Файл: Термодинамические основы теории тепловых машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочее тело поступает в первый компрессор (Кі) и адиабати­ чески сжимается до давления рЗ (линия 12'), после чего посту­ пает в первый холодильник (Оі), где охлаждается до начальной температуры Ті по изобаре 2'Г. Затем рабочее тело направляется во второй компрессор и т. д. После третьего компрессора воздух

поступает в теплообменник (ТО), где нагревается до температуры Т6> Т3 (изобара 26) за счет тепла отработавших газов, которые

охлаждаются до температуры Г5 < 7Т (изобара

45).

В камере

сгорания (КСі) осуществляется нагревание рабочего тела

(изобара

63) до температуры Гз, после чего газы направляются

к первой

турбине (ГТі), где адиабатически расширяются

(34')

до давле­

ния рг . Во второй камере сгорания

(КС2)

газы вновь подогрева­

ются при постоянном давлении (4'—3')

до

температуры

Т3, = Г3,

а затем адиабатически расширяются

(3'—4")

во второй

турбине

(ГТ2) и т. д.

 

 

 

 

 

После выхода из последней турбины

(ГТз)

газы направляются

в регенератор (ТО) и, охладившись до температуры Т5, выходят в атмосферу.

При условии полной регенерации охлаждение отработавших га­ зов происходит до температуры Т5, — Т2, а нагревание их после сжатия в компрессорах до Т6, = Г4.

В этом случае подведенное в цикле тепло включает сумму коли­ честв тепла, сообщенных в трех камерах сгорания по изобарам

( 6 '- 3 ) ; (4'-3'); (4"—3").

2 1 0

Г


V

Это тепло эквивалентно площади 3—6'34'3'4"—3"j —ß

диаграммы Т—5. Таким образом,

 

Я\ = Я\ + Я\ 4 Я\\

 

 

еде q\ = с р {Т?}- Т6.) =

ср (Т3~

Г4) - тепло,

подведенное в нер-

,

 

вой камере (изобара 6 '3);

q\ = ср ( Т3, — 7'4,) =

ср ( Т3-

74) — тепло,

подведенное

во вто­

 

 

рой камере (изобара

4’ —3');

14*

211

q\ = cp (T3„

74„) = c T ?i — ( Tі) тепло, подведенное в треть­

 

ей камере (изобара 4" 3"),

Следовательно,

все подведенное в цикле тепло при сделанных

допущениях составляет

<7. == 3Cp( ТаTt).

Тепло <72, отведенное за цикл, включает сумму количеств тепла,, отведенных от воздуха в холодильниках (Оі и 0 2), и тепла, отве­

денного

в окружающую среду. Это тепло эквивалентно площади

п1"2"1'2'15'—а—п диаграммы

Т—S. В

соответствии

с этим

 

 

 

 

 

 

 

<72 = q\ +

<7з +

 

 

где q2 = ср (Т2, І\) = Ср(Т2— Г,) — тепло,

отведенное в первом

 

 

 

холодильнике

 

q"2=

ср (Тг

Тѵ) = ср (7’, — Тч) — тепло, отведенное во втором

 

 

 

холодильнике 0 2;

q"2 — с (Тъ, — Т1) = Ср(Т2— Г,) — тепло,

отведенное в окружа­

 

 

 

ющую

среду,

эквивалентно-

 

 

 

площади к 1 5' — а — к.

Очевидно,

что при увеличении

числа ступеней

сжатия с про­

межуточным охлаждением и ступеней подвода тепла площадь диа­ граммы Т—5, соответствующая подведенному теплу q\, будет при­ ближаться к площади фигуры h3fgh, расположенной под изотермой (3—f), а площадь, соответствующая отведенному теплу <7г, будет приближаться к площади пг—/—1km, расположенной под изотермой (12). Поэтому одновременное применение много­ ступенчатого сжатия и многоступенчатого подвода тепла способ­ ствует повышению термического к. п. д.

Следует однако иметь в виду, что практическое осуществление сложных циклов приводит к значительному усложнению схемы двигателя. Поэтому целесообразность применения сложных схем ГТД может быть установлена только при более широкой технико­ экономической оценке.

В заключение обратим внимание на то, что положительный эффект от применения сложных схем может быть получен только при осуществлении регенерации тепла. Чтобы убедиться в этом,

достаточно сопоставить между собой

два простейших

цикла без

регенерации: с адиабатическим и

изотермическим

сжатием

(рис. 87).

 

 

В обоих циклах будем полагать одинаковыми количества под­ веденного тепла <7і, максимальные температуры Тз и степени повы­ шения давления. Простейший цикл с адиабатическим сжатием изо-

212


бражается в диаграмме Т—5 замкнутым контуром 1—2—34, а с изотермическим сжатием — контуром Г —2—34.

Количества подведенного тепла в обоих циклах соответствуют площади m—2—3ппг.

Р и с . 8 7

Отведенное тепло q%соответствует площадям:

площади пг14пm — при адиабатическом сжатии; площади m2—Г4пm — при изотермическом.

Как видно, количество отведенного тепла в цикле с изотерми­ ческим сжатием больше на величину, соответствующую площади 1—2—Г 1. Соответственно этому термический к. п. д. цикла с адиа­ батическим сжатием будет больше, чем в цикле с изотермическим сжатием. Осуществление ступенчатого подвода тепла (или в преде­ ле изотермического расширения рабочего тела) повышает темпера­ туру газа на выходе из турбины, что при отсутствии регенерации повышает тепловые потери.

§ 3. РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Большинство современных летательных аппаратов движется в результате выбрасывания из сопла с большой скоростью некоторой массы газов, образующихся при сгорании топлива. Вследствие это­ го создается сила реакции (тяга), перемещающая летательный аппарат в противоположном направлении. Двигатели, предназна­ ченные для создания такой реакции, называются реактивными. Ре­ активные двигатели делятся на два класса: воздушно-реактивные и ракетные.

Воздушно-реактивные двигатели питаются горючим, имеющимся на борту летательного аппарата. В качестве окислителя для этого горючего используется кислород окружающего воздуха. Работа двигателя зависит, таким образом, от окружающей среды, и лета­ тельный аппарат с таким двигателем может двигаться в безвоз-

213

душном пространстве только по инерции. Работа ракетного двига­ теля происходит за счет горючего и окислителя, содержащихся в самом летательном аппарате. Поэтому его работа не зависит от ок­ ружающей атмосферы. Ракета может совершать полет в безвоз­ душном (межпланетном) пространстве.

Воздушно-реактивые двигатели

Воздушно-реактивные двигатели делятся на три основных типа: турбореактивные, прямоточные и пульсирующие. Схемы основных типов реактивных двигателей показаны на рис. 88.

Рис. 88

Основными элементами турбореактивного двигателя (рис. 88, а} являются диффузор 1, компрессор 2, камера сгорания 3, турбина 4 и сопло 5. Атмосферный воздух, входящий в двигатель, сначала

21 4


сжимается в диффузоре, а затем в компрессоре. В камере сгора­ ния воздух нагревается в результате горения топлива, происходя­ щего при почти постоянном давлении. Расширение газов происхо­ дит сначала в турбине, в результате чего вырабатывается энергия для привода компрессора, а затем в реактивном сопле, в котором происходит ускорение газового потока. При выбрасывании газов из реактивного сопла с большой скоростью создается сила реакции, сообщающая летательному аппарату необходимую скорость движе­ ния.

При больших скоростях движения сжатие воздуха в диффузоре за счет торможения потока становится значительным и цикл рабо­ ты может быть осуществлен без компрессора. Такой двигатель (рис. 88, 6), в котором используется лишь сжатие от скоростного напора, называется прямоточным (ПВРД). Основной недостаток прямоточных воздушно-реактивных двигателей состоит в том, что они не могут работать при нулевой скорости полета и малоэффек­ тивны при небольших скоростях движения.

Основными элементами прямоточного воздушно-реактивного двигателя являются диффузор 1, камера сгорания 3 и реактивное сопло 5. Атмосферный воздух с большой скоростью подходит к диф­ фузору. При движении воздуха по диффузору уменьшается скорость и соответственно повышается давление. В камере сгорания проис­ ходит сгорание топлива при постоянном давлении и повышение его температуры. Горячие газы проходят через сопло, где они рас­ ширяются и выбрасываются в атмосферу с большой скоростью.

Прямоточные воздушно-реактивные двигатели находят примене­ ние в различных типах ракет, а также на самолетах. Запуск таких двигателей осуществляется с помощью стартовых ускорителей, со­ общающих летательному аппарату скорость, при кЪторой возможна эффективная работа ПВРД. -

Термодинамические циклы турбореактивного и прямоточного воздушно-реактивного двигателей аналогичны ранее рассмотрен­ ному циклу газотурбинного двигателя простейшей схемы (см.

рис. 80).

Пульсирующий реактивный двигатель (см. рис. 88, в) является одной из наиболее ранних установок, применявшихся на управляе­ мых снарядах. С термодинамической точки зрения этот двигатель характерен тем, что сгорание в нем осуществляется при­ мерно при постоянном объеме. Двигатель состоит из входного диф­ фузора для сжатия входящего воздуха, блока 6 клапанов, откры­ вающихся только по направлению потока, камеры сгорания 3 и вы­ пускной трубы 8, через которую продукты сгорания выбрасываются в атмосферу.

Ракетные двигатели

Ракетные двигатели в зависимости от вида применяемого топ­ лива делятся на два основных типа:

215


жидкостные ракетные двигатели (Ж РД), в которых компо­ ненты топлива (горючее и окислитель) до поступления в камеру сгорания находятся в жидком состоянии;

ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ), в которых компоненты топлива до начала химической реакции находятся в твердом состоянии.

Схемы ракетных двигателей показаны на рис. 89.

,4

Рис. 89

 

Основными элементами жидкостного

ракетного двигателя

(рис. 89, а) являются одна или несколько

камер сгорания 4 с соп­

лами 5 и система подачи компонентов топлива, включающая баки 1, трубопроводы, насосы 2 (или другие устройства для подачи компо­ нентов) и форсунки 3. Жидкие компоненты топлива поступают не­ прерывно из баков, в которых они хранятся, в камеру сгорания. Образующиеся в результате химической реакции и имеющие высо­ кую температуру и давление продукты сгорания вытекают через сопло в атмосферу с большой скоростью. Камеры Ж РД имеют, как правило, сверхзвуковые сопла. Так как расход топлива в камеру

216