|||
казала, что при отсутст |
1.0 |
|
|
|
|
|
1 |
|||||
вии воздуха в корпусе на |
0,8 |
|
|
|
|
АГС |
||||||
соса 2КМ-6 пуск его осу |
27°С* |
|
|
|
|
|||||||
ществляется за 0,5 с не |
0,6 |
I |
|
|
1 |
|
|
|||||
зависимо |
от |
положения |
7 |
|
|
|
|
|
|
|||
нагнетательной |
задвиж |
|
|
|
|
|
|
|||||
1,0 |
|
|
|
|
|
|
||||||
ки. |
|
|
|
|
|
0,8 |
|
|
''■N |
|
|
|
При температуре 18 °С |
|
|
Г^40,°С |
|||||||||
и объеме |
воздуха |
в кор |
|
|
|
|
hsjr |
|
|
|||
0,6 |
|
|
|
3гсЛs. |
|
|||||||
пусе насоса 1,5 л разворот |
2 7 ° С Л |
|
|
|||||||||
насоса |
увеличивается |
с |
OA |
Г Т ~ |
|
1 |
|
У |
||||
1 |
---- |
20 |
40 % 58 |
|||||||||
1,5 с |
(при |
закрытой |
на |
0 |
10 |
|
30 |
|||||
порной задвижке) |
до 21 с |
Рис. 2-3. Влияние воздуха на па |
||||||||||
(при открытой задвижке), |
раметры центробежного |
насоса. |
||||||||||
а установившееся |
давле |
Q = Q /Q o , |
Р г = Р 2/Рм; |
4 = 4 /4 ° ; Q, Р г . Ч " |
||||||||
ние нагнетания снижается |
объемный |
расход, |
давление |
подачи и |
||||||||
к. п. д. насоса при наличии в масле |
||||||||||||
с 4,5-10» до 2,9-105 Па. |
воздуха; |
Qo, |
Р2 0 , Ло — то |
же, |
но при |
|||||||
Повторные пуски насо |
|
отсутствии в |
масле |
воздуха. |
||||||||
са при закрытой напорной |
|
|
|
|
|
|
нагне |
|||||
задвижке приводят к некоторому росту давления |
тания и снижению времени полного разворота насоса, что вызвано, по-видимому, частичным выталкиванием скопившегося воздуха через всасывающий патрубок и его перемешиванием с маслом. При открытой задвижке время повторного разворота насоса практически стано вится одинаковым со временем пуска насоса на чистом масле. Стендовые испытания и опыт эксплуатации по казывают эффективность повторных пусков при подо зрениях на скопление воздуха в корпусе насоса. Необ ходимо всегда осуществлять тщательную эвакуацию воздуха из корпуса насоса и осуществлять эффек тивный прогрев резервных масляных насосов. Для этой цели верхние точки тупиковых камер насоса, корпусов задвижек, всасывающих маслопроводов соединяют дре нажными линиями с воздушным объемом сливного отсека масляного бака; в ряде случаев для отсоса воз духа устанавливается маслоструйный эжектор; в тарел ках обратных клапанов насосов просверливают отвер
87
стия диаметром 2—3 мм, через которые постоянно цир кулирует прогревающее масло [Л. 139, 152].
б) Аварийные масляные насосы
Масляный насос, имеющий привод от вала главной тур бины, резервируется пусковым масляным насосом с при водом от электродвигателя переменного тока или от вспомогательной турбинки (в турбоагрегатах прежних выпусков). При пуске или останове турбины, а также при неисправностях главного насоса в работу включает ся пусковой масляный насос. При потере собственных нужд на электростанции или при аварийном выходе из строя котла, когда нельзя включать пусковые масляные насосы, масло на подшипники останавливаемого турбо агрегата подается от аварийных масляных насосов (АМН) с приводом от электродвигателя постоянного' тока. Иногда не удается включить в работу АМН, на пример, из-за повреждения электрических кабелей пи тания двигателя АМН или контрольных кабелей систе мы защиты и управления (при пожаре в кабельном ка нале), из-за перегорания предохранителей, при отказе автоматического или дистанционного включения и др. В такой аварийной обстановке подшипники останавли ваемой турбины будут получать постепенно уменьшаю щееся, но более или менее достаточное количество мас ла от главного насоса 1 вплоть до того момента, когда этот насос не прекратит подачи масла при пониженной частоте вращения вала турбины п. Насосы объемного типа, обладающие большим самовсасыванием, сохраня ют подачу масла вплоть до достижения сравнительно' малых предельных частот «=400 мин-1. Насосы центро бежного типа, установленные на валу турбины, прекра щают подачу масла при «=600—800 мин-1, если на входной части насоса установлен гидравлический за твор, и при « = 2 000 мин-1, если указанный затвор отсут ствует. При частоте вращения вала турбины ниже пре дельной останов турбины происходит без подачи масла
на |
подшипники. Опасность разрушения |
подшипников |
||
(особенно |
упорных) |
при пониженных частотах враще |
||
ния |
ротора |
турбины |
оказывается менее |
значительной. |
[Л. |
16]. |
|
|
|
1 Если насос исправен.
88