ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
в литейных цехах; создание и внедрение в производст во нового способа уплотнения смесей под высоким удельным давлением. Многие из этих изобретений за патентованы, а лицензии на их использование купле ны фирмами США, Японии, Франции и других стран.
Возросшие возможности отечественного приборо строения h электроники позволяют ученым-литейщи кам глубже исследовать процессы литейного произ водства и, в частности, всесторонне изучать явления теплового взаимодействия между литейной формой, расплавом и формирующейся отливкой. Это помогло установить механизм формирования отливки в литей ной форме, сделанной из различных материалов, раз работать методы расчета тепловых процессов литья, обеспечивающих получение литых конструкций с за ранее заданными свойствами.
Таким образом, имеются все основания полагать, что в настоящее время литейное производство пере стало быть «темным» делом. Однако это ни в коей мере не означает, что все проблемы решены. Непрерывное развитие общественного производства и совершенст вование народного хозяйства СССР ставят перед ли тейщиками все новые и более сложные задачи. Вот почему романтика поиска и научных открытий — ха рактерная черта работы современного специалисталитейщика. В его распоряжении находится арсенал новейших достижений технологии, науки и техники, помогающих обуздать капризный расплавленный ме талл.
Свято чтя традиции и память об Андрее Чохове, Иване и Михаиле Моториных, В. П. Екимове и других замечательных русских «литцах», творцах Царь-пуш ки, Царь-колокола, памятников Петру Первому «Мед ный всадник», Минину и Пожарскому и многих дру гих произведений литейного искусства, используя их опыт и мастерство, советские скульпторы и литейщи ки открыли новую славную страницу в области худо жественного литья. Столицу нашей Родины украшают уникальные по уровню исполнительского мастерства произведения литейного искусства, созданные за время Советской власти и особенно за последние годы. К ним в первую очередь следует отнести памятники осно вателю Москвы — князю Долгорукову, великим ПИ-
13
сателям классикам русской литературы М. Горькому и Н. В. Гоголю, замечательному советскому поэту В. В. Маяковскому и многим другим нашим великим соотечественникам. Наглядным примером мастерства
советских литейщиков |
может служить |
уникальная |
||
художественная |
отливка |
— стальной букет цветов, |
||
полученный методом |
литья по выплавляемым моде |
|||
лям, в котором |
толщина |
лепестков розы |
достигает |
|
0,3 мм. |
|
|
|
|
Как и в былые времена, поддерживая и развивая славные традиции, плодотворно трудятся мастера-ли тейщики Касли. За последние годы ими созданы пре красные бюсты и барельефы К- Маркса, В. И. Лени на, а также ряда политических деятелей — Р. Люк сембург, С. М. Кирова и других. В 1936 г. каслинцы отлили бюст французского писателя Анри Барбюса.
Больших успехов в художественном литье доби лись мастера-литейщики мытищинского завода «Мо нумент». Высокохудожественную продукцию выпус кает цех художественного литья Московского дерево обрабатывающего комбината № 3. Здесь творят ку десники. Они «перевоплощают» скульптуры в вечный металл — бронзу. За сравнительно короткое время ими отлиты памятники П. И. Чайковскому, А. С. Гри боедову, М. В. Ломоносову, Ю. А. Гагарину и другим.
В дореволюционной России литейное дело было слугой «двух господ» — искусства и промышленности, так как наряду с колоколами и скульптурами произво дило заготовки деталей машин. В настоящее время оно выросло в самостоятельную отрасль промышленности. Не монументы и скульптуры, а детали космических ракет и сверхзвуковых самолетов, многотонные лопас ти и корпуса турбин крупнейших в мире ГЭС, огром ные форштевны кораблей-лайнеров, ажурные корпуса точных приборов, детали металлорежущих станков, автомобилей и других машин являются основной про дукцией современного литейного производства.
Больших высот в своем развитии достигли сварка, обработка металлов давлением, холодная обработка металлов и др. Однако, как принято говорить на ма шиностроительных заводах, «все начинается с литья». Подавляющая часть металла начинает служить лю дям только предварительно пройдя через изложницы
14
или литейные формы. Конечно, заготовки деталей ма шин можно производить ковкой, штамповкой, свар кой и другими способами обработки. Однако наиболее простым и дешевым способом их получения считают литье. Почему? Потому, что характерной его особен ностью является универсальность, т. е. возможность получения самых разнообразных по конфигурации и техническим свойствам фасонных отливок из серого и ковкого чугуна, углеродистых и легированных сталей, бронз и латуней, алюминиевых, магниевых, титановых и других металлических сплавов. При этом масса отливок колеблется в пределах от 10 г до 300 т, дли на — от 1 см до 20 м, а толщина стенок — от 0,3 до
500 мм.
Высокие механические и эксплуатационные свой ства, а также экономичность отливок обусловливают их широкое применение в различных отраслях про мышленности, и особенно в машиностроении, где литые детали составляют от 25% (в сельскохозяйст венных машинах) до 90% (в металлорежущих стан ках) общей массы машин. С учетом этого литейное производство по праву считают основой машинострое ния.
В 1970 г. в нашей стране было произведено около 20 млн. т отливок, что намного превышает их выпуск
влюбой из капиталистических стран. В 1975 г. выпуск отливок должен возрасти до 25 млн. т.
Развитие литейного производства в нашей стране осуществляется гармонично. Это значит, что одновре менно с непрерывным ростом выпуска отливок огром ное внимание уделяется их качеству: совершенствова нию механических и эксплуатационных свойств, повышению точности и снижению шероховатости по верхности. Все это, вместе взятое, обеспечивает рост долговечности машин и литых конструкций. Благодаря ужесточению требований, предъявляемых к машинам,
впоследние годы заметно изменился характер произ водимых отливок. Вместо простых по конфигурации, тяжелых, с большой толщиной стенок заготовок ныне производятся сложные, тонкостенные и более легкие литые конструкции, повышенная прочность которых обеспечивается коробчатой формой, а также нали
чием ребер жесткости. Повышение точности и качест-
15
Таблица 1
Точность и качество поверхности отливок
|
|
|
|
Точность |
Качество |
поверхности |
|
|
|
|
|
Класс точности по |
Класс шероховатости |
||
|
Способ литья |
ГОСТ 7713-62 |
по ГОСТ 2789-59 |
||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
предель |
обычный |
предель |
обычный |
|
|
|
|
ный |
ный |
||
В |
сухие |
толстостенные |
8 |
9 |
|
|
|
В |
формы |
толстостенные |
ѵ2 |
V 1 |
|||
сырые |
|
|
|
|
|||
|
формы в |
условиях вы |
|
|
|
|
|
|
сокомеханизированного |
|
7 |
|
|
||
|
массового |
производства |
5 |
ѵб |
Ѵ4 |
||
В металлические |
кокили и |
5 |
7 |
ѵ6 |
|
||
|
центробежный |
|
Ѵ4 |
||||
В сырые формы, спрессо |
|
|
|
|
|||
|
ванные под |
повышен |
|
7 |
ѵ6 |
|
|
|
ным давлением |
|
4 |
ѵ4 |
|||
В графитовые кокили |
4 |
7 |
Ѵ7 |
Ѵ4 |
Воболочковые песчано
смоляные формы |
4 |
7 |
Ѵ7 |
ѵ4 |
По выплавляемым моделям |
3 |
5 |
ѵ7 |
Ѵ4 |
Под давлением |
3 |
5 |
ѵ8 |
ѵ5 |
ва поверхности отливок (табл. 1) в современных ус ловиях достигается благодаря всемерному развитию специальных методов литья (по выплавляемым и вы жигаемым моделям, кокильный, под давлением и др.).
В связи с отмеченными выше особенностями совре менных отливок, разработкой новых (высокопрочный чугун и др.), а также улучшением свойств давно ис пользуемых литейных сплавов, область применения фасонных отливок в машиностроении все более расши ряется за счет сокращения числа заготовок, получае мых ковкой, штамповкой, сваркой и другими способа ми. Дизельные и автомобильные коленчатые валы, выхлопные клапаны, распределительные валы, шату ны — вот далеко не полный перечень ответственных деталей машин, которые ранее производились из сталь ных поковок, а в последние годы стали получать
литьем.
Какими соображениями руководствуются конст рукторы, отказываясь иной раз от ковки в пользу
16
Рис. 1. Конструкции цилиндра высокого давления газовой тур бины:
о) — цельнолитая; б) — сварнолитая; 1 — верхняя и 4 — нижняя полови ны улиток; 2 — верхняя и 6 — нижняя средние части бочки цилиндра; 3 — верхняя и 7 — нижняя передние части бочки цилиндра; 5 — малый фланец нижней улитки.
стального литья? Главнейшими из них являются: анизатропность — неодинаковость свойств кованой стали при нагружении детали вдоль и поперек волокон, максимальное приближение формы отливок к окон чательной конфигурации изделия, а следовательно, меньшие потери металла на уклоны, напуски и при пуски на механическую обработку, а также меньшие затраты при подготовке производства, так как обра ботка металлов давлением отличается высокой стои мостью штампов и громоздкостью ковочных машин.
Одним из новых направлений технологии, обеспе чивающим получение крупногабаритных и сложных по конструкции стальных деталей машин, является сочетание литья отдельных частей с последующей их сваркой. Новая технология была успешно применена при изготовлении рабочих колес мощных турбин Братской ГЭС массой 100 т, Красноярской ГЭС — мас сой 270 т и Асуанской ГЭС. Последние выполнялись из высоколегированной кавитационностойкой стали. Колеса имели диаметр 7200 мм, высоту — 3610 мм и массу — 140 т.
Сварнолитые конструкции |
отличаются большой |
||
надежностью, так как в них полностью |
отсутствуют |
||
2 М. Н. Сосненко |
Гос. |
ПубгИЧі ; л |
17 |
|
-
»'4 ’ |
Г; Г Í |
внутренние напряжения, трещины и усадочные рако вины, свойственные единой отливке сложной конфигу рации с наличием разностенности и массивных мест. Кроме того, они более экономичны. Так, применение сварнолитой конструкции крупного (массой обеих по ловин 8442 кг) стального (из жаропрочной стали аустенитного класса марки ЛАІ) цилиндра высокого давления газовой турбины (рис. 1) позволило упрос тить процесс производства заготовки, обеспечило не обходимые условия для получения плотного металла, облегчило изготовление стержней и сборку формы, а также доступ к внутренней половине улитки для осмотра и дефектоскопии.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ
ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В |
литейных цехах издавна применяется технология |
получения фасонных отливок (рис. 2), которая осу |
ществляется путем заливки расплавленного литейного сплава (расплава) в земляную форму. Такая форма называется разовой, так как служит для получения только одной отливки, после чего разрушается.
Форма (рис. 3, а) состоит из двух половин — полуформ 1 и 2, изготовляемых из песчано-глинистой сме си, которую уплотняют в металлических рамках 6 и 7, называемых опоками. Полость формы 3, имеющую очертания будущей отливки, получают с помощью мо дели 8 (рис. 3, в). Чтобы образовать в отливке отвер стие, в форму (при ее подготовке к заливке) устанав ливают стержень 4 (рис. 3, б), который изготовляют отдельно от формы из песчано-глинистой смеси, уплот няемой в стержневом ящике 10 (рис. 3, г). Для обес печения правильной установки и надежной фиксации стержня в форме предусматривают гнезда, которые называются знаками. Они образуются выступами 9 на модели (рис. 3, в). Полость формы заполняется рас плавом через каналы 5 (рис. 3, а), называемые литни ковой системой. Перед заливкой полуформы соеди няют и скрепляют скобами или наложением груза, что предупреждает подъем верхней полуформы под дей ствием давления поступающего в форму расплава.
На рис. 4 показаны стадии технологического про цесса изготовления литейной формы для получения отливок зубчатого колеса.
2* |
19 |
Рис. 2. Схема технологического процесса получения отливок
в разовой песчано-глинистой форме.
Рис. 3. Литейная форма (а), песчаный стержень (б), модель (s)- и стержневой ящик (г) :
—полуформы; 3 — полость формы; 4 — стержень; 5 — литниковая си стема; 6, 7 — опоки; 8 —- модель; 9 — знаки модели; 10—-части стержне
вого ящика.
1. Набивка нижней полуформы: установка на под модельный щиток 1 модели 2 и опоки 3, насыпка и уплотнение формовочной смеси, удаление излишка смеси линейкой вровень с кромками опоки, накол га зоотводных каналов иглой — душником 4 (рис. 4,
аи б).
2.Поворот нижней полуформы на 180°, установка ее на верстак. Заглаживание плоскости разъема гла дилкой и засыпка ее разделительным песком, установ ка знака модели и опоки по штырям 5 и модели стоя ка 6 (рис. 4, в).
3.Набивка верхней полуформы. Она производит ся аналогично набивке нижней, с той лишь разницей, что в ней оформляют воронку и стояк литниковой сис темы (рис. 4, г).
4.Снятие верхней полуформы и ее отделка: сме тание разделительного песка, заглаживание разъема формы гладилкой, смачивание смеси вокруг знака стержня и у кромки отверстия стояка, извлечение зна ка модели с помощью подъема 7, накол газоотводно го канала в углублении знака стержня, припыливание формы серебристым графитом (рис. 4, д).
5.Отделка нижней полуформы: сметание разде лительного песка, заглаживание разъема формы гла дилкой, смачивание смеси водой вокруг . модели и в месте вырезания питателя, извлечение модели, про резание ланцетом питателя, припыливание формы се ребристым графитом, накол газоотводного канала в углублении знака стержня (рис. 4, <?).
21
гз
Рис. 4. Последовательность операций при ручной формовке.
6. Сборка формы: установка стержня 8 в знак ниж ней полуформы, накрытие верхней полуформы на ниж нюю по штырям, скрепление полуформ наложением на форму груза (рис. 4, е).
Приведенный пример формовки показывает, что процессы литья характерны многооперационностью, а
22