ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
Пикнометром. С повышением температуры пЛотн'ость масла уменьшается. Температурный коэффициент объелТ ного расширения масла а характеризует относительное' изменение объема (а следовательно, и плотности) при повышении температуры на 1 °С.
'Значения температурного коэффициента объемного расширения масла изменяются в зависимости от плот
ности и давления. Для турбинных |
масел при давлении |
в системе до 100105 Па величина |
а = 6,4- 10~4 1/К. |
а) |
5) |
Рис. 3-1. Модуль упругости масла (а) |
и газомасляных сме |
сей (б). |
|
Справочные данные по температурной зависимости плотности турбинного масла марки 22 приведены в при ложении 4.
При повышении давления плотность масла несколько возрастает вследствие его сжимаемости. Сжимаемость масла характеризуется величиной коэффициента объем ного сжатия р, равного относительному изменению объема жидкости ЛУ/У при воздействии перепада дав ления Ар.
Величина Е, обратная коэффициенту объемного сжа тия |3, называется модулем объемной упругости.
120
С увеличением температуры модуль объемной упру гости масла понижается, а с увеличением давления — повышается. Для турбинного масла марки 22 зависи мость модуля упругости от абсолютного давления р и температуры t показана на графике (рис. 3-1,а). Раство ренные газы незначительно снижают модуль объемной упругости жидкостей. Известна следующая эмпириче ская зависимость |[Л. 50]:
Д=Д*(1 + тс), |
|
(3-2) |
где Д* и Е — модуль упругости вакуумированной |
жид |
|
кости и жидкости, содержащей растворенные газы; |
с — |
|
объемная концентрация растворенных |
газов; т — эмпи |
|
рический коэффициент. |
при атмосферном |
|
Для турбинного масла марки 22 |
давлении и температуре 20—50 °С коэффициент т = 0,324,
максимальное значение |
с=0,12 (§ 3-3) |
и отношение |
Д/Д* = 1,04. |
в значительной |
мере влияют |
Нерастворенные газы |
на упругость газомасляной смеси. Коэффициент объем ного сжатия Рем такой смеси подчиняется закону адди тивности:
(3-3)
где ср — объемное содержание нерастворенных газов; Р" и р'— коэффициенты объемного сжатия газа и масла. Даже при незначительном содержании газа (0,1—0,5%) сжимаемость смеси (при атмосферном давлении) повы шается в сотни и тысячи раз. При повышении давления
р сжимаемость газомасляной |
смеси |
снижается. |
_На |
рис. 3-1,6 представлена графическая |
зависимость |
Е — |
|
= ECM/E=f(p) при различных |
значениях объемного |
содержания газа ф, измеренного при атмосферном дав лении ра (т. е. до сжатия).
Эффект сжимаемости масла является важным фак тором при определении динамических характеристик подшипников скольжения, при расчете гидравлических сервомеханизмов, насосов высокого давления и др.
т
б] Вязкость масла
Одним из важнейших свойств турбинных масел явля ется вязкость —■способность жидкости сопротивляться деформации сдвига ее слоев под действием приложенной силы |[Л. 3, 50, 77, 86, 93, 94, 158]. Вязкость влияет на несущую способность масляного слоя в подшипниках; от нее зависят потери мощности на трение в насосах, гидромуфтах, опорах скольжения; вязкость определяет величину утечки масла через уплотнения, пропускную способность маслопроводов и дроссельных элементов, скорость отстоя примесей от масла в баке, скорость опорожнения емкостей и др.
Различают динамическую и кинематическую вяз кость; динамическая применяется для выражения абсо лютных сил сдвига, действующих между слоями масла, кинематическая— для выражения сил сопротивления при скольжении слоев масла под действием собственной силы тяжести.
Математически коэффициент динамической вязкости р выражается следующим образом:
|
^ = |
S ( d v / d h ) ' |
|
(3'4) |
|
где F — сила |
вязкого |
сдвига (сила |
жидкостного |
тре |
|
ния); S — площадь слоя; |
v — скорость скольжения |
од |
|||
ной поверхности масла относительно другой; |
h — |
||||
толщина слоя |
масла; |
dv/dh — поперечный градиент ско |
|||
рости. |
|
м2, dvjdh —\lz, |
то коэффициент |
||
Если F = \ H , S = 1 |
динамической вязкости р в системе СИ будет измерять ся единицей абсолютной вязкости, называемой Паскальсекундой (П а-с).
Кинематическая вязкость v представляет отношение коэффициента динамической вязкости р к плотности р при одних и тех же температуре и атмосферном дав лении.
В системе СИ величина v измеряется в м2/с.
На практике вязкость масла довольно часто опреде ляют в условных единицах, получаемых измерением времени истечения определенного объема масла из со суда через относительно короткие трубки, изготовлен
ные |
из необычного материала (агат, |
платина и др.). |
В |
различных странах пользуются |
вискозиметрами |
122
Энглера, Сейболта, Редвуда, Барбэ и др. В настоящее время наблюдается тенденция выражать вязкость в аб солютных, а не условных единицах, основанных на геометрии уникальных испытательных аппаратов. Ныне действующий стандартный метод определения вязкости турбинных масел (ГОСТ 33-66) состоит в установлении времени истечения определенного объема масла через круглый калиброванный капилляр под влиянием силы тяжести. Применяемые в этом случае приборы типа Пннкевича или типа ВПЖ-2 позволяют сразу опреде лить кинематическую вязкость в сантистоксах (1 сст = = 10~6 м2/с ).
Вязкость нефтяных масел в значительной мере за висит от температуры. С понижением температуры мас ло постепенно загустевает, его подвижность снижается, а вязкость растет. Существует температура, называе мая температурой застывания, при которой охлажден ное в пробирке масло загустевает настолько, что при наклоне пробирки на 45° уровень масла в ней остается неподвижным в течение 1 мин. При температуре засты вания парафин, несмотря на его небольшое содержание, образует объемистую и хрупкую кристаллическую ре шетку, однако достаточно прочную для того, чтобы сделать жидкость неподвижной и создать впечатление застывшего состояния. По ГОСТ 32-53 предельная температура застывания турбинного масла марки 22 не должна превышать 15 °С ниже нуля.
Выгоднее применять масла, у которых зависимость вязкости от температуры является наиболее пологой. Это важно для обеспечения максимальной несущей спо собности масляного клина в подшипниках, для стабиль ной работы системы регулирования. Степень пологости вязкостно-температурных кривых турбинных масел оце нивается так называемым индексом вязкости (ИВ), устанавливающим характер изменения вязкости v в за висимости от температуры t по сравнению с двумя эталонными маслами, вязкость которых при 98,8 °С рав на вязкости испытуемого масла. Индекс вязкости масла
с крутой характеристикой |
(кривая |
1, рис. |
3-2,а) счи |
тается равным нулю, с |
пологой |
(кривая |
2 ) — рав |
ным 100: |
|
|
|
= |
V,—v2 |
ЮО, |
(3-5)' |
123
гДё Vi — вязкость при 3?,8°С эталонного масла |
с нуле |
|
вым значением ИВ; v2 — то же, что и лч, |
но для масла |
|
с ИВ = 100; v — вязкость данного масла |
при |
37,8 °С. |
Значения индекса вязкости примерно 80— 100 |
и выше |
характеризуют хорошие вязкостно-температурные свой ства масла; значения ИВ, равные 50—60 и ниже, — неудовлетворительные. ИВ турбинных масел ГОСТ не регламентирует. По ТУ 39-1-01-100-71 ИВ турбинного масла марки Ткп должен быть не менее 90.
Рис. 3-2. Изменение вязкости масла от температуры и давления.
Справочные данные по вязкости турбинного масла марки 22 приведены в таблице (приложение 4).
Вязкость масел возрастает с повышением давления. Взаимосвязь между вязкостью, температурой и давле нием турбинного масла показана на графике (рис. 3-2,6). У высоконагруженных деталей (зубчатые передачи, подшипники качения и др.) локальные давления в мас ляном слое иногда достигают 4 - 109 Па и масло превра щается в пластическое («квазитвердое») состояние. Возрастание вязкости масла при повышенных давле ниях учитывается при точных расчетах подшипников, в масляном клине которых могут возникать локальные давления до 3 • 107 Па.
124
Во врёМя эксплуатаций турбины вязкость масла по
вышается за счет окисления, загрязнения, зашламления, обводнения и аэрации масла. Растворенные продукты старения масла, как правило, обладают большей вяз костью, чем исходный для окисления материал. Частич но вязкость масла увеличивается за счет испарения летучих фракций, вследствие чего так же повышается плотность и температура вспышки. Вода, растворенная в масле, практически не влияет на его вязкость. Вязкость же масловодяной эмульсии (т. е. эмульсии типа «вода в масле») всегда оказывается выше вязкости воды и масла, взятых отдельно1. Например, содержание 5% (по объему) диспергированной воды (в виде капель) увеличивает коэффициент динамической вязкости эмуль сии на 15—20% (Л. 93], что служит причиной повыше ния потерь напора в трубопроводах и дроссельных эле ментах, увеличения потерь энергии в подшипниках. Воздух и другие газы, растворенные в масле, несколько снижают его вязкость. Наоборот, вязкость аэрированно го масла цсм (механической смеси масла и пузырьков воздуха) оказывается выше и вязкости масла ц', и воз духа ц", рассматриваемых отдельно [Л. 158]. Известна
следующая |
зависимость (справедливая |
при ф<^;15% |
|
[Л. 3]): |
Цсм=Ц/(1+°ф). |
(3-6) |
|
|
|
||
где |
а = 0,015 — эмпирическая константа; |
ср — объемное |
|
содержание воздушных пузырьков, %• |
|
||
|
|
3-3. АЭРАЦИЯ МАСЛА |
|
При |
работе |
паровой турбины масло перемешивается |
с газами: атмосферным воздухом, водородом, газообраз ными продуктами окисления углеводородов. Наиболь ший контакт образуется между маслом и воздухом, по скольку масляные системы паровых турбин не гермети зированы. Часть воздуха растворяется в масле, часть же образует с маслом механическую смесь различной структуры: в виде больших пузырей, «снарядов» и по-
1 Увеличение содержания воды в масле приводит к росту дина мической вязкости эмульсии до определенного значения, после чего наступает или разрушение эмульсии, или ее обращение (образуется эмульсия типа «масло» в воде, для которой аномального роста дина мической вязкости не наблюдается).
125
лостей, не заполненных маслом; в виде взвеси (эмуль сии) мелких пузырьков (диаметром 50—500 мкм), рав номерно распределенных по всему объему масла; в виде пены — ячеистой системы, в которой масло вытянуто в тонкие пленки, обволакивающие воздушные пузырьки.
а| Растворимость газов в масле
Нефтяные смазочные масла обладают способностью растворять в себе газы [Л. 3, 20, 50, 85]. При нормаль ных температуре и давлении турбинное масло может содержать растворенный воздух в количестве до 8—12% своего объема. С увеличением давления растворимость газов, в том числе и воздуха, в масле увеличивается, подчиняясь закону Генри:
|
|
V"= (x V'p, |
(3-7) |
||
где V" — максимальный |
(равновесный) объем раство |
||||
ренного газа, |
отнесенный |
к атмосферному |
давлению; |
||
V' — объем |
масла; р — абсолютное давление |
газа, на |
|||
ходящегося |
в |
контакте |
с |
маслом; а — коэффициент |
растворимости, характеризующий концентрацию полного насыщения масла газом. Для нефтяных масел закон Генри справедлив при давлениях не выше 7 0 -105 Па.
Для турбинного масла марки 22 (ГОСТ 32-53) коэф фициенты растворимости а принимают значения, приве денные в табл. 3-1.
При растворении воздуха в масле соотношение меж ду входящими в состав воздуха газами изменяется. Так, атмосферный воздух содержит азота и кислорода соот ветственно 78 и 21% объемных долей. В масле же рас творяется азота 69,8, а кислорода 30,2%' объемных до лей. При снижении давления выделяющийся из раствора воздух будет содержать кислорода примерно на 40— 50% больше, чем его содержится в атмосферном воз духе. Вследствие этого значительно повышается взрыво опасность таких масляных паров. С повышением тем
пературы от |
20 |
до 80 °С растворимость воздуха, водо |
|
рода |
и азота |
в |
турбинном масле несколько возрастет |
(табл. |
3-1), кислорода слегка снижается, углекислого |
1 аза резко снижается.
Снижение поверхностного натяжения масла на гра нице с газом, вызванное, например, введением специаль ных присадок (полиметилсилоксана и др.), не умень-
126