Файл: Воротников, Б. А. Водные потоки рассеяния сульфидного оруденения Алтая и их поисковое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б. А. ВОРОТНИКОВ

ВОДНЫЕ ПОТОКИ РАССЕЯНИЯ СУЛЬФИДНОГО ОРУДЕНЕНИЯ АДТАЯ И ИХ ПОИСКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Б. А. ВОРОТНИКОВ

ВОДНЫЕ ПОТОКИ

РАССЕЯНИЯ

СУЛЬФИДНОГО

ОРУДЕНЕНИЯ АЛТАЯ

И ИХ ПОИСКОВОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

Ответственные редакторы: член-корр. АН СССР, профессор Ф. Н . Ш ахов

доктор геолого-минералогических наук, профессор П. А ■ Удодов

ИЗДАТЕЛЬСТВО « Н Е Д Р А» М о с к в а 1974

УДК 551.49 (571.1) + 542.6 + 550.424.4/6 + 550.845

* *

\

5

 

\ ЧИТЛЛЬНОГО^Зг^»^

Воротников Б. А. Водные потоки рассеяния сульфидного оруде­ нения Алтая и их поисковое значение. М., «Недра», 1974, 184 с.

В работе охарактеризованы строение, состав и условия формиро­ вания водных потоков рассеяния сульфидных месторождений Алтая в зависимости от характера оруденения и ландшафта. В условиях расчлененного рельефа (и эродированного рудного выхода) потоки рассеяния в водах образуются элементами, характерными для первичной сульфидной минерализации. Напротив, в обстановке выровненного рельефа (и развитой зоны окисления) повышенных содержаний рудообразующих элементов в водах может и не быть; в этом случае состав и контрастность водного потока рассеяния зависят от горизонта зоны окисления, в пределах которого форми­ руются воды. Как правило, здесь образуются потоки рассеяния породообразующих элементов и элементов-примесей, а рудообразу­ ющие элементы встречаются в подземных водах, связанных с рудо­ контролирующими трещинами. Параллельно с водами опробова­ лись донные осадки, которые являются составной частью водных потоков рассеяния, так как имеют существенное значение при перераспределении элементов водных потоков рассеяния. Обычно водные потоки рассеяния прослеживаются по характерным для первичных руд элементам-примесям. Определены основные формы миграции элементов расчетно-экспериментальными методами и их изменение в потоках рассеяния. Составлена схема ландшафтно­ геохимического районирования территории Алтая по примени­ мости гидрогеохимического метода.

Работа представляет интерес для лиц, занимающихся гидро­ геохимией отдельных элементов и геохимическими поисками суль­ фидных месторождений.

Таблиц 12, иллюстраций 29, список литературы — 187 названий.

В

0294-067

3 5 -73

 

043 (01)—74

© Издательство «Недра», 1974

 


 

«Редко бывает дозволено нам проникнутъ

 

в глубь земли... Если существует постоянный

 

закон, неизменное соотношение между приро­

 

дой почв и природой выходящих из нее вод, то

 

какой же проводник является более надежным

 

для минералога, чем изучение вод? Не содер­

 

жится ли здесь еще одно средство, с помощью

 

которого можно разгадать природу? Между

 

тем как она работает втайне и тщательно

 

скрывается от наших взоров, не могут ли воды,

 

непрерывно вытекающие из ее лаборатории, под­

 

час выдать и раскрытъ ее тайны?...»

 

(А. Лавуазье)

/

В В Е Д Е Н И Е

В настоящее время геохимические методы завоевали должное место в практике поисков рудных месторождений. Между тем гидро­ геохимический метод поисков все еще не нашел достаточно эффектив­ ного применения в производственной практике. Одна из причин тому — отсутствие обоснованных данных по закономерностям фор­ мирования водных потоков рассеяния, что не позволяет надежно интерпретировать выделяемые гидрогеохимические аномалии. До сего времени главным критерием для выделения аномалий обычно является повышенное содержание элементов в водах. Выделенные таким образом аномалии часто не приводят 'к открытию месторо­ ждений. Условия формирования водных потоков и ореолов рассе­ яния 1 очень сложны. Они зависят от целого ряда природных факто­ ров и в настоящее время недостаточно изучены. Только всестороннее освещение этого вопроса может дать критерии для выделения и на­ дежной интерпретации гидрогеохимических аномалий.

Гидрогеохимические исследования на Алтае, предшествовавшие нашим работам, проведены в небольшом объеме. Остановимся

Ч І о т о к р а с с е я н и я — вытянутой формы, более характерен для поверхностных и неглубоких грунтовых вод; он формируется в условиях русло­ вых потоков или при интенсивной фильтрации. О р е о л р а с с е я н и я — овальной формы, характерен для более глубинных подземных вод выровненных районов, в которых наряду с фильтрацией существенное значение имеют и другие процессы (диффузия, сорбция и т. п.).

1*

3


сначала на работах, выполненных на исследованных нами участках в пределах Западного и Юго-Восточного Алтая. В пределах Березово­ горского рудного поля они были проведены П. А. Удодовым в 1956 г. и сотрудниками Рудно-Алтайской экспедиции (РАЗ ЗСГУ) А. П. Бе­ ляевым и др. в 1959 г., В. П. Ходаревым и Н. М. Кужельным в 1960 г. Работы В. М. Чеботарева и А. И. Зубова 1960 г. охватывают район Семеновского рудного поля. Воды в районе Кызыл-Чинского место­ рождения изучались Ю. С. Париловым (1963). Гидрогеохимические исследования по Сугатовскому рудному полю нам неизвестны.

Наиболее изученным районом в гидрогеохимическом отношении является территория Рудного Алтая. Так, за пределами участков наших исследований Е. А. Сергеев еще в 1946 г. на основании изуче­ ния вод двух полиметаллических месторождений пришел к выводу, что металлы в поверхностных водах образуют «...поток рассеяния, развивающийся от ореола коренной залежи на путях выноса про­ дуктов выветривания в область осадкообразования» (Сергеев, 1946, стр. 51). Полевые и лабораторные исследования Г. Б. Свешникова (1967), Ю. С. Рысс и Т. М. Овчинниковой (1969) и др. показали боль­ шое значение для обогащения вод металлами процессов электро­ химического растворения рудных сульфидов и установили возмож­ ность применения гидрогеохимического метода для поисков слепых рудных тел. Особенности гидрогеохимических поисков погребенных и скрытых сульфидных месторождений изучались сотрудниками ВИТРа Д. А. Вигдорович, Р. Р. Зиверт, И. В. Касьяновой, а в послед­ нее время — Г. А. Голевой и др.

В Горном Алтае гидрогеологические исследования очень мало­ численны, причем в основном они посвящены описанию не состава, а водообильности подземных и поверхностных вод в отношении их практического использования (Бейром, Кусковский, 1966; Бейром, Лепезин, 1961; Кусковский, 1966 и др.).

Из гидрогеохимических работ, проводившихся на площадях, непосредственно примыкающих к Алтаю, следует отметить комплекс­ ные геохимические исследования Е. А. Пономарева (1962) и Н. А. Гладкова (1970) на Северо-Восточном Салаире. Этот район отличается развитием на сульфидных месторождениях мощных, обычно погребенных под рыхлыми отложениями зон окисления (Шахов, 1946 и др.). Формированию вод в пределах медно-кобальто­ вых и сульфо-арсенидных месторождений в хр. Кирса на Западном Саяне и влиянию на состав вод процессов электрохимического рас­ творения арсенидов (обогащение вод Со, Ni, As) посвящены работы Н. М. Рассказова (1963).

Изучением общей гидрогеохимии Алгае-Саянской складчатой области занимались Е. Е. Белякова (1958 г.) и А. В. Зуев (1969).

Этими работами в основном и ограничиваются гидрогеохимиче­ ские исследования, проведенные в пределах Алтая и в сопредельных районах.

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам формирования водных потоков рассеяния (или их выделению и ин­

4


терпретации), а также районированию территории по применимости геохимических методов поисков.

Водными потоками рассеяния рудной минерализации в какой-то степени занимались многие исследователи, проводившие детальные гидрогеохимические поисковые работы (Албул, 1969; Бродский, 1964; Голева, 1968; Пономарев, 1969; Сафронов, 1968; Свешников, 1958; Удодов и др., 1962х и др.). При этом, как правило, отмечались протяженность, состав и контрастность потоков в целом, а также особенности их формирования.

Формирование вторичных геохимических (в том числе гидрогео­ химических) потоков и ореолов рассеяния, а следовательно, и про­ ведение геохимических методов поисков определяются природными ландшафтными условиями (на что неоднократно указывали В. И. Вер­ надский, М. А. Глазовская, О. А. Глико, С. Р. Крайнов, Б. Б. Полынов, Н. И. Сафронов и др.), а для горных областей в первую очередь таким компонентом ландшафта, как морфологическое строение по­ верхности (Албул, 1969; Бродский, 1962х; Серегин, 1962 и др.).

В 1963 г. институтами ИГЕМ и ВИМС закончено составление карты условий геохимических поисков месторождений полезных ископаемых в масштабе 1 : 4 000 000 для всей территории СССР. В основу районирования наряду с металлогеническими особенно­ стями и возможностями современных геохимических методов положен природный ландшафт и в первую очередь расчлененность и обна­ женность рельефа, определяющие степень выраженности вторичных геохимических ореолов и потоков рассеяния. Тех же принципов придерживаются авторы при районировании территории по особен­ ностям проведения гидрогеохимических поисков, выполненном для

СССР в целом (Албул, 1969; Крайнов, 1964 и др.), Сибири (Удодов и др., 19622), для центральной части Красноярского края (Шубенин, 1969) и некоторых других районов Советского Союза.

Большое значение при гидрогеохимических поисках имеет пра­ вильная интерпретация полученных данных, расшифровка гидро­ геохимических аномалий (Бродский, 1962а; Капранов, 1969; Плот­ ников, 1963; Удодов и др., 1962х и др.). В последнее время при реше­ нии этого вопроса начинают применяться расчетные методы (работы С. П. Албула, Н. А. Огильви и др.).

Знание форм нахождения химических элементов позволяет пред­ видеть некоторые возможные процессы в природных растворах, приводящие к растворению минералов (Гаррелс, Крайст, 1968; Павлов, 1971 и др.) или к их образованию и выпадению в осадок (Лисицин, 1962; Серебренников, 1966; «Условия накопления...», 1967; Щербина, 1966). Эти данные в свою очередь позволяют более определенно судить о поведении элементов в гипергенных условиях, о составе и протяженности вторичных геохимических ореолов рас­ сеяния вокруг месторождений и, таким образом, приобретают прак­ тический интерес при геохимических поисках рудной минерализации.

Внастоящее время выяснено, что большинство микрокомпонентов

вприродных водах, особенно в поверхностных, могут мигрировать

5


в самой разнообразной форме: в виде механических взвесей и кол­ лоидов, в сорбированном состоянии на «чуяшх» частицах и колло­ идах, а также образуя сложные комплексные органо-минеральные или простые ионы. Так, в виде простых катионов большей частью мигрируют щелочные и щелочноземельные элементы (Щербина, 1962). В виде анионов кислородных кислот часто встречаются AsO|" и A s0 34- (Серебренников, 1966), WO|~ в щелочных растворах (Край­

нов и др.,

1965); V (V) * существует в виде

[Н2Ѵ40 33]4~ при pH ^ 8,

а V (III)

ввиду легкой гидролизуемости

менее подвижен (Burton,

1966). Для молибдена установлены формы его нахождения в раство­ рах в зависимости от pH: при p H > 7 существует МоО|_, при pH <; -<7 — катионы Мо02+ и [МоО(ОН)2]2+, а при pH <§( 7 может быть Мо4+, который сильно гидролизуется (Михайлов, 1962 и др.). Многие элементы способны давать с кислородом и гидроксилом соединения полиядерные (W (VI), U (VI), Zr (IV), Ti (IV), Sc (III)) или двухъ­ ядерные (Fe (III), Cu (II), Be (II), Sn (II)) (Ганеев, 1962; Пачаджа-

нов, 1964). Для некоторых элементов характерно образование в во­

дах смешанных

гидроксо-фторидных, аква-карбонатных и других

комплексов:

[Sn(OH, F)e]*- ,

[BeF(OH)3]2~,

[A1F2(0H)4]3~,

[U 02(C03)2(H20 )2]2', [ Zr(0H)3C03K (Барсуков,

Курильчикова,

1966; Черников, Корсакова, 1966; Ganeev, 1963). В присутствии ионов, участвующих в комплексообразовании (Cl~, F- , СО§", РО|~,

ОН", гумины и

др.), многие элементы (Be (III), Al (III),

Fe (III),

Ti (IV), Zr (IV),

Sn (IV), V (V), U (VI) образуют хорошо

раствори­

мые комплексы;

несколько слабее способность к комплексообразо-

ванию у Сг (III),

V (III), Sc (II), редкоземельных элементов, а также

W (VI), Mo (VI),

U (IV). Другие элементы по способности к ком-

плексообразованию

группируются в такие ряды: Au (I) > Ag (I)

>

> Cu (I); Hg (II)

>

Cd (II) > Zn (II); Ga (III) >A 1 (III); Bi (IV)

>

>• Pb (IV) (Баженов, 1964; Крайнов и др., 1966; Удодов, Шварцев, 1969; Щербина, 1956 и др.). Даже Na способен образовывать ком­

плексы с галогенами —

[Na(F,Cl)4]3“ (Щербина,

1963),

а Ca, Mg

и Na — с сульфатами —

(CaS04]°,

[MgS04]°, [NaSOJ“ (Брусилов­

ский, 1963). В водах, содержащих

ионы HS~,

многие

тяжелые

металлы мигрируют в виде гидросульфидных комплексов типа [Me*+(HS)raP “ 71 (Ходаковский, 1966). Взвеси и коллоиды нередко образуются за счет механического истирания химически устойчивых минералов. Так, например, в нейтральных и кислых водах в таком состоянии могут мигрировать Sn, W и Be (Douset, 1964). Легкогидролизующиеся элементы, такие, как А], Ti, Ga, Fe, Mn, Ni, при изменении условий миграции часто могут образовывать осадки, которые переносятся потоком в коллоидном или взвешенном состо­ янии. Кроме того, многие элементы (Сг, Р, Ga, V, Zn, Pb, Cu, Ag, As, Sb,Hg) интенсивно сорбируются в воде коллоидами или взвесями (Глаголева, 1959; Морачевский, Шипунова, 1960; «О соотношении жидкой...», 1965 и др.). Химические соединения Mn, V, Ті и др.

* В скобках указана степень окисления элемента.

6