ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
винт, перемещающий суппорт на 0,01 мм за каждый импульс, по ступающий с выхода делителя частот. Это позволяет нарезать резьбы с шагами 12; 6; 4; 3; 2; 1,5 и 1 мм.
Шаговый электродвигатель. Устройство и принцип работы ша гового электродвигателя (ЭШД) иллюстрируются схемой на рис. 6. Статор 1 состоит из трех секций, расположенных на внут ренней стороне цилиндрического корпуса (рис, 6, а). В каждой секции — четное число электромагнитов чередующейся поляр
ности. Электромагниты одной полярности расположены по одной образующей.
Ротор 2 состоит также из трех секций полюсов, представляю-
статор ■
Рис. 6. Шаговый двигатель:
а —устройство: / —статор; 2 —ротор; б —принцип работы.
|
Гос. |
пуб-ля'ѵк:и 15 |
J |
|
иаучноі т&Хня-:*ск».^ |
1 |
|||
ц |
библиотйіЩ |
Г.Г СР ‘ |
||
ГІі |
> М > |
к л і ч ' Л |
гг» |
І |
щих собой постоянные магниты чередующейся полярности. Числа полюсов статора и ротора одинаковы, но каждая секция ро тора сдвинута по отношению к другой на 7з угла между полюсами.
Так, при числе полюсов п —80 угол между |
полюсами составит |
4°30/, а сдвиг между секциями ротора— 1°30'. |
|
ЭШД работает так. Обмотки каждой секции статора пооче редно подключаются к источнику питания. Тогда находящиеся там электромагниты примут полярность, указанную на рис. 6, б. При этом разноименные полюса статора и ротора будут притя гиваться, а одноименные — отталкиваться, в результате чего ро тор повернется на Ѵз полюсного угла, т. е. на ГЗО'.
Обмотки секции статора могут подключаться к источнику пи
тания в различном порядке, |
т. е. 1-я, 2-я, 3-я или наоборот, |
3-я, 2-я и 1-я. В зависимости |
от этого будет изменяться на |
правление вращения ШД, а следовательно, и направление подачи. Рассмотренная схема — трехтактная, т. е. полный цикл переклю чения статорных обмоток осуществляется за три управляющих им пульса. Для управления ЭШД обычно применяется шеститакт ная схема. В первом такте напряжение подается на первую об мотку статора, во втором •— на первую и вторую, в третьем — на вторую, в четвертом — на вторую и третью, в пятом — на третью, в шестом — на третью и первую. При использовании шеститактной схемы величина угла поворота ротора уменьшается в два раза по сравнению с трехтактной схемой.
Важной характеристикой ЭШД является способность к бы строму разгону и торможению (приемистость). Она определяется максимальной частотой следования импульсов, которые отраба
тываются ЭШД без пропусков при пуске. В табл. 1 |
приводятся |
характеристики ЭШД, разработанных в ЭНИМСе. |
в настоя |
Гидроусилитель крутящего момента. Применяемые |
щее время шаговые двигатели имеют небольшую мощность и кру-
Та бл и ца 1
Шаговые электродвигатели конструкции ЭНИМСа
Характеристика |
|
|
|
|
Тип |
|
|
|
|
ШД-4 |
ШЕ-4Б |
ШД-5Б |
ШД-5Д1 |
||
|
|
|
|
||||
Шаги при шеститактной схеме |
управ |
1.5 |
3 |
1,5 |
1.5 |
||
ления, град |
частот без про |
||||||
Максимальный перепад |
800 |
800 |
2000 |
8000 |
|||
пуска импульсов (приемистость), гц |
|||||||
Вращающий момент |
при |
постоянной |
0,025 |
0,02 |
0,008 |
0,006 |
|
частоте, кгм |
|
|
|
||||
Напряжение питания постоянного тока, в |
27 |
27 |
27 |
48 |
|||
Потребляемый ток при частоте |
следо |
2,6 |
3,6 |
|
|
||
вания импульсов в 800 гц, |
а |
|
75X84 |
82x173 |
|||
Габаритные размеры, мм |
|
|
102x186 |
102X186 |
|||
Масса, кг |
|
|
|
4.5 |
4,5 |
0,8 |
3 |
16
тящий момент на валу и зачастую не могут использоваться как исполнительные двигатели.
Для усиления крутящего момента применяются гидроусилите ли, которые состоят из следящего золотника и силового гидро двигателя. Схема гидроусилителя приведена на рис. 7,а.
Следящий золотник состоит из корпуса 8, втулки 7 и крано вого золотника 4, Втулка 7 жестко связана с ротором силового гидродвигателя 2 посредством вала 3. Выходной вал гидродви гателя I приводит в движение ходовой винт станка. Крановый зо
лотник 4 жестко связан валом 5 с вращающимся в |
соответствии |
с заданной программой шаговым двигателем 6. |
(рис. 7, б). |
В крановом золотнике четыре паза 1— 1 и II—II |
Вкорпусе 8 имеются четыре кольцевые проточки МП, «давл», «сл»
иМІ, соединяющиеся с соответствующими магистралями. Через
Рис. 7. Гидроусилитель:
а — устройство гидроусилителя; |
/ — выходной |
вал |
гндродвигателя; |
|
2 — |
гндродвнгатель; 3 — вал; |
4 — крановый |
золотник; 5 — вал; |
|
6 — |
шаговый двигатель; 7 — втулка; 8 — корпус; |
б, |
в — схема работы. |
17
магистраль «давл» масло поступает в золотник, а через «сл» идет на слив. Магистрали МІ и МП соединяют золотник с гидромото ром 2.
На рис. 7, б схематически показаны четыре сечения золотника по проточкам. Из чертежа видно, что пазы 1 через отверстия во втулке 7 и проточку МІ постоянно сообщаются с магистралью МП
апазы II — с магистралью МП.
Вположении золотника на рис. 7, б его выступы перекрывают
отверстия во втулке |
7, сообщающиеся с проточками «давл» |
и |
||
«сл» (сечение f—f и т—т). Подача масла в золотник и |
слив |
из |
||
него перекрываются, |
поэтому циркуляции масла в магистралях |
|||
МІ и МІІ не происходит и двигатель не вращается. |
поворачи |
|||
При повороте ШД |
(например, по часовой |
стрелке) |
||
вается и золотник 4, |
принимая положение, |
показанное на |
рис. |
7, в. В результате этого масло через магистраль будет нагнетать ся в гидромотор. Вытесняемое из него масло через магистраль II, проточку МІІ, пазы II и проточку «сл» отводится на слив. Подача масла в гидромотор через магистраль МІ вызывает пово рот его на определенный угол в том же направлении, как и кра новый золотник, т. е. по часовой стрелке. Жестко связанная с гид ромотором втулка 7 повернется в ту же сторону, как бы догоняя золотник. Так осуществляется процесс слежения.
С прекращением вращения ШД вместе с ним остановится и крановый золотник 4. Гидромотор продолжает вращаться до тех пор, пока отверстия в сечениях «давл» и «сл» вновь перекроются выступами кранового золотника. Тогда циркуляция масла пре кратится и гидромотор остановится.
Нетрудно убедиться, что при вращении ШД в противополож ном направлении изменится и направление вращения выходного вала гидроусилителя.
Следовательно, в рассмотренном гидроусилителе момента осуществляется обратная связь по углу поворота выходного ва ла гидродвигателя.
§ 7. ОСОБЕННОСТИ КОМПОНОВКИ И КОНСТРУКЦИЙ МЕХАНИЧЕСКИХ УЗЛОВ
ТОКАРНЫХ СТАНКОВ С ЧПУ
Числовое программное управление для токарных станков за последние годы все шире применяется как в СССР, так и за ру бежом. Оно распространяется на токарные полуавтоматы, токар ные обрабатывающие центры, токарно-карусельные станки, тяже лые комбинированные станки.
Среди станков с ЧПУ, представленных на международной станкостроительной выставке 1968 года в Лондоне, токарные стан ки составляли 37% [4]. Многие типы токарных станков отечествен ного производства демонстрировались на Всесоюзной выстав ке в Москве «Станки 72» [5].
18
В компоновке станков с ЧПУ существует два направления: использование существующих моделей станков как базы для
создания станков с ЧПУ; создание специальных компоновок.
В качестве базы для станков с ЧПУ используются универсаль ные станки, оснащаемые специальными узлами, которые позво ляют эффективно использовать возможности программного уп равления. Основные требования к базовым станкам — высокая точность и жесткость конструкции.
Наряду с базовыми моделями создаются специальные компо новки, отличающиеся повышенной жесткостью, лучшим отводом стружки, большим количеством применяемого инструмента.
В станках для патронных работ наблюдается тенденция отка заться от традиционно расположенных направляющих станин, несущих суппорты с инструментом, и разместить их за осью центров, освободив все нижнее пространство под шпинделем и обрабатываемой деталью для схода стружки. С этой целью при меняют направляющие, расположенные в наклонной плоскости или
в вертикальной, как у станка мод. 1П717ФЗ |
Средневолжского |
станкозавода, мод. 1713ФЗ Ейского станкозавода |
[5], «Р 800 NC» |
фирмы ѴДР (ФРГ). |
|
Станки для патронных работ отличаются многообразием ком поновок и конструктивных исполнений. Так, в станке мод. Л/Л-300 фирмы Монфорте суппорт с двумя шестипозиционными ре вольверными головками смонтирован на массивной круглой скал ке, выдвигающейся из корпуса передней бабки от механизма подачи и быстрых ходов. Одновременно в работе находится толь ко одна верхняя головка. После окончания обработки суппорт от ходит вместе с центральной скалкой и поворачивается вокруг ее оси так, что нижняя головка устанавливается на место верхней в рабочее положение. В одной из модификаций станок оборудован дополнительным магазином и устройством автоматической сме ны инструмента.
Патронный станок той же фирмы мод. УЛ-630 отличается вертикальной осью шпинделя и оригинальным размещением двух четырехпозиционных револьверных головок на крестовине в верх ней части станка. Широко применяется сочетание закаленных на правляющих станины с закаленными стальными накладками на подвижных органах станков. В ряде станков, преимущественно тяжелых, используются гидростатические направляющие.
Весьма интересна принятая в некоторых станках конструк ция шпиндельной группы. Она располагается в корпусе в виде трубы [4]. Приводная шестерня—на заднем конце шпинделя за пределами корпуса. Труба способствует быстрому выравнива нию температуры передней и задней стенок шпиндельной бабки. Зто обеспечивает стабильное положение оси шпинделя параллель но направляющим станины независимо от нагрева шпиндельных опор. В задних бабках некоторых станков применяется пиноль прямоугольного сечения, что повышает ее жесткость.
■19
В приводах главного движения широко применяются автома
тические коробки |
скоростей с электромагнитными муфтами. |
В станках с ЧПУ |
многих зарубежных фирм используются также |
приводы постоянного тока с тиристорным регулированием. Удель ный вес их в общем объеме выпуска ведущих фирм составляет 50—70%.
В приводах широко распространены и передачи «винт-гайка» качения. Они имеют следующие преимущества:
низкие потери на трение; к. п. д. этих передач составляет при
полной |
нагрузке |
около |
90% |
в сравнении |
с 25—40% передачи |
|
«винт-гайка» скольжения; |
|
|
|
|||
почти полная независимость силы трения от скорости; |
осе |
|||||
возможность создания натяга,, обеспечивающего высокую |
||||||
вую жесткость; |
сохранение |
первоначальной точности |
(при |
|||
длительное |
||||||
условии |
изготовления |
винта |
и гайки с |
твердостью не |
ниже |
60 HRC).
Недостатки передачи «винт-гайка» качения:
необходимость закалки винта и гайки до весьма высокой твер дости, что затрудняет изготовление винтов большой длины;
передача должна иметь высокую точность, так как погрешно сти изготовления элементов передачи вызывают колебание натя га при движении гайки по винту. Во избежание этого винт и гай ка должны быть шлифованными.
Попытки устранить недостатки передачи «винт-гайка» качения привели к созданию гидростатической передачи «винт-гайка», работающей в условиях жидкостного трения.
Сопряженные рабочие поверхности винта и гайки в такой пе редаче всегда разделены масляным слоем, вследствие чего износ полностью устраняется. Коэффициент жидкостного трения очень мал, благодаря чему к. п. д. гидростатической передачи выше, чем у передачи «винт-гайка» качения. Он составляет приблизи тельно 0,99 (без учета мощности насоса, нагнетающего масло). Передача практически является беззазорной, так как зазор в резьбе заполнен жестким слоем масла, подаваемого под давле нием через дроссель. При достаточном давлении жесткость мас ляного слоя выше контактной жесткости передачи «винт-гайка» скольжения. Винт и гайка могут изготовляться из легкообраба-
тываемых недефицитных материалов; профиль |
резьбы |
может |
быть простой формы (например, трапецеидальной, |
более |
техно |
логичной), чем формы профилей, применяемых в передачах «винтгайка» качения. Исключение термической обработки позволяет без значительных затруднений изготовлять винты большой дли ны. Передача отличается хорошим демпфированием.
К недостаткам гидростатической передачи «винт-гайка» отно сятся необходимость циркуляционной смазки, высокие требова ния к качеству фильтрации масла, несколько меньшая жесткость масляного слоя и его меньшая несущая способность по сравне нию с передачей «винт-гайка» качения.
20