Файл: Варанкин, Ю. В. Газовое хозяйство заводов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ке 1 и сбросной трубке 4 ставятся дроссельные шайбы 3 (пробки с малыми калиброванными отверстиями). Такой же дроссель устанавливается и на демпферной трубке 14.
Настройка регуляторов с командным прибором на требуемое давление газа после РД, т. е. у потребителей, осуществляется натяжением установочной пружины пи лота при помощи винта 9.
Конструкции регуляторов давления и их командных приборов разнообразны. Здесь будут рассмотрены толь ко некоторые из наиболее часто устанавливаемых на промышленных предприятиях.
■Пропускная способность РД указывается в их харак теристике в нормальных кубических метрах, т. е. приве денная к нормальным условиям.
При небольших расходах газа, исчисляемых десятка ми или сотнями нормальных кубических метров в'час, там, где требуется максимальная простота установки хотя бы и за счет несколько уменьшенной тонкости регу лирования давления, устанавливаются РД без пилота. Среди таких РД чаще всего применяются РД-32М или РД-50М (рис. 9.4).
Газ поступает в регулятор через штуцер 1 прямо под клапан 2 или сбоку. Импульс (изменение давления после
РД) передается на диафрагму 4, жестко связанную с си стемой рычагов, управляющих положением клапана 2. Установка РД на требуемое давление после РД произво дится ігатяжением установочной пружины 5 при помощи винта 6. В полости под диафрагмой 4 установлен малень кий предохранительный сбросной клапан 3.
Пропускная способность РД зависит от диаметра сменного седла и клапана 2, вида газа (т. е. его удель ного веса) и от давления газа перед РД, точнее, от пере пада давления перед и за РД и в какой-то степени от то го, прямо под клапан или сбоку поступает газ в регуля тор.
В табл. 9.1 приведена в качестве примера паспортная характеристика одного .из типов РД.
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9.1 |
Пропускная способность регулятора РД-50М для газа |
р0 = 0,7 кг/нм3 |
|||||||
при конечном |
давлении |
= 0,8—2,5 кПа |
(80—250 |
|
мм вод. ст.) |
|||
|
|
|
|
|
Максимальна я |
пропускная |
||
Начальное избыточное |
Диаметр |
способность РД V, нмэ/ч |
||||||
давление до |
РД рі. кПа |
седла |
и |
|
|
|
|
|
|
(кгс/см-) |
клапана, |
мм |
вход газа |
|
вход газа |
||
|
|
|
|
|
под клапан |
сбоку |
||
10 |
(0,1) |
|
25 |
|
по |
|
|
80 |
50 |
(0,5) |
|
|
295 |
|
|
220 |
|
100 |
(1,0) |
|
|
|
480 |
|
|
360 |
100 |
(1,0) |
|
20 |
|
295 |
|
|
240 |
200 |
(2,0) |
|
|
500 |
|
|
430 |
|
300 |
(3,0) |
|
|
|
720 |
|
|
600 |
300 |
(3,0) |
|
15 |
|
-105 |
|
|
380 |
450 |
(4,5) |
|
|
585 |
|
|
550 |
|
600 |
(6,0) |
|
|
|
760 |
|
|
715 |
600 |
(6,0) |
|
11 |
|
450 |
' |
|
450 |
800 |
(8,0) |
|
|
560 |
|
|
560 |
|
1000 |
(10,0) |
|
|
|
675 |
|
|
675 |
1000 |
(10,0) |
|
8 |
|
310 |
|
|
310 |
1400 |
(14,0) |
|
|
415 |
|
|
415 |
|
1600 |
(16,0) |
|
|
|
460 |
|
|
460 |
При рассмотрении этой таблицы следует обратить. внимание на то, что, подбирая соответствующее сечение
158
сменного седла клапана, можно при одном и том же на чальном давлении р\ и практически неизменном давле нии р2 довольно значительно менять пропускную способ ность РД. Так, например, при pj = 100 кПа, заменив седло с диаметром 20 мм на седло с диаметром 25 мм, можно увеличить пропуск газа с 295 до 480 нм3/ч.
Регулятор РД-32М той же конструкции, но имеет меньшие габариты; максимальная его пропускная спо собность при 'начальном давлении до 300 кПа не превы шает 100 нм3/'Ч.
Обратим внимание также на то, что приведенные табличные (паспортные) данные действительны только для тех параметров и вида газа, при которых проводи лись заводские опыты по снятию этих характеристик. Следовательно, для нахождения .в каждом конкретном случае пропускной способности РД в табличные данные необходимо вносить поправки на плотность газа, началь ное и конечное давление. Кроме того, надо .иметь в виду, что в паспортных таблицах приводятся значения макси мально возможного пропуска газа. Номинальная про пускная способность РД обычно составляет около 0,8 максимальной.
Для нахождения так называемой расчетной пропуск ной способности выбранного к установке РД с достаточ ной точностью можно пользоваться следующей общей расчетной формулой:
где индекс «т» означает паспортные данные о пропускной способности, перепаде давления в РД (А р = р і— р2), удельном весе или плотности р0 и давлении р2 после РД, а без индекса — те же значения в конкретных расчетных условиях. Значения давления перед и за РД подставля ются в формулу абсолютные в килопаскалях (или кгс/см2) .
Однако эта расчетная формула |
справедлива только |
- |
р1 |
для докритических значении отношения — , т. е. когда
оно меньше двух (— < 2 ).
Рч
Очень часто это отношение превосходит критическое
159
или равно ему, т. е . ~ |
2. |
Тогда расчетная формула |
|||
. |
Рі |
|
|
|
|
несколько упрощается: |
|
|
|
|
|
У'р.пр ~ 0.5 Р\ V- |
(Po) г |
|
____ I____ |
= |
ѴТК'. (9.2) |
Ро |
' |
(Ар)т(Р2Іг |
На рис. 9.5 показано устройство одного .из регулято ров давления с командным прибором (схема которого была дана на рис. 9.3,6). В данном случае представлен универсальный регулятор давления РДУК-2 конструкции инж. Казанцева с командным прибором КН-2-00 его же конструкции.
Особенностью конструкции этих регуляторов является вынесение вниз мембранной коробки регулятора, что де лает легко доступными для осмотра и ремонта клапан 3 гг седло РД. Для этого, не снимая корпуса довольно гро моздкого РД, достаточно вынуть установленную сверху коробку фильтра 2.
Командный прибор 1, представляющий совершенно
160
самостоятельный аппарат, компактно примыкает сбоку к корпусу РД. Установочная пружина 4 пилота (рис. 9.5, в), служащая для настройки регулятора на заданное давление «после себя», также расположена снизу, что делает легко доступным осмотр и клапана, и седла пило та. Имеющаяся сверху пружина 5 служит только для смягчения движения клапана при его перемещении под действием изгибающейся вверх или вниз мембраны пилота.
Регуляторы давления РДУК-2 изготавливаются трех типоразмеров: РДУК-2-50; РДУК-2-100 и РДУК-2-200- соответственно диаметрам условных проходов (50, 100, 200 мм). Основные габаритные размеры этих регуляторов приведены в табл. 9.2.
|
|
|
|
|
Таблица 9.2 |
Габаритные размеры |
регулятора |
РДУК-2 (см. рис. 9.5) |
|||
|
УслоаныП |
Размеры, |
мм |
|
|
|
|
|
|
||
Типоразмер РД |
диаметр |
|
|
|
Вес. кг |
|
D „ мм |
1 |
А |
II |
|
РДУК-2-50 |
50 |
230 |
360 |
300 |
45 |
РДУК-2-100 |
100 |
350 |
470 |
450 |
80 |
РДУК-2-200 |
200 |
600 |
650 |
690 |
300 |
По сравнению с габаритами и весом регуляторов дав ления других, более старых, конструкций регуляторы РДУК-2 отличаются сокращением веса и соответственно размеров почти в 2 раза.
Характеристика всех трех типоразмеров этих регуля торов приведена в табл. 9.3.
Приведенные в таблице данные о Ѵт соответствуют следующим табличным параметрам: плотность газа (Ро) т =0,73 кг/нм3; абсолютное давление за регулятором (/?г)т =Ю 1 кПа (1,01 кгс/см2); перепад давления в регу ляторе (А р)г — 100 кПа (1 кгс/см2).
При других параметрах пропускная способность регу ляторов может быть меньше или больше паспортной (табличной). Расчетная пропускная способность выбран ного клапана в этом случае подсчитывается (в нм3/ч) по формуле (9.1) пли (9.2).
6. З а к . 1713 |
161 |
При рассмотрении табл. 9.3 видно, что сменой клапа на (и седла) у регуляторов РДУК-2-100 и РДУК-2-200 можно почти в 2 раза изменить их пропускную способ ность. Желаемые пределы регулируемого давления «пос ле себя» устанавливаются выбором командного прибора КН-2-00чили КВ-2-00 (низкого или высокого давления).
Таблица 9.3
Паспортные (табличные) данные универсального регулятора РДУК-2
|
|
Конечное давление. кПа |
(кгс/см2) |
|
|
|
|
|
К В Г; № |
Паспортная |
|
Гппорпзмер |
Диаметр |
|
|
|
(табличная) |
регулятора |
клапана, |
КН-2-00 |
диаметр |
'-.аметр |
пропускная |
|
мм |
способность |
|||
|
|
|
пружины, |
пружины |
Ѵт , пм3/ч |
|
|
|
5 мм |
ü мм |
|
РДУК-2-50 |
35 |
0,5—60 |
50—300 |
100—600 |
1000 |
РДУК-2-100 |
50 |
(0,005—0,6) |
(0,5—3) |
(1-6) |
|
0,5—60 |
50—300 |
100—600 |
1400 |
||
РДУК-2-200 |
70 |
(0,005—0,6) |
(0,5-3) |
(1-6) |
2700 |
105 |
0,5—60 |
50—300 |
100—600 |
6000 |
|
|
140 |
(0,005—0,6) |
(0,5—3) |
(1-6) |
12000 |
Пилот КВ-2-00 может обеспечить работу РД с конечным средним или высоким давлением. Для этого его устано вочная пружина изготавливается из проволоки диамет ром 5 либо 6 мм.
Давление газа на входе для РДУК-2-100 и РДУК-2- 200 допускается 1200 кПа (12 кгс/см2), а для РДУК-2-50—
600 кПа (6 кгс/см2). |
Минимально |
необходимый |
для |
||
нормальной |
работы |
регулятора |
перепад |
давления |
|
Л р= р 1 — р2 |
составляет |
примерно 3 |
кПа (300 |
мм |
вод. |
ст.); максимально допустимый — не более |
600 |
кПа |
|||
(6 кгс/см2) . |
|
|
|
|
|
Пропускная способность трех типоразмеров регулято ров РДУК-2 весьма широкого диапазона — от сотен-до 12 тыс. нм3/ч газа; они могут быть установлены на лю бое задаваемое давление газа «после себя» в интервале от 0,5 (50 мм вод. ст.) до 600 кПа (6 кгс/см2) с подбо ром соответствующего типа пилота и его установочной пружины. Поэтому они действительно являются универ сальными регуляторами и получили в настоящее время
162
преимущественное распространение в системах завод ского газоснабжения.
Регуляторы с командным прибором обеспечивают вполне достаточную для промышленных предприятий устойчивость давления у потребителей. Отклонение дав ления «после себя» от установленного уровня, как пока зывает практика, обычно не превышает ±5% при работе регулятора в нормальном режиме.
Нормальным режимом, в частности для регуляторов РДУК-2, является: нижний предел нагрузки — 10% максимальной паспортной пропускной способности и верхний — 80—85%• При нагрузке вне указанных преде лов регуляторы не обеспечивают заводской гарантии, но, как показала практика, работают все еще достаточно устойчиво. Это следует учитывать при подборе типораз мера и количества регуляторов для установки на газо регулирующих пунктах.
■Выше указывалось, что при очень больших расходах газа приходится ставить пневматические или гидравли ческие регуляторы непрямого действия.
На рис. 9.6 изображена принципиальная схема одного из таких
регуляторов |
(0,4-MCTM-41U). 1 іо такому же |
принципу |
работает и |
ряд других |
регуляторов непрямого действия, |
например |
04-МСТС, |
04-МСС. Регулирующее его устройство состоит из четырех элемен тов: импульсного прибора /, воспринимающего основной импульс регулирования (изменение давления газа в газопроводе после РД), самого регулирующего клапана IV, командного прибора III, управ ляющего изменением положения исполнительного органа (регулиру ющего клан на), и изодромиэго прибора обратной связи И, предна значенного для устранения так называемой перерегулировки («ка чания» регулируемого давления).
Принцип работы этого устройства следующий. Командная среда (газ или воздух) под давлением 200—1000 кПа (2—10 кгс/см2) по ступает через впускное сопло 14 в командный прибор III и, пройдя дроссель 13 и камеру 12, сбрасывается в атмосферу через выходное сопло 16 и через калиброванное сопло 11.
Сам командный прибор разделен на две полости концентрически установленными в нем двумя сильфонами 18 (гармоииковой мем браной, представляющей собою гофрированные, сделанные из мяг кого металла упругие стаканы). Через нижнюю (внутреннюю) по лость командное давление (импульс изменения давления в команд ном приборе) передается по трубке 19 в мембранную камепу основ ного регулятора, являющегося исполнительным органом. Изменение этого командного давления происходит в зависимости от степени открытия сбросного сопла 11 и впускного сопла 14.
Сбросное сопло прикрывается дроссельной заслонкой 10, кото рая связана с механизмом полой спиральной пружины /, являю щейся тем импульсным прибором I, который воспринимает измене-
163