Файл: Танкибаев, М. А. Желобообразования при бурении скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ГЕОЛОГИИ КАЗССР КАЗАХСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
АКТЮБИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
М. А. ТАНКИБАЕВ
ЖЕЛОБООБРАЗОВАНИЯ ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН
ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЗАХСТАН»
А лм а-А та — 1974
л?
В монографии рассматриваются вопросы, связанные с теорией и практикой образования на стенках бурящейся скважины желобообраз ных выработок, методы их обнаружения и предотвращения обусловлен ных ими последствий.
Книга рассчитана на инженерно-технических работников буровых предприятий и может быть использована работниками научно-исследо вательских институтов.
0382-142 Т М401 (07)—74 Зак' 73
(£) Казахский научно-исследовательский геологоразведочный нефтяной институт, 1974.
ВВЕДЕНИЕ
Много времени при бурении глубоких скважин на нефть и газ затрачивается на ликвидацию аварий и осложнений, возникающих вследствие образования желобообразных выработок. Наиболее сложными из них являются заклини вания, затяжки, прилипания бурильных и обсадных труб, УБТ, забойных двигателей и т. п.
При этом аварии и осложнения бывают настолько тя желыми, что приводят часто к ликвидации скважины по техническим причинам.
Чтобы предотвратить |
осложнения, необходимо знать |
их характерные начальные |
признаки и иметь представле |
ние о причинах, геометрической форме и механизме возни кающей на стенке бурящейся скважины желобообразной выработки. Зная эти параметры, можно направить усилия на профилактические работы по предотвращению появле ния желобов и связанных с ними тяжелых последствий.
Содержание монографии связано с описанием современ ных взглядов на явления желобообразования, лаборатор но-экспериментальных, промысловых и теоретических иссле дований, проведенных как в СССР, так и за рубежом, а также автором за последнее десятилетие.
Книга является первой отечественной монографией по вопросам желобообразования на стенках бурящейся сква жины. Естественно, она не лишена недостатков, поэтому все замечания и пожелания читателей будут приняты автором с большой благодарностью.
Автор выражает глубокую благодарность заслуженному деятелю науки и техники РСФСР профессору Н. И. Титкову за ценные советы, данные при выполнении работы.
Г Л А В А 1
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕЛОБООБРАЗОВАНИЯХ НА СТЕНКАХ БУРЯЩИХСЯ СКВАЖИН И МЕТОДАХ
ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Понятие о желобах, образующихся на стенке ствола бурящейся скважины, появилось среди производственников в сороковых годах, а первые публикации в отечественной литературе относятся к 1941 году.
Первое обсуждение вопросов, связанных с образовани ем желоба, с привлечением широкого круга специалистов (геологов, геофизиков, буровиков, эксплуатационников) состоялось в декабре 1939 года в г. Грозном на научно-тех нической конференции по освоению поднадвигового место рождения в Старогрозненском районе, труды которой опубликованы в 1941 году.
Здесь вопросы, связанные с образованием желоба, ос вещены в докладах Л. И. Черемина «Проектирование и тех ника бурения поднадвиговых скважин» и А. Н. Шаньгина «Крепление поднадвиговых скважин» [65, 68].
Л. И. Черемин считает, что «основным бичом направ ленных скважин в настоящее время является образование в стенке скважины продольной выработки, которую приня то называть «желобом».
По мере углубления скважины бурильные трубы весом своей нижней части, сильно отклоненной от вертикали, все сильнее прижимаются к стенке скважины в направлении ее искривления.
Под действием этой боковой силы в процессе вращения и спуско-подъемных операций трубы постепенно образуют в стенке скважины продольную выработку (рис. 1).
Анализируя условия, обстоятельства и внешние прояв ления признаков образования желоба, автор приводит следующие основные причины, способствующие такому явлению:
—длительное время работы бурильных труб при буре нии скважины;
—большое смещение забоя;
—наличие резких перегибов ствола скважины;
4
— наличие замков и муфт |
|
|||||||
на бурильных трубах. |
|
|
||||||
Ширину желоба |
Л. И. Че- |
|
||||||
ремин считает |
равной |
наруж |
|
|||||
ному диаметру замков буриль |
|
|||||||
ных труб, а глубину неопреде |
|
|||||||
ленной. Последняя |
зависит от |
|
||||||
вышеперечисленных |
причин, а |
|
||||||
также от твердости пород и по |
|
|||||||
некоторым данным |
может до |
|
||||||
стигать величины |
порядка од |
|
||||||
ного метра. |
|
указывает на |
|
|||||
Далее |
автор |
|
||||||
специфическую |
|
характерную |
|
|||||
внешнюю |
сработку |
замков. |
|
|||||
Замковая |
муфта по наружно |
|
||||||
му диаметру значительно ча |
|
|||||||
ще срабатывается |
по |
нижней |
|
|||||
части (рис. 2). |
|
|
|
|
|
|||
Наличие в скважине резких |
|
|||||||
изменений |
зенитного |
угла и |
|
|||||
азимута искривления приводит |
|
|||||||
к более быстрому и значитель |
|
|||||||
ному по глубине |
образованию |
|
||||||
желоба в этих местах. К обра |
|
|||||||
зованию |
желобов |
особенно |
|
|||||
склонны верхние интервалы. |
|
|||||||
Предположения о существо |
|
|||||||
вании желоба впервые |
возник |
|
||||||
ли в 1937 году в связи с буре |
Рис. 1. Горизонтальная проек |
|||||||
нием скважины 1-977 |
Старо |
|||||||
ция сечения ствола скважины |
||||||||
грозненского |
района, имевшей |
с желобом: |
||||||
конечное |
фактическое |
сме |
dc —диаметр скважины; |
|||||
щение забоя около |
730 м на |
d_ — диаметр замка. |
||||||
глубине |
1742,6 |
м. |
Скважину |
|
||||
сначала бурили |
168 мм бурильными трубами до глубины |
|||||||
1050 л, а затем из-за |
отсутствия труб данного диаметра пе |
решли на 141 мм трубы, с замками НПО, которыми работа ли до конца бурения. К концу бурения при подъеме стали появляться затяжки инструмента, на освобождение кото рых затрачивалось много времени и труда. При осмотре переводника 141X114 мм на его верхней части были обна ружены небольшие продольные царапины, в плоскости перпендикулярной лопаткам долота «РХ». После этого
5
|
|
случая появились первые неуверен |
|||||||||
|
|
ные предположения |
о возможности |
||||||||
|
|
образования желоба. |
|
|
|
|
|||||
|
|
В подтверждение этих предполо |
|||||||||
|
|
жений приводились данные по не |
|||||||||
|
|
скольким скважинам. |
|
|
|
|
|||||
|
|
Полная уверенность в возмож |
|||||||||
|
|
ности образования желоба на стен |
|||||||||
|
|
ках |
бурящейся |
скважины |
при |
||||||
|
|
шла при бурении скважины 8-33. |
|||||||||
|
|
Она бурилась без кондуктора, и в |
|||||||||
|
|
ней |
также |
предполагали |
наличие |
||||||
|
|
желоба. При одном из подъемов |
|||||||||
|
|
бурильных |
труб |
понизили |
уровень |
||||||
|
|
промывочной |
жидкости в скважине |
||||||||
|
|
на |
15—20 м от устья. Затем ствол |
||||||||
|
|
осветили прожектором и обнаружи |
|||||||||
|
|
ли продольную выработку правиль |
|||||||||
|
|
ной формы, |
ширина |
которой |
соот |
||||||
|
|
ветствовала |
|
наружному |
диаметру |
||||||
|
|
замка, а глубина была в 1,5—2 ра |
|||||||||
|
|
за больше ширины. |
|
скважин |
на |
||||||
|
|
|
Практика |
бурения |
|||||||
|
|
поднадвиговом месторождении Ста |
|||||||||
|
|
рогрозненского |
района |
|
показала, |
||||||
|
|
что при наличии желоба в скважи |
|||||||||
|
|
не, как правило, изменение диамет |
|||||||||
|
|
ра |
соединительных |
замков |
|
на |
|||||
|
|
больший приводит к затяжкам, |
|||||||||
Рис. 2. Характерный |
из |
прихватам |
и |
посадкам |
бурильных |
||||||
■груб при |
нормальной |
циркуляции |
|||||||||
нос замков: |
|
промывочной жидкости. |
|
|
|
||||||
1—ниппель замка; 2—муфта; |
|
Смена замков |
бурильных |
труб |
|||||||
3—размыв тела трубы у |
на |
||||||||||
нижнего торца муфты; |
4— |
больший диаметр порою приво |
|||||||||
тела трубы. |
|
дила к тому, |
что при |
наличии |
на |
||||||
грузки на долото |
|
||||||||||
по индикатору веса |
отсутствовала |
про |
ходка. Очевидно, причина в зависании замков нижними краями в желобе против твердых прослоев мергелей и пес чаников (скв. 1-977).
При наличии желоба, выработанного замками меньшего диаметра (197 мм), как правило, не удавалось спускать обсадную колонну большего диаметра (219 мм), в то же время трубы диаметром 168 мм и трубы меньших диамет ров доходили без каких-либо осложнений.
6
Так же свободно спускались обсадные |
колонны значи |
тельно большего диаметра (273 мм, скв. 6-51). |
|
Исходя из практики спуска обсадных колонн, Л. И. Че- |
|
ремин предложил ввести коэффициент |
«К» — отношение |
диаметра замка бурильных труб к диаметру муфты обсад ных колонн, безопасных для спуска.
1 > К = , ^ > 1 , 5
“ бур
Отношение диаметра замка к диаметру муфты обсад ных колонн должно быть равно или меньше 1 и равно или больше 1,5.
Другим критерием безопасного спуска обсадных колонн считается «клиновый угол» «а», составленный касательны ми муфт колонны в местах соприкосновения их со стенка ми скважины у желоба. Безопасные значения «а» не при водятся. Описываются случаи расклинивания в желобе коронки (скв. 1-17), долота «РХ» (скв. 4-111), недохода
обсадных колонн (скв. 4-35).
Отмечается, что не во всех скважинах возможно в про цессе бурения заметить наличие желоба. Так, в скважине 6-129 желоб заметили только при спуске 7" обсадной ко лонны. После 12-минутной остановки колонна вниз не по шла (до забоя оставалось около 200 ж). Циркуляция была нормальной. Подобные случаи наблюдались и в скважинах
12-19, 4-34, 4-35.
В работе рекомендуется установка резиновых колец на той части бурильных труб, которая находится в обсадной колонне с целью предупреждения их протирания.
А. Н. Шаньгин в работе, посвященной в основном осо бенностям конструкции скважин на поднадвиговом место рождении, говорит-об осложнениях при спуске обсадных колонн, связанных с наличием желоба. В качестве мероприя тия по предотвращению заклинивания 219 мм колонны муфтами в желобах предлагается спускать трубы на свар
ных соединениях |
(без муфт). |
по докладу |
инженера |
В резолюции |
конференции |
||
Л. И. Черемина |
констатируется |
возможное |
образование |
желоба в стенках ствола скважины, отмечается, что боль шинство осложнений с бурильными трубами и обсадными колоннами происходит в результате образования желобов, и приводятся некоторые мероприятия по борьбе с ними, основными из которых являются: бурение при малых на грузках и числе оборотов долота, обусловливающих смеще
7
ние забоя не более чем на XU глубины скважины, примене ние турбинного бурения и безмуфтовых бурильных труб (гладких), бурение части ствола скважины при незначи тельной кривизне с плавным искривлением нижней части до необходимого угла со смещением забоя не более чем на
250 м.
Ссылаясь на производственную практику в СССР и ли тературные данные за рубежом, Н. И. Шацов писал: «Од ной из причин прихвата инструмента является образование желобов в стенках стволов искривленных скважин.
Если скважина отклоняется от вертикали даже на не большую величину (2—3°) и при дальнейшем бурении при коротком интервале ствол ее выпрямляется, то этот участок скважины является местом, около которого непрерывно происходит трение бурильных труб.
Когда скважина углубляется ниже этого места настоль ко, что бурильные трубы против этого участка приходят в растянутое состояние, т. е. принимают натяжку, то в ре зультате трения бурильных труб, в сочетании с циркуляци ей глинистого раствора, в стенках скважин вырабатывают ся желоба. Во время спуско-подъемных операций замки и муфты труб углубляют эти желоба. Образующиеся желоба, несомненно, являются очагами прихвата инструмента.
В связи с этим необходимо подчеркнуть еще раз огром ное значение бурения вертикального ствола скважин. Нельзя ограничиваться оценкой кривизны по величине искривления только у забоя, а надо учитывать характер отклонений на отдельных участках вдоль всего ствола сква жины» [62].
Говоря об освобождении бурильных труб, Н. И. Шацов пишет: «Бурильные трубы, застрявшие в желобах, можно извлечь при помощи периодической натяжки и ослабления колонны».
Дальше он продолжает: «...если при подъеме инструмен та на определенных участках обнаруживается прихват бу рильных труб», то это «...является признаком наличия на данном интервале ствола желобов...». Ссылаясь на мнение ряда специалистов, Н. И. Шацов считает, что «...образова ние желобов является основной причиной прихвата в глу боких скважинах».
Некоторые данные по вопросам образования желобов на стенках скважины в советской печати были опубликова ны в 1951 году И. М. Мурадовым и др. [33].
Рассматривая осложнения в наклонном бурении, авторы
8
писали: «Образование желобов в стенках скважины более интенсивно в наклонном бурении, чем в вертикальном.
Степень интенсивности образования желоба пока не ус тановлена...»
Описывая условия работы бурильных труб в роторно наклонном бурении, специалисты отмечали, что повышен ное давление на нижнюю стенку создает предпосылки для образования в ней желобов и способствует интенсивной сработке замков и труб во время бурения и спуско-подъем ных операций.
Дальше, говоря о турбинно-наклонном бурении, в ра боте утверждается, что «...благодаря трению труб о ниж нюю стенку скважины, при спуско-подъемных операциях и поворачивании, трубы в скважине образуют желоб мень шего размера, чем в роторно-наклонном бурении, и в зна чительной степени истираются. Это обстоятельство и повы шенный износ резьбы замков по сравнению с вертикальным турбинным бурением уменьшает сроки отработки буриль ных труб. Если в вертикальном турбинном бурении, по дан ным практики и согласно работе П. П. Шумилова, износ труб происходит в 10 раз медленнее, чем в роторном верти кальном бурении, то в наклонном турбинном бурении — всего в 5 раз».
В разделе «Аварии в наклонном бурении» авторы отме чают, что «ликвидация аварий с колонной бурильных труб сильно затрудняется вследствие того, что голова обрыва прячется в желоб и тем самым затрудняется его накрытие». В этих случаях рекомендуется применять ловильный инст румент (метчик, калибр) на кривой трубе без направляю щей воронки, которая мешает ловильному инструменту войти в желоб и накрыть оставленный в скважине инстру мент.
Далее говорится, что на практике «особое место зани мают прихваты и затяжки инструмента, а также заклини вание долота вследствие наличия желобов на стенке сква жины...», они «...происходят обычно в желобе и часто при смене труб, турбобура, долота и уипстока на другой раз мер. Поэтому при такой смене первые два-три долбления инструмент надо поднимать осторожно, аккуратно следя за показаниями индикатора веса».
Аварии, связанные с наличием желобов, «дают себя знать особенно сильно при плохо проведенных наклонных скважинах с резкими и частыми изменениями азимута и уг ла искривления». Говоря о трудности ликвидации прихва
9