Файл: Варанкин, Ю. В. Газовое хозяйство заводов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
снижает парциальное давление легкокішящих компонентов нефти, а следовательно, и температуру их испарения.
В промышленных установках дело осложняется тем, что прямую перетопку нефти экономшческн целесообразно вести не на два край них продукта, а на несколько более узких температурных фракций (бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут). Такой процесс отгонки можно осуществлять последовательно в ба тарее простых ректификационных колонн, в каждой из которых отгоняется один продукт. Осуществляется это, однако, проще, путем сооружения так называемой сложной ректификационной колонны, как бы состоящей из нескольких простых колонн, поставленных друг
на |
друга, которые называются |
в этом случае секциями такой слож |
||
ной |
колонны (см. рис. 5.1). |
|
|
|
|
При прямой перегонке |
нефти |
в качестве |
товарных |
продуктов, кроме мазута, |
получают в основном лишь |
|||
дистилляты дизельного и реактивного топлива. |
|
|||
|
Легких фракций в сырой нефти мало (так же как и в |
|||
жидких продуктах термического |
разложения |
твердых |
топлив), и поэтому бензина и газа при этом получается менее 15—20% веса сырья. К тому же качество получае мого при этом бензина не соответствует требованиям, предъявляемым к нему современными авиационными и автомобильными двигателями, и поэтому прямогонный бензин подвергается дальнейшей переработке.
Выход газа не превышает нескольких процентов на переработанную нефть. Состав газа, получаемого при прямой перегонке, зависит от характера перерабатывае мого сырья (нефти), а также от устройства и режима работы технологических установок. В качестве примера
|
|
|
|
|
Таблица 5.1 |
|
Состав газа прямой |
перегонки Биби-Эйбатской нефти |
|
||||
|
(в % по объему) |
[35] |
|
|
||
Место установки |
СИ, |
C.-H« |
с„н, |
С, Ню |
СвНц |
СО, |
Баку, Бакунит |
И |
17 |
9 |
28 |
30 |
5 |
Баку, Баджер |
28—46 |
3—11 |
7—10 |
14— 19 |
14—27 |
2—15 |
в табл. 5.1 приведен состав газов, полученных на двух различных установках при перегонке нефти одного и то го же месторождения.
Газ прямой перегонки аналогичен в известной степени попутным газам и состоит почти исключительно из пре
84
дельных углеводородов. Следует обратить внимание на высокое содержание пропана и бутана, которые могут представлять собой основу для производства сжиженно го газа. После извлечения из газа прямой перегонки пропан-бутановой фракции он может использоваться в качестве топлива.
§ 5.3. Деструктивные методы переработки
Деструктивные методы переработки нефтяных ди стиллятов и мазута основаны на процессах термоката литического превращения сложных углеводородов в бо лее простые, составляющие основную массу получаемых продуктов.
Ниже схематично излагаются особенности и оформ ление некоторых деструктивных процессов, осуществляе мых на современных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Термический крекинг при высоком давлении (2000— 7000 кПа) ведут при 470—540°С с целью получения авто мобильного бензина. Сырьем для него служат разнооб разные продукты перегонки нефти — от лигроина до мазута. Этим методом можно перерабатывать и самые
тяжелые |
остатки |
нефти (гудроны) с |
целью получения |
из них топочного |
мазута. |
|
|
Термический крекинг нефтяных остатков при низком |
|||
давлении |
(близком к атмосферному) |
проводится при |
температуре около 500°С для получения нефтяного кок са. При этом 60—75% сырья переходит в жидкие про дукты, 10—12% — в газ и 12—20% — в нефтяной кокс, который находит широкое применение в электрометал лургии (изготовление электродов). Образующиеся лег кие продукты (газойль, бензин, газ) характеризуются повышенным содержанием водорода.
Пиролиз — это термический крекинг, осуществляемый при более высокой температуре (650—800°С). Сырьем для него служат легкие фракции нефти (жидкие и даже газообразные). Целевым назначением этого процесса является получение легких ароматических углеводородов (бензол, толуол), а также непредельных углеводородов и в первую очередь этилена.
Процессы каталитического крекинга имеют целью производство высококачественного бензина и дизельного
85
топлива при переработке в основном легких потопов нефти (типа газойля). Температура процесса 400— 450°С. Получение высокооктанового бензина обеспечива ется применением соответствующих катализаторов, в ка честве которых обычно применяют алюмосиликаты.
Каталитический риформинг направлен на ароматиза цию бензиновых фракций с целью получения высокоок танового бензина. Ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы) могут быть извлечены из него для ис пользования в нефтехимической промышленности.
При осуществлении всех деструктивных термохими ческих процессов происходит образование неконденси рующихся газовых продуктов, выход и состав которых в очень большой степени зависят от вида сырья и спо соба его переработки.
Термическому крекингу обычно подвергаются нефтя ные остатки и отдельные дистиллятные фракции нефти для получения бензина, керосина и товарного топочного мазута. При всех этих процессах получается крекинггаз.
Технологические схемы термического крекинга весьма разнообразны, но основные элементы их одинаковы. К ним относятся: печи для нагрева сырья до заданной температуры; емкости, где осуществляются заданные хи мические реакции; испарители-разделители жидкой и парогазовой фаз; ректификационные колонны, разделяю щие продукты крекинга на фракции; устройства для разделения конденсирующихся конечных легких продук тов (конденсаторы, сепараторы и т. п.).
Все эти элементы представлены на принципиальной схеме термического крекинга узкой дистиллятной фрак ции под давлением (рис. 5.3). Сырье, например соляр прямой перегонки, после предварительного подогрева в теплообменниках подается насосами в среднюю часть ректификационной колонны '3. В нижней ее части давле ние около 500 кПа и температура 350°С. Смесь этого сырья и циркулирующей флегмы подается насосами под давлением до 5000 кПа в трубчатую печь 1, где проис ходит ее нагрев до 500—510°С. Благодаря соответствую щей длине змеевиков сырье здесь не только нагревается, но и находится при заданной температуре в течение вре мени, необходимого для осуществления первоначальных реакций крекинга.
86
Перед подачей этой смеси в испаритель высокого дав ления 2 в нее добавляется холодный продукт (крекингостаток или смесь из нижней части ректификационной колонны) для прекращения химических процессов кре кинга (их «замораживания»), В испарителе 2 при дав лении около 600 кПа и температуре 415—430°С (в верх ней части) происходит отделение парогазовых фракций
от жидкого остатка, который для окончательного выде ления из него легкокипящих фракций проходит еще черёз второй испаритель низкого давления 4. Таким обра зом, в ректификационную колонну 3 поступают три потока: парогазовая смесь из испарителя 2 (под ниж нюю тарелку), затем выше — из испарителя низкого давления 4 и, наконец, еще выше — предварительно подогретое сырье.
Орошение в ректификационной колонне осуществля ется в самой верхней ее части бензином. В тазосепараторе 5 бензин отделяется от газа при давлении 300— 400 кПа и температуре 25—30°С. Для этого парогазовая смесь, выходящая сверху ректификационной колонны, подвергается охлаждению в поверхностных охладителях 6 (так же как и парогазовая смесь, выходящая из вто рого испарителя).
87
Полученный по этой схеме бензин содержит часть растворенных газовых компонентов, а газ — некоторое количество бензиновых фракций. Поэтому оба продукта подвергаются затем соответствующей дополнительной переработке.
Крекинг мазута прямой перегонки или сырья более широкого, чем было указано выше, фракционного соста ва целесообразно осуществлять на установках с двумя трубчатыми печами, через которые последовательно про
ходит при |
начальном давлении 5000 кПа поток сырья и |
в которых |
совершаются собственно реакции крекинга. |
Выход крекинг-газа составляет при этом обычно 7—8% количества перерабатываемого мазута.
Теплотворность крекинг-газов, а также состав их до вольно сильно разнятся друг от друга в зависимости от вида сырья и еще в большей степени от метода осуществ ления процесса. Газ жидкофазного крекинга в основном состоит из предельных углеводородов, при этом на долю пропан-бутановых фракций приходится до 18% по объе му. Этилена здесь немного. Выход газа на тонну пере рабатываемого сырья составляет 40—60 м3 [35].
При осуществлении процесса парофазного термического крекин |
|
га, когда для повышения качества бензина нагрев сырья в трубча |
|
тых печах ведут до почти полного его испарения, содержание не |
|
предельных углеводородов в крекинг-газе возрастает до 35% по |
|
объему; соответственно сокращается содержание метана. Количество |
|
этилена может доходить здесь до 2 0 %, и перед |
сжиганием такого |
газа непредельные углеводороды целесообразно |
извлекать для син |
теза.
Выход крекинг-газа на тонну перерабатываемого сырья состав ляет прн парофазном крекинге 200—250 м3 [29].
Каталитический крекинг принципиально отличается от термиче ского тем, что основные реакции крекинга протекают в специальной реакционной колонне в условиях контакта продуктов с соответст вующими катализаторами (неподвижными или движущимися). Дей ствие катализатора ускоряет протекание реакций крекинга и может значительно изменитьих механизм, а следовательно, и влиять на выход и состав получаемых крекинг-продуктов. Каталитический кре кинг на алюмосиликатах осуществляется обычно при давлении, близ ком к атмосферному. Выход газа аналогичен выходу газа жидко фазного термического крекинга, т. е. 40—60 м3 на тонну сырья. Газ этот в основном состоит из предельных углеводородов метанового ряда. Пропан-бутановые фракции составляют до 50:% объема [29]. Газ, как правило, идет на переработку, а в качестве топлива исполь зуется лишь его остаток.
С каждым годом в нашей стране увеличивается коли чество перерабатываемой на заводах высокосернистой
88
нефти. Это приводит к тому, что все более значительное количество серы переходит в газы, получаемые при тер мической переработке нефти или ее потопов.
Использование газа в виде топлива при повышенном содержании в нем сероводорода (3—4% по объему) недопустимо. Поэтому получаемые на НПЗ газы подвер гаются надлежащей очистке от сернистых соединений и С02. Нередко это совмещается с осушкой газов и из влечением бензиновых фракций (см. об этом подробнее в гл. 7).
Значительные резервы высококалорийных углеводородных газов
возникают при производстве таких основных видов сырья для орга |
|
нического синтеза, как этилен |
(С2Н4) и ацетилен (С2Н2). |
В крупных промышленных |
масштабах этилен получают путем |
пиролиза легких углеводородов в трубчатых печах с последующим выделением его из пирогаза методом низкотемпературной ректифи кации. После выделения этилена, остается метано-водородная фрак ция (МВФ), предназначаемая для использования в качестве топли
ва. |
Состав этого газа |
(в процентах по объему): |
ОН4 — 70 — 74; |
||
Н2 |
— 17—24; C2HG— 0,0—1,4; |
С2 Н., — 0,6—2,2; |
С3 Н8 |
— 0,6; С3 Н6— |
|
2—2,8. Теплота сгорания |
около |
33 000 кДж/м3. |
окислительным пиро |
||
|
Ацетилен получают |
электрокрекингом или |
лизом метана. После выделения ацетилена и соответствующей очи стки от сажи и цианистых соединений «хвостовые» газы имеют со
став |
(в % по объему):' СН4 |
— 40—42; Н2— 51—53; С2 Н4 — 1,0; |
N2 — 4,8—5,0. Теплота сгорания |
около 20 000 кДж/м3. |
|
ная |
В топливном балансе предприятий нефтехимии метано-водород |
|
фракция II «хвостовые» газы играют заметную роль. |
§5.4. Газификация и пиролиз мазута
Всвязи с увеличением ресурсов тяжелых остатков нефтепереработки в нашей стране и за рубежом разра батываются методы использования мазута для получе ния синтез-газов, высококалорийного бытового газа и га зов энергетического назначения.
Производство перечисленных газов основывается на применении пирогенетического расщепления сложных соединений мазута на более простые с одновременным образованием высокоуглеродистых веществ — сажи и кокса — или же достигается путем безостаточной гази фикации мазута на воздушном или обогащенном кисло родом дутье. Применяемые за рубежом установки для пиролиза и газификации мазута описаны в некоторых руководствах [5]. В СССР создан ряд оригинальных конструкций установок для получения из мазута газа различного назначения.
8&