Файл: Ермолов, Л. С. Основы надежности сельскохозяйственной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
У Ч Е Б Н И К И И У Ч Е Б Н Ы Е П О С О Б И Я Д Л Я В Ы С Ш И Х С Е Л Ь С К О Х О З Я Й С Т В Е Н Н Ы Х У Ч Е Б Н Ы Х З А В Е Д Е Н И Й
Л. С. ЕРМОЛОВ, В. М. КРЯЖКОВ, В. Е. ЧЕРКУН
ОСНОВЫ
НАДЕЖНОСТИ СЕЛЬСКО
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ТЕХНИКИ
Допущено Главным управлением высшего и среднего сельскохозяй ственного образования Министер ства сельского хозяйства СССР в качестве учебного пособия для сту дентов сельскохозяйственных выс ших учебных заведений по специ альности «Механизация сельского хозяйства».
МОСКВА иКОЛОС>| |
1^Л.ЧтГ-ТГГ>- А ТТ •' |
u |
1 |
Ч 1 j i ''? X V * f 5 * 5 . ^ **■*»-%« |
|
и
J
Г ',с. пу*'л
631.303 Е 74
УДК 631.3—192fOT3:8f
(
'V' v
А в т о р с к и й |
к о л л е к т и в— кандидаты технических наук доценты: |
|||
Л. С. Ермолов |
(введение, главы III, IV, VII), В. М. Кряжков |
|||
(глава VI), В. |
Е. Черкун (главы I, II, V); |
подготовка рукописи |
||
к изданию и общее редактирование выполнены Л. С. Ермоловым. |
||||
Р е ц е н з е н т ы |
— преподаватели |
УСХА: |
член-корреспондент |
|
ВАСХНИЛ доктор технических наук профессор В. С. Крамаров, |
||||
кандидат технических наук доцент С. К. |
Зарайский, старший |
|||
преподаватель |
И. Д. Буненко; |
кандидат технических наук до |
цент кафедры эксплуатации МТП ВСХИЗО В. 3. Бубнов. Р е д а к т о р — инженер Л. И. Чичёва.
Ермолов Л. С. и др.
Е 74 Основы надежности сельскохозяйственной техни ки. М., «Колос», 1974.
223 с, с ил. (Учебники и учеб, пособия для высш. с.-х. учеб, заведений).
Перед загл. авт.: Л. С. Ермолов, В. М. Кряжков, В. Е. Чер
кун.
В книге рассматриваются основные понятия, положения и опреде ления, принятые в надежности, математические методы в теории на дежности и физическая сущность надежности машин и оборудования, методы испытания машин на надежность, основные направления по вышения надежности с.-х. техники и эффективность этих мероприятий.
Учебное пособие составлено в соответствии с программой по «Осно вам надежности сельскохозяйственной техники» и предназначено для студентов факультетов механизации сельского хозяйства. Им могут также пользоваться преподаватели и инженерно-технические работники,
занятые эксплуатацией, ремонтом и испытаниями машин и оборудова ния в сельском хозяйстве. Издается впервые.
„ |
40201—322 |
240— 74 |
631.303 |
Е |
—-------------- |
||
|
035(01)—74 |
|
|
© Издательство «Колос», 1974
В В Е Д Е Н И Е
Вопросам надежности изделий и различных технических устройств уделяется внимание с момента их производства и использования. Вначале эти вопросы находили свое отра жение в курсах расчета, производства и использования из делий. С развитием авиационной и космической техники, радиотехники, автоматики и телемеханики, современных средств связи, надежность стала «проблемой номер один» и выделилась в самостоятельную дисциплину, главная задача которой — дать оценку надежности изделия.
Вопросы надежности стали первоочередными и в маши ностроении.
В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. значительное внимание уделено повышению технического уровня, качества и надежности машин и оборудования, поставляемых сельскому хозяйству; предусмотрено полно стью удовлетворить потребности в запасных частях к тракторам, автомобилям и сельскохозяйственным ма шинам.
Эти вопросы должны решать инженерные кадры, знаю щие теорию и практику в области надежности машин, в связи с чем изучение научных основ обеспечения надежности ма шин должно стать неотъемлемой частью учебного процесса в технических вузах страны. Этот факт отмечен в решении 11 межвузовской конференции по надежности машин и обору дования, состоявшейся в Москве в феврале 1970 г.
Одно из основных направлений науки и практики о на дежности изделий базируется на теории прочности и изно состойкости деталей и материалов. И если расчет деталей машин на прочность в инженерной практике не представ ляет особой проблемы, то расчет долговечности деталей с учетом главного их критерия — износостойкости в теории
1* |
з |
надежности машин представляет большую трудность. Изу чение закономерностей различных видов изнашивания — ключ к резкому повышению надежности машин, потому что, как показывают практика и опыт, в 80 из 100 случаев машины теряют свою работоспособность вследствие износа их деталей и сопряжений.
Наука о надежности изучает закономерности измене ния показателей работоспособности изделий с течением вре мени, а также физическую природу отказов и на этом осно вании разрабатывает методы, обеспечивающие с наимень шей затратой времени и средств необходимую долговечность и безотказность работы машин.
Таким образом, эта наука на основании научного прог ноза поведения машин разрабатывает теорию принятия оптимальных решений для получения требуемого уровня надежности.
Основным объектом, рассматриваемым наукой о на дежности„служит работоспособность изделия (машин), т. е. его способность выполнять заданные функции с парамет рами, установленными требованиями технической доку ментации.
Надежность как свойство изделия (машины) сохранять свою работоспособность в течение заданного промежутка времени может рассматриваться при непрерывной работе изделия (безотказность) и с необходимыми перерыва ми для технического обслуживания и ремонта (долго вечность).
Специфические особенности вопросов надежности — это фактор времени, которым оцениваются изменения началь ных параметров в процессе эксплуатации машины; физичес кие и другие процессы, протекающие в элементах машины и приводящие к изменению их качества; прогнозирование поведения машины в эксплуатации с точки зрения сохра нения ею выходных параметров.
Наука о надежности не рассматривает вопросов дости жения определенного уровня выходных параметров машины (мощности, производительности, к. п. д. и др.), это задача других наук. В ее функции входит анализ процесса изме нения показателей надежности с течением времени, при чин их возникновения и разработка рекомендаций по вос становлению выходных параметров машины.
Машину в процессе ее использования нельзя изолировать от влияния среды, в которой она работает, от влияния про цессов, которые протекают в ней самой при осуществлении
4
рабочих функций, от действия остаточных явлений, являю щихся следствием технологических процессов, применяю щихся при изготовлении машин. Все виды энергии (механи ческая, тепловая, химическая, электромагнитная и др.) воздействуют на машину и вызывают в ней обратимые и необратимые процессы, снижающие ее начальные характе ристики. Эти вопросы носят случайный характер, и поэтому для оценки надежности машин применяются теория вероят ностей и методы математической статистики.
Вопросы повышения надежности изделий приобретают огромное экономическое значение. Познакомимся с неко торыми данными. В стране ежегодно на ремонт машин и оборудования расходуется около 15 млрд, рублей. В ре монтных службах занято около 1 млн. металлорежущих станков и работает свыше 2 млн. человек, т. е. больше, чем в черной и цветной металлургии или в угольной и нефтяной промышленности вместе взятых;
Из-за неисправностей ежегодно простаивает от 10 до 40% машин и оборудования, на чем теряется около 4 млрд, рублей.
В сельском хозяйстве только регистрируемых и учиты ваемых простоев различных машин насчитывают — на па хоте до 35%, а на уборке урожая — до 50% от всего вре мени работы машины.
Эти простои и потери в значительной степени связаны с недостаточным обеспечением машин и оборудования за пасными частями, нерациональным их использованием. На долю заводов, выпускающих новые тракторы, прихо дится лишь 22% производственных мощностей; на долю заводов, изготовляющих запчасти к тракторам, — 34%, а на долю ремонтных предприятий — 44%. Таким образом, на ремонт тракторов затрачивается почти в 4 раза больше производственных мощностей, чем на выпуск новых.
На производстве запасных частей работает около 1,5 млн. производственных рабочих. На выпуск запасных частей ежегодно расходуется 10 млн. тонн металла, а их стоимость для сельскохозяйственных машин и орудий, находящихся в эксплуатации, значительно превышает стоимость самих машин и орудий.
Все это можно объяснить недостаточной надежностью выпускаемой техники и неподдержанием ее на должном уровне в процессе эксплуатации и ремонта.
В зарубежных странах также уделяется большое внима ние развитию исследований в области надежности и введе
5
нию соответствующих курсов в учебный процесс. Так, в Англии за последние годы сформировалось научное на правление, получившее новое название — трибоника (tri bology). Эта наука включает круг вопросов, связанных с взаимодействием поверхностей деталей машин, т. е. тре ние, изнашивание, физические, механические и химические свойства поверхностных слоев. Одним словом, глубоко изучаются те явления и процессы, которые играют ос новную роль в обеспечении надежности машин и обо рудования.
Возникает необходимость рассматривать весь круг проблем,связанных с проектированием и конструированием, а также с изготовлением, эксплуатацией и ремонтом машин и оборудования, потому что только совместное изучение всех факторов, влияющих на надежность, позволит обеспе чить ее требуемый уровень.
Г л а в а I
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В НАДЕЖНОСТИ
•
§1. Объекты, рассматриваемые в надежности
Внадежности обычно рассматриваются изделия, пред- - ставляющие собой технические системы и их элементы.
Техническая система — совокупность совместно дей ствующих элементов, предназначенных для самостоятель ного выполнения заданных функций.
Элемент системы — часть ее (деталь, узел, агрегат), предназначенная для выполнения заданных функций.
При изучении вопросов надежности машинно-трактор ные агрегаты, тракторы, автомобили и другую, сельскохо зяйственную технику можно рассматривать как системы, состоящие из отдельных элементов (сборочных единиц). Сборочная единица может также рассматриваться как си стема, состоящая из деталей.
Изделия, т. е. системы и их элементы, бывают ремон тируемыми (восстанавливаемыми) и перемонтируемыми (невосстанавливаемыми).
К |
р е м о н т и р у е м ы м (восстанавливаемым) изде |
лиям |
относятся тракторы, автомобили, сельскохозяйствен |
ные машины, станки и др., а также их детали, такие, как блок и гильзы цилиндров, валы, рамы и т. п.
К н е р е м о н т и р у е м ы м (невосстанавливаемым) относятся системы, а также их элементы, которые не могут быть отремонтированы (восстановлены) или не подлежат (ре монту) восстановлению, например поршневые кольца, фрик ционные накладки тормозов и сцепления, прокладки, уплот нительные кольца и др. Такие изделия при ремонте заме няются .
Одни и те же изношенные изделия в зависимости от технического состояния могут быть невосстанавливаемыми, например тонкостенные вкладыши коленчатого вала или коленчатый вал с трещинами и другими видами разру шения, и восстанавливаемыми — эти же детали без указан ных дефектов.
7
§ 2. Основные понятия свойств продукции
Продукция — обобщающее понятие. Виды продукции — изделия и продукты.
И з д е л и е — это продукция промышленного произ водства, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах. К изделиям относятся системы и их эле менты, например машины и приборы, сборочные единицы и детали машин и приборов, машинно-тракторные агрегаты, метизы и т. д.
П р о д у к т — результат работы производственного предприятия (нефтепродукт, волокно и др.) или предприятий сельского и лесного хозяйства (зерно, мясо, древесина и др.). Количество продуктов характеризуется непрерывной вели чиной, исчисляемой, например, в килограммах, тоннах, кубических метрах.
Продукция охватывает изделия и продукты, произве денные за определенный период времени в определенном месте (продукция ремонтного предприятия и т. п.).
Свойство продукции — объективная особенность, прояв ляющаяся при создании продукции, ее эксплуатации или
потреблении. |
— термин, рекомендуемый для |
Э к с п л у а т а ц и я |
|
применения к изделиям, у которых в процессе использова |
|
ния расходуется ресурс. |
относится к продуктам и к таким |
П о т р е б л е н и е |
|
изделиям, которые в процессе использования сами подвер |
|
гаются расходу, например нефтепродукты, метизы, скобя |
|
ные изделия и др. |
|
Продукция имеет много различных свойств. Совокуп ность всех свойств данной продукции позволяет отличать ее от другой.
Присущие продукции свойства проявляются при проек тировании, разработке, изготовлении, испытаниях, исполь зовании, техническом обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т. п.
Качество продукции — совокупность ее свойств, обуслов ливающих пригодность продукции удовлетворять опреде ленным потребностям в соответствии с ее назначением. Ка чество продукции характеризуется целым рядом свойств, которые можно объединить в пять групп:
1) эксплуатационные и потребительские свойства (для трактора — мощность, скорость, расход топлива; для авто мобиля — грузоподъемность, скорость, расход топлива;
8
для станка — точность, производительность, степень авто матизации и т. д.);
2)надежность;
3)технологичность;
4)показатели технической эстетики (внешний вид и др.), эргономические показатели (физиологические и гигиени ческие показатели, удобство работы и т. п.);
5)степень стандартизации, унификации и взаимозаме няемости.
Важнейшим признаком качества промышленной про дукции служит ее надежность,- которая проявляется в про цессе работы. Надежность — одна из составляющих частей качества, особое, наиболее общее его свойство.
В настоящее время нет единого показателя, который в целом дал бы оценку качеству продукции. Поэтому каж дое свойство, характеризующее качество, оценивается сво ими показателями.
Наука об измерении качества продукции, получившая в последнее время развитие, называется к в а л и м е т - р и е й.
Показатель качества продукции — это количественная характеристика ее свойств, входящих в состав качества. Этот показатель рассматривается применительно к опреде ленным условиям создания эксплуатации или потребления продукции.
Различают следующие показатели качества продукции. Е д и н и ч н ы й п о к а з а т е л ь — показатель, отно
сящийся только к одному из свойств продукции.
К о м п л е к с н ы й п о к а з а т е л ь — показатель, относящийся к нескольким свойствам продукции, например
кбезотказности и ремонтопригодности.
Ин т е г р а л ь н ы й п о к а з а т е л ь — показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции, и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.
Интегральный показатель качества К определяют по формуле
где Н — суммарный полезный эффект, полученный в ре зультате эксплуатации изделия;
С — затраты на создание и эксплуатацию. Показатель К служит экономической характеристикой
качества продукции.
9