ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
находим, что скорость перемещения дошедшей до наблюдателя зы би составляет 30 узлов, время пробега зыби от источника возму щения 26 ч и расстояние, пройденное ею, составляет 800 миль. Отсюда делаем заключение, что в 9 ч 14 октября тайфун был от места наблюдателя на расстоянии 800—900 миль.
Подобные расчеты имеют сравнительно невысокую точность. Это исходит из принятого допущения, что ветер в зоне тайфуна 200 м/с. Если же ветер будет сильнее, то отмеченные элементы волн можно обнаружить на более близком расстоянии, и наоборот.
Приведенная выше оценка расстояния, несмотря на ее прибли женный характер, помогает ориентироваться в обстановке и сде лать вывод о местоположении центра тайфуна.
б) О ц е н к а р а с с т о я н и я по с о с т о я н и ю а т м о с ф е р ы и в е т р у . Обычно расстояние 250—300 миль до центра тайфуна характеризуется значительной облачностью и небольшим пониже нием температуры по сравнению с окружающей средой. В 100— 2 0 0 милях от центра тайфуна небо сплошь покрыто облаками, идет интенсивный дождь. На расстоянии менее 60—100 миль ветер достигает ураганной силы и сопровождается ливневыми дождями. Применение этих признаков дает лучшие результаты, если исполь зуются данные о вероятном радиусе тайфуна.
в) О ц е н к а р а с с т о я н и я п о с к о р о с т и п а д е н и я д а в л е н и я . В ряде случаев в оценке расстояния до центра тайфуна могут помочь и показания барометра. Характер кривой на барограм ме в зоне действия тайфуна имеет свои особенности. Сначала наблю дается медленное падение, с подходом центра тайфуна понижение давления увеличивается, а незадолго до центра отмечается резкое падение. В связи с тем, что минимум давления для каждого тай фуна колеблется в широких пределах (от 900 до 990 мб), прямую зависимость расстояния судна до центра от величины давления привести нельзя. Однако по скорости падения давления можно оценить расстояние до центра тайфуна. Здесь действует принцип: большое расстояние до центра — небольшое плавное падение дав ления; малое расстояние — резкое падение давления. Таблица 17 дает соотношение расстояний до центра в зависимости от скорос ти падения давления за 1 ч (по Пиддингтону). Для пользования этой таблицей на судне необходимо организовать наблюдение за ходом давления каждый час (30 мин); в этом случае необходимо учитывать скорость движения судна.
В |
других случаях, сравнивая фактическое давление с критиче |
||
ским |
(низшим уровнем нормального давления для данного райо |
||
на) , |
можно |
получить ориентировочное |
расстояние до центра |
(табл. 18). |
критического давления (в мм) |
в зависимости от ши |
|
Величины |
роты места представлены в табл. 19.
Все вышеперечисленные методы оценки направления на центр тайфуна и расстояния до него требуют обязательной перекрест ной проверки, анализа и непрерывного наблюдения за меняю щейся обстановкой. Лишь в этом случае судоводитель может
73
|
|
Таблица |
17 |
|
|
|
|
|
Таблица 18 |
|
Зависимость |
между |
|
|
|
|
Зависимость |
расстояния |
|||
расстоянием |
до центра |
|
|
|
от |
до центра |
тайфуна |
|
||
тайфуна и |
скоростью |
|
|
|
величины падения давления |
|||||
падения давления за 1 ч |
|
|
|
|
ниже |
критического |
|
|||
Величина падения Расстояние до цен |
|
|
Падение давления Расстояние до цен |
|||||||
давления за 1 ч, мм |
тра |
тайфуна, мили |
|
|
ниже критического тра тайфуна, |
мили |
||||
0,5—1.5 |
|
250—150 |
|
|
|
на 4 мм |
|
400—120 |
||
1,5—2,0 |
|
150—100 |
|
|
|
на 4—8 мм |
120— 60 |
|||
2,0—.3,0 |
|
100— 80 |
|
|
|
на 8—15 мм |
60— 30 |
|||
3,0—4,0 |
|
80— 50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 19 |
|
Значение критического давления (в мм) для разных широт и месяцев |
|
|||||||||
|
|
для морей Дальнего |
Востока (по Алые) |
|
|
|
||||
Месяц |
|
|
|
|
|
Широта |
(сев.), град. |
|
|
|
|
|
0 -1 1 |
11-17 |
17-21 |
21 -25 2 5 -3 2 |
32-35 |
35 -40 |
40 -45 |
||
|
|
|
||||||||
Декабрь, |
|
|
756 |
756 |
757 |
760 |
765 |
763 |
761 |
756 |
январь—март |
||||||||||
Апрель, май |
|
756 |
755 |
756 |
757 |
758 |
758 |
757 |
756 |
|
Июнь—сентябрь |
756 |
755 |
755 |
753 |
753 |
754 |
754 |
756 |
||
Октябрь, ноябрь |
756 |
755 |
756 |
757 |
762 |
758 |
757 |
756 |
рассчитывать на безопасное плавание в районах океана, подвер женных воздействию тайфуна.
Принятие решения на уклонение производится на основе ана лиза прокладки путей движения тайфуна, которая ведется обыч ными навигационными способами по времени, пеленгу и дистан ции (рис. 28).
2.Прогноз перемещения тайфунов
сиспользованием синоптических карт
Основы данного метода изложены в «Руководстве по кратко срочным прогнозам погоды» [40]. Для определения направления и скорости перемещения тайфунов синоптическим методом исполь зуются данные о направлении и скорости ведущего потока. В на чальной и молодой стадиях циклонов в качестве ведущего потока используются данные о ветровом поле над приземным центром циклона на высоте 3—5 км. В случае отсутствия сведений о фак тическом ветре используются данные о геострофическом ветре.
74
В зрелой стадии, когда циклонический вихрь распространяется на всю толщу тропосферы, в качестве ведущего потока можно взять направление и скорость ветра на периферии тайфуна на уровне изобарических поверхностей АТ70о или ATsoo-
Японские метеорологи в ка честве ведущего потока берут данные о ветре на уровне 700 мб справа от направления движения и на расстоянии 600 морских миль от центра тайфу на. За скорость движения тайфу на принимается 70—90% скорос ти ведущего потока:
с —9 ,9 1 / 7 0 0 —0,7 V500, |
|
|||||
где с — скорость |
перемещения |
|
||||
тайфуна, |
V7oo |
и |
V500 — скорости |
|
||
ветра на изобарических поверх |
|
|||||
ностях АТ70о и АТ5оо в |
м/с или |
|
||||
км/ч. |
прогноза |
перемещения |
|
|||
Для |
|
|||||
тайфунов можно также исполь |
|
|||||
зовать осредненное поле воздуш |
|
|||||
ных течений в тропосфере [3]. |
|
|||||
Рассмотрим пример |
прогноза |
|
||||
перемещения |
тайфуна |
на |
сутки |
|
||
синоптическим |
методом. |
На кар |
Рис. 28. Прокладка перемеще |
|||
те погоды за 20 сентября |
1964 г. |
ния тайфуна при движении |
||||
(рис. 29) тайфун |
«Вильда» рас |
судна. |
||||
полагался на 20° с. ш. и 142° в. д. |
|
|||||
Ведущий |
поток находился |
север |
|
нее центра тайфуна, т. е. на южной периферии субтропического гребня, ось которого располагалась примерно на 30° с. ш. (рис. 30). Изогипсы в южной части высотного гребня были ори ентированы с востока на запад, а скорость ветра на соседней с тайфуном незамкнутой изогипсе достигала 40 км/ч. Таким об разом, согласно правила ведущего потока, тайфун должен сме щаться с востока1 на запад со скоростью 2 0 км/ч (с = 0,5X40 = = 2 0 км/ч).
При прогнозе перемещения тайфунов центральное место занима ет прогноз наличия или отсутствия поворота тайфуна на обратную ветвь траектории. Установлено, что поворот тайфуна обусловлива ется влиянием циркуляции атмосферы в умеренных и субтропи ческих широтах [3, 39, 40]. Внетропические ложбины при движе нии с запада на восток и распространении на юг увлекают тайфун в свою систему циркуляции. В некоторых случаях тайф'ун
75
Рис. 29. Карта погоды за 3 ч московского времени 20 сентября
1964 г.
Рис. 30. Карта АТ50о за 3 ч московского времени 20 сентября
1964 г.
прокладывает себе путь на север под воздействием только цирку ляции на западной периферии антициклона.
При движении серии полярных ложбин с запада на восток час то имеются случаи, когда первая ложбина лишь частично «при поднимает» тайфун в более высокие широты. Окончательный пово рот тайфуна на обратную ветвь осуществляют вторая и даже третья ложбины.
Вразрушении перемычки высокого давления, являющейся своего рода барьером для проникновения тайфунов в умеренные широты, наряду с полярными ложбинами большую роль играют восточные волны. Сопряженность в меридиональном развитии по лярной и экваториальной (восточной) ложбин создает благоприят ные условия для разрушения перемычки высокого давления и «за тягивания» тайфуна в более северные широты.
Втех случаях, когда в тылу полярной ложбины давление рас тет и область роста давления захватывает и перемычку давления, тайфуны продолжают движение с востока на запад или с юго-
востока на северо-запад.
Развитие гребня в западном направлении также затрудняет поворот тайфуна на обратную ветвь траектории.
Прогноз перехода тайфуна из района восточных потоков в рай он юго-западных потоков определяется прогнозом координат точ ки поворота, которая обычно расположена на широте оси высот ного гребня субтропического антициклона. Долгота точки поворо та определяется границей распространения к западу гребня суб тропического антициклона, а также положением оси ложбины в умеренных широтах.
Характер движения тайфунов определяется положением севе ротихоокеанского субтропического антициклона и зоны западных потоков умеренных широт северного полушария. На широте оси направленного к западу гребня тихоокеанского антициклона про исходит изменение направления движения тайфуна. После про хождения точки поворота тайфун начинает смещаться в северовосточном направлении, выходя в дальнейшем в умеренные ши роты. В холодное полугодие, когда субтропический антициклон оттеснен к юго-востоку и зона западных потоков в тропосфере рас пространяется далеко к югу, точки поворота траекторий распола гаются на 15—19° с. ш. В связи с этим все тайфуны холодного полугодия, претерпевающие поворот, увлекаются западными пото ками и проходят значительно южнее Японии. Летом и в начале осени, когда гребень северотихоокеанского антициклона смещен к северо-западу, точки поворота лежат в зоне 21—25° с. ш., а в отдельных случаях и в зоне 35—42° с. ш. В этот период гипербо лическая точка (точка пересечения оси полярной ложбины с осью субтропического пояса высокого давления) располагается запад нее, т. е. ближе к берегам Азии. Южная граница западных пото ков лежит в среднем вдоль широтного круга 40° с. В связи с этим создаются благоприятные условия для выхода отдельных тайфу нов на районы Дальнего Востока. Тайфуны, проникающие на
77
Японское море, могут перемещаться дальше на Сахалин, Куриль ские острова и Охотское море. В некоторых случаях, когда гре бень субтропического антициклона сильно развит к северо-западу и южная граница западных потоков оттеснена к 50° с. ш., тайфу ны могут выходить на Приморский край, в редких случаях и на Курильские острова по северной траектории.
Если область высокого давления простирается далеко к запа ду и нет условий для проникновения холода из северных районов, то циклон не будет иметь точки поворота и смещаться с востока на запад.
В случае глубокого проникновения полярной ложбины в тро пики, когда создается разрыв области высокого давления, циклон должен иметь точки поворота и смещаться затем в северо-восточ ном направлении.
Следует, однако, иметь в виду, что не всякая ложбина вызыва ет поворот тайфуна. Для того, чтобы тайфун повернул на север, ось ложбины должна быть расположена на его центре на расстоя нии не более 10—15° по широте.
При больших скоростях перемещения полярной ложбины (бо лее 40 км/ч) тайфун будет перемещаться на запад, несколько от клоняясь под влиянием перемещения ложбины. Поворот тайфуна наиболее вероятен, если полярная ложбина очень развита и мед ленно смещается с запада на восток.
Тайфуны достигают максимальной глубины над океаном в среднем на 20° с. ш. Дальнейшее продвижение тайфунов на се вер, как правило, сопровождается их заполнением. Этому способ ствует уменьшение притока тепла и влаги с поверхности океана и понижение температуры воздуха в нижних и средних слоях тро посферы. Подавляющее число тайфунов, выходящих на 40° с. ш., имеют давление в центре около 990—1000 мб. В отдельных случа ях давление в центре тайфуна может понижаться до 950—960 мб.
При выходе тайфуна на полярный фронт его заполнение пре кращается или резко замедляется. Иногда вследствие интенсив ного влаго- и теплообмена нижних слоев тропосферы с верхними в зоне фронта, тайфун резко углубляется (до 20—30 мб в сутки). После выхода тайфуна на полярный фронт область тепла на кар
тах ОТ |
над |
центром тайфуна сменяется ложбиной |
холода. |
Пространственная |
ось циклона при этом приобретает |
наклон, |
а тайфун превращается в термически асимметричное образование,
т. е. трансформируется во внетропический циклон. |
Риль |
||
Большинство |
исследователей |
(Стремоусов, Пальмен, |
|
и ряд японских |
ученых) считают, |
что тропический циклон |
тран |
сформируется во внетропический циклон, когда достигнет поляр ного фронта.
Такеучи несколько уточнил это положение, утверждая, что тро пический циклон продолжает сохранять свои тропические харак теристики в средней тропосфере в течение длительного периода, хотя с течением времени они постепенно ослабевают и исчезают.