Файл: Мамедов, Э. С. Тайфуны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

океане в течение всего года почти постоянной. Она занимает около 60° по широте и простирается на расстояние до 3600 миль.

В западной части Тихого океана пассатный перенос в летние и осенние месяцы теряет свою устойчивость: восточные румбы нередко сменяются на меридиональные направления. Неустойчи­ вость северо-восточного пассата в северо-западной части Тихого океана вызвана главным образом образованием в летние месяцы над южными районами Азии более глубоких минимумов давления, чем экваториальная депрессия.

В северо-западной части Тихого океана в январе—марте на­ блюдается северо-восточный муссон со средними скоростями ветра 3—6 м/с. Северотихоокеанский максимум в этот период достигает наибольшего развития. В апреле—июне происходит смена северовосточного муссона на юго-западный, который отчетливо проявля­ ется в июле—сентябре. Средняя скорость юго-западного муссона 1—3 м/с. В этот период северотихоокеанский максимум значитель­

но ослабевает, зона конвергенции

поднимается к северу,

а

юго-

восточный пассат проникает из

южного полушария

в

се­

верное.

 

 

 

Для приближенной оценки полей ветра по сезонам можно использовать карты результирующих ветров (рис. 22). На этих картах результирующий ветер показан как сумма векторов розы ветров, включая штиль. Изолинии скорости результирующего ветра нанесены через 1 м/с. Отношение средней результирующей к средней арифметической скорости ветра характеризует собой устойчивость результирующего ветра по следующим градациям:

1— устойчивость 0,8—1,0,

2 — устойчивость 0,61—0,8,

3 — устойчивость 0,41—06,

4 — устойчивость 0,21—0,4,

5 — устойчивость 0,0—0,2.

Использование приведенных выше карт, их анализ, сличение наблюдаемого ветра с характерным для данного района и сезона позволяет делать вывод о состоянии атмосферы и о возможном наличии близкой циклонической деятельности.

Однако само по себе несоответствие наблюдаемого ветра, ха­ рактерного для данного района, еще не дает основания для выво­ да о наличии тайфуна. Установив ежечасные систематические на­ блюдения за изменением направления и скорости фактического ветра и обнаружив их изменение по определенным для северного полушария правилам, можно сделать правильный и достоверный вывод о местоположении центра' тайфуна.

Подробно эти правила изложены в § 2 настоящей главы. Признаки, связанные с изменением атмосферного давления.

Одним из наиболее важных показателей, характеризующих состо­ яние атмосферы, является атмосферное давление. Падение давле­ ния, как правило, указывает на наличие депрессии и, следователь­ но, на изменение погоды. Ориентировочно прогноз ожидаемой погоды можно получить путем:

54


1) сравнения фактического среднесуточного давления с «нор­ мальным» давлением для данного района (рис. 23);

2) определения тенденции изменения (падения или роста) дав­ ления. Следует иметь в виду, что в широтах выше 30° изменение давления само по себе не может быть показателем изменения по­ годы. Средние и высокие широты отличаются большой изменчи­ востью погоды, и только значительное или резкое падение давле­ ния может быть предвестником ее ухудшения.

В тропической зоне, в широтах ниже 30° суточный ход давления отличается устойчивостью и, как правило, соответствует «нормаль­ ному» давлению для данной широты и времени года.

Плавание в районе деятельности тропических циклонов нала­ гает на судоводителей обязанность систематически учитывать ход изменения давления, непрерывно сличать его с «нормальным» и выявлять его тенденцию (падение или рост).

Устойчивое падение давления даже в небольших пределах (до нескольких миллибар), как правило, свидетельствует о близкой депрессии и, следовательно, указывает на ухудшение погоды.

1. Сравнение среднесуточного фактического давления с «нор­ мальным» производится в следующей последовательности.

а) По данным барограммы определяется среднесуточное дав­ ление. Среднесуточное давление рассчитывается как среднеариф­

метическое из 12 или 24

наблюдений в сутки (через 2 или 1 ч со­

ответственно)

 

 

1

__

Р\ + Pi + —+ Рч

~

12

При наличии периодических изменений давления с двумя ми­

нимумами

и р[ в 4 и 16 ч. местного времени и двумя максиму­

м а м и и

р' в 10 и 22 ч. местного времени среднесуточное давле­

ние можно вычислить по следующей формуле:

п _Pi + P'i — Р I + Р*

Р4

Исправление отсчетов давления р\, рг--, снятых с барометраанероида, производится путем введения поправки на высоту над уровнем моря.

б) Среднесуточное фактическое давление сравнивается со средним многолетним «нормальным» давлением для данного райо­ на плавания и сезона (рис. 23).

Отклонение фактического давления от «нормального» нужно считать «тревожным», если оно выше величин «средних отклоне­

ний», указанных

в табл. 15, или более 1,5 мб на широте 0—10°,

2 мб на широте

10—20° и 3 мб на широте 20—30°. Считается, что

в пределах указанных отклонений тайфун маловероятен в зоне 500—ООО миль от наблюдателя.

Если в радиусе 500—600 миль тайфуна нет, отклонения с веро­ ятностью 0,5 будут меньше табличных или с вероятностью 0,8 будут меньше удвоенных табличных значений [58].

55


Рис. 22. Результирующий ветер.

а — январь; б — апрель; в — июль; г — октябрь.

Устойчивость

результирующего

ветра:

I)

0,80—1,00;

2)

0,61—0,80;

3)

0,41—0,60;

4)

0,21—0,40;

5)

0,00—0,20;

 

6) изолинии

скорости

результирующего

ветра.

Рис. 23. Карты нормального давления для морей Восточной Азии в период интенсивного образования тайфуна.

а — июль; б — август; в — сентябрь; г октябрь.

 

 

 

 

 

 

Таблица 15

Средние

отклонения давления от

«нормального» (по

Шубарту)

Месяц

 

Широта

(сев.),

град.

 

 

10

15

20

25

30

35

 

0 - 5

Январь

i ,i

1,3

1,9

2,4

2,7

3,5

4,2

Апрель

и

1,3

1,9

2,1

2,7

3,5

3,6

Июль

i ,i

1,3

2,0

1,9

2,2

2,3

3,2

Октябрь

и

1,3

1,5

1,7

2,1

2,3

2,5

Таким образом, средние отклонения фактического давления от нормального являются критическими величинами, превышение которых указывает на наличие депрессии и нарушение нормаль­ ного состояния атмосферы в данном районе.

2. Необходимым условием выявления тенденции изменения давления является хорошо организованная на судне служба пого­ ды, обеспечивающая систематические наблюдения в установленные сроки, но не реже чем каждые 4 ч.

Наглядную характеристику барометрической тенденции можно получить по барограмме барографа. Как мы уже указывали, при плавании в тропиках падение давления на величину, большую 2—3 мм, является предупреждением о близости депрессии или ци­ клонической деятельности. Внимательный наблюдатель должен при анализе барометрической тенденции учитывать некоторые осо­ бенности хода атмосферного давления в тропиках. Одной из таких особенностей являются правильные суточные колебания давления, амплитуда которых достигает 2—2,5 мм. На периферии тропиче­ ского циклона обычно наблюдается некоторое повышение давле­ ния, которое затем сменяется устойчивым его падением. Указан­ ный ход изменения давления является одним из признаков прибли­ жения тропического циклона. Регулярный учет изменения давле­ ния дает возможность своевременно выявить тенденцию в ходе атмосферного давления-—главного признака, сигнализирующего об изменении погоды.

П р и зн ак и , св я за н н ы е с и зм ен ен и ем х а р а к т е р а вол н ен и я . Как

было показано, период наиболее активной циклонической деятель­ ности тайфунов падает на июль—октябрь. Для районов ЮжноКитайского и Филиппинского морей, а также района, лежащего к юго-востоку от Японии, этот период не является штормовым, поэтому всякое появление зыби в спокойную погоду является сигналом о действии где-то в океане сильного ветра, породившего эту зыбь. Волны, вызванные тайфуном, вообще говоря, распро­ страняются по всем направлениям на большие расстояния со зна­ чительной скоростью, достигая 20—40 узлов.

Установлено, что скорость волн после выхода из зоны действия ветров постепенно увеличивается, превышая скорость действовав­

60


шего ветра. Вместе с этим растет длина волны и уменьшается ее высота.

Опытом мореплавания выработано правило, позволяющее ори­ ентироваться относительно места тайфуна по наблюдению харак­ тера зыби:

если зыбь усиливается и идет с одного направления, то суд­ но находится на пути движения тайфуна;

если зыбь не усиливается или даже ослабевает, а направле­ ние ее движения изменяется, то судно в стороне от пути тайфуна (тайфун проходит стороной).

П р и зн ак и , св я за н н ы е с п овы ш енны м и р а д и о п о м е х а м и . Извест­

но, что грозовое состояние атмосферы вызывает хорошо прослу­ шиваемые радиопомехи, максимум которых можно пеленговать судовым радиопеленгатором. Хотя точность пеленгования центра тайфуна невысока, однако дополнительные данные лишь помогают в анализе обстановки.

Следует помнить, что чем выше широта места, тем отчетливее помехи и более четко определяется положение их центра. На практике отмечались случаи, когда в низких широтах тайфуны не проявляли себя в поле радиопомех.

Мы разобрали некоторые признаки близкой тайфунной дея­ тельности. Судоводитель должен помнить, что только его умение объективно связать все признаки в единую систему, позволяющую сделать вывод о процессах в атмосфере, даст ему возможность принять своевременные меры для уклонения от тайфуна. Все ука­ занные признаки проявляются в разной степени, некоторые могут быть выражены крайне слабо, поэтому только систематическое наблюдение за погодой обеспечит правильную оценку обстановки. Судоводитель не должен придерживаться только раз выбранной схемы действий, а должен быть готов по новым, более достовер­ ным данным вновь и объективно оценить обстановку, произвести

ееанализ и принять правильное решение о маневрировании судна.

2.Карты погоды

Всистеме гидрометеорологического обеспечения мореплавания факсимильные карты погоды занимают одно из ведущих мест. Имея перед собой факсимильные карты погоды, судоводитель мо­ жет ясно представить характер метеорологической обстановки на маршруте плавания, определить основные факторы, определяющие погоду и состояние моря. В сложных метеорологических условиях, когда имеется реальная угроза безопасности судна, факсимильные карты погоды наряду с данными о фактической погоде дают воз­ можность судоводителю принять наиболее грамотное и верное решение.

Приземные факсимильные карты погоды являются одним из ос­ новных материалов, по которым ведется анализ погодных условий

61