ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
щее возможности начинать все работы, выходящие из события 5/, в их наиболее ранние допустимые сроки tp:
P j = tp — tp — t[j = ijp — /Kp — 4/> |
(1 -28) |
P'n — независимый резерв времени, определяется как макси мально допустимое увеличение продолжительности работы, при ко тором не изменяются резервы времени других работ:
PÜ = шах [0, 4 — 4 — *,/]. |
(1.29) |
З а д а ч а 2. Пусть для выполнения комплекса работ необходи мо k видов ресурсов, причем каждая работа выполняется одним ви дом ресурса и известна интенсивность его потребления при задан ной продолжительности работы.
Задача 2, а. Определить времена начала работ (с учетом их тех нологической последовательности), при которых комплекс работ будет выполнен в минимально возможное время без превышения ограничений по каждому виду ресурса.
Задача 2, б. Определить времена начала работ (с учетом их тех нологической последовательности), при которых потребление ре сурсов было бы оптимальным. Оптимальность здесь может опреде ляться в смысле минимизации среднеквадратичного уклонения потребляемых ресурсов наибольшего по модулю уклонения потреб ляемого ресурса от среднего ежедневного значения или другим критериям. Время выполнения всего комплекса работ в этом слу чае считается заданным.
З а д а ч а 3. Пусть для каждой работы сетевого графика из вестна зависимость стоимости прямых затрат на ее выполнение от продолжительности в некотором допустимом диапазоне изменения последней. .
Задача 3, а. Оптимально использовать резерв некритических работ, при котором минимизируется стоимость всего комплекса работ.
Задача 3, б. Определить продолжительности выполнения работ в допустимых пределах, при которых минимизируется стоимость выполнения комплекса при заданном времени его окончания.
1.7. ЗАДАЧИ О ПОТОКАХ В СЕТЯХ
Многие задачи науки и техники сводятся к решению транспортных сетей. Большое распространение получили задачи об оптимальном распределении потока в транспортной сети. Важней шими из них являются задачи определения максимального и мини мального потоков транспортной сети. Решение этих задач важно для повышения эффективности многих систем, имеющих сетевую структуру (системы связи, системы транспортных дорог, газопрово дов). Определение максимального и минимального потоков нахо
26
дит широкое применение при решении задач о наименьшем покры тии [10], задач теории информации и т. п. Согласно теории Келли [323, к задаче о максимальном потоке может быть сведена парамет рическая задача минимизации стоимости при планировании. К за дачам об экстремальных потоках сводятся задачи минимизации бу левых функций определенного класса [69].
Определение экстремальных потоков состоит в следующем. За дана транспортная сеть — конечный граф без петель G (N, А). Граф состоит из совокупности N элементов хи х2, ..., хп вместе с А не которых пар (Х[, X/) элементов, взятых из N. Обычно элементы мно жества N называют узлами, вершинами и т. п., а элементы множест ва Л — ветвями, дугами, ребрами и т. п. Каждая ветвь характери зуется числом dij, которое определяет пропускную способность
ветви. Существует один такой узел к, что f,7l = 0 , этот узел называ ется входом или истоком. Существует один такой узел к, что Гк =
=0 . Он называется выходом или стоком.
■Задача определения максимального потока [10] достаточно под робно рассмотрена Фордом и Фалкерсоном [171].Максимальный по ток через сеть определяется структурой сети и максимальными про пускными способностями ветвей dt/-, составляющими эту сеть. При рассмотрении задачи о максимальном потоке важным понятием яв ляется разрез [171].
Разрез сети (N , А), отделяющий ник, есть множество дуг (X , X), где к £ X, а к £ X. Число D (X, X) называется пропускной спо
собностью разреза (X, X), которая равна сумме пропускных спо собностей ветвей, составляющих его. Любой путь из н в к содержит по крайней мере одну дугу каждого разреза.
Решение задачи о максимальном потоке состоит в определении всех путей между к и к и полном использовании их пропускных спо собностей. При этом следует учитывать, что если ветвь участвует
внекотором пути, то она может участвовать в другом пути только
сизмененной пропускной способностью, определяемой как
du = dtj — S |
®л- |
(U)£Sn |
|
Здесь Ѳ„ — пропускная способность |
л-го пути; Sn — совокуп |
ность ветвей, принадлежащих одному пути. Пропускная способ ность одного пути определяется пропускной способностью ветви с минимальной величиной йц:
Ѳт = min di,.
Таким образом, решение задачи сводится к отысканию суммы минимальных пропускных способностей всех путей транспортной сети. Данный способ реализуется на универсальных цифровых вы числительных машинах. При этом в машину вводится матрица свя зей с указанием истока и стока сети. Затем осуществляется по следовательный перебор путей в сети, идущих от истока к стоку,
27
и в каждом пути выделяются ветви, обладающие минимальной про пускной способностью, которые удаляются из сети. Как только не станет ни одного пути из начала в конец сети, пропускные способ ности удаленных ветвей складываются — это и будет величина мак симального потока в сети.
Такой метод решения задачи о максимальном потоке достаточно трудоемкий, так как приходится делать, в общем случае, перебор всех возможных путей.
Для определения максимального потока транспортной сети мож но применить алгоритм, заключающийся в реализации арифмети-
|
|
ческой операции |
суммирования |
|||||||
|
|
потоков для |
параллельных |
вет |
||||||
|
|
вей и логической операции опре |
||||||||
|
|
деления |
минимума для |
после |
||||||
|
|
довательных |
ветвей. |
При |
|
этом |
||||
|
|
поток, ограниченный максималь |
||||||||
|
|
ной |
пропускной |
способностью, |
||||||
|
|
устанавливается |
для |
всех |
по |
|||||
н |
|
следующих |
и предыдущих |
по |
||||||
|
|
следовательных |
ветвей, |
т. е. |
||||||
|
|
при |
реализации |
данного |
алго |
|||||
|
|
ритма должен выполняться прин |
||||||||
|
|
цип |
непрерывности |
[166]. |
На |
|||||
Рис. |
7 |
основании этого алгоритма пред |
||||||||
ложены [166] модели для решения |
||||||||||
|
|
|||||||||
|
|
задачи |
о максимальном потоке. |
Форд и Фалкерсон [171] для задачи о максимальном потоке уста новили следующую теорему.
Для любой сети максимальная величина потока из н в к равна минимальной пропускной способности разреза, отделяющего н и к .
Исходя из этого задача о максимальном потоке сводится к задаче определения кратчайшего пути. Для определения макси мального потока необходимо построить граф, двойственный исход ной транспортной сети. На рис. 7 показана планарная транспорт ная сеть (ветви проведены прямыми линиями) и двойственный ей граф (ветви показаны волнистой линией). Построение двойственно го графа состоит в замене граней исходной сети узлами и соедине нии этих узлов дугами таким образом, чтобы пути двойственного графа соответствовали разрезам исходной сети. Так, разрез, про ходящий по ветвям (я, а), (b, d) исходной транспортной сети, соответ
ствует пути (я', ßj), (alt bj), (blt к ) двойственной |
сети; разрез (a, |
с), |
{b, d) — пути («', Ьг), (Ь, /с'); разрез (а, с), (d, с), |
(d, к) — пути |
(я', |
£>і), (Ьъ q), (q, ку) и т. д. Каждой ветви двойственного графа припи сывается длина, равная пропускной способности той ветви исходной сети, которую данная ветвь пересекает слева, и равная нулю, если, ветвь двойственной сети пересекает ветвь исходной сети справа. Левая и правая стороны ветви исходной сети определяются по направлению потока в этой ветви. Таким образом, длина каждого,
28.
пути двойственной сети будет соответствовать пропускной способ ности соответствующего разреза. Например,
L {(а, с); (d, с); (d, k)) = D {(я', b^\ (bv сх); (clt k')} = 19.
Для определения максимального потока транспортной сети, как следует из теоремы Форда — Фалкерсона, необходимо определить минимальное сечение. Для этого достаточно в двойственном графе найти кратчайший путь из « в к, который будет соответствовать максимальному потоку истока к в сток к транспортной сети. В слу чае, если исходная транспортная сеть непланарная, т. е. существу ют перекрещивающиеся ветви (на-рис. 8 (а, d) и («, с)), то предва рительно такая сеть преобразует ся в планарную. Преобразование осуществляется заменой пересека ющихся ветвей ветвями, сходя щимися в одном узле. Узел обра зуется в точке пересечения ветвей.
Пропускные |
способности |
преоб |
||
разованных |
ветвей записываются |
|||
равными пропускным |
способнос |
|||
тям исходных |
ветвей. |
На |
рис. 8 |
|
преобразована |
ветвь (я, с) в ветви |
|||
(я, т) и (т, с), |
а ветвь (а, d) — в ветви (а, т) и (т , d). |
|||
В отличие от проблемы определения максимального потока тран |
||||
спортной сети, |
задача |
о минимальном потоке содержит ограни |
чения потока снизу [10].
Особенностью задачи о минимальном потоке является требова ние однонаправленности ветвей. Поэтому для каждой ветви, по которой проходит поток, требуется указать его направление. В противном случае определение потока в двух направлениях эк вивалентно установлению нулевого потока. Далее для определен ности будем рассматривать однонаправленные транспортные сети, не содержащие циклы.
Известны методы определения максимального потока в сети [10, 39].
Представляет интерес метод решения задачи о минимальном по токе, заключающийся в определении искомого потока как разнос ти допустимого и максимального избыточного потоков. Этот метод является конкретизацией алгоритма нахождения минимального по тока, описанного К. Бержем в работе ПО].
Однако Берж привел алгоритм в сокращенном виде и без дока зательства, что способствует в некоторых случаях неправильному его пониманию. В частности, в работе [166], а вслед за ней и в [4] утверждается, что этот алгоритм применим только к одному пути. Данные утверждения не верны.
Пусть задана сеть, представленная ориентированным линейным графом без циклов G (N , Л), состоящим из совокупности множества
29