Файл: Ящерицын, П. И. Шлифование с подачей СОЖ через поры круга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ШЛИФОВАНИЕ С ПОДАЧЕЙ СОЖ ЧЕРЕЗ
ПОРЫ КРУГА
Академия наук Белорусской ССР
П. И. ЯЩЕРИЦЫН, И. П. КАРАИМ
ШЛИФОВАНИЕ
С ПОДАЧЕЙ СОЖ
ЧЕРЕЗ
ПОРЫ КРУГА
ИЗДАТЕЛЬСТВО „НАУКА И ТЕХНИКА' М и н с к 1974
6 П4.67 Я97
УДК 621.923.04
4 /
Я щ е р и ц ы н П. И., К а р а и м И. П. Шлифование с по дачей СОЖ через поры круга. Минск, «Наука и техника», 1974,
стр. 256.
В монографии на основании теоретического и эксперимен тального исследования фильтрационных свойств шлифовальных кругов (абсолютной и активной пористости, проницаемости, удельной поверхности пор, их размера и количества), вибро устойчивости станка, контактной температуры и показателей процесса шлифования показаны особенности, преимущества и недостатки шлифования при охлаждении через поры круга. Д а ны рекомендации по эффективному использованию нового спо соба охлаждения.
Таблиц 36, рисунков 75, библиография — 176 названий. Предназначена для научных сотрудников и инженерно-тех
нических работников абразивной и металлообрабатывающей промышленности.
Р е ц е н з е н т ы :
доктор технических наук О. В. РОМАН, кандидат технических наук Н. Н. МАКАРОВ
Я |
03124—041 |
139—74 |
|
|
М316—74 |
(С) Издательство «Наука и техника», 1974.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Программой Коммунистической партии Советского Союза предусматривается обеспечить повышение произ водительности труда в промышленности за девятую пяти летку на 36—40% и получить за счет этого 87—90% общего прироста продукции. При этом намечается уве личить выпуск продукции с каждой единицы производ ственных основных фондов путем полного использова ния машин и оборудования, дальнейшей интенсифика ции производственных процессов.
Процессы абразивной обработки находят все более широкое применение в металлообрабатывающей промыш ленности. Об этом свидетельствует рост парка шлифо вальных, заточных и других станков. Парк станков для абразивной обработки составляет 21%, а в ряде отрас лей (в частности, в автомобильной и инструментальной) достигает 30% общего парка; в производстве подшипни ков 65% операций выполняются при помощи абразив ных инструментов.
Прогресс в абразивной обработке обусловлен корен ным изменением технологии металлообработки, внедрени ем таких методов получения заготовок, как точное литье, литье под давлением, безоблойная штамповка, холодное прессование, вальцевание, импульсная штамповка и дру гие, способствующих повышению коэффициента полезно го использования металла. Общее уменьшение припусков и исключение ряда операций технологической обработки режущим инструментом позволят направить заготовки непосредственно на абразивную обработку; припуски при этом будут большими, чем ранее, когда заготовки пред варительно обрабатывались на металлорежущих станках. Снятие таких припусков с помощью абразивов требует
3
создания более производительных инструментов, станков и методов их использования.
Технический прогресс в абразивной обработке в по следние годы идет по пути увеличения скорости шлифо вания до 60—80 м/сек, а на отдельных операциях, напри мер отрезка и зачистка, ■— до 90—100 м/сек и выше; при этом одновременно давление на круг увеличивается до 500—600 кгс вместо 50—60 кгс на обычных станках.
В связи с этим абразивная промышленность осваивает производство специальных скоростных шлифовальных кругов: высокопористых и армированных стеклосеткой, а также на поропластовой связке, которые способны вы держивать высокие скорости вращения при большом на них давлении.
Директивами XXIV съезда КПСС и пятилетним пла
ном развития |
народного хозяйства |
СССР |
на 1971—- |
|
1975 гг. предусмотрено |
расширить |
специализированное |
||
производство и повысить |
качество |
абразивного инстру |
||
мента. Объем |
производства абразивной |
продукции в |
девятой пятилетке намечено увеличить в 1,54 раза. Будет обеспечен преобладающий рост выпуска наиболее про грессивных видов инструмента: класса А и прецизионного инструмента для скоростного и силового шлифования, новых видов инструментов для подшипниковой промыш ленности и др. ВНИИАШем разработан новый способ и высокопроизводительные роторные полуавтоматы фор мования абразивных кругов класса А. Равномерность твердости и уравновешенности абразивных инструмен тов, изготовленных новым способом, значительно выше,
чем инструментов зарубежных фирм (ФРГ, Англии, Италии).
Эффективным средством воздействия на тепловые явления и механизм процесса шлифования является метод охлаждения через поры круга. Однако внедрение этого метода сдерживается недостаточностью знаний об особенностях, недостатках и преимуществах процесса шлифования при охлаждении через поры круга. Не известны и особые требования к условиям эксплуатации этого способа охлаждения, без выполнения которых не достигается максимальный эффект, не определены обла сти его рационального использования.
ГЛАВА I
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ШЛИФОВАНИЯ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПОРЫ КРУГА
1.Возникновение и развитие метода охлаждения через поры круга
Рассмотрим в хронологической последовательности со вершенствование конструкций устройств для подачи СОЖ (смазочно-охлаждающей жидкости) через поры круга, углубление и расширение знаний о процессе шли фования при этом способе охлаждения.
Первое упоминание о методе охлаждения через поры шлифовального круга относится к 1884 г., когда В. Каверт получил американский патент на этот метод [1].
Около 70 лет метод охлаждения через поры круга не находил практического применения. И только в 1950 г. американская компания «Дуолл» стала применять его при работе на плоскошлифовальном станке [2], а компа ния «Голлмейер Ливингстон» применила этот метод охлаждения на серийно выпускаемых плоскошлифоваль ных станках [3—5].
Сущность метода охлаждения через поры шлифо вального круга [3] заключается в том, что СОЖ, подве денная по' резиновому шлангу, проходит через кран, ко торым регулируется величина потока, затем по трубке поступает к оси вращения шлифовального круга и по падает в конусную расточку шайбы, прикрепленной к наружному фланцу (рис. 1).
Под действием центробежной силы СОЖ через ряд распределительных трубок поступает в полость шлифо вального круга, откуда под действием той же силы прохо дит сквозь круг в радиальном направлении к его перифе рии. Таким образом, периферия круга все время покрыта равномерной пленкой СОЖ, излишек которой в виде тумана отбрасывается центробежной силой.
5
6
Рис. 1. Устройство для |
подачи СОЖ |
через поры шлифовального круга: 1 — резиновый |
шланг; |
|
2 — кран; 3 — трубка; |
4 — полость; 5 |
— шлифовальный круг; |
6 — распределительные |
трубки; |
|
|
7 — шайба; 8 — прорезь |
[3] |
|
Впервые в Советском Союзе охлаждение через поры шлифовального круга было испытано в ЭНИМСе [6] в 1952 г. и установлено положительное влияние этого мето да на точность шлифования.
В 1955 г. данный метод был применен на Ленинград ском станкостроительном заводе им. Свердлова [7, 8] при внутреннем шлифовании; это «позволило несколько повысить производительность шлифования, улучшить расход абразивов и значительно оздоровить условия тру да шлифовщиков; при этом прочность шлифовального круга не понижается» [7]. При наружном шлифовании положительный результат не был достигнут из-за возра стания дисбаланса шлифовального круга с пуском СОЖ через его поры.
К этому времени появились работы [9—12, 72] Палитцша, в которых впервые было исследовано сочетание обычного метода охлаждения эмульсией с охлаждением через поры круга маслом. Палитцшем исследованы четы ре конструкции планшайб для подачи масла через поры круга, которые отличаются количеством и характером распределения отверстий в планшайбе для подвода мас ла к внутренней поверхности круга. На специальной установке исследована зависимость распределения мас ла на периферии круга от количества и характера распо ложения подводящих отверстий в планшайбе, скорости вращения круга, количества подводимого масла и време ни его подачи. В результате установлено, что наиболее рациональной конструкцией планшайбы является такая, в которой сделано 60 расположенных в шахматном по рядке отверстий для подачи масла к внутренней поверх ности круга. Проведенные Палитцшем сравнительные исследования показали, что бинарный метод охлаждения ■при подаче 2 г/мин масла через поры обеспечивает сниже ние удельного износа круга на 25%, экономию абразива и алмаза на 22% благодаря снижению числа правок, улучшение чистоты обработанной поверхности на 24% и снижение трудоемкости шлифования на 35%. Этот двой ной (бинарный) метод охлаждения был исследован так же Вебером в Карл-Маркс-Штадте на предприятии «Фриц Экерт Верк» (ГДР) [13, 14], в лаборатории шли фования фирмы «Карборундум» (США) [15] и нашел практическое применение при шлифовании головки и бло ка цилиндров па плоскошлифовалыюм станке [16].
7
Для реализации бинарного метода охлаждения [14] применяется масляный бачок с капельником (рис. 2), который устанавливается на шлифовальной бабке выше центра шлифовального круга. Дозируемое капельником масло из бачка поступает в планшайбу (рис. 3) и через » большое количество расположенных в шахматном поряд ке отверстий выходит на внутреннюю поверхность шлифо вального круга. Под действием центробежной силы масло
Ч
Рис. 2. Масляный бачок с капельником: 1 — регулируемый зажим; 2 — мерное стекло;
3 — кран; |
4 — регулирование капельника; |
5 — к |
шлифовальному кругу [14] |
8
проникает через поры круга и выступает на его наружной поверхности. Масло не только охлаждает шлифовальный круг, но и создает смазывающую пленку на его поверхно сти, в результате резко снижается трение между абразив ным кругом и обрабатываемым изделием и уменьшается нагрев изделия. Одновременно обычным способом прово дится обильное охлаждение круга и изделия водным раствором (эмульсией).
Представляют определенный интерес конструкции планшайб для подачи СОЖ через поры круга согласно патенту ФРГ [72], который получен Палитцшем и Аппуном. По данному патенту предлагаются три конструкции планшайб (рис. 4—6), отличительной особенностью кото рых является наличие торцового центробежного турбин ного колеса (рис. 4 и 5) или гребных винтов 1 (рис. 6),
Рис. 3. Планшайба шлифовального круга для подачи масла через поры круга [L4]
S