ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
С©
0 5
II
Рис. 2-5. Применение аварийных емкостей в системе смазки турбин.
/ — подвод масла от насоса; 2 —перелив; |
3 — гравитационный бак; 4 — воздушник; 5 — опорожнение; 6, |
7 |
— опорный |
и упорный |
|||
подшипники; |
8 — подвод масла в клииовбй |
зазор; 9 — индивидуальный |
бачок; 10 — труба с |
дозирующими |
отверстиями; |
// — масло |
|
к упорному |
подшипнику; 12 — жиклеры; |
13 — основной подвод масла |
к опорно-упорному |
подшипнику; |
14 |
— труба с |
калиброван |
|
|
ным дозирующим отверстием. |
|
|
|
|
налы внутри его корпуса, оставив снаружи не более одного фланцевого соединения (подвод напорного мас ла от насоса) и то находящегося под ничтожным избы точным давлением после аварийного отключения насо са. При такой компоновке бачков их пожарная безо пасность существенно возрастает [Л. 16, 34].
Индивидуальные аварийные бачки простейшей кон струкции применялись на некоторых турбинах зарубеж ных фирм. 'В отечественном турбостроении по рекомен дациям ВТИ нашли применение аварийные бачки с устройством для автоматического, заранее запрограм мированного неравномерного распределения запаса масла по времени выбега ротора турбины. Каждый ба чок при работе масляного насоса заполняется маслом либо через подшипник благодаря нагнетательному дей ствию шипа в суживающемся зазоре (рис. 2-5,г), либо непосредственно от насоса (рис. 2-5,д). Как только пре кращается подача масла от насоса, срабатывает защита по падению давления смазки, генератор отключается от сети и турбина останавливается со срывом вакуума. Давление масла в верхней полости подшипника при этом падает до атмосферного, и масло из бачка самоте ком начинает поступать по трубке к началу масляного клина. Если бы масло из бачка вытекало с номиналь ным расходом в течение всего времени выбега ротора (15—20 мин), то потребовался бы очень большой запас его, и решение оказалось бы конструктивно невыполни мым. Исследованиями установлено, что количество мас ла, подаваемого в клиновидный зазор опорного подшип ника, может уменьшаться примерно пропорционально снижению окружной скорости шейки вала. При этом вы деляемое тепло в подшипнике отводится не только мас лом, но и поглощается металлом подшипника, что осо бенно эффективно сказывается при неустановившемся режиме аварийного выбега ротора турбины [Л. 16, 17, 34]. Чтобы обеспечить необходимый закон истечения масла из бачка, по высоте сливной трубки сделаны от верстия разного диаметра. В начале выбега при боль шой частоте вращения вала масло вытекает через все отверстия в трубке. По мере опорожнения бачка и одно временного снижения частоты вращения вала часть от верстий в трубке оказывается над уровнем масла, и ко личество вытекающего масла уменьшается пропорцио нально не только снижению располагаемого напора, но
7 -5 0 1 |
97 |
и |
уменьшению |
суммы |
проходных сечений отверстий |
в |
трубке. Такой |
способ |
опорожнения позволяет резко |
сократить необходимый запас масла в бачке, обеспечив одновременно безаварийную остановку турбоагрегата.
Обе схемы заполнения аварийного бачка маслом: 1) из расточки подшипника с использованием частично отработанного и нагретого масла (рис. 2-5,г); 2) от на сосов, подающих свежее масло (рис. 2-5,<?), — в одина ковой степени надежны, но каждой присущи и некото рые недостатки. Первая схема (рис. 2-5,г) конструктив но проще, но температура масла в бачках на 5—7°С выше температуры свежего масла; из расточки подшип ника в бдчок поступает интенсивно аэрированное мае-, ло; при повышенных зазорах в подшипнике, что возмож но при значительном износе баббитовой заливки, нагне тательный эффект вала может исчезнуть и бачок ока жется пустым. Во второй схеме (рис. 2-5,д) также про исходит подпитка бачка отработанным и аэрированным маслом из расточки подшипника по аварийной трубке, но в меньшем количестве, так как наличие гарантиро ванного подпора в бачке исключает большие перетечки масла; бачки всегда заполнены независимо от состояния зазоров между валом и вкладышем; однако бачок нахо дится иод избыточным давлением, что предъявляет по вышенные требования к его прочности.
Аварийное маслоснабжение упорных подшипников всегда осуществляется из бачков, заполняемых маслом только от насосов (рис. 2-5,е). В нормальных условиях масло от насоса поступает по трубе в емкость и далее по каналу, содержащему сверления, подводится к упор ным колодкам, заполнив маслом всю камеру. Как толь
ко прекращается |
подача масла от |
насоса, давление |
||
в емкости снижается до атмосферного |
и расход масла |
|||
через подшипник |
уменьшается. |
При |
этом |
количество |
вытекающего масла сначала |
определяется |
величиной |
отверстия в трубе 10 (рис. 2-5,е). После того как основ ное количество масла из бачка вытечет, частота враще ния вала достигнет 1 000 мин-1, осевые силы значитель но уменьшатся, надобность в заполнении маслом каме ры с упорными колодками отпадет. Оставшийся объем масла из бачка будет вытекать лишь через трубку 11, соединенную специальными каналами с жиклерами 12, установленными непосредственно у входа перед каждой колодкой. Этим удается обеспечить необходимую смаз
98
ку колодок при очень малой подаче масла на конечный период выбега.
Для комбинированных опорно-упорных подшипников устанавливается один аварийный бачок с тремя подво
дами |
масла |
к поверхностям трения. По каналу 13 |
(рис. |
2-5,ж) |
подводится основное количество масла |
к упорной 7 и опорной 6 частям подшипника. В трубе 14 основного подвода масла предусмотрено калибро ванное отверстие для обильной смазки в первые 5— 10 с после аварийной остановки масляных насосов. По труб ке 10 с дозирующими отверстиями на ее боковой по верхности подается ограниченное количество масла из бачка к опорной части подшипника. Упорные колодки снабжаются свежей смазкой через жиклеры 12, а так же отработанным маслом, сливающимся из торцов опор ного вкладыша. Жиклеры устанавливаются у нижнего основания колодки со стороны входной кромки. Срез жиклеров находится на расстоянии 2—4 мм от торце вой поверхности упорного диска. Масло попадает на вращающуюся поверхность диска и за счет центробеж ной силы растягивается в тонкую пленку и выносится под колодки [Л. 34, 41].
В некоторых случаях аварийный бачок опорно-упор ного подшипника разделяется перегородкой на два от сека. Один из них питает маслом только упорную часть подшипника, другой — опорную. Таким способом не сколько облегчается распределение общего объема мас ла в бачке по отдельным потребителям.
На стенде УралВТИ проводились испытания опорно упорного подшипника при подаче ограниченной смазки из бачка только по дозировочным трубкам 10 и 14 (рис. 2-5,ж). Отключение индивидуального подвода мас ла к каждой упорной колодке через жиклеры 12 не при вело к снижению надежности их работы. Важно было лишь обеспечить поступление к колодкам достаточного количества масла с торцевых сторон опорного вклады ша. В упорных подшипниках, где аварийная смазка подводится только через жиклеры, случайное отглушепие нескольких жиклеров, например засорение их по сторонними частицами, не снижает общей надежности работы колодок, поскольку масло переносится вращаю щимся диском с одной колодки на другую [Л. 41].
Важным условием бесперебойной подачи масла из бачков является беспромедлительное сообщение его
7* |
99 |
объема с атмосферой. При испытаниях подшипников Па стенде было обнаружено, что при неудовлетворительной работе воздушника происходит прекращение истечения масла из бачка во время имитации аварийного выбега и как результат резкое повышение температуры бабби та. Из-за неисправности в работе воздушников происхо
дили аварийные разрушения |
подшипников, несмотря на |
||
то, |
что |
резервные емкости |
были заполнены маслом |
[Л. |
34]. |
|
|
Рис. 2-6. Результаты испытаний подшипников турбины мощностью 300 МВт без подачи масла от насосов [Л. 34].
U—ti — температура баббита вкладышей опорных подшипников Ms 1—7; t п — температура баббита верхней колодки упорного подшипника (сторона генера
тора); Vi—V7/ — количество |
масла в аварийных бачках |
подшипников Ns 1—7; |
|
Vyn — количество масла в |
бачке |
упорного подшипника; |
п — частота вращения |
вала |
при |
выбеге ротора турбины. |
100
Емкости аварийных бачков и продолжительность их опорожнения через дозировочные трубки должны быть тщательно рассчитаны. Методика расчета содержится в [Л. 17, 34]. Экспериментально установлено, что необ ходимые емкости бачков возрастают на 60—80%1 при выбеге ротора турбины без срыва вакуума (продолжи тельность выбега ротора турбины К-300-240 увеличива ется с 15—20 мин со срывом вакуума до 30—35 мин без срыва его). Подшипники турбомашин допускают безава рийную работу при подаче ограниченной смазки из ава рийных бачков во время непродолжительного моторного режима генератора и последующего аварийного выбега ротора турбины. Длительность моторного режима опре деляется конкретным типом подшипника, схемой органи зации слива отработанного масла, нагрузкой на подшип ники и другими факторами.
Надо всегда стремиться к установке над подшипни ками аварийных бачков оптимальной емкости. Если же учитывать одновременно и длительный моторный ре жим генератора, и задержку со срывом вакуума в кон денсаторе, то емкости окажутся настолько неоправданно завышенными, что бачки уже не смогут разместиться под крышками подшипников, неразумно возрастет по жарная опасность, и хорошее по замыслу мероприятие будет дискредитировано.
На рис. 2-6 приведены результаты испытаний под шипников турбины мощностью 300 МВт без подачи мас ла от насосов.
Для резервирования насосов системы уплотнения ге нератора применяются аналогичные аварийные емкости, часто называемые «демпферными бачками» (Л. 43].
2-3. МАСЛОПРОВОДЫ
При монтаже маслопроводов предъявляются высокие требования к чистоте их внутренней поверхности и к плотности фланцевых и сварных соединений (Л. ПО, 1171, Все внешние маслопроводы изго тавливаются из труб повышенной прочности (ГОСТ 9567-60) и укомп лектовываются только стальной арматурой. Для сливных маслопро
водов применяются |
фланцы с выступом, |
стальные, |
плоские, |
привар |
|||||
ные на р у= (1 -ь2,5) 105 Па |
(ГОСТ 1255-67). Для |
|
напорных масло |
||||||
проводов системы |
смазки |
на ру = 10- 105-н 16-105 |
Па и для |
системы |
|||||
регулирования |
на |
ру= 25 ■105ч-4 0 -105 |
Па |
применяются |
фланцы |
||||
с выступом и |
впадиной |
(ГОСТ 12832-67) |
или |
с |
шипом |
и пазом |
|||
(ГОСТ 12832-67). |
|
|
на трубу |
строго под |
прямым |
углом, |
|||
Фланцы насаживаются |
|||||||||
а их рабочие |
поверхности |
подвергают шабровке |
или шлифовке. |
101