ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
предварительно заносится информация о числе исполнителей работы. Таким образом, описанная структура по-прежнему будет формиро вать временной интервал, пропорциональный продолжительности выполнения работы, однако величина этого интервала будет автома тически изменяться в соответствии с (6.15) в зависимости от числа исполнителей. Использование узла задания трудоемкости в моделях работ позволяет заметно расширить функциональные возможности цифровой модели сетевого графика. Так, становится возможным определять суммарную трудоемкость определенной категории работ, количество исполнителей, одновременно занятых на выполнении работ, и т. д. В частности, количество исполнителей можно из менять в процессе выполнения работы по заданной программе, если управлять сдвиговым регистром со стороны счетчика регене рации.
Г л а в а 7
РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ НА ЦИФРОВЫХ АНАЛОГАХ
7.1. РЕШЕНИЕ МАТРИЧНЫХ ИГР НА ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ИТЕРАТИВНОГО МЕТОДА БРАУНА
Известно [74, 184], что матричные игры можно свести к эквивалентным задачам линейного программирования. На этой основе могут быть построены специализированные электронные мо дели матричных игр.
Интересным с точки зрения моделирования представляется итеративный метод решения матричных игр, известный под назва нием метода Брауна или метода фиктивной игры. Суть этого метода в следующем. Игра с матрицей А — || a£J- ||т ,„ многократно повторя ется. В каждой партии каждый из игроков выбирает чистую стра тегию, наилучшую против смешанной стратегии противника, ком поненты которой непрерывно корректируются от партии к партии на основе частот использованных чистых стратегий. Доказано [184], что при достаточно большом числе партий выигрыш в методе фик тивной игры стабилизируется и стремится к цене игры, а частоты использования чистых стратегий игроков определяют компоненты векторов оптимальных смешанных стратегий.
Математически этот метод сводится к следующему. Пусть после S-й партии первый игрок обнаружил, что его противник выбрал /-ю чистую стратегию 5 /раз (J = 1,2, ..., п). На этом основании пер вый игрок предполагает, что его противник придерживается сме шанной стратегии:
W(S) = (SJS, S 2/S .......... SJS).
При этом допущении первый игрок выбирает в S + 1 партии is-ю чистую стратегию, обеспечивающую максимальный средний выиг рыш против W(S>. Величина определяется как номер максималь ной компоненты вектора A W (S>*.
Аналогично второй игрок после t партий предполагает, что сме
шанная стратегия противника имеет вид |
|
|
|
|||
|
Ѵі1) = |
{tjt, Ult, . . . |
, tjt), |
|
|
|
где t{ — частота |
появления |
і-й чистой |
стратегии в |
предыдущих |
||
партиях. В t + |
1 партии второй игрок выбирает ]\-ю чистую стра |
|||||
тегию, обеспечивающую |
ему |
минимальный |
средний |
проигрыш; |
||
jt определяется |
как номер |
минимальной |
компоненты вектора |
|||
(UW А)*. |
|
|
|
|
|
|
1 2 * |
179 |
Принципиально описанная последовательность действий игро ков может быть реализована на электронных цепях переменной структуры, однако наличие неизбежных для этих целей округле ний информации и различного рода погрешностей могут привести к замедлению сходимости итерационного процесса, скорость которого сама по себе невелика.
Рассмотрим несколько вариантов цифровых моделей, допускаю щих реализацию указанного метода. Возможная блок-схема модели показана на рис. ПО. С целью упрощения иллюстраций будем ис пользовать игру размера 2 X 2 .
Величины элементов матрицы выигрышей ас) хранятся в регист рах Рп , ..., Р22. В схеме модели используются также счетчики Ux и 112 по числу чистых стратегий первого игрока, счетчики Wxu W2 по числу стратегий второго игрока, накапливающие сумматорыиндикаторы экстремального сигнала «ЭКСТР-1» и «ЭКСТР-2», схемы И, ИЛИ и логические элементы, управляющие работой модели, куда входят триггеры 7\ и Т2, счетчик числа партий IV формировате ли импульсов Фи Ф2, Ф3 и схема # 9.
На рис. ПО одинарными линиями условно показаны цепи управ ляющих сигналов, двойными — пути кодовых сигналов. Сумматорыиндикаторы экстремальных сигналов осуществляют раздельное суммирование сигналов, поступающих по отдельным каналам, выде ление величины экстремальной (максимальной или минимальной) суммы и определение номера канала, соответствующего экстремаль ной величине. Номер этого канала определяется наличием сигнала логической единицы на соответствующем выходе устройства.
До начала работы счетчики 1)г, U2, Wi, W2, N и триггеры 7\ и Т2 находятся в нулевом положении. Предварительно на одном из выходов «ЭКСТР-1» устанавливается сигнал логической единицы. Для определенности пусть это будет выход № 1. Сигнал пуска, поступивший на единичный вход триггера Т2, установит его в еди ничное положение и откроет схему Я9 на счетный вход триггера Тх. Первый импульс установит его в единичное состояние. Этот сигнал, сформированный Ф2, пройдет через открытую схему # 3 и запишет единицу в счетчике Ux, что будет соответствовать выбору первым игроком в первой партии первой чистой стратегии. Второй импульс установит триггер Тг в нулевое состояние. Сигнал нулевого выхода 7\ поступит на входы схем Ихи И2, но пройдет на выход только схемы Иъ открытой по второму входу единичным сигналом первого выхода «ЭКСТР-1». Выходной сигнал Иг используется в качестве управляю щего для выдачи в сумматор-индикатор «ЭКСТР-2» содержимого первой строчки регистров РХ1 и Р12. «ЭКСТР-2» выбирает номер ка нала с минимальным содержимым (пусть это будет канал № 2).
Сформированный |
импульс |
Фх запишет единицу в счетчик W2. |
Это соответствует |
выбору |
вторым игроком в первой партии чистой |
стратегии, наилучшей против первой чистой стратегии первого иг рока. Импульс Ф3 запишет единицу в счетчике N числа пар тии.
180
Очередной импульс тактового генератора приведет к записи содержимого регистров второго столбца Р12 и Р22 в «ЭКСТР-1», выделению в последнем номера канала с максимальным содержи мым, записи в соответствующем счетчике единицы и т. д. с той раз
ницей, что на каждом последующем шаге содержимое группы ре гистров будет суммироваться с накопленными ранее числами в сумматорах-индикаторах экстремальных сигналов «ЭКСТР-1» и «ЭКСТР-2». Работа модели будет остановлена по сигналу перепол нения счетчика N.
181
Нетрудно видеть, что при прохождении каждых двух импульсов тактового генератора в схеме будет осуществляться преобразование информации, аналогичное преобразованиям при каждой партии в методе фиктивной игры.
При этом содержимое счетчиков и { и Wj соответствует частотам использования чистых стратегий игроков от начала игры, содержи мое индикаторов «ЭКСТР-1» и «ЭКСТР-2» — числу проведенных партий. Если емкость счетчика N выбрать достаточно большой (ІО4 — ІО6 единиц), то указанные выше частоты будут стремиться к величинам компонент оптимальных смешанных стратегий игро ков, средние выигрыш и проигрыш — к цене игры, увеличенным в число партий раз.
Очевидно, что реализация запоминающих регистров и индикато ров экстремальных сигналов может быть различной. В частности, в качестве этих элементов могут использоваться более простые по структуре счетчиковые системы с учетом соответствующей потери быстродействия.
Схема модели на основе счетчиковых систем с ручным вводом информации приведена на рис. 111. Информация о величинах эле ментов матрицы А вводится путем коммутации входов схем — И8 с выходами дешифратора датчика временных интервалов, общего для всей модели (на рис. 111 не показан). В качестве такого датчика в данном случае может быть использован десятичный счетчик. Роль сумматоров-индикаторов экстремального сигнала выполняют счет чики Счи Сч2, Сч3, триггеры Тг, Т2, Т5, Тв, Т9\ схемы совпадений
И9, И10, # 18; схемы разделения ИЛИ&, ИЛИ3, ИЛИ9, ИЛИ10 (для модели первого игрока). Аналогично для второго игрока.
Счетчики Счг и Сч2 начинают подсчет импульсов тактовой часто ты одновременно с датчиком временных интервалов. Счетчик Счх будет остановлен при поступлении сигнала на единичный вход 7\, а счетчик Сч2 — при поступлении сигнала на единичный вход Т2. Это будет соответствовать сложению в прямом коде содержимого счетчиков с элементами одного из столбцов матрицы. В режиме выделения максимального сигнала счетчики объединяются счет ными входами с помощью схем ИЛИ5, ИЛИв и опрашиваются им пульсами генератора тактовой частоты, подключенного ко входу R. Сигнал переполнения счетчика с максимальным содержимым уста новит триггер Тъ или Тв в единичное состояние и запретит поступле ние импульсов через схему И1а. Таким образом, в счетчике регенера ции Сч3 будет зафиксировано число импульсов, дополняющее мак симальный сигнал по емкости счетчика. Аналогичным образом работает сумматор-индикатор минимального сигнала (для модели второго игрока). Выделение минимального сигнала обеспечивается тем, что в счетчиках Сч4 и Счъ информация содержится в дополни тельном коде. Счетчики начинают считать после поступления сиг налов с выхода триггеров Т3 и Г4. Этим обеспечивается инвертиро вание кодов и переход к операции минимизации. Поясним назначение управляющих сигналов схемы: a, b — сигналы ходов отдельных
182
äfiwi I-----
■ ■ |
Рис. Ill |
игроков; с, d — сигналы выбора чистых стратегий; е, /, g, h — им пульсы тактовой частоты; k, I, т, п — сигналы ручного выбора стратегий игроков; р, q — сигналы сброса.
На рис. 111 ряд управляющих и сбросовых цепей не показан.
Востальном работа схемы рис. 111 аналогична работе схемы рис. 110.
Кнедостаткам цифровой модели на счетчиковых системах в опи санном варианте относится сравнительно низкое ее быстродействие.
Время, необходимое для проведения N партий, приблизительно равно
2 N (N + 10) 10m J - ,
/Т
где т число десятичных разрядов для кодирования элементов матрицы А; /т — частота тактового генератора.
Применение индикаторов экстремального сигнала с поразряд ным сравнением величин позволяет сократить это время до значения
21V[I0m+ (logW + m ) 1 0 ] 4 - .
/ Т
Преимуществом данной схемы является ее относительная прос тота, так как с увеличением сложности игры основной состав ап паратуры увеличивается пропорционально сумме числа стратегий игроков, и лишь количество схем И , помещенных на рис. 111 в пунк
тирном прямоугольнике, увеличивается пропорционально произве дению числа стратегий игроков.
Описанные модели могут быть также использованы в режиме имитаторов, когда выбор стратегии одного из игроков определяется
с применением какого-либо вероятностного механизма, а вторым игроком является оператор.
7.2. ТОЧЕЧНЫЕ ИНТЕГРАТОРЫ НА ОСНОВЕ СЧЕТЧИКОВЫХ СИСТЕМ
Под точечными интеграторами, как известно, понимают устройства [1461, которые по значениям ординат некоторой функции в ряде точек по одной из формул численного интегрирования опре деляют значения интеграла в тех же точках.
Так, при использовании формулы трапеций будем иметь:
h |
I |
, |
|
|
|
хі =* хо“Ь j х dt ~ х0+ h |
|
-)- Х\ + |
• • • |
хі—\ + |
, |
* = |
1. |
••• . Л, |
|
|
(7.1) |
X°ih~ начальное значение интеграла; |
h — шаг интегрирования |
Точечные интеграторы на' основе счетчиковых систем могут быть построены по последовательной или параллельной схеме. В после-
184