ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 3-1
Растворимость газов в турбинном масле
|
|
Коэффициент растворимости а, % |
|
Поверхностное |
||
Темпера |
возду |
|
|
|
углекис |
напряжение |
тура, °С |
водорода |
азота |
кислорода |
на границе с |
||
|
ха |
лого газа |
воздухом |
|||
|
|
|
|
|
|
«7-104 Н/м |
20 |
9,0 |
5,0 |
7,5 |
14,5 |
85— 120 |
329 |
50 |
10,2 |
5,5 |
7,7 |
13,7 |
— |
303 |
100 |
12,3 |
6,5 |
8,0 |
13,0 |
— |
260 |
шает максимально возможного (равновесного) объема растворенного газа, но заметно замедляет скорость диффузии газа в масло, иначе говоря, увеличивает вре мя для полного насыщения масла данным газом.
Насыщение масла газами растянуто по времени. В поверхностном слое масла, находящемся в непосред ственном соприкосновении с газом, при повышении дав ления практически мгновенно устанавливается концен трация растворенного газа а, соответствующая полному насыщению при данных условиях. В частности, в этот первоначальный период времени (длительностью не бо лее 1 с) может раствориться сразу до 25% общего объема воздуха, заключенного в диспергированных пу зырьках. Затем наступает режим стационарного раство рения воздуха. В результате конвективной диффузии частицы масла с повышенным содержанием растворен ного воздуха постепенно переходят в более отдаленные слои объема масла. Практически во всем объеме масла (за исключением поверхностного слоя) концентрация раствора с поддерживается одинаковой. Скорость же проникновения воздуха через поверхностный слой ока зывается прямо пропорциональной разности концентра ций воздуха а—с. Время, необходимое для полного на сыщения заданного объема масла растворенным газом, можно найти, решив следующую систему дифферен циальных уравнений:
= |
kS(a — с)] |
(3-8) |
|
d V " __и , |
dc |
(3-9) |
|
I h ' ^ v |
~ЗГ’ |
||
где k — коэффициент скорости адсорбции; |
V" — объем |
||
растворенного в масле |
газа; |
V' — объем |
масла; с — |
127
объемная |
концентрация растворенного |
газа в масле; |
|
S — площадь соприкосновения масла |
с газом; |
х — |
|
время. |
|
|
|
На величину коэффициента k оказывают влияние |
|||
сорт масла |
(вязкость и плотность), температура, |
нали |
чие поверхностно-активных веществ и, главное, интен сивность перемешивания масла с газом. Ниже приведе на зависимость коэффициента скорости адсорбции воз духа в турбинном масле марки 22 от температуры t при отсутствии перемешивания масла и воздуха:
t, °С |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
6-10е, м/с |
1,15 |
1,45 |
1,85 |
2,45 |
3,5 |
Скорость растворения воздуха в масле при переме шивании увеличивается в 20—30, а в некоторых случаях даже в 100 раз.
Кислород, растворенный в масле, является основной причиной окисления углеводородов. Все остальные газы, растворенные в масле, не оказывают существенного влияния на его свойства до того времени, когда при определенных условиях (например, при снижении дав ления ниже атмосферного) они не выделятся в виде пузырьков и не образуют механическую смесь с маслом.
б] Объемная прочность масла
Объемная прочность масел, как и любых других жидко стей, характеризуется тем отрицательным давлением (напряжением растяжения), при котором происходит «разрыв сплошности» однородной среды, образуется га зожидкостная смесь. Знание величины объемной проч ности масла необходимо при решении задач о повыше нии виброустойчивости подшипников турбомашин, при разработке методов повышения кавитационной стойкости элементов маслосистемы (насосов, редукционных клапа нов, золотников), работающих на новых маслах (синте тических или нефтяных, но с присадками). Для опреде ления объемной прочности масел разработано много при боров, работа которых основана на различных принци пах: капиллярном, ультразвуковом, механическом [Л. 78].
Для экспресс-анализа объемной прочности масла в УралВТИ разработан простой прибор, основанный ца
12&
Рис. 3-3. Прибор для определе
ния объемной прочности |
масла |
[Л. 51]. |
|
1— пробка; 2 — прозрачный |
сосуд; |
3 — донышко; 4 — сильфон; 5 — кор |
|||
пус; 6 — тяга; |
7 — пружина; |
8 — |
|
шпонка; 9 — упор; |
10 — гайка; |
11 — |
|
резьбовая втулка; |
12 — индикатор. |
||
механическом |
растяже- |
||
нии пробы |
масла в силь |
фонной камере. В нем в отличие от аналогичных приборов исследуемое ма сло заливается в прозрач ную камеру с наружной стороны сильфона (рис. 3-3). Это позволяет обна руживать скопление воз духа между гофрами силь фона, легко и быстро уда лять его, визуально опре делять места разрыва ма сла при нагружении силь фона, получать более до стоверные результаты эксперимента [Л. 51].
В результате деформа ции сильфона происходит
разрыв масла, сопровождающийся характерным щелчком; одновременно идет бурное «кипение» масла с выделением пузырьков газа. Давление р, при котором происходит «разрыв сплошности» масла, подсчитывается по формуле
Р ~ -р- [Р*Р + Кх — К { у — X)], |
(3-10 |
где F — эффективная площадь поперечного |
сечения |
сильфона; х, у, — перемещение дна сильфона и нижнего конца пружины; р а — барометрическое давление; k i, k 2 —
коэффициенты жесткости сильфона и пружины.
Опыты УралВТИ показали, что объемная прочность
эксплуатационного турбинного масла |
равна р = —45 кПа |
|
для огнестойкого масла иввиоль-3, |
р = —25 кПа |
для |
масла марки ТСп-22 по MPTH 12Н18-63, р = — 10 |
кПа |
для масла марки ТСп-22 с антипенными (0,001%) и де эмульгирующими (0,005%) присадками.
9 - 5 0 1 |
' 129 |
в) Механическая смесь масла и воздуха
Нерастворенный воздух, присутствующий в масле, умень шает модуль объемной упругости рабочей жидкости, замедляет скорость передачи гидравлических импульсов в системе регулирования, вызывает пульсацию диффе ренциальных поршней, снижает устойчивость шипа на масляной пленке, способствует эрозийному износу дрос селирующих поверхностей, снижает подачу и напор мас ляных насосов, ускоряет окисление масла и вызывает повышенные потери его (пена очень текуча и проникает через незначительные неплотности), ухудшает теплооб мен в маслоохладителях, усложняет эксплуатацию эле ментов масляной системы и прежде всего масляного бака [Л. 50, 52]. Известен случай аварийного разрушения маслопроводов на работающей турбине 25 МВт из-за интенсивных гидравлических ударов в масляной системе, появившихся вследствие недопустимых пульсаций золот ников и качания нагрузки. Было обнаружено, что от верстия для эвакуации воздуха из тупиковых камер про точно-импульсных линий системы регулирования заби лись смолистыми продуктами окисления чрезмерно об водненного и аэрированного масла [Л. 50].
Важно знать количественное содержание воздуха в масле.
Согласно общепринятой терминологии под относи тельным объемным воздухосодержанием 'ср масловоздуш ной смеси понимают отношение объема всех воздушных включений V" к суммарному объему смеси VCM=V' + V",
Т’ 6' <p=V"/{V' + V"). (3-11)
Величину ф> иногда называют «концентрацией возду ха», степенью аэрации масла или просто воздухосодер жанием масла.
Для его измерения применяют различные методы: не посредственное взвешивание отобранной пробы масла; гидростатическое взвешивание поплавковыми приборами или дифференциальным манометром; отстаивание ото бранной пробы масла; фотоэлектроколориметрический, радиоактивный, ультразвуковой, компрессионный, электроемкостный способы [Л. 20, 50, 53, 54, 178].
Для измерения воздуха в масляных баках часто при меняют поршневые герметичные пробоотборники, одна из конструкций которого показана на рис. 3-4,а [Л. 54].
130
Пробоотборник состоит из прозрачного стакана 5, в ко тором перемещается золотник 6, снабженный резиновы ми уплотнениями 4 и 8. К стакану привернута труба 3, через которую проходит шток 2. Стакан и золотник мо гут быть плотно прижаты друг к другу накидной гайкой 1. К золотнику гайкой 9 крепится протарированная
в объемных единицах измерительная трубка 10 из орга нического стекла. Чтобы избежать сжатия воздуха при отсечении пробы масловоздушной смеси, в гайке 7 сде лан специальный вырез.
Пробы отбираются в три этапа:
1.Измерительная трубка заливается чистым маслом,
чоткрытый прибор осторожно погружается в исследуе
мую точку бака (рис. 3-4,6).
О* |
131 |