Файл: Основы теории и конструкции контрольно-проверочной аппаратуры авиационных управляемых ракет учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
термисторы R2 и R3. Платиновый термистор сопротивления R4 служит для настройки автоматической системы регулирования тем пературы черного тела.
Узел диафрагм включает две диафрагмы, определяющие уро вень излучения черного тела, которые переключаются с помощью электромагнита ЭМ1. Между диафрагмами и черным телом уста новлено зеркало, которое с помощью электромагнита ЭМ2 может вводиться иди выводиться на оптическую ось имитатора, обеспе чивая смену излучателя. Для смены излучателя Л1 или Л2 имеет-
Рис. 3.20. Примерная схема имитатора теплового излучения:
/ — з е р к а л о ; 2 — л и н з а ; 3 — з е р к а л о ; 4 — с ф е р и ч е с к о е з е р к а л о ; 5 — в ы п у к л о е з е р к а л о ; 6 ■— з а щ и т н о е с т е к л о
ся зеркало с электромагнитом ЭМЗ. Объектив имитатора представ ляет собой зеркальную систему, позволяющую получить большое фокусное расстояние объектива при небольших габаритах корпуса.
Схема автоматической системы регулирования температуры черного тела имитатора (рис. 3.21) построена по принципу систе мы регулирования с отрицательной, обратной связью. Изменение температуры черного тела приводит к появлению на выходе инди катора рассогласования сигнала разбаланса, который че(рез со гласующий каскад подается на вход усилителя-формирователя. Усиленный до необходимой величины сигнал разбаланса поступает на фазовый детектор, где происходит сравнение фазы сигнала раз баланса с фазой опорного сигнала. В зависимости от фазы сиг нала разбаланса с выхода фазового детектора подается соответст вующий сигнал на усилитель мощности. Усиленный сигнал про изводит включение или выключение нагревателя черного тела, т. е. воздействует на черное тело в сторону уменьшения разбаланса. Питание индикатора рассогласования производится от источника импульсного напряжения.
Схема самоконтроля предназначена для грубого определения функционирования системы регулирования температуры черного
125
тела и представляет собой делитель напряжения R2, R4 и датчик температуры.
При работе имитатора на входе фазового детектора возможны три сочетания входных сигналов разбаланса Uy и опорйого напря жения Ux. В первом случае, когда температура черного тела ниже
Рис. 3.21. Схема автоматической системы регулирования температуры черного тела (ДГ — датчик температуры)
номинальной, сигнал разбаланса Uy находится в противофазе по отношению к опорному напряжению Ux. Схемы совпадения 1 и 2 (рис. 3.22) все время закрыты, и на вход собирательной схемы по ступают два высоких потенциала «ОВ». С выхода фазового детек-
Рис. 3.22. Функциональная схема фазового детектора
тора снимается низкий уровень напряжения 10 В. В это время с усилителя мощности на нагреватель поступает, ток и происходит разогрев черного тела.
При номинальной температуре черного тела сигнал разбалан са Uy отсутствует и на фазовый детектор поступает только опор ное напряжение Ux= —10 В частотой 400 Гц. В один полупериод опорного напряжения схемы совпадения 1 а 2 закрыты, обеспечи вая выходное напряжение, равное —10 В, в другой полупериод
126
открывается схема совпадения 2, и на выходе инвертора Я / напря жение будет равно нулю. Таким образом, с выхода ФД снимается напряжение прямоугольной формы частотой 400 Гц. При поступ лении на вход УМ такого сигнала на нагревателе выделяется по ловина номинальной мощности и обеспечивается более плавная регулировка температуры черного тела.
Повышение температуры черного тела выше номинального зна чения приводит к сдвигу фазы сигнала разбаланса Uy так, что он становится в фазе с опорным напряжением Ux. В первые полупериоды схема совпадения 1 открыта, а схема совпадения 2 закрыта, а во вторые полупериоды, наоборот, закрыта схема 1 и открыта схема 2 и с выхода ФД снимается высокий уровень напряжения «О». По этой команде происходит остывание черного тела.
§20. СТИМУЛЯТОРЫ ДИНАМИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Вкачестве стимуляторов, имитирующих динамический режим проверяемых изделий, применяются стенды, обеспечивающие уста
новку проверяемых изделий, имитацию аэродинамической нагрузки на рули,- перемещение имитаторов целей на различные величины углов с различными угловыми скоростями относительно проверяе мых изделий.
Примером выполнения такого стимулятора служит стенд (рис. 3.23). В состав стенда входят: станина 9, поворотная плат форма 5, механизм 1 установки изделия, кронштейн 6 для уста новки имитатора цели и пневмоазотный блок 10. В торцовой части станины со стороны механизма 1 расположен блок управления стендом. Внутри станины установлен блок электротаневмоклапанов.
Поворотная платформа 1 приводится в движение приводом, со стоящим из редуктора и двух двигателей. Редуктор обеспечивает вращение платформы со скоростью 6 град/с, если роторы двигате лей вращаются в одну сторону, и 1 град/с при противоположных направлениях вращения роторов двигателей. Привод имеет пнев матический фрикционный тормоз.
Механизм установки изделия состоит из нагружателя рулей изделия с приводом и механизма зажима. Нагружатель представ ляет собой крестовину с шестью парами плоских пружин и двумя кронштейнами для установки датчиков углов поворота рулей. На гружение рулей производится различными силами, имитирующими аэродинамические силы, действующие на рули ракеты в полете.
Для управления работой привода поворота платформы, привода поворота нагружателя и электропневмоклапанов стенда имеется блок управления. Для включения и контроля работы стенда пульт управления снабжен шестью кнопками управления. Рас смотрим работу электросхемы включения микровыключателей стенда в электросхему блока управления (рис. 3.24). По команде «X уст.», характеризующей положение «1 к» нагружателя рулей,
127
напряжение —27 В поступает через диод Д2 на обмотку реле Р1, которое срабатывает. Одновременно срабатывает реле Р17. Ре ле Р1 замыкает свои контакты, через которые подключаются об мотки возбуждения и цепь питания якоря двигателя нагружателя. Двигатель поворачивает нагружатель из положения «I к» в поло жение «X», при этом срабатывают микровыключатели В1 и В4. Команда «I к» снимается, лампа «I к» на пульте управления гас
нет, и на обмотку |
реле Р17 через контакты Р1 и |
В4 поступает |
|
напряжение —27 |
В, обеспечивающее |
удержание |
контактов ре |
ле Р17. Когда нагружатели становятся |
в положение «X» микро- |
Рис. 3.25. Электросхема управления приводом платформы
выключатели В4 и ВЗ разрывают цепь питания реле Р17 и замы кают цепь питания лампы «X» на пульте управления. Реле Р17 разрывает цепи питания якоря двигателя нагружателя и вклю чает цепь его торможения. После выдачи команды «X» снимается команда «X уст.» и реле Р1 размыкает цепь обмотки возбуждения двигателя. Электросхема готова к исполнению команды «I к. уст.» или «II к. уст.». При наличии команды «II к» и поступлении «X» работает реле Р16, включенное симметрично реле Р17.
Электросхема управления приводом поворотной платформы (рис. 3.25) включает электродвигатели Ml и М2, которые рабо тают одновременно, причем направление и скорость поворота плат формы зависят от направления относительного вращения двига телей. На схему поступают четыре команды, каждая из которых характеризуется определенной скоростью вращения поворотной
платформы (град/с): |
|
|
«МЛ |
влево — М2 влево» соответствует скорости +1; |
|
«М1 |
вправо — М2 вправо» соответствует |
скорости —1; |
«М1 |
влево — М2 вправо» соответствует |
скорости + 6 ; |
«М1 |
вправо — М2 влево» соответствует скорости —6 . |
129
Первичная обмотка трансформатора подключена к источнику питания 220 В, 50 Гц, а со вторичных обмоток снимается выпрям ленное напряжение 150 В для электродинамического торможения двигателей. Рассмотрим работу схемы на примере поступления сиг нала «М2 влево» (0 реле). Реле РЗ подключает обмотку реле Р22, которое отключает напряжение 150 В с обмоток двигателя М2, включает реле Р21 и шунтирует резистор R12. Реле Р21 подклю чает фазы В и С напряжения 380 В, 50 Гц на обмотки двигателя. При снятии сигнала «М2 влево» реле РЗ обесточится и своими контактами разорвет цепь питания реле Р21. Реле Р21 размыкает своими контактами цепи питания двигателя и реле Р22. Нормально замкнутые контакты реле Р22 подключают цепи торможения дви гателя, который резко тормозится током разряда конденсатора СИ.
Г Л А В А 4
источники ПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ АППАРАТУРЫ
§ 21. И С Т О Ч Н И К И Э Л Е К Т Р О П И Т А Н И Я
Для обеспечения работы автоматических систем контроля не обходимы специальные средства энергоснабжения. Аппаратура контроля может работать в стационарных и полевых условиях.
При работе в стационарных условиях возможно использование промышленных энергетических установок, а в- полевых условиях необходимы собственные транспортабельные источники электро питания.
В со.став подвижных позиций предварительной подготовки ра кет входят специальные энергоблоки, выполненные в виде дизельэлектрических агрегатов, установленных на автомобильных прице пах. Для унификации работы КПА от стационарных или подвиж ных энергосистем последние должны вырабатывать напряжения трехфазного-тока 380 или 220 В частотой 50 Гц.
Потребляемая мощность современных средств контроля состав ляет десятки киловольтампер. В подвижных электростанциях в ка честве двигателя используется дизель с воздушным вентилятором и регулятором скорости повышенной точности. Для работы такого двигателя требуются системы топливного питания, охлаждения, подогрева, управления и контроля.
Источником переменного трехфазного тока служат синхронные генераторы ДГС (двигатель-генератор синхронный). Генераторы выполняются на выходное напряжение 230 или 400 В частотой 50 Гц. Обмотка статора соединяется «звездой» с выведенным ну лем. В качестве возбудителей применяют четырехполюсные ма шины постоянного тока шунтового типа.
С т а т о р выполнен в виде литой чугунной станины с сердеч ником из листов электротехнической стали. Пакет железа статора укреплен в ребрах станины с торцов двумя нажимными гайками и имеет трапецеидальные полузакрытые пазы. Катушечная двух слойная обмотка статора состоит из мягких катушек и обмоточ ного провода.
131
Р о т о р генератора представляет собой цельнокованый вал, к средней расширенной части которого привернуты полюсы, на бранные из листовой электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Катушки полюсов намотаны из медного изолированного провода прямоугольного сечения. Выводные концы обмоши ротора присо единены к двум контактным медным кольцам, расположенным внутри подшипникового щита. Подшипниковые щиты отлиты из чу гуна и имеют окна с жалюзи для охлаждения генератора.
I
Рис. 4.1. Электросхема синхронного генератора:
1 — в ы в о д ы |
с т а т о р а ; 2 — о б м о т к а с т а т о р а ; 3 — о б м о т к а р о т о р а ; 4 — о б м о т к а |
я к о р я ; 5 — п а р а л л е л ь н а я о б м о т к а ; 6 — к о н д е н с а т о р ; 7 — в ы в о д ы в о з б у д и т е л я ; |
8 — р е г у л я т о р в о з б у ж д е н и я
Т р а в е р с а к о л л е к т о р - а выполнена в виде стального кольца с четырьмя пластмассовыми пальцами, на каждом из ко торых находится по два латунных щеткодержателя. Для охлаж дения генератора предусмотрен ц е н т р о б е ж н ы й в е н т и л я т о р .
Включение и контроль работы генератора и КПА осуществляют ся р а с п р е д е л и т е л ь н ы м у с т р о й с т в о м , которое состоит из щита управления и блока регулятора напряжения. Работа ге нератора заключается в следующем. При подаче постоянного тока в шунтовую (параллельную) обмотку 5. двигателя-возбудителя (рис. 4.1) последний начинает вращать с постоянной скоростью ро тор синхронного генератора. С помощью вращающейся обмотки 3 ротора, получающей питание от источника постоянного тока, соз дается вращающееся магнитное поле, которое вызывает появление
132