ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
В. Н. ПОТУРАЕВ
В. И. ДЫРДА
В. П. НАДУТЫЙ
РЕЗИНА
В ГОРНОМ
ДЕЛЕ
М О С К В А
«НЕДРА»
1974
УДК 622 : 678.06 : 62.567 : 536.12
J |
. |
каучно-те.-:. |
'-« « -а л |
I |
! |
бибЛИОТа |
,■** .' ,'Р |
I |
|
Д и |
экзем пл яр" ’ |
|
О! ^ I ЧитАЛьНОГО_ЗАЛА_]
V r b j y b
Потураев В. Н., Дырда В. И., Надутый В. П. Резина в гор ном деле. М., «Недра», 1974, 152 с.
В книге обобщены данные о резине как конструкционно! материале для изготовления деталей горных машин. Рассмот рены примеры применения резиновых деталей, несущих сило вые нагрузки и используемых в качестве амортизаторов, демп феров, защитных футеровок и т. д. Приведены данные о фи зико-механических характеристиках резин и их зависимости о режима нагружения и температуры внешней среды.
Приведены рекомендации по проектированию наиболе! распространенных резиновых деталей и даны расчетные формул! по выбору их параметров и формы. Изложены методы расчет! температурных полей в резиновых деталях и методы расчет! их долговечности при циклических нагрузках. Рассмотрен! также вопросы проектирования резиновых деталей с учето) технологических факторов и правила их эксплуатации в уело виях горных предприятий.
Книга предназначена для инженеров и конструкторов занимающихся проектированием и расчетом горных машин Таблиц 18, ил. 91, список лит. — 89 назв.
30704—494 |
363—74 |
© Издательство «Недра», 1974 |
043(01—)—74 |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Создание горных машин, повышение их надежности и долго вечности тесно связано с использованием высокополимерных материалов, среди которых важное место занимает резина.
Резина как конструкционный материал обладает ценными свой ствами: малым удельным весом, сравнительно широким диапазо ном рабочих температур, удовлетворительной химической стой костью к воздействию агрессивной среды, высокими амортиза ционными и звукопоглощающими свойствами и др. Изделия из резины просты и недороги в изготовлении, надежны в эксплуа тации.
Большое распространение резиновые изделия получили в автомобильной, тракторной, авиастроительной и других отра слях промышленности в качестве вспомогательных элементов
иэлементов, несущих значительные силовые нагрузки. Поэтому многие детали для горных машин бйли заимствованы именно из этих отраслей, однако ряд конструкций с резиновыми деталями разработан специально для горных машин с учетом специфических условий их работы. В горных машинах, характерными особен ностями рабочих режимов которых являются высокие скорости
исравнительно большие нагрузки в сочетании с агрессивным воз действием внешней среды и абразивным износом, более предпоч
тительными перед металлическими могут оказаться металличе ские детали, гуммированные резиной.
Применяемые в настоящее время в горном машиностроении многочисленные резиновые детали и изделия отличаются большим конструктивным разнообразием. Особенно большое распростра нение они получили в транспортных и транспортно-технологиче ских машинах (конвейеры, питатели, грохоты), а также в горнообогатительных машинах (мельницы, дробилки, центрифуги). В этих машинах резиновые детали обычно выполняют функции элементов упругой подвески и амортизаторов.
Благодаря ценным антифрикционным свойствам и возмож ности работать в абразивной среде резиновые изделия широко используются в угольной промышленности в качестве подшип ников скольжения в углесосах и других горных машинах, в торфя ной промышленности — в торфососах, в нефтяной промышлен-
* |
3 |
1 |
|
ности — в турбобурах и т. д. Кроме выполнения функций дета лей, в этих машинах резина гасит вибрацию и шум, устраняет перекосы сочленяемых деталей.
Высокая упругость и практически объемная несжимаемость позволяют использовать резину как один из основных материалов для изготовления манжет, уплотнительных и прокладочных колец, защитных уплотнений, рукавов высокого давления и друг гих деталей гидросистем. Резиновые манжетные уплотнения пред назначены для герметизации узлов трения горных машин, работа ющих в тяжелых условиях с возможным попаданием абразивных частиц, в подвижных и неподвижных соединениях трубопроводов гидросистем и т. д.
Вгорных машинах все чаще используют металлические кон струкции с резиновым покрытием, защищающим от воздействия
•агрессивной среды или абразивного износа.
Резина с успехом используется также для изготовления при водных ремней, напорных рукавов, конвейерных лент, различных мембран и сильфонов, приводных муфт, эластичных сит и других изделий горной промышленности.
Однако свойства резины существенно отличаются от свойств традиционных материалов и известные методы расчета металли ческих деталей в данном случае оказываются малопригодными. Особенность методики расчета резиновых изделий зависит от релаксационного характера деформирования резины, значитель ного диссипативного разогрева в процессе динамического нагру жения, старения, т. е. изменения механических свойств со вре менем, и других свойств резины.
Внастоящей книге авторами сделана попытка собрать необхо димые сведения, которые бы помогли инженерам и конструкторам
врешении задач по расчету и созданию резиновых деталей. Ме тоды расчета деталей изложены в доступной широкому кругу чита телей форме, пояснены графиками и рисунками. При этом особое внимание уделено резиновым деталям, несущим значительные сило вые нагрузки, так как другие случаи из применения (ремни, кон вейерные ленты, различные уплотнения, рукава и т. д.) доста точно подробно освещены в периодической литературе. Приведены примеры практического использования резины в горных машинах.
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗИНЫ В ГОРНЫХ МАШИНАХ И ОБОРУДОВАНИИ
1. РЕЗИНА В ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВКАХ
Увеличение глубины разработки полезных ископаемых и интен сификация горнодобывающих процессов повлекли за собой повы
шение |
скорости |
и грузооборота |
подъемных установок. Это, |
||||||
в свою очередь, |
привело к |
|
/ |
||||||
созданию более |
|
совершен |
|
||||||
|
|
|
|||||||
ных в динамическом отно |
|
|
|||||||
шении машин и устройств, |
|
|
|||||||
использующих |
в качестве |
|
|
||||||
упругих |
звеньев различ |
|
|
||||||
ные |
резиновые |
изделия. |
|
|
|||||
Так, в современных подъ |
|
|
|||||||
емно-транспортных уста |
|
|
|||||||
новках |
применяются |
об- |
|
|
|||||
резиненные направляющие |
|
|
|||||||
ролики, посадочные амор |
|
|
|||||||
тизаторы, |
обрезиненные |
|
|
||||||
канаты, |
|
ограничительные |
|
|
|||||
буфера, упругие муфты, |
|
|
|||||||
футеровка барабанов, эле |
|
|
|||||||
ментов скипов и т. д. |
|
|
|
||||||
Н а п р а в л я ю щ и е |
|
|
|||||||
р о л и к и |
|
с к и п о в . |
|
|
|||||
С увеличением |
скорости |
|
|
||||||
движения |
и грузоподъем |
|
|
||||||
ности скипов |
значительно |
|
|
||||||
увеличиваются |
|
динамиче |
|
|
|||||
ские |
горизонтальные |
на |
|
|
|||||
грузки на армировку ство |
|
|
|||||||
ла, это приводит к прежде |
|
|
|||||||
временному |
износу |
на |
|
|
|||||
правляющих |
|
|
башмаков |
Рис. |
1. Трехроликовая опора скипа |
||||
кузова |
скипа |
|
и предъяв |
|
|
||||
ляет |
высокие |
|
требования |
|
|
к направляющим проводникам ствола. Так как уменьшение жесткости проводников в ущерб прочности недопустимо, то замена башмаков скольжения обрезиненными роликами
5
в направляющих устройствах является одним из вариантов решения вопроса снижения динамических нагрузок.
В зарубежной и отечественной практике [26] известны два типа резиновых роликоопор с пневматическими роликами и роли
|
ками, обод которых покрыт |
слоем твердой ре |
||||||||
|
зины. |
Ролики, |
изготовленные по второму типу, |
|||||||
|
более просты |
по конструкции, |
технологичны в_ |
|||||||
|
изготовлении |
и |
надежны |
в |
эксплуатации. |
|||||
|
На рис. 1 показана |
трехроликовая опора скипа |
||||||||
|
конструкции Гипрорудмаша. |
Ее особенностью |
||||||||
|
является обрезиненный каток 1 и наличие амор |
|||||||||
|
тизатора, |
обеспечивающего |
упругую |
подвеску |
||||||
|
ролика, |
состоящего |
из |
пружины 3 |
и ограни |
|||||
|
чивающего резинового |
буфера |
2. |
|
||||||
|
На рис. 2 показан обрезиненный ролик |
|||||||||
|
конструкции Московского института радио |
|||||||||
|
электроники |
и |
|
горной |
электромеханики |
|||||
Рис. 2. Обрези- |
(МИРГЭМ). Литое |
резиновое покрытие 1 ро |
||||||||
ненный ролик |
лика |
защищено |
от |
|
износа |
стальным обо |
||||
|
дом 2. |
Интенсивный |
износ резинового покры |
тия, не защищенного стальным ободом, объясняется весьма тяже
лым режимом работы направляющих |
роликов подъемных сосу |
||||
дов, который обусловлен, |
с одной стороны, большой скоростью |
||||
вращения ролика и, с другой, тем, что ро |
|||||
лик при обкатывании по проводнику вслед |
|||||
ствие колебаний подъемного сосуда в напра |
|||||
влении |
оси скользит поперек |
проводника. |
|||
Поскольку скорость движения сосуда дости |
|||||
гает значительных величин (15 м/с и более), |
|||||
а коэффициент трения резины по стали |
|||||
весьма велик, то работа сил трения также |
|||||
достигает больших значений, что приводит |
|||||
к интенсивному |
износу |
резинового |
обода. |
||
Поэтому при больших скоростях движения |
|||||
предпочтительны |
обрезиненные |
ролики со |
|||
стальным ободом. |
Такая |
конструкция обес |
|||
печивает гашение высокочастотных колеба |
|||||
ний и ударных нагрузок |
на стыках в рези |
||||
новом слое, а также обладает бесшумностью |
|||||
при качении. В целом обрезиненные ролики |
|||||
вместе |
с резинопружинной подвеской зна |
чительно снижают динамические нагрузки |
Рис. |
3. |
Амортизаци- |
|
при движении большегрузных скипов на |
онно |
- |
поглощающее |
|
устройство с резино |
||||
больших скоростях. |
вым |
элементом |
||
А м о р т и з а т о р ы д л я с н и ж е |
|
|
|
|
н и я д и н а м и ч е с к и х н а г р у з о к |
|
|
|
|
в к а н а т а х . |
На рис. 3 показано амортизационно-поглоща- |
|||
ющее устройство |
для снижения динамических нагрузок в ка |
6
натах подъемных машин. Основным упругим элементом яв ляются резиновые детали с бочкообразной свободной поверх ностью. Эффективность применения устройства исследовалась на канатах подъемного крана КБ-100 и экскаватора Э-652 в ре жимах подъема и погрузки. Числовой расчет показал, что динамические усилия в канатах крана (при движении со скоростью
v = 33 см/с) уменьшились в 1,12 раза, |
а в канатах |
экскаватора |
||||||||
(при движении со скоростью v = |
100 |
см/с) — в 2 раза. Устано |
||||||||
влено также, что при всех |
|
|
|
|
||||||
прочих |
равных |
условиях |
вве |
|
|
|
|
|||
дение в |
силовую линию каната |
|
|
|
|
|||||
упругого |
элемента снижает ди |
|
|
|
|
|||||
намическую нагрузку в системе. |
|
|
|
|
||||||
Амортизационно - поглощающее |
|
|
|
|
||||||
устройство |
со стальной пружи |
|
|
|
|
|||||
ной снижает ее в 1,79 раза, а с |
|
|
|
|
||||||
резиновым |
элементом — в 2,12 |
|
|
|
|
|||||
раза. |
|
|
|
материала |
для |
|
|
|
|
|
В качестве |
|
|
|
|
||||||
резинового |
элемента использо |
|
|
|
|
|||||
валась резина по ТУ МХП |
|
|
|
|
||||||
1136—58 марки |
3703, |
для ко |
|
|
|
|
||||
торой GCT= 12—13 МН/м2. |
|
|
|
|
||||||
О г р а н и ч и т е л и к о |
|
|
|
|
||||||
л е б а н и й к а н а т о в . В ме |
|
|
|
|
||||||
стах заделки канатов возникают |
|
|
|
|
||||||
значительные колебания, увели |
|
|
|
|
||||||
чивающие |
напряжения |
и при |
|
|
|
|
||||
водящие |
к |
преждевременному |
|
|
|
|
||||
выходу из строя системы. |
В ка |
|
|
|
|
|||||
честве |
ограничителей |
колеба |
|
|
|
|
||||
ний могут |
использоваться |
раз |
|
|
|
|
||||
личные упругие элементы, на |
|
|
|
|
||||||
пример набор эластичных шайб Рис. |
4. |
Ограничители колебаний |
||||||||
различного |
диаметра |
в |
кон |
|
|
каната |
|
|||
струкции узла подвески сосуда |
|
|
Жестко |
защемленный |
||||||
скипа, |
как |
это показано на рис. 4. |
||||||||
в коуше |
4 |
канат 1 пропускается |
через |
полый металлический |
||||||
цилиндр 3, |
в |
котором помещены |
резиновые шайбы 2. До ус |
тановки резиновых ограничителей в этом месте наблюдалось интенсивное усталостное разрушение каната из-за его изгибных поперечных колебаний при движении сосуда в шахтном стволе. Резиновые буфера ограничивают поперечные колебания каната и демпфируют значительную часть энергии этих колебаний, в ре зультате чего срок службы канатов значительно увеличивается. Так как ограничивающие резиновые шайбы имеют различные диаметры, а следовательно, различные жесткости, то гашение колебаний происходит в широком спектре частот и может
7
регулироваться изменением геометрических размеров устанавли ваемых шайб. Такая конструкция ограничителя колебаний, прак тически не требуя ухода, надежно работает в условиях агрессив ной среды шахтных вод подъемного ствола.
О б р е з и н е н н ы е ш к и в ы и к а н а ты. При взаимо действии каната со шкивом возникают значительные контактные давления, в результате действия которых преждевременно изна--. шиваются контактирующие поверхности. Для уменьшения удель ных нагрузок в зоне контакта и истирания вследствие проскаль зывания канатов, а также для увеличения долговечности узлов подъема в качестве защитных покрытий используют дерево, кап рон и резину с высокими прочностными свойствами и большой твердостью.
Известно [77], например, использование резины (конвейерной ленты) в качестве футеровки копровых шкивов.
Футеровка увеличивает срок службы шкива и каната, однако в данном случае резиновая футеровка уступала по сроку службы капроновой. Канаты с резиновой футеровкой находились в хоро шем состоянии после эксплуатации в течение 15 месяцев. Срок службы подъемных канатов при работе на этом же подъеме на шки вах с нефутерованным чугунным ободом составлял 5—6 месяцев, а срок службы самих шкивов не превышал двух лет.
Предпринимались попытки [40] применения для уравновеши вающих канатов подъемных машин полос из конвейерной ленты. При этом была установлена долговечность каната, устойчивого к разрушающему влиянию шахтных вод. В целом резиновое по крытие канатов предохраняет их от коррозии, уменьшает контакт ные напряжения и смягчает динамику.
2. РЕЗИНА В ШАХТНОМ РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ
Транспортирование полезных ископаемых в большегрузных вагонетках локомотивами большого сцепного веса существенно увеличивает динамику подвижного состава, что вызывает повышен ные требования к механизмам обмена — толкателям, путевым стопорам, гасителям скорости и т. д., конструкциям ходовых частей вагонеток и локомотивов, буферно-сцепным устройствам и рельсовому пути. Во всех этих устройствах резина является эффективным средством для снижения динамических усилий,
уменьшения металлоемкости и повышения долговечности и |
на |
|
дежности. |
п о д р е л ь с ы . |
На |
Р е з и н о в ы е п о д к л а д к и |
рис. 5, а показана конструкция шахтного рельсового пути с при менением резиновой подкладки (рис. 5, б), которая предназначена для обеспечения упругих деформаций при действии на шпалу динамических сил, а также для компенсации неровностей на ниж ней поверхности подошвы рельсов и на верхней поверхности шпал.
8