Файл: Фонарев, А. Л. Гидромеханизация и гидротранспорт рыбы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Абсолютная ошибка при определении среднего рас четного диаметра трубопровода может быть оценена в 0,50 мм. Так как диаметр трубопровода равен 65 мм, то относительная погрешность при определении диаметра
Дг>= -тпг~’ 100=±0,80% . 65
При длине рабочего участка 4 м, возможная ошибка при его измерении не превысит 2 мм. Относительная ве личина ошибки в этом случае пренебрежимо мала
Аг^О.
Предельные относительные ошибки .при определении гидравлического уклона, расхода гидросмеси, средней скорости ее движения и объемной концентрации состав ляют:
A i = A. + |
Д(', |
U U) |
|
A q = A g + A t; |
|
|
(1.4) |
Av— Aq+2A d; |
|
A;t— Ag+ A |
■ |
|
Gm |
Для нагнетательного трубопровода диаметром 65 мм получаем:
A t = ± l,3 % ;
Ар = 0,5+1,0 = ±1,5% ;
Ad= 1,5+2 -0,25=±3,1 %;
Д,,. = 0 ,5 + 1 ,5 = ± 2 ,0 % .
В металлических трубах, армированных резиноткане вых рукавах я брезентовых шлангах (50^ .0^200) мм предельные относительные ошибки опыта не выше, чем у рукава диаметром 65 мм.
Объектом 'исследования служили новые стальные бес шовные трубы диаметром 200 мм, гладкие армированные резинотканевые рукава (6 5 ^ 0 ^ 2 0 0 ) мм (см. рис. 2), брезентовые шланги диаметром 50 и 200 мм. Конструк тивные данные армированных резинотканевых рукавов приведены в табл. 1.
10
|
|
Т а б л и ц а 1 |
|
|
Условный диаметр рукава, |
||
Геометрические характеристики |
|
мм |
|
элементов рукавов |
65 |
100 |
200 |
|
|||
Диаметр проволоки спирали |
3 |
в,5 |
4 |
Шаг навивки |
17 |
18 |
25 |
Толщина внутреннего резинового |
2 |
4 |
3 |
слоя |
|
|
|
Толщина тканевой прокладки |
2 |
1 |
4 |
Толщина второго резинового слоя |
3 |
1,5 |
4 |
Толщина тканевой прокладки |
3 |
1,5 |
2 |
Опыты проводились с различными водорыбными сме сями. В качестве твердого компонента использовались балтийская килька, салака и атлантическая ставрида (табл. 2). Балтийская килька и атлантическая ставрида предварительно дефростировались в воде.
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
Вид рыбы |
Длина |
Ширина |
Высота |
|
ММ |
|
|
|
|
|
|
Балтийская килька |
120 |
11 |
24 |
Салака |
225 |
18 |
45 |
Ставрида атлантическая |
380 |
45 |
75 |
Опыты с различными 1водорыб'ньши смесями проводи лись в широком диапазоне изменения концентрации (0,08^/г^0,50) и расходной скорости движения гидро смеси (0 ,4 0 ^ о ^ 3 ) м/сек.
Перед проведением опытов с водорыбпыми смесями трубопроводы испытывались на воде. \По результатам этих опытов находились коэффициент гидравлического трения и число Рейнольдса:
Я,= А „ - у — |
(1.5а) |
11
v-D |
(1.56) |
R e = |
|
v |
|
где v — коэффициент кинематической |
вязкости жидко |
сти, мг/сек. Расчетные диаметры труб определялись сле дующим образом. Для труб диаметром не более 100 мм — наливом, по объему залитой воды; для труб диаметром 200 мм — непосредственным измерением штангенцирку лем. У брезентового шланга— по длине периметра нор мального сечения его внутренней поверхности, которая впоследствии пересчитывалась на расчетный диаметр.
В общем случае гидравлический уклон гидросмеси за висит от целого ряда физических, кинематических и гео
метрических параметров: |
|
|
|
b(v, k', D, d, yo, vo, t, ym. . . ) , |
(1.6) |
где v — расходная скорость гидросмеси, м/сек; |
|
|
d — геометрический размер твердого компонен |
||
k' — |
та, м; |
|
объемная расходная концентрация гидросмеси; |
||
Yo — |
удельный вес жидкой фазы, кг/м3; |
|
Yт — удельный вес твердого компонента, кг/м3; |
||
vo — коэффициент кинематической вязкости |
жид |
|
|
кости, м2/сек; |
|
t — |
температура гидросмеси, °С; |
|
D — диаметр трубопровода, м. |
|
Для конкретного эксперимента d, D, yo, vo, ут, t — ве
личины постоянные, а поэтому уравнение (1.6) |
упроща |
ется. В этом случае |
|
i(v, k'). |
(1-7) |
Результаты экспериментов
Испытания на воде. Стальные трубы и гладкие арми рование резинотканевые рукава (рис. 2) широко исполь зуются в рыбной промышленности в качестве всасываю щих и напорных, а брезентовые шланги — напорных тру бопроводов. Однако до настоящего времени опытов по определению гидравлических характеристик рукавов практически не проводилось.
Результаты экспериментов на .воде, приведенные в ра боте [11], относятся к 1948— 1949 гг. К настоящему вре-
12
А
Рис. 3. Экспериментальная зависимость ^(Re) для гладких армированных резинотканевых рукавов и брезентовых шлангов
ром 65 мм X на 14% выше, чем у рукава диаметром 100 мм (средняя величина давления в рукаве не превы шала 0,25 ати).
Известно, что форма и размеры шероховатости 'суще ственно влияют на .гидравлическое сопротивление труб [.12], [13]. При малых числах Рейнольдса трубы с малой шероховатостью (например, -стальные) подчиняются за кону изменения коэффициента гидравлического трения по Re для гладких труб [12]. Чугунные трубы в этой об ласти изменения чисел Рейнольдса подчиняются не за кону Блазиуса, а другому свойственному их форме и раз мерам шероховатости закону сопротивления [12]. По данным Фромма [14], [15], аналогичное влияние на гид равлическое сопротивление трубопроводов оказывает и волнистость их стенок.
В отличие от стальных труб внутренняя поверхность гладких армированных резинотканевых рукавов помимо местной шероховатости имеет малой длины волнистость (см. табл. 1) . Но так как и шероховатость и волнистость малы, то при низких значениях чисел .Рейнольдса у ру кавов, как и у стальных труб, вероятно, имеет место об ласть гидравлически гладкой стенки.
У новых чистых брезентовых пеньковых шлангов во всем диапазоне эксперимента (6,4- 104^ R e ^ 2 - 105, D —
— 50 мм; 1,5- 105^ R e ^ 5 - 105, Д = 200 мм) наблюдается только квадратичная область сопротивления (ем. рис. 3).
Незначительное постепенное уменьшение коэффициен та гидравлического трения шланга при увеличении числа Рейнольдса, которое мы наблюдаем на рис. 3, вызвано, вероятно, увеличением его диаметра из-за роста дав ления.
Диаметр шланга, а точнее его относительная шеро ховатость, оказывают слабое влияние на величину коэф фициента гидравлического трения. В самом деле при уве личении диаметра шланга в 4 раза его X уменьшилось с 0,055 до 0,045, т. е. только на 18%•
Шероховатость брезентового шланга своеобразна. Она обусловлена переплетением нитей пеньки и их ворсисто стью. Поэтому ее форма, геометрические размеры и дли на волны отличаются от шероховатости металлических труб и гладких армированных резинотканевых рукавов.
И так как ее величина сравнительно велика, коэффи циент гидравлического трения нового чистого брезентово го шланга примерно в 2,5 раза больше, чем у нового чи-с
15
того гладкого резинотканевого рукава (D — 200 мм, Re = = 4,105) .
Испытание на водорыбных смесях. Результаты много численных экспериментов с водорыбными смесями в глад ких армированных резинотканевых рукавах, брезентовом шланге и металлической трубе, которые обработаны но
уравнению |
(1.7), приведены на рис. 1—6 Приложения. |
В качестве |
примера экспериментальная зависимость |
i(v, /г) для водокилечной и водосалачной смеси в гладком армированном резинотканевом рукаве с условным диа
метром |
100 мм изображена на рис. 4. |
На этот рисунок |
|
также |
нанесена |
экспериментальная |
зависимость i(v) |
для воды. |
|
|
|
При рассмотрении рисунка обнаруживаем, что у гид |
|||
росмеси так же, |
как и у однофазной жидкости (воды), |
при скорости больше критической (скорость, соответст вующая минимуму гидравлического сопротивления) с ростом v гидравлические потери на трение увеличива ются. В то же время закон изменения ь(о) у гидросмеси и у однофазной жидкости различный. Тенденция к сбли жению у сравниваемых кривых свидетельствует о том, что на гидравлическое сопротивление гидросмеси расход ная скорость влияет значительно слабее, чем на ia одно фазной жидкости. Благодаря этому при малых скоростях гидравлическое сопротивление гидросмеси значительно больше, чем у воды. С ростом скорости эта разница уменьшается, а при малых концентрациях гидросмеси ис чезает вообще. В некоторых случаях эти кривые даже пересекаются (й^0,20, о= 2,50 м/сек). Аналогичное рас положение кривых i(v) у гидросмеси и однофазной жид кости наблюдалось и при исследовании гидравлического сопротивления водорыбных смесей в металлических тру бах [9]. Вероятно, при движении водорыбной смеси по трубам из любого материала имеет место одно и то же явление—•ламинаризация жидкой фазы гидросмеси твер дым .компонентом, т. е. сокращение в ней крупномасштабййх турбулентных пульсаций. .Овозможностиподоб ного явления указывают многие исследователи, в том числе [16], [17], [18]. Именно поэтому при расходной скорости 1,80 м/сек и более у гидравлического сопротив- леция-^-воды наблюдается квадратичная область еопроти1влё5¥йя, а у гидросмеси при этих же расходных скоро стях гидравлические потери на трение примерно пропор циональныо1'75 i(vW ). Следовательно, гидравлические
16
L
Рис. 4. Экспериментальная зависимость i(v,k) для водокилеч ной и водосалачной смесей в гладком армированном резино тканевом рукаве с условным диаметром ЮО мм
потери на трение у гидросмеси (водорыбной смеси) 'в тру бах е шероховатыми стенками изменяются по скорости так же, как и у однофазной жидкости ,при движении в гладких трубах.
Р*с. публичная |
|
каучно - те*,.,,, ,t, Ki |
17 |
би&лиот flHh СССР |
Этсземггляр
Минимум гидравлического сопротивления юодорыбной смеси имеет место при критической скорости ее движе ния (см. рис. 4). Таким образом, с точки зрения энерге тических затрат гидротранспорт рыбы целесообразен при расходных скоростях, близких по величине к критиче скому значению. И так как и1ф .меньше оптимальной тех нологической скорости [191, [20.1, травмирование рыбы при гидротранспорте в этом случае будет сведено к ми нимуму.
Объемная концентрация твердого компонента влияет на величину гидравлического уклона смеси воды и рыбы так же, как и у любой другой гидросмеси: при увеличе нии k i возрастает. Однако из рассмотрения этих, как и других материалов, видно, что это влияние нелинейное.
Так же, как я в металлической трубе [9], в гладком армированном резинотканевом рукаве крупность рыбы одного биологического вида не оказывает влияния на ве личину гидравлического сопротивления гидросмеси. По этому при одинаковых расходных скоростях и концен трациях i у водокилечной и водосалачной смесей равны (см. рис. 4). Кстати, подобное явление наблюдается и при гидротранспорте других материалов большой круп ности [21], [22].
В то же время шероховатость стеики трубопровода (ее форма и геометрические размеры) влияет на величи ну гидравлического уклона водорыбной смеси. Мы видим [9], (см. рис. 4), что при постоянных значениях v и k гид равлический уклон водокилечной смеси в металлической трубе меньше, чем в гладком армированном резинотка невом рукаве того же диаметра (.0 = 100 мм). Несмотря на это, отношение (i—iо) : ia мало по сравнению с едини цей. Поэтому при постоянном значении концентрации и больших расходных скоростях (о > 1 ,0 м/сек) для рыб одного биологического вида вне зависимости от диамет ра трубопровода и его шероховатости i : /0 (здесь k — гидравлическое сопротивление воды) практически равны
(рис. 5).
Ранее установлена тесная связь гидравлического со противления гидросмеси е процессами механического тре ния скольжения рыбы о стенку трубопровода [24], [9]. Поэтому естественно влияние биологического вида рыбы на величину i водорыбной смеси. Известно, например, что в отличие от сельдевых рыб у ставрид боковая линия составлена из заостренных щитков, которые в задней по-
18