ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
типу (Ю) относятся тайфуны, смещающиеся на районы Примор ского края, Сахалина и Курильских островов с юга на север. Как видно из табл. 13, на Приморский край чаще всего оказывают влияние тайфуны типа П1 (72,4%). Для Сахалина и Курильских островов равновероятными оказываются тайфуны типа ГК и П2.
Таблица 13
Повторяемость типов траекторий тайфунов, оказывающих влияние на погоду Приморского края, Сахалина и Курильских островов (1953—1969 гг.)
|
Приморский край |
Сахалин |
Курильские острова |
|||
Тип траектории тайфуна |
число |
% |
число |
96 |
число |
% |
|
случаев |
случаев |
случаев |
|||
п, |
3 |
10,3 |
6 |
50,0 |
8 |
40,0 |
п 2 |
21 |
72,4 |
6 |
50,0 |
11 |
55,0 |
ю |
5 |
17,3 |
0 |
0,0 |
1 |
6,0 |
Общее число тайфу |
29 |
100 |
12 |
100 |
20 |
100 |
нов |
На Приморский край, Сахалин и Курильские острова в отдель ные годы выходит до 3—4 тайфунов. В некоторые годы их совсем не наблюдается. Следует отметить, что годы с максимальной по вторяемостью тайфунов для каждого из этих районов не совпада ют. В некоторых случаях один и тот же тайфун оказывает влияние как на Приморский край, так и на Сахалин и Курильские острова.
Тайфуны, выходящие и оказывающие влияние на Приморский край, Сахалин и Курильские острова, зарождаются в зоне, огра ниченной меридианами 120 и 155° в и широтными кругами 10 и 25° с. (рис. 21). Точки поворота тайфунов на обратную ветвь траектории сильно разбросаны по широте и наблюдаются глав ным образом в области, ограниченной меридианами 115 и 135° в. и широтными-кругами 18 и 42° с. (рис. 21). Минимальное давле ние, наблюдавшееся в центре тайфунов, выходящих и оказываю щих влияние на Приморский край, Сахалин и Курильские острова, колебалось в широких пределах (от 890 до 950 мб). Максималь ный диаметр тайфунов достигал 1000—2600 км.
Тайфуны, выходящие на Приморский край, Сахалин и Куриль ские острова, приносят большой материальный ущерб народному хозяйству. Сильные ливневые дожди, как правило, приводят к на воднениям. Максимальные скорости ветра отмечаются преимуще ственно на побережье, где на усилении ветра в значительной степени сказывается влияние орографии местности и мысовых эффектов. Данные табл. 14 показывают, что максимальные ско рости ветра в Приморском крае, вызванные тайфунами, наблюда ются в пределах от 20 до 35 м/с. При этом наиболее сильные ветры
4 |
2151 |
49 |
отмечаются в августе и сентябре. Максимальное количество осад ков за период воздействия тайфунов достигает 380 мм. Наиболее интенсивные осадки также наблюдаются в августе и сентябре.
|
|
Таблица 14 |
|
Максимальная |
Наибольшее коли |
Месяц |
чество осадков, |
|
скорость ветра, |
в мм, за период |
|
|
м/с |
воздействия |
|
|
тайфуна |
Июнь |
20 |
78 |
Июль |
27 |
76 |
Август |
35 |
381 |
Сентябрь |
35 |
217 |
Октябрь |
25 |
15 |
Наибольшему влиянию тайфунов подвержены южные районы Сахалина и южные и центральные острова Курильской гряды. Максимальное количество выпавших осадков за период воздейст вия тайфуна достигало 165 мм. Среднее количество осадков за период воздействия колеблется от 10 до 50 мм.
ГЛАВА III
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ТАЙФУНА И ПРОГНОЗ ЕГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ
Получение заблаговременной, полной и достоверной метеоро логической информации должно являться постоянной заботой судоводителя, ибо без правильно организованной службы погоды на судне или в метеоцентрах, обеспечивающих капитана необхо димой метеоинформацией, немыслим правильный анализ метеооб становки и, тем более, прогнозирование ее.
Для анализа синоптической обстановки, прогноза перемещения
иэволюции тайфунов используются следующие виды информации:
—данные визуальных и инструментальных гидрометеорологи
ческих наблюдений и так называемые местные признаки;
— синоптические карты, принимаемые с помощью фототеле графной аппаратуры (факсимильные карты) или в закодирован ном виде по радио;
— спутниковая фотоинформация.
Конечно, этим перечислением не исчерпываются все виды ин формации, так как можно использовать и данные аэрологического зондирования, и авиаразведки и т. д. С помощью ФТА «Ладога» принимаются факсимильные карты давления, температуры воды
ивоздуха, волнения и других гидрометеорологических элементов. Следует отметить, что первые два вида метеорологической инфор мации надежно могут быть получены практически на любом судне. Спутниковая же информация пока может приниматься метеоцен трами, обеспечивающими судовождение, и научно-исследователь скими судами, оборудованными специальной приемной и анали зирующей аппаратурой.
Наиболее удобными с точки зрения своевременного получения
иполноты метеоинформации следует считать факсимильные карты
погоды и абсолютной топографии изобарических поверхностей 500 и 700 мб и относительной топографии 500 на 1000 мб.
51
Кроме этого, судоводители могут использовать разного рода пособия: лоции, атласы гидрометеорологических данных, карты, специальные пособия, навигационно-гидрографические руководст ва и т. д.
Основным недостатком климатических данных вышеперечи сленных пособий является их осредненный характер, не отражаю щий всего многообразия реальных синоптических ситуаций. По этому, находясь ib море, судоводитель, кроме учета климатологии, должен тщательно следить за изменением гидрометеорологической обстановки в районе плавания.
Сведения, приводимые в настоящей главе, помогут судоводите лю в сборе и анализе метеорологической информации, являющей ся основой для прогнозирования погоды в районе плавания.
1. Местные признака в зоне действия тайфуна
Одним из важных видов метеоинформации являются местные признаки. Они достаточно точно характеризуют реальную метео обстановку, просты и своевременны в получении и доступны любо
му судоводителю.
Учитывая хорошую оснащенность современных судов средст вами связи и навигации, может показаться, что изложение мето дов оценки метеообстановки по местным признакам не имеет боль шого смысла. Однако, в некоторых случаях обстановка в море может оказаться такой, что эти данные могут быть единственными для принятия правильного решения. Кроме того, под воздействие тайфуна могут попасть и небольшие суда, которые в меньшей сте пени оснащены современными приборами и средствами связи.
В настоящем параграфе систематизирован и изложен матери ал, основой для которого послужил опыт многих мореплавателей, в том числе и некоторые материалы, изложенные в работах со ветских и иностранных исследователей [8, 46, 47, 61].
К наиболее характерным местным признакам приближения тайфуна следует отнести:
—изменение в ходе погоды;
—изменение направления и скорости ветра;
—изменение атмосферного давления;
—изменение характера волнения;
—признаки, связанные с повышенными радиопомехами.
И зм ен ен и е в х о д е п огоды . Приближению тайфуна предшеству ет, как правило, хорошая погода: безоблачное небо, хорошая видимость, умеренные ветры и штиль, несколько повышенное дав
ление. Это |
объясняется |
самой природой |
тайфуна. Восходящий |
|
в центральной части тайфуна |
воздух растекается на высоте к его |
|||
периферии, |
охлаждаясь, |
он |
опускается |
к водной поверхно |
сти, создает некоторое повышение давления, рассеивает облач ность.
52
Таким образом, вся циклоническая система окружена как бы поясом хорошей погоды, что само по себе является одним из приз наков возможного приближения тайфуна.
По мере приближения циклонического возмущения вместе с па дением давления небо, недавно чистое, затягивается дымкой, вок руг солнца и луны образуется «гало». Дымка продолжает сгу щаться, при восходе и заходе солнца небо окрашивается в яркокрасные тона.
В это же время появляются и первые предвестники тайфуна: когтевидные, перистые и перисто-слоистые облака, распространяю щиеся на сотни миль от центра циклона. Полосы этих облаков кажутся сходящимися в некоторой точке, близкой к центру тай фуна. С утолщением перистых облаков исчезает «гало», свежеет ветер, появляется зыбь с направления, отличного от того, с кото рого недавно дул ветер. На горизонте появляется далекая стена облаков, приближение которой характеризуется быстро движу щимися через зенит рваными дождевыми облаками, шквалами ветра. Воздух становится влажным и душным.
Шквалы ветра и заряды мелкого дождя переходят в ураганный ветер и ливневые потоки.
Общая картина приближения тайфуна, приведенная выше, по характеру явлений и скорости смены событий может колебаться в широких пределах и только учет всех признаков с анализом кон кретной обстановки в сочетании с учетом места судна, его ско рости и курса поможет судоводителю сделать правильные выводы.
Признаки, связанные с изменением направления и скорости ветра. Судоводитель, прокладывая курс судна в северо-западной части Тихого океана, должен знать преобладающие ветры в райо не плавания, их устойчивость и силу.
Климатические условия и состояние атмосферы определяются сезонным влиянием материков Азии и Америки и расположением областей высокого и низкого давления над Тихим океаном. Основ ными центрами действия атмосферы на акватории Тихого океана являются: алеутский минимум (53° с. ш., 173° з. д.), северотихо океанский максимум (34° с. ш., 141° з. д.) и южнотихоокеанский максимум (30° ю. ш., 90° з. д.). Среднее давление в центре алеут ского минимума равно 1004,8 мб, а среднее давление в центрах северотихоокеанского и южнотихоокеанского максимумов соответ ственно равно 1023,1 и 1022,0 мб.
В зоне между экватором и 25—30° с. и ю. ш. располагается широкая полоса пассатной циркуляции. От зоны внетропической циркуляции атмосферы, для которой характерным является нали чие весьма изменчивых и подвижных атмосферных вихрей (цикло нов и антициклонов), зона пассатной циркуляции отделяется срав нительно узким субтропическим поясом высокого давления. В при экваториальной зоне Тихого океана на периферии субтропических антициклонов возникают устойчивые северо-восточные (в север ном полушарии) и юго-восточные (в южном полушарии) пассат ные ветры. Ширина зоны пассатной циркуляции остается в Тихом
53