Файл: Основы теории и конструкции контрольно-проверочной аппаратуры авиационных управляемых ракет учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль по определяющим параметрам позволяет сократить длительность проверки системы, однако для отыскания отказав­ шего блока (элемента) необходимо проводить дополнительные опе­ рации контроля.

Выбор определяющих параметров системы проводится на ос­ новании ее всестороннего изучения и исследования. В качестве примера приведем параметры инфракрасной системы самонаведе­ ния (ряс. 1.2) ракеты «воздух—воздух», которые могут быть ис­ пользованы в качестве определяющих. Назначение элементов, вхо-

Рис. 1.2. Функциональная схема инфракрасной системы самонаведения, рабо­ тающей на амплитудно-фазовом принципе

дящих в эту систему самонаведения, и принцип ее действия сле­ дующий. Тепловое излучение самолета-цели собирается оптической системой (ОС) и фокусируется ею на модулирующем диске (МД), установленном в фокальной плоскости. Модулирующий диск осу­ ществляет модуляцию излучения цели, по которой можно опреде­ лить углы отклонения цели от оси оптической системы. Промодулированное диском излучение поступает на приемник лучистой энергии (ПЛЭ). Промодулированный несущей и огибающей часто­ тами электрический сигнал с выхода ПЛЭ через усилитель несу­ щей частоты (УНЧ) поступает на детектор (Д ), который выделяет огибающую усиленного сигнала (сигнал рассогласования). Ампли­ туда огибающей пропорциональна углу рассогласования, а ее фаза определяется углом фазирования.

После усиления усилителем огибающей частоты (УОЧ) сигнал поступает на фазовый детектор (ФД) и моментные датчики гиро­ привода, представляющего собой трехстепенной гироскоп с внут­

14

.

ренним кардановым подвесом. С ротором этого гироскопа жестко связаны оптическая система, модулирующий диск и постоянный магнит. Раскрутка ротора обеспечивается вращающимся магнит­ ным полем, создаваемым блоком раскрутки. В результате взаимо­ действия магнитного поля, создаваемого моментными датчиками, и магнитного поля постоянного магнита создается внешний мо­ мент, под действием которого ротор прецессирует так, чтобы сов­ местить оптическую ось с направлением на цель.

В установившемся режиме слежения за подвижной целью уг­ ловая скорость прецессии равна угловой скорости линии дально­ сти, так как угол рассогласования (следовательно, и сигнал на входе фазового детектора) становится пропорциональным угловой скорости линии дальности. В фазовом детекторе в результате со­ поставления сигнала рассогласования с опорными напряжениями, вырабатываемыми генератором опорных напряжений (ГОН), осу­ ществляется разложение сигнала рассогласования на две состав­ ляющие, пропорциональные составляющим угловой скорости ли­ нии дальности в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти составляющие усиливаются усилителями мощности (УМ) первого и второго каналов и поступают на соответствующие рулевые при­ воды (РП). Электрические напряжения, необходимые для работы аппаратуры, вырабатываются блоком питания, запитываемым от бортового источника электроэнергии.

Наиболее важным определяющим параметром, позволяющим проверить работоспособность почти всех элементов системы само­ наведения, является крутизна первого и второго каналов управ­ ления. Под крутизной канала управления понимают значение от­ клонения рулей этого канала, приходящееся на единицу угловой скорости линии дальности. От этого параметра зависит точность наведения ракеты, поскольку при уменьшении крутизны рассогла­ сование между истинной и расчетной траекториями устраняется слишком медленно, а при увеличении ракета излишне энергично реагирует на сигнал рассогласования. Если крутизна обоих ка­ налов находится в пределах допуска, это свидетельствует об ис­ правности всех элементов системы самонаведения, за исключением схемы автоматической регулировки усиления (АРУ). Однако в слу­ чае выхода значения крутизны за пределы допуска нельзя сделать определенного вывода о причинах этого явления. Для нахождения неисправности нужно контролировать еще и другие параметры, характеризующие работоспособность отдельных элементов, узлов, - блоков.

Так, работоспособность следящего инфракрасного координа­ тора цели, включающего в себя оптическую систему, модулирую­ щий диск, ПЛЭ, усилитель несущей частоты, детектор, усилитель огибающей частоты и гиропривод с блоком раскрутки, может быть проверена по пороговой чувствительности — минимальному сиг­ налу на его входе, при котором с заданной вероятностью в течение определенного времени наблюдения фиксируется выходной сигнал.

15


Пороговая чувствительность характеризует не Только работоспо­ собность координатора, но и его максимальную дальность дей­ ствия. /

Анализ уравнений дальности действия следящих координаторов авиационных ракет показывает, что при увеличении их пороговой

чувствительности в

N раз дальность

действия

активных и полу-

 

 

 

 

4

 

 

активных координаторов

уменьшается

в

Y N

раз,

а пассивных

координаторов — в

Y N

раз. Проверка

пороговой

чувствитель­

ности радиолокационных координаторов цели в большинстве слу­ чаев является обязательной.

Пороговая чувствительность инфракрасных координаторов цели, определяемая в основном шумами ПЛЭ и УНЧ, в результате улуч­ шения технологии производства приемников лучистой энергии и применения специальных видов монтажа первых каскадов элект­ ронного усилителя является достаточно стабильным параметром. Поэтому в простейшей КПА контроль пороговой чувствительности инфракрасного координатора не проводится, так как эта операция связана с необходимостью применения в качестве имитатора цели модели абсолютно черного тела, эксплуатация которого в поле­ вых условиях затруднена.

Достаточно полную информацию о работоспособности следя­ щего инфракрасного координатора цели можно получить в резуль­ тате контроля напряжения на выходе усилителя несущей частоты. Поскольку частота этого напряжения у большинства координато­ ров находится в диапазоне 500—2000 Гц, оно называется «напря­ жением звукового сигнала» или просто звуковым сигналом. По зна­ чению напряжения звукового сигнала можно сделать вывод и о работоспособности схемы АРУ: если при большом изменении вход­ ного сигнала (лучистого потока) это напряжение изменяется мало, автоматическая регулировка усиления действует. По частоте на­ пряжения звукового сигнала можно определить скорость вращения модулирующего диска, поскольку частота вращения пд модули­ рующего диска связана с частотой /3. с напряжения звукового сиг­ нала соотношением

где к — число прозрачных (непрозрачных) секторов в растре мо­ дулирующего диска.

Исправность механических узлов гироскопа и блока раскрутки ротора можно установить в результате измерения угловой скорости вращения ротора, которую определяют либо по частоте напряже­ ния звукового сигнала, так как с ротором жестко связан модули­ рующий диск, либо по частоте опорного напряжения, вырабаты­ ваемого генератором опорных напряжений, либо по частоте пуль­ сации напряжений в блоке раскрутки. Для поиска неисправности в системе самонаведения целесообразнее контролировать послед­

16


нее из указанных напряжений, так как оно характеризует работо­ способность значительно меньшего числа элементов, чем другие из названных параметров. -В случае необходимости быстрейшей про­ верки работоспособности контролируемой системы нужно прове­ рять тот параметр, который характеризует состояние большего числа элементов. Иногда целесообразно определять угловую ско­ рость вращения ротора на выбеге, т. е. через некоторое время после снятия питающих напряжений с блока раскрутки. Эта про­ верка позволяет более объективно оценить состояние механических узлов гироскопа.

Техническое состояние бортового источника электроэнергии и блока питания можно оценить по величине и частоте вырабаты­ ваемых ими напряжений. Уход этих параметров за пределы до­ пуска свидетельствует о неисправности источника электроэнергии или блока питания лишь в том случае, если есть' уверенность в исправности их нагрузочных цепей. Для контроля нагрузочных це­ пей обычно измеряют потребляемые ими токи. В приведенном при­ мере целесообразно измерять анодные токи усилителей и блока раскрутки, а также токи, потребляемые этими устройствами по цепям накала.

Радиолокационная система самонаведения значительно слож­ нее по устройству, чем рассмотренная выше инфракрасная си­ стема. Поэтому для достаточно полного контроля радиолокацион­ ной системы необходимо проверять большое число определяющих

параметров,

а для обнаружения

места

отказа — дополнительно

проверять отдельные элементы, узлы или

блоки.

Точность

наведения ракеты на

цель

в значительной степени

зависит от точности работы схемы стабилизации по углу крена. Особенно важна жесткая стабилизация ракеты по углу крена при использовании автономной системы управления или системы теле­ управления, так как в этих случаях сигнал рассогласования изме­ ряется в системе координат, связанной с пространством, а управ­ ляющие силы создаются в системе координат, жестко связанной с корпусом ракеты. При наличии крена ракеты эти системы коорди­ нат не совпадают, что приводит к увеличению промаха ракеты.

Системы самонаведения не требуют жесткой стабилизации по углу крена, но если угловая скорость ракеты относительно про­ дольной оси будет большой, возникнут перегрузки и дополнитель­ ная модуляция сигнала в координаторе цели, что приводит к уве­ личению промаха.

При контроле работоспособности ракет с небольшим временем полета достаточно проверить правильность функционирования схемы стабилизации, так как ошибки гироскопических датчиков малы и не могут повлиять на точность наведения. Если время по­ лета велико, необходимо определять точность работы схемы ста­

билизации ракеты по углу или угловой скорости крена.

.

- >•

Для обеспечения высокой точности нав

кет в изменяющихся условиях боевого

 

 

2 -1 0 1


с высокой точностью стабилизировать их динамические характери­ стики. При стабилизации динамических характеристик с помощью датчика линейных ускорений (акселерометра) и скоростного ги­ роскопа необходимо производить проверку их работы. Если ста­ билизация динамических характеристик ракеты основана на ис­ пользовании шарнирных моментов, проверяют величину моментов, развиваемых приводом рулей, и точность работы схемы обнуле­ ния рулей.

§ 3. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ КОНТРОЛЯ

Для определения годности объекта контроля к выполнению своего функционального назначения необходимо оценить значения каждого параметра. Основное значение параметра, установленное исходя из функционального назначения объекта контроля, называ­ ется номинальным значением параметра (Л0). При контроле на­ блюдаются отклонения действительных измеренных значений па­ раметров (Л„) от их номинальных значений, в связи с чем возни­ кает необходимость оценки контролируемых параметров.

Существующие способы оценки параметров подразделяются на допусковые и количественные. Рассмотрим допусковый способ оценки параметров.

Алгебраическая разность между действительным значением па­ раметра и его номинальным значением представляет собой откло­ нение значения параметра (/г):

h = Ая — А0.

(1.3)

Если измеренное (действительное) значение параметра дости­ гает предельного значения, т. е. наибольшего (наименьшего) воз­ можного значения (Лтах или Amin), то, как правило, нельзя сде­ лать заключение о годности этого значения параметра и об исправ­ ности объекта контроля. Объект контроля считается исправным, если значение каждого параметра не превышает определенной допустимой границы, т. е. не выходит из поля допуска.

Полем допуска называется область значений параметра, гра­ ницы которой установлены из условий обеспечения исправности (работоспособности) изделия. Существует верхняя граница поля допуска Ав и нижняя граница поля допуска Лн.

Допуском Н называется алгебраическая разность между верх­

ней и нижней границами поля допуска:

 

И — Ав — Лн.

(1.4)

Есть два способа оценки допусковых параметров:

а) фиксирование ухода значения параметра за границы поля допуска Лв и Лн. В этом случае значение контролируемого пара­ метра оценивается двухбалльным критерием по принципу «годен— брак». Значение параметра считается годным, если ЛН< Л 0< Л В;

18


б) определение знака отклонения контролируемого параметра при выходе его за допустимые границы. В этом случае контроли­ руемый параметр оценивается трехбалльным критерием «выше— норма—ниже».

Полная характеристика количественного параметра включает:

указание значения индекса годности (факт нахождения контролируемого параметра в поле допуска или вне его);

указание знака отклонения измеренного значения от номи­

нала параметра;

— указание отклонения измеренного значения от номинала па­ раметра.

При оценке количественного параметра измеренную величину

удобно

представлять в н о р м и р о в а н н ы х

з н а ч е н и я х . Этот

метод

наиболее экономичен как в смысле

объема информации,

подлежащей вводу (хранению), так и в смысле времени обработки результатов контроля.

Возможны два способа нормирования значения результата из­ мерения: нормирование по номиналу и нормирование по полю до­

пуска. Второй способ более предпочтителен,

так как позво­

ляет легко выделить индекс годности объекта.

Кроме того, при

этом обеспечивается возможность характеризовать значения откло­ нений любых параметров одним и тем же небольшим диапазоном чисел, что упрощает схему индикации и документирования (регист­ рации).

Если для параметра заданы верхнее и нижнее граничные зна­ чения, то относительное отклонение значения параметра

ДА =

Ли —Л . юо°/0, если Ли > А0\

 

А)

ДА =

Ю0%, если Ая < А0.

 

л 0 л н

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ

Средства контроля классифицируются по степени автоматиза­ ции, по характеру межблочных функциональных связей, по целе­ вому назначению и по способу снятия и обработки информации.

По степени автоматизации все используемые в настоящее время средства контроля подразделяются на три основные категории: ручные, автоматизированные и автоматические.

Ручным называется средство контроля, в котором все опера­ ции контроля производятся оператором вручную. Оно представ­ ляет собой набор универсальных стандартных измерительных при­ боров широкого назначения, конструктивно объединенных вместе со вспомогательным коммутационным оборудованием в единую си­ стему. Результаты ручного контроля субъективны, так как зависят от опыта и квалификации оператора.

2*

19