ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
к созданию линейки и циркуля. Затем появляются тре угольник, транспортир и рейсшина. Эти основные чер тежные инструменты, созданные ранее, почти без изме нений дошли до наших дней.
Усовершенствование инструмента шло, |
в |
основном, |
по линии увеличения его точности и некоторых |
конструк |
|
тивных изменений. |
|
|
Вторая половина X I X в. была наиболее |
плодотворной |
с точки зрения усовершенствования старых и создания новых чертежных инструментов и приборов. Для прове дения прямых линий (горизонтальных, вертикальных, на клонных) начали применять приборы, которые можно разделить на три группы: линейчатые, пантографические
икоординатные.
Кпервой группе относятся различные рейсшины. Особенно удобны в работе «плавающие» рейсшины и параллельные линейки.
Во вторую группу входят приборы, принцип действия которых основан на свойствах сдвоенного шарнирного параллелограмма, позволяющего перемещать пишущую головку по всему полю чертежа.
Третью группу составляют приборы, в которых пере мещение головки, на которой прикреплены линейки, осуществляется с помощью кареток, скользящих вдоль
штанг, закрепленных |
на доске |
под прямым |
углом друг |
к другу. Все эти приборы, в |
основном, были созданы |
||
в конце X I X в. К этому же периоду относится |
изобретение |
||
приспособлений для |
штриховки. |
|
Основными приборами для построения и вычерчивания лекальных кривых являются: эллипсографы —• приборы для вычерчивания эллипсов; параболографы — приборы для вычерчивания парабол; гиперболографы — приборы для вычерчивания гипербол; коникографы — приборы для вычерчивания кривых конического сечения; инверсоры — приборы для вычерчивания кривых, созданные на свой стве взаимной инверсии кривых. Во всех этих приборах движение пишущего штифта осуществляется с помощью шарнирно-рычажного механизма.
Для копирования чертежей и изменения их масштаба были созданы пантографы.
В настоящее время имеется большое количество раз нообразных приспособлений и шаблонов для вычерчивания различных часто встречающихся в чертежной практике геометрических фигур и линий, а также для построения
9
наглядных изображений (перспективных и аксонометри ческих).
Несмотря на различные конструктивные решения, все приборы имеют обшие черты — в их основе лежит механическая связь между обводным и пишущим устрой ствами. Использование механических приборов лишь частично облегчает труд в процессе построения наглядных изображений.
В последние годы (1955—1960 гг.) были сделаны попытки создать приборы, работающие на иных, не механических, принципах. Был разработан электрофицированный при бор для построения и вычерчивания аксонометрических
иперспективных проекций.
В1957 г. был поставлен вопрос о построении наглядных изображений по ортогональным проекциям без участия человека путем использования электронно-вычислитель ных машин и телевизионной техники. Первым шагом в этом
направлении явились работы Н. Д. Багратиони и А. Ф. Бабушкиной.
Приведенные данные указывают на огромное различие в уровнях автоматизации процессов решения задач двух конкурирующих методов. Если для решения задач ана литическим способом могут быть привлечены разнообраз ные вычислительные устройства вплоть до быстродейству ющих электронно-вычислительных машин, способных пол ностью исключить человека из процесса решения задачи, то для решения задач графическими способами применяют механические приборы, которые лишь частично облег чают труд человека при выполнении геометрических построений. Несоответствие в уровнях технической осна щенности каждого из методов очевидно. Несмотря на это, аналитические способы не могли полностью вытеснить графические способы решения задач. Более того, в ряде случаев графические способы продолжают успешно раз виваться.
В настоящее время, благодаря достижениям начерта тельной геометрии, ее методы находят широкое применение при решении задач из различных областей науки и тех ники. Серьезным препятствием на пути распространения графических способов решения задач является явно недо статочная степень их механизации. Графические решения приходится выполнять вручную, используя для геометри ческих построений несовершенные чертежные инструменты и механизмы, поэтому графические решения оказываются
10
трудоемкими и не всегда обеспечивают требуемую точ ность. Избежать или свести к минимуму эти недостатки можно двумя путями:
во-первых, усовершенствовать старые или разрабо тать новые способы графического решения задач с целью получения наиболее изящных способов;
во-вторых, так машинизировать процесс решения задач, чтобы функции человека, связанные с логическими рассуждениями и проведением геометрических построений, передать машине.
Очевидно, если будут найдены простые способы решения задач и разработана конструкция установки, которая способна заменить человека при выполнении логических и графических операций, круг инженерных задач, реша емых графическими методами, может быть значительно расширен. Точность решений при этом увеличится.
В предлагаемой читателю книге автор пытается ука зать пути решения ряда вопросов, которые позволяет осу ществить автоматизацию процесса графического решения задач.
Г Л А В А I
О П У Т Я Х А В Т О М А Т И З А Ц И И П Р О Ц Е С С А Г Р А Ф И Ч Е С К О Г О Р Е Ш Е Н И Я З А Д А Ч
Современное состояние науки и техники позволяет повысить результативность целенаправленного труда человека путем замены его работы машиной. Если до сере дины двадцатого столетия задачи механизации концентри ровались, в основном, вокруг проблемы замены физи ческого труда человека работой машины, то в настоящее время мы являемся свидетелями роста средств машини зации умственного труда. Большое количество разнооб разных вычислительных устройств и машин, созданных на базе достижений электроники, техники полупровод ников и математики, позволяют машинизировать са мые различные функции умственной деятельности че ловека.
С каждым годом увеличивается количество вычисли тельных машин, улучшается их качество, расширяется область их использования. Автоматическое управление станками и производственными процессами, перевод с одного языка на другой, диагностика в медицине, состав ление прогнозов погоды и многое другое, что раньше состав ляло монополию деятельности головного мозга человека, теперь выполняют машины.
Известна роль, которую играет вычислительная тех
ника в математике при решении задач. Наряду с этим |
|
в целой отрасли математики — начертательной |
геометрии, |
значение методов которой при решении самых |
разнообраз |
ных задач трудно переоценить, до сегодняшнего дня вычис
лительные машины не находят |
применения. |
В то же время использование |
современной электронно- |
вычислительной машины является не только возможным, но, и как это будет показано ниже, вполне логичным путем для решения задач, исходные данные которых представ лены в графической форме.
12
§ 1. о в о з м о ж н о с т и |
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ |
ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ |
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ |
МАШИНЫ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОГО |
|
РЕШЕНИЯ |
ЗАДАЧ |
Чтобы решить математическую задачу графическим способом, необходимо выполнить, в определенной логи ческой последовательности, различные геометрические построения.
Электронная цифровая вычислительная машина (ЭЦВМ) может оперировать только с числами. Использовать ее в качестве какой-то чертежной машины для выполнения геометрических построений в том виде, в каком они осу ществляются с помощью чертежных инструментов, невоз можно.
Из сказанного следует, что мы оказываемся перед фак том двух непримиримых, на первый взгляд, противоречий: с одной стороны — стремлением использовать ЭЦВМ для решения задач графическими способами; с другой — от сутствием принципиальной возможности осуществления геометрических построений на ЭЦВМ.
Наиболее существенным в процессе математического решения задач является соответствие между алгеброй и геометрией. Общеизвестно, что одним из основных поня тий математики являются точка и число. Многообразие точек определяет собой различные геометрические образы, которые являются предметом изучения в геометрии. Изучением многообразия чисел, выраженных в символи ческой форме, занимается алгебра.
Любое теоретическое исследование в области точных наук осуществляется путем использования различных математических операций. Простейшей операцией в гео метрии является движение, с помощью которого можно каждую точку (многообразие точек) перевести в не которую другую точку (другое многообразие), установив взаимное соответствие между старым, исходным, и новым, преобразованным, положениями.
Аналогичной операцией в алгебре служит преобра зование, устанавливающее соответствие между числами и их многообразиями.
Изоморфизм |
между алгеброй и геометрией |
позво |
ляет алгебре |
приобретать геометрическую форму |
и на |
оборот. |
|
|
13
В своей работе А. И. Королевич [4] отмечает, что достаточно ввести понятие гипоточки (элемент простран ства, точечность которого на единицу меньше точечности точки — пустое множество), чтобы записать элементы многомерного проективного пространства в символике арабских цифр в виде конечного множества
О, |
1, |
2, |
3 |
t\ |
полностью сходного |
с |
конечным |
множеством чисел |
|
О, |
1, |
2, |
3, . . ., t. |
|
Между операциями |
|
над |
элементами пространства и |
действиями над числами много общего. Так, например, соединение и пересечение элементов пространства, выра женные в аддиативной записи, напоминают сложение целых чисел.
Аналитическое решение задач, выраженных в форме алгебраических уравнений, сводится к операции исклю чения неизвестных.
Аналогичные приемы применяют и при графических решениях. Более того, в самой идее проецирования трех мерных образов на плоскость проекции (основного метода начертательной геометрии) заложен метод исключения одной из трех координат1 .
Соответствие межу алгеброй и геометрией позволяет при решении математических задач не делать (с чисто формальной точки зрения) различия, каким способом оно осуществляется: аналитическим или графическим.
Различие между геометрическими построениями и алгебраическими преобразованиями, являющимися про межуточными операциями, которые приходится выполнять в процессе решения задачи, есть лишь формальная сторона вопроса. Она не может служить поводом для утверждения, что имеется принципиальное отличие между графическим и аналитическим методами решения. Более существен ным оказывается не отличие двух методов решения, а то общее, что объединяет эти методы. Основанием для такого объединения является:
* Здесь цифры обозначают элементы пространства: 0 — гипоточка; 1 —• точка; 2 — прямая и т. д.
1 Здесь, как и в дальнейшем, речь будет идти о решении задач ме тодами обычной трехмерной начертательной геометрии. Вопросы многомерной начертательной геометрии нами не затрагиваются (за исключением § 13).
14