Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Л. П. ШЕБЕКО
Ж Н:
JtSswftu ±S V.fi
uSisjikisjf
ПРЕПОДАВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКАМ
МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1974
|
h |
Гео.публичная . |
|
6П4 3 |
i |
к*учнО'^ехви^,-.,'-й' |
i |
1 |
б н * л и о т в н о v ^ -Д |
I |
|
Ш36 |
l |
ЭКЭР-ИПЛЯг |
I |
|
uiATMItoHOfO^gfc, |
fllp^vn .П Tl # y - 'м з %
Преподавание специальной технологии электрогазо сварщикам. Метод, пособие для проф.-техн. училищ. М.., «Высш. школа», 1974
168 с. с ил.
Книга содержит методические указания по преподаванию специ альной технологии электрогазосварочного дела в профессиональнотехнических училищах. В ней описаны последовательность, формы и приемы проведения занятий, приведены рекомендации по исполь зованию учебно-наглядных пособий, рекомендованы контрольные вопросы и домашние задания.
3126—479 |
6П4.3 |
91—74 |
001( 01)—74
Книга рекомендована Государственным комитетом Совета Мини стров СССР по профессионально-техническому образованию в каче стве методического пособия для профессионально-технических учи лищ.
Отзывы и замечания просим направлять по адресу: Москва,
К-51, Неглинная ул., 29/14, издательство «•Высшая школа».
Леонид Пантелеймонович Шебеко
ПРЕПОДАВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКАМ
Редактор В. |
А.. Козлов. |
|
Художественный редактор Н. В. Майкова. |
|||||
Технический |
редактор Н. А. Битюкова. |
Корректор |
Р. И. Самофатова. |
|||||
Т-18710. Сдано в набор |
23/IV |
1973 г. |
Подписано |
к |
печати |
261X1 1973 г. |
||
Формат бОхЭО'/м. Бум. типогр. |
№ 3. Объем 10,5 |
печ. |
л. |
Уч.-изд. л. 11,44. |
||||
Изд. 14а М-4. |
Тираж |
31 000 экз. Зак. 14а 205. |
Цена |
31 |
коп. |
План выпуска литературы издательства «Высшая школа» (профтехобразование)
аа1974 г. Позиция № 91.
Москва, К-51, Неглинная ул., д. 29/14, издательство «Высшая шкоча». Типография изд-ва «Уральский рабочий», г. Свердловск, пр. Ленина, 49
(g) Издательство «Высшая школа» 1974-
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану раз вития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. отмечается необходимость ускоренного развития специализированных мощно стей по производству сварных конструкций, которые в общесоюз ной структуре металлических заготовок составляют более 40%. Сварка металлов, благодаря своим техническим и экономическим преимуществам, по сравнению с другими способами соединения, широко применяется в различных отраслях промышленности и строительства. Без нее сейчас немыслимо производство турбин, котлов, мостов, кораблей, самолетов и других конструкций. Она заняла прочные позиции и в новых отраслях промышленности: электронике, атомной энергетике, реактивной технике. Сваркой получают неразъемные соединения различных толщин от сотых долей миллиметра до нескольких метров. Советский Союз впервые в мире осуществил эксперимент по сварке в космическом простран стве, который позволит в дальнейшем разработать методы сварки орбитальных космических станций.
Придавая важное значение развитию сварки в нашей стране, Совет Министров СССР принял специальное постановление «Об ускорении технического прогресса и дальнейшем повышении про изводительности труда в сварочном производстве». Это постанов ление— новая комплексная программа развития сварочного про изводства. в стране на 1971—1975 гг.
Непременным условием ускорения технического прогресса и по вышения производительности труда является улучшение профес сиональной подготовки рабочих кадров как в профессиональнотехнических училищах, так и непосредственно на производстве. Это во многом зависит от уровня производственно-технической и педагогической подготовки самого преподавателя спецтехнологии. Насколько хорошо преподаватель подготовится к уроку, как глу боко продумает план занятий, подберет учебно-наглядные пособия, а также насколько хорошо сам знает учебный материал и сможет доходчиво его преподнести, во многом зависит степень усвоения этого материала учащимися.
Следует помнить, что роль преподавателя сводится не только к проведению уроков теоретического обучения. Преподаватель на ходится в непосредственном контакте с учащимися на протяжении всего периода обучения, это дает возможность влиять на мировоз зрение учащихся, то есть быть их воспитателем. В процессе прове дения занятий, а также во время внеклассной работы преподава
3
тель должен пропагандировать достижения отечественной науки и техники в области сварочного производства, воспитывать у уча» щихся стремление стать новатором производства, строителем ком мунистического общества. Преподаватель должен знать состояние здоровья учащихся, состав их семьи, материальное положение, круг интересов, отношение к политическим событиям, к товарищам и общественной работе.
Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся является связь преподавания специальной технологии с производ ственным обучением. С этой целью рекомендуется преподавателю специальной технологии посещать занятия по производственному обучению и поддерживать регулярный контакт с мастером произ водственного обучения. При составлении плана предстоящего' урока преподаватель должен учитывать, какие работы будут вы полнять учащиеся на очередном занятии по производственному обучению, что они уже освоили и что им необходимо знать для прочного и сознательного освоения следующих навыков. Таким образом, преподаватель должен оказывать помощь мастеру произ водственного обучения в деле получения учащимися прочных навы ков, освоения передовой технологии и высокопроизводительных способов труда.
В данном методическом пособии весь учебный материал раз бит на темы, предусмотренные программой обучения. Наиболее сложные и достаточно объемные темы разделены на отдельные подтемы. Изучение подтем рассчитано на один или несколько уро ков в зависимости от сложности учебного материала и предвари тельной подготовки учащихся. Для каждой подтемы указывается перечень рекомендуемых учебно-наглядных пособий, дается план проведения занятий, приводятся методические указания по ее изу чению, контрольные вопросы для закрепления пройденного мате риала и примерные домашние задания.
Настоящее методическое пособие поможет преподавателю составить план урока, подготовить учебно-наглядные пособия, про думать последовательность изложения нового материала и как провести его закрепление, выдать задание на дом и как организо вать повторение пройденного на следующем уроке.
Следует помнить, что методика преподавания изменяется в за висимости от особенностей каждой группы, ее подготовки, условий проведения занятий, а также в результате новейших достижений науки и техники. Поэтому критическое, серьезное отношение к самому себе и практике других преподавателей, стремление непре рывно совершенствовать методику преподавания являются обяза тельным условием хорошей учебно-воспитательной работы препо давателя специальной технологии. Методические рекомендации, приведенные в данной книге, нельзя считать раз и навсегда гото выми и неизменными. Их необходимо постоянно совершенствовать и улучшать.
Т е м а 1
ВВЕДЕНИЕ
Цель этой темы — ознакомление учащихся с задачами машино строительной промышленности, значением сварки в народном хо зяйстве СССР и перспективами развития сварочного производст ва на текущее пятилетие. Необходимо познакомить учащихся с системой профессионально-технического образования, с квалифи кационной характеристикой электрогазосварщика и программами специальной технологии и производственного обучения.
Излагать материал нужно доходчиво и наглядно, сопровождая его примерами, характеризующими состояние сварочного произ водства, применяя плакаты, таблицы и макеты оригинальных сварных конструкций. Для показа рисунков из книг следует под готовить эпидиаскоп.
От того, насколько живо и интересно пройдет первое занятие* во многом зависит дальнейшее отношение учащихся ко всему курсу специальной технологии, да и к самому преподавателю. Поэтому первый урок должен быть подготовлен особо тщательно.
Наглядные пособия
Плакаты, схемы, фотографии и рисунки из книг и журналов «Сварочное производство», «Автоматическая сварка», показываю щие применение сварки в промышленности и строительстве. Маке ты сварных узлов и конструкций.
План занятий
1.Значение машиностроительной промышленности в народном хозяйстве СССР.
2.Роль сварки и перспективы ее развития.
3.Подготовка квалифицированных рабочих кадров.
4.Ознакомление с квалификационной характеристикой и про
граммами обучения.
Методические указания
В начале урока следует представиться учащимся. Надо назвать свою фамилию, имя и отчество, кратко сказать о своем образова нии, трудовом стаже и времени работы в училище. Затем нужно
5
познакомиться с учащимися, сделать перекличку, отметить в жур нале отсутствующих. После этого нужно назвать полное наимено вание изучаемого предмета, длительность его изучения и указать на рекомендуемые учебники и учебные пособия.
Изложение материала о значении машиностроительной про мышленности в народном хозяйстве СССР надо связать с реше ниями XXIV съезда КПСС. В частности, надо отметить, что Ди рективами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. по машиностроению и металлообработке предусмотрено увеличить за пятилетие выпуск продукции в 1,7 раза, в том числе товаров народного потребле ния — в 2,2 раза.
Переходя непосредственно к роли сварки в машиностроении, надо сказать, что в настоящее время благодаря своим техническим и экономическим преимуществам сварка металлов является самым распространенным способом неразъемного соединения, позволяю щим при относительно небольших трудовых и материальных за тратах создавать конструкции с высокими технико-экономическими показателями. Надо подчеркнуть, что сварка очень быстро разви вается, что уже сейчас она находит широкое применение при изго товлении космических кораблей и ракетных двигателей, а в пер спективе предстоит широкое использование сварки при завоевании космоса. Если учащихся сильно заинтересует эта тема, то можно сказать, что в Советском Союзе впервые в мире проведены успеш ные эксперименты по сварке в условиях космического пространст ва. Надо пояснить, что это позволит в будущем использовать сварку при строительстве космических станций за пределами зем ной атмосферы, при строительстве стартовых площадок и взлетных устройств на других планетах, при освоении других миров.
Продолжая рассмотрение этого вопроса, необходимо отметить,
что партия и правительство уделяют большое внимание |
развитию |
и внедрению сварки в промышленность и строительство. |
При этом |
надо сослаться на Постановление Совета Министров СССР
«Об ускорении технического прогресса и дальнейшем повышении производительности труда в сварочном производстве». Не рас сматривая его подробно, следует пояснить, что в этом поста новлении определяется программа развития сварочного производст ва на девятую пятилетку. Надо сказать, что особое внимание в нем уделено расширению применения рациональных сварных конструк ций из высокопрочных сталей, гнутых и облегченных профилей черных и цветных металлов, совершенствованию сварных конст рукций. Продолжая рассказ, надо перечислить, что в Постановле нии намечены контрольные цифры выпуска в предстоящей пяти летке сварочных материалов и сварочного оборудования, утверж дены основные направления дальнейшего развития научно-иссле довательских и проектно-конструкторских работ по созданию новых способов сварки и резки металлов, сплавов и других конструкци онных материалов, предусмотрен большой комплекс мероприятий по повышению технического уровня и совершенствованию организа-
G
ции сварочного производства, увеличению выпуска специалистов в области сварочного производства.
Рассматривая вопрос о подготовке кадров, следует уделить особое внимание значению плановой подготовки квалифицирован ных рабочих для планомерного развития народного хозяйства, кратко ознакомить с историей системы профессионально-техниче ского образования в СССР и ролью этой системы в обеспечении промышленности рабочими кадрами.
В заключение следует ознакомить учащихся с квалификацион ными характеристиками электрогазосварщиков, программами тео ретического и производственного обучения. Надо сказать, что про фессия сварщика стала у нас одной из самых распространенных, массовых и почетных. Здесь же можно рассказать о трудовых под вигах рабочих-сварщиков, сказать о значении соревнования за звание ударников и бригад коммунистического труда для улучше ния производственных показателей базового предприятия, назвать фамилии сварщиков, завоевавших это звание.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Каково значение машиностроительной промышленности в народном хозяй стве страны?
2.Какова роль сварочного производства в машиностроении?
3.Изложите перспективы сварочного производства на текущее пятилетие.
4.Что должен знать и уметь делать электрогазосварщик?
Д о м а ш н е е з а д а н и е
Стр. 5—7(1)*.
«Сварочное производство», 1971, № 3, стр. 1—2.
Т е м а 2
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА
ИПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ
Вэтой теме необходимо изложить учащимся основные понятия
огигиене труда, ознакомить их с санитарными требованиями,
предъявляемыми к рабочим помещениям и учебным мастерским, а также изложить основные сведения о профессиональных заболе ваниях и промышленном травматизме.
Учитывая специфику учебного материала и необходимость хо роших медицинских знаний, преподавание темы следует поручить врачу. Ее можно изучать в течение 4—6 недель по 1—2 часа в неделю.
* Здесь и в дальнейшем в круглых скобках указана рекомендуемая литера тура, которая дана в конце книги.
7