Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этот камень называют «шокшинским порфиром». Насчи­

тывается пять его разновидностей: бурая, коричнево-бу­

рая, малиновая, бледно-розовая с жилками, бледно-розо­ вая без жилок. Камень хорошо полируется, из него сде­

ланы надпись на Мавзолее В. И. Ленина, могила Неиз­

вестного солдата в Петрозаводске, гробница Наполе­

она I, бюст Монферрана, малиновый кварцит украшает

станцию «Бауманскую» в Московском метро, Исаакиев­

ский и Казанский соборы в Ленинграде.

Обладая высокими огнеупорными свойствами, шок-

шинский порфир используется в металлургии.

В недрах Карелии найден серый колчедан — сырье

для

сернокислотной

и целлюлозно-бумажной промыш­

ленности. Наиболее

богатые месторождения — Паран-

довское и Хаутаваарское.

В Карелии сосредоточены огромные ресурсы поле­ вого шпата и кварца — первоклассного сырья для фар­

форовой промышленности, производящей хозяйственную

ихимическую посуду, электроизоляторы и другие нуж­ ные народному хозяйству виды продукции. Разновидно­

сти карельского полевого шпата пригодны для ювелир­ ных изделий. Полевые шпаты из пегматитовой жилы Куз­ нечный Бор дают настолько интенсивный голубой отлив,

что академик Ферсман назвал их «беломоритами».

Недалеко от южного Оленьего острова расположен

Волкостров, известный минералогам всего мира как

место, где впервые были найдены своеобразные игольча­ тые кристаллы, названные в честь поэта Гёте, любивше­

го камни,■—«гётитом». Формула гётита FeO(OH). Вместе

с гётитом на Волкострове встречаются дымчатые аме­

тисты-разновидность кварца, окрашенная в фиолето­

вый цвет. Среди аметистов встречаются кристаллы жел­

того, розового, красного и иногда черного цвета. Окраска

зависит от аморфных включений окислов железа.


ИЗВЕСТНО ЛИ ВАМ, ЧТО..?

i√>∙∙.y√., :•

. ■

.

• —-

• Розовое масло образуется только из накопленных

в бутоне веществ и состоит из множества — свыше 70 —

различных соединений спиртов, кетонов, углеводородов,

альдегидов, сложных эфиров. Среди этих носителей аро­

мата особенно важны терпеновые соединения. Масло це­

нится в два раза дороже золота. Из 4 г цветков (3 000 000 штук роз) получают 1 кг масла.

В теле гусеницы бабочки махаона образуется изо­

масляная и 2-метилмасляная кислоты, которые выделя­

ются в виде капелек на поверхности тела. Обе кислоты летучи, обладают резким запахом и вкусом.

Жужелицы-бомбардиры содержат в себе целый

«химический завод». Спасаясь от врагов, они выбрызги­ вают горячую жидкость, которая на воздухе мгновенно испаряется с громким «взрывом». Иногда бомбардиры

отстреливаются «очередями», делая подряд несколько

выстрелов. В руки брать их нельзя, можно сильно об­

жечься. Секрет оружия жужелиц-бомбардиров был рас­

крыт лишь в 1965 г. Оказалось, что действующие веще­

ства «взрыва» — гидрохинон и перекись водорода. В ор­

ганизме насекомого они образуются в изолированных

камерах, а при выбрызгивании смешиваются и под влия­

нием специального фермента взаимодействуют с образо­

ванием паров воды, кислоты и хинона. Температура дос­ тигает 100oC. Реакция сопровождается «взрывом».

• Анестезирующие свойства этилена были обнару­

жены в. 1908 г. в Чикаго. В одном из цветочных магази­

нов заметили, что гвоздика всегда закрывала цветы, ког­

да ее помещали в один из углов оранжереи. Ботаник Кро­ кер, приглашенный для выяснения этого загадочного яв-.

ления, установил, что «сон» гвоздики вызывал светиль­

170

ный газ, который просачивался через трещину в газовой

трубе, расположенной в углу теплицы. Причиной «засы­

пания» гвоздики был этилен — составная часть светиль­

ного

газа.

обладающее

своеобраз­

Амбра — серое вещество,

ным

запахом, вырабатывается

организмом

кита.

Она

замечательна тем, что способна фиксировать другие

за­

пахи, что делает ее ценным продуктом для парфюмерии.

Стоимость 1 кг амбры на мировом рынке выше, чем сто­

имость 1 кг золота. Основу амбры составляют высокомо­

лекулярные спирты, наиболее пахучий из них — амбреин.

Советские химики синтезировали амбриаль — искус­ ственную амбру, не уступающую по качеству натураль­ ной. Исходным продуктом служат отходы, которые обра­

зуются при изготовлении шалфейного масла.

• Коралл — красивый камень, отвечающий по составу

углекислому кальцию. Его цвет меняется от бледно-розо­

вого и голубоватого до темно-красного и почти черного,

в зависимости от концентрации окиси железа. Формы

колоний кораллов самые неожиданные, как и сочетания

цветов. Светло-зеленые ветви кустов оканчиваются ли-

ловатыми бугорками, желтые отростки испещрены блед­

но-голубыми пятнами и полосками. Есть кораллы, похо­

жие на светло-розовые хризантемы. Сооружения корал­

лов грандиозны: общая площадь коралловых построек

мира составляет 27 миллионов квадратных километров.

Кораллы не любят холодной воды, потому что в ней много углекислого газа, способствующего растворению

кальцита (CaCO3), их основного материала.

• В Казахстане найден минерал, представляющий со­

бой крупные светло-желтые шестигранные кристаллы, химическая формула его Na2Ca2Y3(F1Cl)Is. Он назван в честь первого космонавта — «гагаринитом».

• Природная кладовая сиреневого мрамора найдена

в 1970 г. на севере Пермской области. Запасы камня этой

редкой окраски исчисляются миллионами кубометров.

• Кроме каменной соли, или минерала галита, есть

еще два минерала, состоящих из хлористого натрия и во­ ды. Это зимние минералы: они могут существовать толь­

ко при отрицательных температурах. Один из них был

исследован Д. И. Менделеевым. При охлаждении раст­ вора, содержащего 24,5% NaCl до —23°С, он обнаружил

выпадение соли и назвал минерал «криогалитом». В

/

171


природе криогалит появляется в сильно соленых источни­ ках в суровые морозы. Кристаллы его образуют красивые

каменные цветы с перламутровым блеском. Другой мине­

рал— гидрогалит — имеет постоянный состав, соответ­ ствующий формуле NaCl∙2H2O. Чтобы вызвать его кри­ сталлизацию, достаточно слабого заморозка —0,15° С.

Некоторые сорта нефти, накапливаясь на поверх­

ности, теряют летучие газы, загустевают и дают начало

асфальтовым озерам. Такие озера известны во многих странах мира, но наиболее знамениты калифорнийское Ранго-Ла-Бреа и озеро на острове Тринидат.

В Алжире есть озеро, наполненное чернилами, ко­ торыми можно писать на бумаге. В него впадают две не­

большие речки, воды одной богаты солями железа, а дру­

гой— гуминовыми веществами. В результате получается

раствор, подобный чернилам.

Многие руды имеют аромат. В старинных легендах

упоминается, например, что золото пахнет чесноком, этот

запах ему придает минерал арсенопирит, который часто

сопутствует золоту и действительно пахнет чесноком.

Из янтаря (менее чистых сортов) получают янтар­

ную кислоту и лак. Поверхность фортепиано, покрытая

таким лаком, многие десятилетия сохраняет первоздан­

ный блеск. Лак делает абсолютно устойчивой против

коррозии консервную жесть. Пленка такого лака, совер­

шенно празрачная, не боится кислот, отличается высокой

ударостойкостью.

Расшифрован рецепт голубой краски, украшающей

гробницы фараонов. Среди прочих красящих веществ

она включает одну часть окиси меди, одну часть окиси кальция, четыре части кремнезема, одну часть измель­

ченного стекла с желтком. Краска выдерживает темпе­ ратуру IOOO0C и не растворяется в кислотах.

Памятник русской архитектуры — Воскресенский собор в Угличе спасла от разрушения химия. Для укреп­

ления грунта, размываемого почвенными водами, под ос­

нование собора вводили «шприцы» с семиметровыми иг­

лами, по которым нагнеталась карбамидная смола, пре­

вратившая грунт в монолит.

Изделия из синтетических материалов, которыми мы пользуемся (обувь, чулки, одежда и пр.) от трения

электризуются и сообщают нашему телу положительный

электрический потенциал. Этот потенциал способствует

172


утомлению, снижению работоспособности. Если челове­ ка поместить в комнату, где воздух обогащен отрицатель­

но заряженными ионами кислорода, утомление быст­ ро проходит. Отрицательных ионов много в лесу, у моря, меньше всего их в прокуренном помещении.

• В США создано стекло, изменяющее свой цвет

взависимости от времени дня. Под действием солнца

стекло становится синим, с наступлением темноты —

вновь прозрачным. Этот эффект обусловлен добавкой

молибдена, который вводят в расплавленное стекло или

ввиде тонкой пленки вклеивают между двумя слоями

стекла.

Если вы когда-нибудь услышите о катализаторе

KCH, то знайте, что он служит для получения водорода из природного газа и назван начальными буквами трех

городов: Киева, Северодонецка, Невинномыска — роди­

ны этого чудесного ускорителя.

'!S ;

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Стр,

Задачи внеклассной работы по химии.............................................

3

Содержание внеклассной

работы ....................................................

5

7- й

класс ... :

:................................................................

5

8- й

класс .................................................................................

.

11

9-й

класс .......................................................................................

 

19

10-й

класс ......................................................................................

 

28

Тематические химические кружки.....................................................

:

32

Агрохимический

кружок

. .

32

Геохимический кружок .

: .

.

:...........................................

34

Химико-краеведческий кружок.....................................................

 

 

36

Кружок занимательной химии.....................................................

 

 

39

Атеистический кружок ....................................................................

 

 

 

41

Кружок истории

химии

...............................................................

 

 

43

Использование материалов из

истории

химии

во взаимосвязи

сучебной программой. Планы проведения внеклассных

занятий

.............................................................................................

 

 

 

45

7- й класс .......................................................................................

 

 

 

45

8-й класс ........................................................................................

 

 

 

51

9-й класс .........................................................................................

 

 

 

58

10-й класс ........................................................................................

 

 

 

67

Работы учащихся по истории химии................................................

 

75

Темы докладов и сообщений по истории химии........................

75

Работа

по изготовлению

тематических

коллекций ...

77

Составление тематической

викторины «Ученые-химики» .

80

Составление словарика «Почему мы так говорим?» ...

81

Хронология событий в области химии......................................

83

Стенная

газета..................................................................................

 

 

 

85

Экскурсии по химии в природу.........................................................

 

86

Экскурсия за растениями-индикаторами

.................................

88

Экскурсия по сбору растений-красителей

...............................

91

Сбор душистых растений...............................................................

 

96

Поиск

растений-рудознатцев .....................................................

 

99

Исследовательская

работа

с растениями

в природе . . .

105

Минералогическая

экскурсия........................................................

 

ПО

174


Конференции

....................ɪ .

. .

...................

.

І і 4

Химические

вечера .............................................................................

 

 

 

 

118

Вечер на тему: «Д. И. Менделеев»..............................................

 

 

 

129

Вечер на тему: «Женщины-химики».........................................

 

.

.

140

Вечер-конференция на тему: «Химики-революционеры»

145

Вечер на тему: «История химии

в почтовых марках»

.

.

156

Несколько занимательных опытов.....................................................

 

 

 

 

161

Что вы знаете о химии в Карелии?..............................................

 

 

 

167

Известно ли

вам, что..?

..............................................

 

 

 

170

Варвара Михайловна Байкова

ХИМИЯ ПОСЛЕ УРОКОВ

В помощь школе

Редактор Д. И. Шехтер. Технический редактор Э. С. Луккоева. Корректор В. Н. Григорьева.

Художник Μ.

К. Яковлев. Художественный ре­

 

дактор Л. Н. Дегтярев.

 

Сдано в

набор

25/111

1974 г.

Подписано к

печати

8/Х 1974

г. Е-01202.

Бумага

84×1081∕33. тип. № 1.

9,24 усл.-печ.

 

л.

9,22 уч.-изд.

л.

Изд.

№ 79.

Тираж 6000 экз.

 

Заказ

1445. Цена 42

коп.

пл. им.

Издательство

«Карелия». Петрозаводск,

 

 

В.

И.

Ленина,

1.

 

 

Типография им. Анохина Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров KACCP. Петрозаводск, ул.

«Правды», 4.