Файл: Потураев, В. Н. Резина в горном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Н. ПОТУРАЕВ

В. И. ДЫРДА

В. П. НАДУТЫЙ

РЕЗИНА

В ГОРНОМ

ДЕЛЕ

М О С К В А

«НЕДРА»

1974

УДК 622 : 678.06 : 62.567 : 536.12

J

.

каучно-те.-:.

'-« « -а л

I

!

бибЛИОТа

,■** .' ,'Р

I

Д и

экзем пл яр" ’

 

О! ^ I ЧитАЛьНОГО_ЗАЛА_]

V r b j y b

Потураев В. Н., Дырда В. И., Надутый В. П. Резина в гор ном деле. М., «Недра», 1974, 152 с.

В книге обобщены данные о резине как конструкционно! материале для изготовления деталей горных машин. Рассмот рены примеры применения резиновых деталей, несущих сило вые нагрузки и используемых в качестве амортизаторов, демп феров, защитных футеровок и т. д. Приведены данные о фи зико-механических характеристиках резин и их зависимости о режима нагружения и температуры внешней среды.

Приведены рекомендации по проектированию наиболе! распространенных резиновых деталей и даны расчетные формул! по выбору их параметров и формы. Изложены методы расчет! температурных полей в резиновых деталях и методы расчет! их долговечности при циклических нагрузках. Рассмотрен! также вопросы проектирования резиновых деталей с учето) технологических факторов и правила их эксплуатации в уело виях горных предприятий.

Книга предназначена для инженеров и конструкторов занимающихся проектированием и расчетом горных машин Таблиц 18, ил. 91, список лит. — 89 назв.

30704—494

363—74

© Издательство «Недра», 1974

043(01—)—74

П Р Е Д И С Л О В И Е

Создание горных машин, повышение их надежности и долго­ вечности тесно связано с использованием высокополимерных материалов, среди которых важное место занимает резина.

Резина как конструкционный материал обладает ценными свой­ ствами: малым удельным весом, сравнительно широким диапазо­ ном рабочих температур, удовлетворительной химической стой­ костью к воздействию агрессивной среды, высокими амортиза­ ционными и звукопоглощающими свойствами и др. Изделия из резины просты и недороги в изготовлении, надежны в эксплуа­ тации.

Большое распространение резиновые изделия получили в автомобильной, тракторной, авиастроительной и других отра­ слях промышленности в качестве вспомогательных элементов

иэлементов, несущих значительные силовые нагрузки. Поэтому многие детали для горных машин бйли заимствованы именно из этих отраслей, однако ряд конструкций с резиновыми деталями разработан специально для горных машин с учетом специфических условий их работы. В горных машинах, характерными особен­ ностями рабочих режимов которых являются высокие скорости

исравнительно большие нагрузки в сочетании с агрессивным воз­ действием внешней среды и абразивным износом, более предпоч­

тительными перед металлическими могут оказаться металличе­ ские детали, гуммированные резиной.

Применяемые в настоящее время в горном машиностроении многочисленные резиновые детали и изделия отличаются большим конструктивным разнообразием. Особенно большое распростра­ нение они получили в транспортных и транспортно-технологиче­ ских машинах (конвейеры, питатели, грохоты), а также в горнообогатительных машинах (мельницы, дробилки, центрифуги). В этих машинах резиновые детали обычно выполняют функции элементов упругой подвески и амортизаторов.

Благодаря ценным антифрикционным свойствам и возмож­ ности работать в абразивной среде резиновые изделия широко используются в угольной промышленности в качестве подшип­ ников скольжения в углесосах и других горных машинах, в торфя­ ной промышленности — в торфососах, в нефтяной промышлен-

*

3

1

 


ности — в турбобурах и т. д. Кроме выполнения функций дета­ лей, в этих машинах резина гасит вибрацию и шум, устраняет перекосы сочленяемых деталей.

Высокая упругость и практически объемная несжимаемость позволяют использовать резину как один из основных материалов для изготовления манжет, уплотнительных и прокладочных колец, защитных уплотнений, рукавов высокого давления и друг гих деталей гидросистем. Резиновые манжетные уплотнения пред­ назначены для герметизации узлов трения горных машин, работа­ ющих в тяжелых условиях с возможным попаданием абразивных частиц, в подвижных и неподвижных соединениях трубопроводов гидросистем и т. д.

Вгорных машинах все чаще используют металлические кон­ струкции с резиновым покрытием, защищающим от воздействия

•агрессивной среды или абразивного износа.

Резина с успехом используется также для изготовления при­ водных ремней, напорных рукавов, конвейерных лент, различных мембран и сильфонов, приводных муфт, эластичных сит и других изделий горной промышленности.

Однако свойства резины существенно отличаются от свойств традиционных материалов и известные методы расчета металли­ ческих деталей в данном случае оказываются малопригодными. Особенность методики расчета резиновых изделий зависит от релаксационного характера деформирования резины, значитель­ ного диссипативного разогрева в процессе динамического нагру­ жения, старения, т. е. изменения механических свойств со вре­ менем, и других свойств резины.

Внастоящей книге авторами сделана попытка собрать необхо­ димые сведения, которые бы помогли инженерам и конструкторам

врешении задач по расчету и созданию резиновых деталей. Ме­ тоды расчета деталей изложены в доступной широкому кругу чита­ телей форме, пояснены графиками и рисунками. При этом особое внимание уделено резиновым деталям, несущим значительные сило­ вые нагрузки, так как другие случаи из применения (ремни, кон­ вейерные ленты, различные уплотнения, рукава и т. д.) доста­ точно подробно освещены в периодической литературе. Приведены примеры практического использования резины в горных машинах.

ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗИНЫ В ГОРНЫХ МАШИНАХ И ОБОРУДОВАНИИ

1. РЕЗИНА В ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВКАХ

Увеличение глубины разработки полезных ископаемых и интен­ сификация горнодобывающих процессов повлекли за собой повы­

шение

скорости

и грузооборота

подъемных установок. Это,

в свою очередь,

привело к

 

/

созданию более

 

совершен­

 

 

 

 

ных в динамическом отно­

 

 

шении машин и устройств,

 

 

использующих

в качестве

 

 

упругих

звеньев различ­

 

 

ные

резиновые

изделия.

 

 

Так, в современных подъ­

 

 

емно-транспортных уста­

 

 

новках

применяются

об-

 

 

резиненные направляющие

 

 

ролики, посадочные амор­

 

 

тизаторы,

обрезиненные

 

 

канаты,

 

ограничительные

 

 

буфера, упругие муфты,

 

 

футеровка барабанов, эле­

 

 

ментов скипов и т. д.

 

 

 

Н а п р а в л я ю щ и е

 

 

р о л и к и

 

с к и п о в .

 

 

С увеличением

скорости

 

 

движения

и грузоподъем­

 

 

ности скипов

значительно

 

 

увеличиваются

 

динамиче­

 

 

ские

горизонтальные

на­

 

 

грузки на армировку ство­

 

 

ла, это приводит к прежде­

 

 

временному

износу

на­

 

 

правляющих

 

 

башмаков

Рис.

1. Трехроликовая опора скипа

кузова

скипа

 

и предъяв­

 

 

ляет

высокие

 

требования

 

 

к направляющим проводникам ствола. Так как уменьшение жесткости проводников в ущерб прочности недопустимо, то замена башмаков скольжения обрезиненными роликами

5


в направляющих устройствах является одним из вариантов решения вопроса снижения динамических нагрузок.

В зарубежной и отечественной практике [26] известны два типа резиновых роликоопор с пневматическими роликами и роли­

 

ками, обод которых покрыт

слоем твердой ре­

 

зины.

Ролики,

изготовленные по второму типу,

 

более просты

по конструкции,

технологичны в_

 

изготовлении

и

надежны

в

эксплуатации.

 

На рис. 1 показана

трехроликовая опора скипа

 

конструкции Гипрорудмаша.

Ее особенностью

 

является обрезиненный каток 1 и наличие амор­

 

тизатора,

обеспечивающего

упругую

подвеску

 

ролика,

состоящего

из

пружины 3

и ограни­

 

чивающего резинового

буфера

2.

 

 

На рис. 2 показан обрезиненный ролик

 

конструкции Московского института радио­

 

электроники

и

 

горной

электромеханики

Рис. 2. Обрези-

(МИРГЭМ). Литое

резиновое покрытие 1 ро­

ненный ролик

лика

защищено

от

 

износа

стальным обо­

 

дом 2.

Интенсивный

износ резинового покры­

тия, не защищенного стальным ободом, объясняется весьма тяже­

лым режимом работы направляющих

роликов подъемных сосу­

дов, который обусловлен,

с одной стороны, большой скоростью

вращения ролика и, с другой, тем, что ро­

лик при обкатывании по проводнику вслед­

ствие колебаний подъемного сосуда в напра­

влении

оси скользит поперек

проводника.

Поскольку скорость движения сосуда дости­

гает значительных величин (15 м/с и более),

а коэффициент трения резины по стали

весьма велик, то работа сил трения также

достигает больших значений, что приводит

к интенсивному

износу

резинового

обода.

Поэтому при больших скоростях движения

предпочтительны

обрезиненные

ролики со

стальным ободом.

Такая

конструкция обес­

печивает гашение высокочастотных колеба­

ний и ударных нагрузок

на стыках в рези­

новом слое, а также обладает бесшумностью

при качении. В целом обрезиненные ролики

вместе

с резинопружинной подвеской зна­

чительно снижают динамические нагрузки

Рис.

3.

Амортизаци-

при движении большегрузных скипов на

онно

-

поглощающее

устройство с резино­

больших скоростях.

вым

элементом

А м о р т и з а т о р ы д л я с н и ж е ­

 

 

 

н и я д и н а м и ч е с к и х н а г р у з о к

 

 

 

в к а н а т а х .

На рис. 3 показано амортизационно-поглоща-

ющее устройство

для снижения динамических нагрузок в ка­

6


натах подъемных машин. Основным упругим элементом яв­ ляются резиновые детали с бочкообразной свободной поверх­ ностью. Эффективность применения устройства исследовалась на канатах подъемного крана КБ-100 и экскаватора Э-652 в ре­ жимах подъема и погрузки. Числовой расчет показал, что динамические усилия в канатах крана (при движении со скоростью

v = 33 см/с) уменьшились в 1,12 раза,

а в канатах

экскаватора

(при движении со скоростью v =

100

см/с) — в 2 раза. Устано­

влено также, что при всех

 

 

 

 

прочих

равных

условиях

вве­

 

 

 

 

дение в

силовую линию каната

 

 

 

 

упругого

элемента снижает ди­

 

 

 

 

намическую нагрузку в системе.

 

 

 

 

Амортизационно - поглощающее

 

 

 

 

устройство

со стальной пружи­

 

 

 

 

ной снижает ее в 1,79 раза, а с

 

 

 

 

резиновым

элементом — в 2,12

 

 

 

 

раза.

 

 

 

материала

для

 

 

 

 

В качестве

 

 

 

 

резинового

элемента использо­

 

 

 

 

валась резина по ТУ МХП

 

 

 

 

1136—58 марки

3703,

для ко­

 

 

 

 

торой GCT= 12—13 МН/м2.

 

 

 

 

О г р а н и ч и т е л и к о ­

 

 

 

 

л е б а н и й к а н а т о в . В ме­

 

 

 

 

стах заделки канатов возникают

 

 

 

 

значительные колебания, увели­

 

 

 

 

чивающие

напряжения

и при­

 

 

 

 

водящие

к

преждевременному

 

 

 

 

выходу из строя системы.

В ка­

 

 

 

 

честве

ограничителей

колеба­

 

 

 

 

ний могут

использоваться

раз­

 

 

 

 

личные упругие элементы, на­

 

 

 

 

пример набор эластичных шайб Рис.

4.

Ограничители колебаний

различного

диаметра

в

кон­

 

 

каната

 

струкции узла подвески сосуда

 

 

Жестко

защемленный

скипа,

как

это показано на рис. 4.

в коуше

4

канат 1 пропускается

через

полый металлический

цилиндр 3,

в

котором помещены

резиновые шайбы 2. До ус­

тановки резиновых ограничителей в этом месте наблюдалось интенсивное усталостное разрушение каната из-за его изгибных поперечных колебаний при движении сосуда в шахтном стволе. Резиновые буфера ограничивают поперечные колебания каната и демпфируют значительную часть энергии этих колебаний, в ре­ зультате чего срок службы канатов значительно увеличивается. Так как ограничивающие резиновые шайбы имеют различные диаметры, а следовательно, различные жесткости, то гашение колебаний происходит в широком спектре частот и может

7


регулироваться изменением геометрических размеров устанавли­ ваемых шайб. Такая конструкция ограничителя колебаний, прак­ тически не требуя ухода, надежно работает в условиях агрессив­ ной среды шахтных вод подъемного ствола.

О б р е з и н е н н ы е ш к и в ы и к а н а ты. При взаимо­ действии каната со шкивом возникают значительные контактные давления, в результате действия которых преждевременно изна--. шиваются контактирующие поверхности. Для уменьшения удель­ ных нагрузок в зоне контакта и истирания вследствие проскаль­ зывания канатов, а также для увеличения долговечности узлов подъема в качестве защитных покрытий используют дерево, кап­ рон и резину с высокими прочностными свойствами и большой твердостью.

Известно [77], например, использование резины (конвейерной ленты) в качестве футеровки копровых шкивов.

Футеровка увеличивает срок службы шкива и каната, однако в данном случае резиновая футеровка уступала по сроку службы капроновой. Канаты с резиновой футеровкой находились в хоро­ шем состоянии после эксплуатации в течение 15 месяцев. Срок службы подъемных канатов при работе на этом же подъеме на шки­ вах с нефутерованным чугунным ободом составлял 5—6 месяцев, а срок службы самих шкивов не превышал двух лет.

Предпринимались попытки [40] применения для уравновеши­ вающих канатов подъемных машин полос из конвейерной ленты. При этом была установлена долговечность каната, устойчивого к разрушающему влиянию шахтных вод. В целом резиновое по­ крытие канатов предохраняет их от коррозии, уменьшает контакт­ ные напряжения и смягчает динамику.

2. РЕЗИНА В ШАХТНОМ РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ

Транспортирование полезных ископаемых в большегрузных вагонетках локомотивами большого сцепного веса существенно увеличивает динамику подвижного состава, что вызывает повышен­ ные требования к механизмам обмена — толкателям, путевым стопорам, гасителям скорости и т. д., конструкциям ходовых частей вагонеток и локомотивов, буферно-сцепным устройствам и рельсовому пути. Во всех этих устройствах резина является эффективным средством для снижения динамических усилий,

уменьшения металлоемкости и повышения долговечности и

на­

дежности.

п о д р е л ь с ы .

На

Р е з и н о в ы е п о д к л а д к и

рис. 5, а показана конструкция шахтного рельсового пути с при­ менением резиновой подкладки (рис. 5, б), которая предназначена для обеспечения упругих деформаций при действии на шпалу динамических сил, а также для компенсации неровностей на ниж­ ней поверхности подошвы рельсов и на верхней поверхности шпал.

8