Файл: Основы теории и конструкции контрольно-проверочной аппаратуры авиационных управляемых ракет учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

термисторы R2 и R3. Платиновый термистор сопротивления R4 служит для настройки автоматической системы регулирования тем­ пературы черного тела.

Узел диафрагм включает две диафрагмы, определяющие уро­ вень излучения черного тела, которые переключаются с помощью электромагнита ЭМ1. Между диафрагмами и черным телом уста­ новлено зеркало, которое с помощью электромагнита ЭМ2 может вводиться иди выводиться на оптическую ось имитатора, обеспе­ чивая смену излучателя. Для смены излучателя Л1 или Л2 имеет-

Рис. 3.20. Примерная схема имитатора теплового излучения:

/ — з е р к а л о ; 2 — л и н з а ; 3 — з е р к а л о ; 4 — с ф е р и ч е с к о е з е р к а л о ; 5 — в ы п у к л о е з е р к а л о ; 6 ■— з а щ и т н о е с т е к л о

ся зеркало с электромагнитом ЭМЗ. Объектив имитатора представ­ ляет собой зеркальную систему, позволяющую получить большое фокусное расстояние объектива при небольших габаритах корпуса.

Схема автоматической системы регулирования температуры черного тела имитатора (рис. 3.21) построена по принципу систе­ мы регулирования с отрицательной, обратной связью. Изменение температуры черного тела приводит к появлению на выходе инди­ катора рассогласования сигнала разбаланса, который че(рез со­ гласующий каскад подается на вход усилителя-формирователя. Усиленный до необходимой величины сигнал разбаланса поступает на фазовый детектор, где происходит сравнение фазы сигнала раз­ баланса с фазой опорного сигнала. В зависимости от фазы сиг­ нала разбаланса с выхода фазового детектора подается соответст­ вующий сигнал на усилитель мощности. Усиленный сигнал про­ изводит включение или выключение нагревателя черного тела, т. е. воздействует на черное тело в сторону уменьшения разбаланса. Питание индикатора рассогласования производится от источника импульсного напряжения.

Схема самоконтроля предназначена для грубого определения функционирования системы регулирования температуры черного

125

тела и представляет собой делитель напряжения R2, R4 и датчик температуры.

При работе имитатора на входе фазового детектора возможны три сочетания входных сигналов разбаланса Uy и опорйого напря­ жения Ux. В первом случае, когда температура черного тела ниже

Рис. 3.21. Схема автоматической системы регулирования температуры черного тела (ДГ — датчик температуры)

номинальной, сигнал разбаланса Uy находится в противофазе по отношению к опорному напряжению Ux. Схемы совпадения 1 и 2 (рис. 3.22) все время закрыты, и на вход собирательной схемы по­ ступают два высоких потенциала «ОВ». С выхода фазового детек-

Рис. 3.22. Функциональная схема фазового детектора

тора снимается низкий уровень напряжения 10 В. В это время с усилителя мощности на нагреватель поступает, ток и происходит разогрев черного тела.

При номинальной температуре черного тела сигнал разбалан­ са Uy отсутствует и на фазовый детектор поступает только опор­ ное напряжение Ux= —10 В частотой 400 Гц. В один полупериод опорного напряжения схемы совпадения 1 а 2 закрыты, обеспечи­ вая выходное напряжение, равное —10 В, в другой полупериод

126


открывается схема совпадения 2, и на выходе инвертора Я / напря­ жение будет равно нулю. Таким образом, с выхода ФД снимается напряжение прямоугольной формы частотой 400 Гц. При поступ­ лении на вход УМ такого сигнала на нагревателе выделяется по­ ловина номинальной мощности и обеспечивается более плавная регулировка температуры черного тела.

Повышение температуры черного тела выше номинального зна­ чения приводит к сдвигу фазы сигнала разбаланса Uy так, что он становится в фазе с опорным напряжением Ux. В первые полупериоды схема совпадения 1 открыта, а схема совпадения 2 закрыта, а во вторые полупериоды, наоборот, закрыта схема 1 и открыта схема 2 и с выхода ФД снимается высокий уровень напряжения «О». По этой команде происходит остывание черного тела.

§20. СТИМУЛЯТОРЫ ДИНАМИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Вкачестве стимуляторов, имитирующих динамический режим проверяемых изделий, применяются стенды, обеспечивающие уста­

новку проверяемых изделий, имитацию аэродинамической нагрузки на рули,- перемещение имитаторов целей на различные величины углов с различными угловыми скоростями относительно проверяе­ мых изделий.

Примером выполнения такого стимулятора служит стенд (рис. 3.23). В состав стенда входят: станина 9, поворотная плат­ форма 5, механизм 1 установки изделия, кронштейн 6 для уста­ новки имитатора цели и пневмоазотный блок 10. В торцовой части станины со стороны механизма 1 расположен блок управления стендом. Внутри станины установлен блок электротаневмоклапанов.

Поворотная платформа 1 приводится в движение приводом, со­ стоящим из редуктора и двух двигателей. Редуктор обеспечивает вращение платформы со скоростью 6 град/с, если роторы двигате­ лей вращаются в одну сторону, и 1 град/с при противоположных направлениях вращения роторов двигателей. Привод имеет пнев­ матический фрикционный тормоз.

Механизм установки изделия состоит из нагружателя рулей изделия с приводом и механизма зажима. Нагружатель представ­ ляет собой крестовину с шестью парами плоских пружин и двумя кронштейнами для установки датчиков углов поворота рулей. На­ гружение рулей производится различными силами, имитирующими аэродинамические силы, действующие на рули ракеты в полете.

Для управления работой привода поворота платформы, привода поворота нагружателя и электропневмоклапанов стенда имеется блок управления. Для включения и контроля работы стенда пульт управления снабжен шестью кнопками управления. Рас­ смотрим работу электросхемы включения микровыключателей стенда в электросхему блока управления (рис. 3.24). По команде «X уст.», характеризующей положение «1 к» нагружателя рулей,

127


напряжение —27 В поступает через диод Д2 на обмотку реле Р1, которое срабатывает. Одновременно срабатывает реле Р17. Ре­ ле Р1 замыкает свои контакты, через которые подключаются об­ мотки возбуждения и цепь питания якоря двигателя нагружателя. Двигатель поворачивает нагружатель из положения «I к» в поло­ жение «X», при этом срабатывают микровыключатели В1 и В4. Команда «I к» снимается, лампа «I к» на пульте управления гас­

нет, и на обмотку

реле Р17 через контакты Р1 и

В4 поступает

напряжение —27

В, обеспечивающее

удержание

контактов ре­

ле Р17. Когда нагружатели становятся

в положение «X» микро-

Рис. 3.25. Электросхема управления приводом платформы

выключатели В4 и ВЗ разрывают цепь питания реле Р17 и замы­ кают цепь питания лампы «X» на пульте управления. Реле Р17 разрывает цепи питания якоря двигателя нагружателя и вклю­ чает цепь его торможения. После выдачи команды «X» снимается команда «X уст.» и реле Р1 размыкает цепь обмотки возбуждения двигателя. Электросхема готова к исполнению команды «I к. уст.» или «II к. уст.». При наличии команды «II к» и поступлении «X» работает реле Р16, включенное симметрично реле Р17.

Электросхема управления приводом поворотной платформы (рис. 3.25) включает электродвигатели Ml и М2, которые рабо­ тают одновременно, причем направление и скорость поворота плат­ формы зависят от направления относительного вращения двига­ телей. На схему поступают четыре команды, каждая из которых характеризуется определенной скоростью вращения поворотной

платформы (град/с):

 

«МЛ

влево — М2 влево» соответствует скорости +1;

«М1

вправо — М2 вправо» соответствует

скорости —1;

«М1

влево — М2 вправо» соответствует

скорости + 6 ;

«М1

вправо — М2 влево» соответствует скорости —6 .

129


Первичная обмотка трансформатора подключена к источнику питания 220 В, 50 Гц, а со вторичных обмоток снимается выпрям­ ленное напряжение 150 В для электродинамического торможения двигателей. Рассмотрим работу схемы на примере поступления сиг­ нала «М2 влево» (0 реле). Реле РЗ подключает обмотку реле Р22, которое отключает напряжение 150 В с обмоток двигателя М2, включает реле Р21 и шунтирует резистор R12. Реле Р21 подклю­ чает фазы В и С напряжения 380 В, 50 Гц на обмотки двигателя. При снятии сигнала «М2 влево» реле РЗ обесточится и своими контактами разорвет цепь питания реле Р21. Реле Р21 размыкает своими контактами цепи питания двигателя и реле Р22. Нормально замкнутые контакты реле Р22 подключают цепи торможения дви­ гателя, который резко тормозится током разряда конденсатора СИ.


Г Л А В А 4

источники ПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ АППАРАТУРЫ

§ 21. И С Т О Ч Н И К И Э Л Е К Т Р О П И Т А Н И Я

Для обеспечения работы автоматических систем контроля не­ обходимы специальные средства энергоснабжения. Аппаратура контроля может работать в стационарных и полевых условиях.

При работе в стационарных условиях возможно использование промышленных энергетических установок, а в- полевых условиях необходимы собственные транспортабельные источники электро­ питания.

В со.став подвижных позиций предварительной подготовки ра­ кет входят специальные энергоблоки, выполненные в виде дизельэлектрических агрегатов, установленных на автомобильных прице­ пах. Для унификации работы КПА от стационарных или подвиж­ ных энергосистем последние должны вырабатывать напряжения трехфазного-тока 380 или 220 В частотой 50 Гц.

Потребляемая мощность современных средств контроля состав­ ляет десятки киловольтампер. В подвижных электростанциях в ка­ честве двигателя используется дизель с воздушным вентилятором и регулятором скорости повышенной точности. Для работы такого двигателя требуются системы топливного питания, охлаждения, подогрева, управления и контроля.

Источником переменного трехфазного тока служат синхронные генераторы ДГС (двигатель-генератор синхронный). Генераторы выполняются на выходное напряжение 230 или 400 В частотой 50 Гц. Обмотка статора соединяется «звездой» с выведенным ну­ лем. В качестве возбудителей применяют четырехполюсные ма­ шины постоянного тока шунтового типа.

С т а т о р выполнен в виде литой чугунной станины с сердеч­ ником из листов электротехнической стали. Пакет железа статора укреплен в ребрах станины с торцов двумя нажимными гайками и имеет трапецеидальные полузакрытые пазы. Катушечная двух­ слойная обмотка статора состоит из мягких катушек и обмоточ­ ного провода.

131

Р о т о р генератора представляет собой цельнокованый вал, к средней расширенной части которого привернуты полюсы, на­ бранные из листовой электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Катушки полюсов намотаны из медного изолированного провода прямоугольного сечения. Выводные концы обмоши ротора присо­ единены к двум контактным медным кольцам, расположенным внутри подшипникового щита. Подшипниковые щиты отлиты из чу­ гуна и имеют окна с жалюзи для охлаждения генератора.

I

Рис. 4.1. Электросхема синхронного генератора:

1 — в ы в о д ы

с т а т о р а ; 2 — о б м о т к а с т а т о р а ; 3 — о б м о т к а р о т о р а ; 4 — о б м о т к а

я к о р я ; 5 — п а р а л л е л ь н а я о б м о т к а ; 6 — к о н д е н с а т о р ; 7 — в ы в о д ы в о з б у д и т е л я ;

8 — р е г у л я т о р в о з б у ж д е н и я

Т р а в е р с а к о л л е к т о р - а выполнена в виде стального кольца с четырьмя пластмассовыми пальцами, на каждом из ко­ торых находится по два латунных щеткодержателя. Для охлаж­ дения генератора предусмотрен ц е н т р о б е ж н ы й в е н т и ­ л я т о р .

Включение и контроль работы генератора и КПА осуществляют­ ся р а с п р е д е л и т е л ь н ы м у с т р о й с т в о м , которое состоит из щита управления и блока регулятора напряжения. Работа ге­ нератора заключается в следующем. При подаче постоянного тока в шунтовую (параллельную) обмотку 5. двигателя-возбудителя (рис. 4.1) последний начинает вращать с постоянной скоростью ро­ тор синхронного генератора. С помощью вращающейся обмотки 3 ротора, получающей питание от источника постоянного тока, соз­ дается вращающееся магнитное поле, которое вызывает появление

132