Файл: Мамедов, Э. С. Тайфуны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

типу (Ю) относятся тайфуны, смещающиеся на районы Примор­ ского края, Сахалина и Курильских островов с юга на север. Как видно из табл. 13, на Приморский край чаще всего оказывают влияние тайфуны типа П1 (72,4%). Для Сахалина и Курильских островов равновероятными оказываются тайфуны типа ГК и П2.

Таблица 13

Повторяемость типов траекторий тайфунов, оказывающих влияние на погоду Приморского края, Сахалина и Курильских островов (1953—1969 гг.)

 

Приморский край

Сахалин

Курильские острова

Тип траектории тайфуна

число

%

число

96

число

%

 

случаев

случаев

случаев

п,

3

10,3

6

50,0

8

40,0

п 2

21

72,4

6

50,0

11

55,0

ю

5

17,3

0

0,0

1

6,0

Общее число тайфу­

29

100

12

100

20

100

нов

На Приморский край, Сахалин и Курильские острова в отдель­ ные годы выходит до 3—4 тайфунов. В некоторые годы их совсем не наблюдается. Следует отметить, что годы с максимальной по­ вторяемостью тайфунов для каждого из этих районов не совпада­ ют. В некоторых случаях один и тот же тайфун оказывает влияние как на Приморский край, так и на Сахалин и Курильские острова.

Тайфуны, выходящие и оказывающие влияние на Приморский край, Сахалин и Курильские острова, зарождаются в зоне, огра­ ниченной меридианами 120 и 155° в и широтными кругами 10 и 25° с. (рис. 21). Точки поворота тайфунов на обратную ветвь траектории сильно разбросаны по широте и наблюдаются глав­ ным образом в области, ограниченной меридианами 115 и 135° в. и широтными-кругами 18 и 42° с. (рис. 21). Минимальное давле­ ние, наблюдавшееся в центре тайфунов, выходящих и оказываю­ щих влияние на Приморский край, Сахалин и Курильские острова, колебалось в широких пределах (от 890 до 950 мб). Максималь­ ный диаметр тайфунов достигал 1000—2600 км.

Тайфуны, выходящие на Приморский край, Сахалин и Куриль­ ские острова, приносят большой материальный ущерб народному хозяйству. Сильные ливневые дожди, как правило, приводят к на­ воднениям. Максимальные скорости ветра отмечаются преимуще­ ственно на побережье, где на усилении ветра в значительной степени сказывается влияние орографии местности и мысовых эффектов. Данные табл. 14 показывают, что максимальные ско­ рости ветра в Приморском крае, вызванные тайфунами, наблюда­ ются в пределах от 20 до 35 м/с. При этом наиболее сильные ветры

4

2151

49



отмечаются в августе и сентябре. Максимальное количество осад­ ков за период воздействия тайфунов достигает 380 мм. Наиболее интенсивные осадки также наблюдаются в августе и сентябре.

 

 

Таблица 14

 

Максимальная

Наибольшее коли­

Месяц

чество осадков,

скорость ветра,

в мм, за период

 

м/с

воздействия

 

 

тайфуна

Июнь

20

78

Июль

27

76

Август

35

381

Сентябрь

35

217

Октябрь

25

15

Наибольшему влиянию тайфунов подвержены южные районы Сахалина и южные и центральные острова Курильской гряды. Максимальное количество выпавших осадков за период воздейст­ вия тайфуна достигало 165 мм. Среднее количество осадков за период воздействия колеблется от 10 до 50 мм.

ГЛАВА III

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ТАЙФУНА И ПРОГНОЗ ЕГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ

Получение заблаговременной, полной и достоверной метеоро­ логической информации должно являться постоянной заботой судоводителя, ибо без правильно организованной службы погоды на судне или в метеоцентрах, обеспечивающих капитана необхо­ димой метеоинформацией, немыслим правильный анализ метеооб­ становки и, тем более, прогнозирование ее.

Для анализа синоптической обстановки, прогноза перемещения

иэволюции тайфунов используются следующие виды информации:

данные визуальных и инструментальных гидрометеорологи­

ческих наблюдений и так называемые местные признаки;

— синоптические карты, принимаемые с помощью фототеле­ графной аппаратуры (факсимильные карты) или в закодирован­ ном виде по радио;

— спутниковая фотоинформация.

Конечно, этим перечислением не исчерпываются все виды ин­ формации, так как можно использовать и данные аэрологического зондирования, и авиаразведки и т. д. С помощью ФТА «Ладога» принимаются факсимильные карты давления, температуры воды

ивоздуха, волнения и других гидрометеорологических элементов. Следует отметить, что первые два вида метеорологической инфор­ мации надежно могут быть получены практически на любом судне. Спутниковая же информация пока может приниматься метеоцен­ трами, обеспечивающими судовождение, и научно-исследователь­ скими судами, оборудованными специальной приемной и анали­ зирующей аппаратурой.

Наиболее удобными с точки зрения своевременного получения

иполноты метеоинформации следует считать факсимильные карты

погоды и абсолютной топографии изобарических поверхностей 500 и 700 мб и относительной топографии 500 на 1000 мб.

51


Кроме этого, судоводители могут использовать разного рода пособия: лоции, атласы гидрометеорологических данных, карты, специальные пособия, навигационно-гидрографические руководст­ ва и т. д.

Основным недостатком климатических данных вышеперечи­ сленных пособий является их осредненный характер, не отражаю­ щий всего многообразия реальных синоптических ситуаций. По­ этому, находясь ib море, судоводитель, кроме учета климатологии, должен тщательно следить за изменением гидрометеорологической обстановки в районе плавания.

Сведения, приводимые в настоящей главе, помогут судоводите­ лю в сборе и анализе метеорологической информации, являющей­ ся основой для прогнозирования погоды в районе плавания.

1. Местные признака в зоне действия тайфуна

Одним из важных видов метеоинформации являются местные признаки. Они достаточно точно характеризуют реальную метео­ обстановку, просты и своевременны в получении и доступны любо­

му судоводителю.

Учитывая хорошую оснащенность современных судов средст­ вами связи и навигации, может показаться, что изложение мето­ дов оценки метеообстановки по местным признакам не имеет боль­ шого смысла. Однако, в некоторых случаях обстановка в море может оказаться такой, что эти данные могут быть единственными для принятия правильного решения. Кроме того, под воздействие тайфуна могут попасть и небольшие суда, которые в меньшей сте­ пени оснащены современными приборами и средствами связи.

В настоящем параграфе систематизирован и изложен матери­ ал, основой для которого послужил опыт многих мореплавателей, в том числе и некоторые материалы, изложенные в работах со­ ветских и иностранных исследователей [8, 46, 47, 61].

К наиболее характерным местным признакам приближения тайфуна следует отнести:

изменение в ходе погоды;

изменение направления и скорости ветра;

изменение атмосферного давления;

изменение характера волнения;

признаки, связанные с повышенными радиопомехами.

И зм ен ен и е в х о д е п огоды . Приближению тайфуна предшеству­ ет, как правило, хорошая погода: безоблачное небо, хорошая видимость, умеренные ветры и штиль, несколько повышенное дав­

ление. Это

объясняется

самой природой

тайфуна. Восходящий

в центральной части тайфуна

воздух растекается на высоте к его

периферии,

охлаждаясь,

он

опускается

к водной поверхно­

сти, создает некоторое повышение давления, рассеивает облач­ ность.

52


Таким образом, вся циклоническая система окружена как бы поясом хорошей погоды, что само по себе является одним из приз­ наков возможного приближения тайфуна.

По мере приближения циклонического возмущения вместе с па­ дением давления небо, недавно чистое, затягивается дымкой, вок­ руг солнца и луны образуется «гало». Дымка продолжает сгу­ щаться, при восходе и заходе солнца небо окрашивается в яркокрасные тона.

В это же время появляются и первые предвестники тайфуна: когтевидные, перистые и перисто-слоистые облака, распространяю­ щиеся на сотни миль от центра циклона. Полосы этих облаков кажутся сходящимися в некоторой точке, близкой к центру тай­ фуна. С утолщением перистых облаков исчезает «гало», свежеет ветер, появляется зыбь с направления, отличного от того, с кото­ рого недавно дул ветер. На горизонте появляется далекая стена облаков, приближение которой характеризуется быстро движу­ щимися через зенит рваными дождевыми облаками, шквалами ветра. Воздух становится влажным и душным.

Шквалы ветра и заряды мелкого дождя переходят в ураганный ветер и ливневые потоки.

Общая картина приближения тайфуна, приведенная выше, по характеру явлений и скорости смены событий может колебаться в широких пределах и только учет всех признаков с анализом кон­ кретной обстановки в сочетании с учетом места судна, его ско­ рости и курса поможет судоводителю сделать правильные выводы.

Признаки, связанные с изменением направления и скорости ветра. Судоводитель, прокладывая курс судна в северо-западной части Тихого океана, должен знать преобладающие ветры в райо­ не плавания, их устойчивость и силу.

Климатические условия и состояние атмосферы определяются сезонным влиянием материков Азии и Америки и расположением областей высокого и низкого давления над Тихим океаном. Основ­ ными центрами действия атмосферы на акватории Тихого океана являются: алеутский минимум (53° с. ш., 173° з. д.), северотихо­ океанский максимум (34° с. ш., 141° з. д.) и южнотихоокеанский максимум (30° ю. ш., 90° з. д.). Среднее давление в центре алеут­ ского минимума равно 1004,8 мб, а среднее давление в центрах северотихоокеанского и южнотихоокеанского максимумов соответ­ ственно равно 1023,1 и 1022,0 мб.

В зоне между экватором и 25—30° с. и ю. ш. располагается широкая полоса пассатной циркуляции. От зоны внетропической циркуляции атмосферы, для которой характерным является нали­ чие весьма изменчивых и подвижных атмосферных вихрей (цикло­ нов и антициклонов), зона пассатной циркуляции отделяется срав­ нительно узким субтропическим поясом высокого давления. В при­ экваториальной зоне Тихого океана на периферии субтропических антициклонов возникают устойчивые северо-восточные (в север­ ном полушарии) и юго-восточные (в южном полушарии) пассат­ ные ветры. Ширина зоны пассатной циркуляции остается в Тихом

53