Файл: Термодинамические основы теории тепловых машин учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Рабочее тело поступает в первый компрессор (Кі) и адиабати чески сжимается до давления рЗ (линия 1—2'), после чего посту пает в первый холодильник (Оі), где охлаждается до начальной температуры Ті по изобаре 2'—Г. Затем рабочее тело направляется во второй компрессор и т. д. После третьего компрессора воздух
поступает в теплообменник (ТО), где нагревается до температуры Т6> Т3 (изобара 2—6) за счет тепла отработавших газов, которые
охлаждаются до температуры Г5 < 7Т (изобара |
4—5). |
В камере |
сгорания (КСі) осуществляется нагревание рабочего тела |
(изобара |
|
6—3) до температуры Гз, после чего газы направляются |
к первой |
|
турбине (ГТі), где адиабатически расширяются |
(3—4') |
до давле |
ния рг . Во второй камере сгорания |
(КС2) |
газы вновь подогрева |
|||
ются при постоянном давлении (4'—3') |
до |
температуры |
Т3, = Г3, |
||
а затем адиабатически расширяются |
(3'—4") |
во второй |
турбине |
||
(ГТ2) и т. д. |
|
|
|
|
|
После выхода из последней турбины |
(ГТз) |
газы направляются |
в регенератор (ТО) и, охладившись до температуры Т5, выходят в атмосферу.
При условии полной регенерации охлаждение отработавших га зов происходит до температуры Т5, — Т2, а нагревание их после сжатия в компрессорах до Т6, = Г4.
В этом случае подведенное в цикле тепло включает сумму коли честв тепла, сообщенных в трех камерах сгорания по изобарам
( 6 '- 3 ) ; (4'-3'); (4"—3").
2 1 0
Г
V
Это тепло эквивалентно площади 3—6'—3—4'—3'—4"—3"—j —ß
диаграммы Т—5. Таким образом,
|
Я\ = Я\ + Я\ 4 Я\\ |
|
|
|
еде q\ = с р {Т?}- Т6.) = |
ср (Т3~ |
Г4) - тепло, |
подведенное в нер- |
|
, |
|
вой камере (изобара 6 '— 3); |
||
q\ = ср ( Т3, — 7'4,) = |
ср ( Т3- |
74) — тепло, |
подведенное |
во вто |
|
|
рой камере (изобара |
4’ —3'); |
14* |
211 |
q\ = cp (T3„— |
74„) = c T ?i — ( Tі) тепло, подведенное в треть |
|
ей камере (изобара 4" — 3"), |
Следовательно, |
все подведенное в цикле тепло при сделанных |
допущениях составляет
<7. == 3Cp( Та— Tt).
Тепло <72, отведенное за цикл, включает сумму количеств тепла,, отведенных от воздуха в холодильниках (Оі и 0 2), и тепла, отве
денного |
в окружающую среду. Это тепло эквивалентно площади |
||||
п—1"—2"—1'—2'—1—5'—а—п диаграммы |
Т—S. В |
соответствии |
|||
с этим |
|
|
|
|
|
|
|
<72 = q\ + |
<7з + |
|
|
где q2 = ср (Т2, І\) = Ср(Т2— Г,) — тепло, |
отведенное в первом |
||||
|
|
|
холодильнике |
|
|
q"2= |
ср (Тг |
—Тѵ) = ср (7’, — Тч) — тепло, отведенное во втором |
|||
|
|
|
холодильнике 0 2; |
||
q"2 — с (Тъ, — Т1) = Ср(Т2— Г,) — тепло, |
отведенное в окружа |
||||
|
|
|
ющую |
среду, |
эквивалентно- |
|
|
|
площади к 1 — 5' — а — к. |
||
Очевидно, |
что при увеличении |
числа ступеней |
сжатия с про |
межуточным охлаждением и ступеней подвода тепла площадь диа граммы Т—5, соответствующая подведенному теплу q\, будет при ближаться к площади фигуры h—3—f—g—h, расположенной под изотермой (3—f), а площадь, соответствующая отведенному теплу <7г, будет приближаться к площади пг—/—1—k—m, расположенной под изотермой (1—2). Поэтому одновременное применение много ступенчатого сжатия и многоступенчатого подвода тепла способ ствует повышению термического к. п. д.
Следует однако иметь в виду, что практическое осуществление сложных циклов приводит к значительному усложнению схемы двигателя. Поэтому целесообразность применения сложных схем ГТД может быть установлена только при более широкой технико экономической оценке.
В заключение обратим внимание на то, что положительный эффект от применения сложных схем может быть получен только при осуществлении регенерации тепла. Чтобы убедиться в этом,
достаточно сопоставить между собой |
два простейших |
цикла без |
регенерации: с адиабатическим и |
изотермическим |
сжатием |
(рис. 87). |
|
|
В обоих циклах будем полагать одинаковыми количества под веденного тепла <7і, максимальные температуры Тз и степени повы шения давления. Простейший цикл с адиабатическим сжатием изо-
212
бражается в диаграмме Т—5 замкнутым контуром 1—2—3—4, а с изотермическим сжатием — контуром Г —2—3—4.
Количества подведенного тепла в обоих циклах соответствуют площади m—2—3—п—пг.
Р и с . 8 7
Отведенное тепло q%соответствует площадям:
площади пг—1—4—п—m — при адиабатическом сжатии; площади m— 2—Г—4—п—m — при изотермическом.
Как видно, количество отведенного тепла в цикле с изотерми ческим сжатием больше на величину, соответствующую площади 1—2—Г —1. Соответственно этому термический к. п. д. цикла с адиа батическим сжатием будет больше, чем в цикле с изотермическим сжатием. Осуществление ступенчатого подвода тепла (или в преде ле изотермического расширения рабочего тела) повышает темпера туру газа на выходе из турбины, что при отсутствии регенерации повышает тепловые потери.
§ 3. РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Большинство современных летательных аппаратов движется в результате выбрасывания из сопла с большой скоростью некоторой массы газов, образующихся при сгорании топлива. Вследствие это го создается сила реакции (тяга), перемещающая летательный аппарат в противоположном направлении. Двигатели, предназна ченные для создания такой реакции, называются реактивными. Ре активные двигатели делятся на два класса: воздушно-реактивные и ракетные.
Воздушно-реактивные двигатели питаются горючим, имеющимся на борту летательного аппарата. В качестве окислителя для этого горючего используется кислород окружающего воздуха. Работа двигателя зависит, таким образом, от окружающей среды, и лета тельный аппарат с таким двигателем может двигаться в безвоз-
213
душном пространстве только по инерции. Работа ракетного двига теля происходит за счет горючего и окислителя, содержащихся в самом летательном аппарате. Поэтому его работа не зависит от ок ружающей атмосферы. Ракета может совершать полет в безвоз душном (межпланетном) пространстве.
Воздушно-реактивые двигатели
Воздушно-реактивные двигатели делятся на три основных типа: турбореактивные, прямоточные и пульсирующие. Схемы основных типов реактивных двигателей показаны на рис. 88.
Рис. 88
Основными элементами турбореактивного двигателя (рис. 88, а} являются диффузор 1, компрессор 2, камера сгорания 3, турбина 4 и сопло 5. Атмосферный воздух, входящий в двигатель, сначала
21 4
сжимается в диффузоре, а затем в компрессоре. В камере сгора ния воздух нагревается в результате горения топлива, происходя щего при почти постоянном давлении. Расширение газов происхо дит сначала в турбине, в результате чего вырабатывается энергия для привода компрессора, а затем в реактивном сопле, в котором происходит ускорение газового потока. При выбрасывании газов из реактивного сопла с большой скоростью создается сила реакции, сообщающая летательному аппарату необходимую скорость движе ния.
При больших скоростях движения сжатие воздуха в диффузоре за счет торможения потока становится значительным и цикл рабо ты может быть осуществлен без компрессора. Такой двигатель (рис. 88, 6), в котором используется лишь сжатие от скоростного напора, называется прямоточным (ПВРД). Основной недостаток прямоточных воздушно-реактивных двигателей состоит в том, что они не могут работать при нулевой скорости полета и малоэффек тивны при небольших скоростях движения.
Основными элементами прямоточного воздушно-реактивного двигателя являются диффузор 1, камера сгорания 3 и реактивное сопло 5. Атмосферный воздух с большой скоростью подходит к диф фузору. При движении воздуха по диффузору уменьшается скорость и соответственно повышается давление. В камере сгорания проис ходит сгорание топлива при постоянном давлении и повышение его температуры. Горячие газы проходят через сопло, где они рас ширяются и выбрасываются в атмосферу с большой скоростью.
Прямоточные воздушно-реактивные двигатели находят примене ние в различных типах ракет, а также на самолетах. Запуск таких двигателей осуществляется с помощью стартовых ускорителей, со общающих летательному аппарату скорость, при кЪторой возможна эффективная работа ПВРД. -
Термодинамические циклы турбореактивного и прямоточного воздушно-реактивного двигателей аналогичны ранее рассмотрен ному циклу газотурбинного двигателя простейшей схемы (см.
рис. 80).
Пульсирующий реактивный двигатель (см. рис. 88, в) является одной из наиболее ранних установок, применявшихся на управляе мых снарядах. С термодинамической точки зрения этот двигатель характерен тем, что сгорание в нем осуществляется при мерно при постоянном объеме. Двигатель состоит из входного диф фузора для сжатия входящего воздуха, блока 6 клапанов, откры вающихся только по направлению потока, камеры сгорания 3 и вы пускной трубы 8, через которую продукты сгорания выбрасываются в атмосферу.
Ракетные двигатели
Ракетные двигатели в зависимости от вида применяемого топ лива делятся на два основных типа:
215
—жидкостные ракетные двигатели (Ж РД), в которых компо ненты топлива (горючее и окислитель) до поступления в камеру сгорания находятся в жидком состоянии;
—ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ), в которых компоненты топлива до начала химической реакции находятся в твердом состоянии.
Схемы ракетных двигателей показаны на рис. 89.
,4
Рис. 89 |
|
Основными элементами жидкостного |
ракетного двигателя |
(рис. 89, а) являются одна или несколько |
камер сгорания 4 с соп |
лами 5 и система подачи компонентов топлива, включающая баки 1, трубопроводы, насосы 2 (или другие устройства для подачи компо нентов) и форсунки 3. Жидкие компоненты топлива поступают не прерывно из баков, в которых они хранятся, в камеру сгорания. Образующиеся в результате химической реакции и имеющие высо кую температуру и давление продукты сгорания вытекают через сопло в атмосферу с большой скоростью. Камеры Ж РД имеют, как правило, сверхзвуковые сопла. Так как расход топлива в камеру
216