Файл: Хидекели, А. В. Евгений Оскарович Патон к 100-летию со дня рождения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
К 100-летию со дн я р о ж ден и я
А. В. Х И Д Е К Е Л И
ЕВГЕНИИ
ОСКАРОВИЧ
ПАТОН
«НА У КО В А Д У М К А »
КИ Е В — 1 9 7 0
mu.я
X42
„ИНАЯ
rtA >4ii- |
1ИЧЕСКАЯ |
- М - |
бИ бП УЮ ТЬНА fiCOP |
||
|
СЬ |
|
Ш |
? ' W |
|
Евгений Оскарович Патон... Имя это го человека еще при его жизни овеяно легендой. Выдающийся советский ученый и организатор науки, большой патриот своей Родины, он внес неоценимый вклад в сокровищницу отечественной и миро вой пауки. С ею именем неразрывно свя заны изобретение и внедрение в промыш ленность высокоэффективных способов и аппаратуры электросварки, вызвавших революционный переворот во многих от раслях производства. С его именем нераз рывно связана деятельность правофлан
гового |
технического |
прогресса — ордена |
Ленина |
и ордена |
Трудового Красного |
Знамени Института электросварки Акаде мии наук УССР.
О яркой жизни академика Евгения Ос каровича Патопа, исполненной вдохновен ного труда, о высоком взлете его твор ческой мысли, блестящем таланте учено го п организатора, о славных патоновских традициях в научной работе идет речь в этом рассказе.
Книга написана в жанре научно-попу лярного художественного очерка. Рассчи тана па массового читателя.
3-^3—1________
Инф. письмо—7ОМ
I
Эта легенда, в которой тесно переплелись истина и наивная простота выдумки, родилась в разгар Великой Отечественной войны. Рассказывали ее фронтовики-тан кисты после победных боев с фашистскими танками.
— Ты не бойся тех «тигров» и «Фердинандов»,— го ворили ветераны молодым, необстрелянным бойцам.— Теперь у нас есть чем дать им отпор... Еще в начале войны из Киева на Урал приехал старый академик со своими молодыми сотрудниками. Ходит он по цехам, оста навливается возле каждого танка и, словно врач, выслу шивает трубочкой... швы, сваренные его автоматами. И если седоусый академик разрешил выпустить танк за заводские ворота, за машину не волнуйся, в бою не под ведет.
Легенды — не биографические справки; не претендуют они, разумеется, и на исчерпывающую оценку технических идей. Но мудрые, как сам их творец — народ, они точны
инеопровержимы в определении подлинной сущности человека, весомости содеянного им. И если народ в тяже лую годину избирает кого-нибудь героем своих легенд,— значит заслужил это человек, завоевал право на великую
инепреходящую славу.
Тот человек из легенды — академик Евгений Оскаро вич Патон, ученый-коммунист, выдающийся специалист в области мостостроения и электросварки, Герой Социа листического Труда, лауреат Государственной премии
СССР.
7
История отечественной и мировой науки и техники знает немало примеров самоотверженного служения вы соким идеалам. Но немногим ученым удалось так много сделать для научно-технического прогресса, оставить та кой глубокий след в науке и заслужить всенародное при знание, как Е. О. Патону.
Долог и сложен жизненный и творческий путь Евге ния Оскаровича Патона.
С юношеских лет он мечтает посвятить себя мосто строению, с настойчивостью, достойной удивления, идет к цели, отдает ей тридцать три года поисков, становится всемирно известным как ученый и инженер-мостостро итель и неожиданно, будучи уже в преклонном возрасте, круто поворачивает в другую область. Начинает, соб ственно, с нуля и создает новое направление в науке и технике, которое обусловливает переворот в технологии многих отраслей промышленности.
Представитель дореволюционной технической интел лигенции, человек, далекий от политики, он с годами при ходит к безоговорочному принятию марксистско-ленин ской идеологии и на 73-м году жизни вступает в ряды Коммунистической партии.
На первый взгляд слишком уж противоречивы, внут ренне не обусловлены эти факты. Но если глубже про следить жизненный путь Е. О. Патона, можно убедиться в закономерности, естественности каждого его шага. «Из менить» в 59 лет научную специальность и заняться электросваркой, которая тогда была «вещью в себе»,— не будничный случай. Этот поворот обусловлен всей пре дыдущей жизнью ученого, его научным и гражданским кредо, обостренным чувством нового, стремлением разра батывать и осуществлять идеи большого теоретического и практического значения.
8
Настолько же закономерны и объективно оправданы изменения в мировоззрении ученого. Честный и принци пиальный человек, он занял единственно возможное место в общем строю, достойное настоящего патриота.
Впрочем, наилучший и наиболее полный анализ фор мирования своих мировоззренческих позиций дал сам Е. О. Датой в заявлении о вступлении в партию. В этом документе, который нельзя читать без волнения, он пи сал: «Когда Советская власть взяла в свои руки управ ление нашей страной, мне было 47 лет. Проработав много лет в условиях капиталистического строя, я усвоил его мировоззрение.
Сначала Советская власть относилась ко мне с недо верием, и не раз приходилось мне это чувствовать. Начи
нания новой власти я считал нежизненными, но, |
присмат |
риваясь к ней, я продолжал честно трудиться, |
так как |
в труде я привык видеть смысл моей жизни. |
|
Когда я познакомился с планом первой пятилетки, я не верил в возможность его выполнения. Время шло. Когда развернулись работы по Днепрострою, который ни как не давался прежней власти, я начал понимать свою ошибку. По мере того, как осуществлялись новые строй ки, реконструкция Москвы и другие большие начинания партии и правительства, все больше изменялось мое ми ровоззрение. Я стал понимать, что к Советской власти меня приближает то, что труд, который являлся основой моей жизни, Советская власть ставит выше всего. В этом
яубедился на деле.
Ясознавал, что перерождаюсь под влиянием новой
жизни...
Начавшаяся Великая Отечественная война явилась блестящим подтверждением мощности и прочности со ветского строя. Перед моими глазами прошли две послед-
2-95 |
9 |
ние войны — японская и Империалистическая. Я имел возможность сравнить положение тогда с тем, что про исходит теперь, во время Отечественной войны. Меня поражает выдержка и героизм, с каким советский народ борется на фронтах и в тылу под твердым руководством партии и Советского правительства.
Когда началась Отечественная война, я сам нашел применение своим знаниям и работал на оборонных за водах Урала вместе с коллективом моего института. Мы оказали посильную помощь делу защиты нашей Роди ны. За эту работу партия и правительство щедро награ дили меня и этим дали мне понять, что они доверяют мне.
Это дает мне право подать настоящее заявление о принятии меня в партию с тем, чтобы я имел возможность продолжить и закончить мою трудовую жизнь под зна менем партии большевиков.
Герой Социалистического Труда Е. Патон». Многогранной и плодотворной была исполненная твор
ческого вдохновения, непрерывных поисков, беззаветного служения народу научная, педагогическая, инженерная и общественная деятельность этого выдающегося предста вителя отечественной науки и техники. Он создал извест ную во всем мире школу мостостроителей. Десятки соо руженных по проектам Е. О. Патона мостов, 60 пособий и учебников, свыше 70 других научных работ по различ ным вопросам строительства мостов — таков вклад уче ного в эту отрасль науки и техники.
С именем Е. О. Патона тесно связаны изобретение и внедрение в промышленность высокоэффективных спо собов электросварки, создание поточных линий в свароч ном производстве, разработка технологии и аппаратуры автоматической сварки, фундаментальные комплексные
10
научно-исследовательские работы по проблемам прочнос ти сварных конструкций.
С его именем неразрывно связана и деятельность пра вофлангового технического прогресса — ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Института электро сварки Академии наук УССР, организатором и бессмен ным руководителем которого Е. О. Патои был до послед них дней жизни.
О своем жизненном пути мудро сказал сам Евге ний Оскарович: «Человеку не дано самому судить о том, как он выполняет свой долг. Истинным судьей в этом является только народ. Но одно я знал твердо: всего себя, без остатка, я отдаю работе, стараюсь жить так, чтобы всегда прямо и честно смотреть в глаза советским лю дям».
Да, он был непоколебим в своем жизненном кредо и благодаря этому завоевал благодарность народа.
Родина высоко оценила труд ученого. Евгений Оска рович Патон был избран действительным членом Акаде мии наук УССР, ему присвоили звание заслуженного деятеля науки УССР. Еще до войны он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а за разработку метода и аппаратуры автоматической сварки удостоен Государственной премии первой степени.
В годы Великой Отечественной войны за образцовое выполнение задания правительства по увеличению вы пуска танков и боеприпасов грудь ученого украсили бое вые ордена Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и высшая правительственная награда — орден Ленина. В марте 1943 г. за выдающиеся достижения, способствовавшие ускорению производства танков и ме таллоконструкций, Е. О. Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
2* И
Евгения Оскаровича дважды избирали вице-президен том Академии наук УССР — в 1945 и 1947 г. И на этом ответственном посту, продолжая руководить институтом, он проявил себя как умелый и неутомимый организатор. Ученый отдал много сил и энергии развитию науки в республике, усилению связи научно-исследовательских учреждений с народным хозяйством.
Трудящиеся нашей республики неизменно оказыва ли Е. О. Патону высокое доверие: его дважды избирали депутатом Верховного Совета СССР, коммунисты посы лали ученого делегатом на XVI и XVII съезды Комму нистической партии Украины.
Научная общественность, вся страна глубоко чтили ученого. В связи с 75-летием со дня рождения и 50-ле тием научной, инженерной и общественной деятельности Е. О. Патона его имя было присвоено Институту электро сварки. Тогда же были учреждены академическая, сту денческие и аспирантские стипендии его имени.
II
Разными путями идут люди в жизнь. Одних устра ивает спокойное течение будней. Каждое, пусть неболь шое препятствие они воспринимают как веление судьбы остановиться и даже не помышляют о том, чтобы пре одолеть его. И жизнь их несет, словно своенравный ру чей щепку.
С юношеских лет такое отношение к жизни было чуж до деятельной натуре будущего ученого. Теперь, когда вспоминают Евгения Оскаровича, непременно отмечают, что он всегда брался только за то, что лежит на пределе человеческих возможностей, и стремительно шел к цели,
12
не зная усталости. На склоне лет, подводя своеобразный итог пройденному, Евгений Оскарович говорил, что на собственном опыте убедился: трудные и смелые задачи решать значительно интереснее, нежели простые и мел кие. Больше того — их легче решать...
Эти слова звучат парадоксально, но они — результат исключительно глубокого и тонкого психологического на блюдения. В самом деле, если человеку предстоит не через бугорок перевалить, а преодолеть в науке крутую, неприступную вершину, он мобилизует все лучшее, что в нем есть. И в борьбе, в творческом горении становится сильнее, талантливее.
Судьба, словно ставя опыты на прочность, всякий раз предлагала Е. О. Патону нелегкие испытания. И букваль но — с детства.
В Штутгарте, в реальной гимназии, куда Евгения Патона, сына русского консула в Ницце, зачислили сразу в седьмой класс, основное внимание уделялось точным нау кам. Нелегко было мальчику, но он, проявив недюжин ную работоспособность, быстро догнал своих одноклас сников. А когда Оскара Петровича Патона перевели кон сулом в Бреславль, в гимназии, куда поступил Евгений, повышенные требования предъявлялись к знанию язы ков. И Патон взялся за изучение языков. Вскоре он читал английских, немецких и французских классиков в ори гинале, а в списке выпускников гимназии его фамилия значилась одной из первых.
В отличие от многих других учеников, которые оста новились на распутье, Евгений четко представлял свой дальнейший путь. «Стану инженером-строителем. буду возводить мосты!»— решил восемнадцатилетний юноша. Выбор именно этой профессии обусловливался рядом причин и прежде всего заветными думами юноши о Ро
13
дине, стремлением быть полезным своему народу. Еще с детства Евгений многое слышал от отца о русских инже нерах. Он знал, что в России развертывается строитель ство железных дорог и ей не обойтись без высокообра зованных инженеров-мостовиков.
Патон поступает на инженерно-строительный факуль тет Дрезденского политехнического института. Но мечта о Родине ни на минуту не оставляет юношу. Уже во вре мя первых каникул, которые он провел в России, Евгений отказался от заслуженного, столь необходимого ему отды ха и, поработав все лето, сдал в Новозыбковской гимна зии экзамен на русский аттестат зрелости.
После окончания Дрезденского института перед моло дым специалистом открылись весьма радужные перспек тивы. Он получил место ассистента при кафедре статики сооружений и мостов, что обещало в недалеком буду щем профессуру. Одновременно принял предложение про ектного бюро занять должность конструктора. И на ка федре, и в бюро Е. О. Патон работал с увлечением, так как не мог и не хотел что бы то ни было делать вполси лы. Но вряд ли кто-либо знал, какие сложные чувства испытывает этот молчаливый и, казалось бы, замкнутый молодой человек. А волноваться было от чего. Еще обу чаясь в институте, Патон начал бомбардировать русское Министерство путей сообщения письмами, в которых про сил допустить его к защите диплома в Петербурге, и хоть прошло уже немало времени — никаких известий!
Наконец пришел ответ. Бессмысленный и унизитель ный. Человеку с высшим образованием, инженеру с прак тическим опытом, преподавателю милостиво разреша лось... поступить на пятый курс Петербургского институ та инженеров путей сообщения, сдать экзамены по всем предметам и выполнить пять выпускных проектов.
14