Файл: Ящерицын, П. И. Шлифование с подачей СОЖ через поры круга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Рис. 4. Планшайба с турбинным колесом (1) для подачи СОЖ в полость круга под давлением. Подвод СОЖ в планшайбу через центральное отверстие в турбинном колесе [72]
10
Рис. 5. Планшайба с турбинным колесом (I) для подачи СОЖ в по лость круга под давлением. Подвод СОЖ в планшайбу через цент ральное осевое отверстие в шпинделе [72]
II
Рис. 6. Планшайба с гребными винтами (1) для подачи СОЖ в по лость круга под давлением. Подвод СОЖ в планшайбу через цент ральное осевое и несколько симметричных радиальных отверстий в шпинделе [72]
12
посредством которых создается повышенное давление СОЖ во внутренней полости круга. Благодаря этому увеличивается расход СОЖ через поры круга при одно временном улучшении равномерности истечения СОЖ через поры как по высоте, так и по периметру круга.
В1956 г. шлифование с подачей эмульсии из центра круга исследовалось в Испании [17]. Были проведены сравнительные исследования шлифования при обычном (тангенциальном), центробежном (через поры круга) и бинарном методах охлаждения, которые показали суще ственное снижение потребляемой мощности при бинар ном методе охлаждения и возможность производитель ного шлифования вязких материалов (алюминиевых и цинковых сплавов).
Вэтом же году были получены патент США [18] на вертикальный полый шпиндель, имеющий сквозное отвер стие для подвода СОЖ в полость кольцевого шлифоваль ного круга, и патенты США [19] и ФРГ [20] на устрой ство для подачи СОЖ в зону резания через поры круга; фирма «Оливьер» создала полуавтомат для заточки сверл мод. 510 [21] с двумя системами подвода СОЖ: через поры круга и комбинированным способом. В это же
время Мартин и Веллер получили патент США на станок для заточки режущего инструмента с подачей охлажда ющей жидкости сквозь круг [22], в котором указывается на необходимость покрывать нерабочие поверхности кру га водонепроницаемым слоем.
В 1955— 1956 гг. появились первые две работы Г. В. Бокучавы [23, 24], посвященные исследованию способа шлифования с подачей СОЖ через поры круга при внут реннем шлифовании и плоском — чашечными кругами. В них отмечается повышение стойкости круга при обра ботке стали У7 и Р9 и вязких металлов.
Одновременно С. А. Майоровым было проведено исследование шлифования с охлаждением через поры круга на бесцентрово-шлифовальном станке мод. С-89. Получена зависимость микротвердости детали от способа охлаждения, и рентгеновским просвечиванием одного и того же сечения круга установлено отсутствие увеличе ния пор или образования новых при длительном пропу скании СОЖ через поры круга (длительность испытания 550 час, скорость вращения круга 45 м/сек и расход эмульсии 9 л/мин) [25].
13
В 1957 г. появились две работы Б. С. Коршунова [26, 27], посвященные исследованию шлифования твердых сплавов с применением двойного охлаждения. Через поры круга подавалось веретенное масло, а извне — 3— 5%-ный раствор нитрита натрия в воде. Б. С. Коршуно вым впервые были проведены сравнительные исследова ния шлифования с двойным охлаждением кругами на бакелитовой и керамической связке. Установлено повы шение чистоты поверхности при плоском и круглом шли фовании и высокая эффективность двойного охлаждения при использовании кругов с открытой структурой и более крупным зерном на керамической связке.
Палитдш и Ланг провели исследование сил резания при наружном круглом шлифовании с двусторонним охлаждением двумя жидкостями — маслом через поры круга и эмульсией снаружи [28]. При этом установлено снижение тангенциальной составляющей силы резания на 50%, в результате чего эффективная мощность шлифова ния снижается почти вдвое. Снижение сил резания объ ясняется смазывающим эффектом масла, подведенного непосредственно в зону резания.
Гаррингтоном [29] отмечено существенное снижение остаточных напряжений шлифованных поверхностей при
шлифовании с подачей технологической жидкости через поры круга.
Сравнение старого способа подвода СОЖ на абразив ный круг и новой системы подачи СОЖ через поры круга приведено в работе Сиротани [30]. Показано, что новая система подачи. СОЖ дает возможность увеличить съем металла за один проход с сокращением времени обработ ки на 40%, при этом точность шлифования повышается от 1,6 до 0,8 мкм. Очистка СОЖ от шлама осуществлялась фильтром из виниловой губки.
В 1958 г. Мёглингом были проведены исследования комбинированного метода охлаждения при шлифовании путем полива эмульсией из сопла с одновременной пода чей турбинного масла сквозь шлифовальный круг [31] в количестве 2— 10 г/мин. При этом установлено снижение сил резания на 20%, улучшение чистоты шлифованной
поверхности на 1,2 мкм, снижение износа шлифовального круга.
Грифе получил патент ФРГ [32] на устройство (рис. 7), обеспечивающее подачу СОЖ под давлением через
14
поры шлифовального круга для зубошлифования, а Гар рисон — патент США [ 33] на устройство для охлаждения распыленной жидкостью, подаваемой через тело пористо го круга, во внутренней полости которого на втулке выполнены лопатки для засасывания СОЖ.
Английская компания «Спенсер» получила патент [34] на устройство для подачи СОЖ к шлифовальному кругу, в кольцевые полости которого закладываются фильтры 1 для очистки СОЖ от шлама (рис. 8).
В 1957—1959 гг. в ЭНИМСе были проведены опыты с подачей СОЖ в двух направлениях [35] при врезном шлифовании. В первой серии опытов через поры круга
Рис. 7, Устройство для подачи СОЖ под давлением при зубошлифовании: 1 — винтовая канавка для обеспечения равномерного омывания внутренней полости круга [32]
15
подавалось веретенное масло № 2 в количестве 1, 4, 8, 12 см3/мин, а снаружи — 8 л/мин содового раствора. Во
второй серии |
опытов |
подавался содовый раствор до |
5 л/мин через |
поры круга, а снаружи — 8 л/мин. При |
|
этом содовый |
раствор |
фильтровался войлочно-ватным |
фильтром, а веретенное масло пропускалось через слой медицинской ваты. В данной работе проведен сравнитель ный анализ полученных экспериментальных данных с
Рис. 8. Планшайба для подачи СОЖ через поры круга с ее предварительной очисткой в закладных фильтрах (1) [34]
данными Палитцша [28], Линднер-Вебера и Зонне [14], показана высокая эффективность бинарного метода охлаждения, особо подчеркивается необходимость тща тельной очистки жидкости от шлама. Кроме того, отмече но, что «наличие жидкости (воды, эмульсии или масла) в шлифовальном круге практически в процессе шлифова ния не влияет на степень сбалансированности круга при соблюдении следующих условий: жидкость должна пода ваться только во вращающийся круг; подача жидкости в приемный фланец должна прекращаться ранее остановки
16
круга (несколько минут до остановки круг должен вра щаться вхолостую без подвода жидкости)». Указано, что подаваемое через поры круга масло смешивается с пода ваемой обычным способом эмульсией. Процент содержа ния масла в эмульсии непрерывно возрастает. Чтобы устранить этот недостаток бинарного метода охлаждения, необходимо производить сепарацию смеси.
В книге Г. В. Бокучавы [36] дан анализ конструкций устройств для подачи СОЖ через поры круга и устройств для фильтрации СОЖ!, приведены результаты сравни тельных исследований эффективности процесса шлифова ния при охлаждении через поры круга и обычным спосо бом. Автор приводит материалы по исследованию исход ного рельефа рабочего профиля круга, сил резания и механизма износа шлифовального круга при обычном способе охлаждения и через поры круга.
Б. С. Коршуновым [37] приведены результаты иссле дований, выполненных на круглошлифовальном и универ сально-заточном станках при обработке стали 45, Р18 и твердых сплавов ВК8 и Т5КЮ. Снаружи подавался содо вый раствор по 8—10 и 15—20 л/мин, а через поры кру га — 3—4 и 8—10 г/мин веретенного масла. При бинарном охлаждении установлено улучшение чистоты шлифованной поверхности, увеличение удельной произво дительности и отсутствие прижогов и микротрещин. Автор указывает на необходимость принудительной филь трации масла и эмульсии, для чего им использовался пресс-фильтр.
Повышение режима и качества обработки твердых сплавов и стали Р18 при внутреннем охлаждении шлифо вального круга отмечается и в работе [38], а в англий ском патенте [39] приведено описание подачи СОЖ через центральное отверстие в оправке, далее через поры круга
кего периферии.
В1960 г. были опубликованы данные по опыту использования метода охлаждения через поры шлифо вального круга на Коломенском тепловозостроительном заводе им. Куйбышева В. В. [40], а в сообщении [41] описана подача СОЖ через поры абразивного круга сжатым воздухом.
Работа [42] посвящена исследованию эффективности подачи охлаждающей жидкости через поры круга, в кото рой отмечается снижение потребляемой мпщнодхы-иа-Щ—
35% и отсутствие нарушения уравновешенности круга с пуском СОЖ через его поры от 0 до 12 см3.
В 1961 г. В. А. Хрульковым было описано применение подачи масла через поры круга с одновременным поли вом эмульсии извне при шлифовании постоянных магни тов [43], отмечена необходимость тщательной фильтра ции жидкости, для чего использовался фильтр из чугунной стружки высотой 50 мм. В этом же году В. В. Каллиопин и Ф. Ю. Сакулевич получили авторское сви детельство [44] на устройство для охлаждения жидко стной воздушной смесью, подаваемой сквозь поры шли фовального круга с помощью пневматического ци линдра.
Вработе [45] сообщается о новом типе шлифоваль ных кругов марки «Стелла», снабженных расположенны ми в шахматном порядке радиальными каналами, через которые СОЖ поступает непосредственно в зону обработ ки; подобные же круги описаны в работе [46].
Тарасов [47] отмечает высокую эффективность и пер спективность рассматриваемого метода подачи СОЖ, Мойллер получил патент ФРГ [48] на устройство для подачи СОЖ через поры круга, обеспечивающее равно мерное охлаждение всей поверхности круга.
В1962 г. Палитцш снова сообщает [49] о своих иссле дованиях бинарного метода охлаждения, указывает на необходимость увеличения числа отверстий в планшайбе от 60 до 216 для подвода масла к внутренней поверхно сти круга, дает технико-экономический анализ эффектив ности исследуемого метода, проводит сопоставление технических показателей по улучшению процесса шли
фования при подаче одновременно двух жидкостей по данным ряда исследователей.
Бобер в рекомендациях по заточке сверл [50] указы вает на эффективность метода подачи СОЖ через поры круга.
В работах [51, 52] приводятся теоретические и экспе риментальные исследования для выяснения и сравнения физической сущности процессов при шлифовании с обыч ным охлаждением и подачей СОЖ через поры круга. Исследованию подвергались стойкость шлифовального круга, качество и изменения, происходящие в наружном слое шлифованной поверхности. Установлено, что при обычном способе подачи СОЖ ее роль сводится только к
18
охлаждению обрабатываемой детали и такое охлаждение способствует ее вторичному закаливанию. При шлифова нии с подачей СОЖ через поры круга в зоне резания создаются вокруг каждого зерна области усиленного отвода тепла, уменьшающие износ абразива и коэффи циент трения. Вследствие этого случаи снижения твердо сти обрабатываемых деталей прекратились. Износ абра зивных кругов уменьшился в 1,5—3 раза, а их срок служ бы увеличился в 3—4 раза, кроме того, снижена высота шероховатости.
Опыт применения охлаждения через поры круга на станках фирмы «Матгисон» при силовом шлифовании описан в работе [53], подчеркивается эффективность этого метода при обработке тонких изделий. Аналогич ные выводы сделаны и в работе [54], отмечается эффек тивность этого метода при профильном шлифовании.
Преимущество метода охлаждения через поры шли фовального круга, его положительное влияние на качество обработанной поверхности отмечено в работах японских исследователей [55, 56].
В 1962 г. Кемман получил американский патент [57] на шлифовальный круг с планшайбой, обеспечивающей равномерную подачу СОЖ сквозь поры круга и самопитание жидкостью (рис. 9), что достигается посредством торцовой полости 1 и каналов 2.
Во французском патенте описан пористый круг для охлаждения через его поры, внутри которого имеется замкнутая кольцевая полость, пересекающаяся с цен тральным отверстием. В зоне кольцевой полости в шпин деле имеется ряд радиальных отверстий. Нерабочие по верхности круга покрыты лаком [58] (рис. 10).
В1963 г. была опубликована работа С. А. Иванова
[59]об исследовании шлифования жаропрочных сплавов при охлаждении через поры круга и смешанном охлаж дении, в которой отмечается положительный эффект ис следуемых методов охлаждения на остаточные напряже ния шлифованных поверхностей, улучшение их чистоты
иповышение стойкости круга.
Вработе [60] указывается на перспективность мето да охлаждения через поры круга, отмечается ряд весьма существенных его преимуществ. Вместе с тем в этой ра боте наиболее четко сформулированы недостатки этого метода:
19