Файл: Оперативные графические системы в автоматизации проектирования..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
В трех младших разрядах команды (4-4-6) содержится код, определяющий одно из восьми возможных направле ний движения. Данное перемещение отображается на экране тогда, когда бит (В) равен нулю и, наоборот, единица в этом разряде означает перемещение луча в соседнюю точку без отображения элементарного векто ра [24].
При выбранном способе кодирования время вычерчи вания изображения зависит ют характеристик тех блоков
системы, которые участвуют |
в |
процессе отображения: |
|||
|
tu.u = |
-^(/7,<эвм, |
Ясс. Qyy, /ин), |
(4.29) |
|
где Я кэвм — пропускная |
способность канала ЭВМ |
||||
(символ/сек) \ Ясс ■— пропускная |
способность |
системы |
|||
связи |
(бит/сек)\ |
Qyy — производительность |
управля |
||
ющего |
устройства; [ iн — частотные свойства усилителя |
координатного отклонения ИН.
В связи с тем что обработка информации при постро ении изображения ведется этими блоками последователь но, время вычерчивания определяется параметрами бло ка, дающего наибольшую временную задержку.
Так, при дистанционном размещении ЗЭЛТ время вы черчивания будет определяться пропускной способностью системы связи
(4-30)
где М — количество информации, передаваемой в графи ческий процессор для построения изображения (бит).
При близком размещении ЗЭЛТ для связи использу ется коаксиальный кабель. При этом время вычерчива ния определяется пропускной способностью канала ЭВМ
N |
(4.31) |
|
П.кЭВМ |
||
|
где N — объем программы отображения (символы). Так как в (4.30) и (4.31) параметры блоков являются величинами известными, то для определения величины Д.п необходимо найти объем программы отображения N. Вычисление N производилось для изображения сложной поверхности, которая представляется на экране в виде сетки линий 3-го порядка. Эти линии аппроксимируются векторами, координаты которых в свою очередь являются
124
исходными данными для программы формирования мас сива элементарных перемещений. Для достаточно слож ной поверхности, ' представленной 40 линиями, объем программы отображения составил 20,4-103 символов.
С целью сокращения времени вычерчивания изобра жения, а также уменьшения объема памяти, занимаемого программой отображения, можно несколько изменить структуру управляющей команды, поместив в три стар ших разряда (0—2) число повторяющихся шагов в вы бранном направлении. Максимальное число элементар ных перемещений в команде равно 7. Такой способ коди рования потребовал некоторого добавления аппаратуры в схему управляющего устройства (введение счетчика шагов), однако при этом выводной массив стал более компактным — // = 8,5 • 103 символов.
В табл. 2 приведены значения времени вычерчивания (в сек) в зависимости от выбранного способа кодирова ния, типа каналов ЭВМ и системы связи.
Из таблицы видно, что предложенный метод постро ения изображения с помощью программного формирова ния элементарных перемещений, отличающийся просто той аппаратурной реализации, при размещении индикаторного устройства вблизи центрального процес сора дает приемлемое время вычерчивания изображения. Данный метод оказывается менее пригодным при органи зации дистанционного обслуживания. В этом случае целесообразно для построения изображения использо вать аппаратурный интерполятор.
Рассмотренный метод построения изображения может быть также использован для обслуживания микрофиль мирующих устройств, не требующих регенерации изобра жения. В этом случае для обеспечения большой точности
Способ кодирования
Символ на одно элемен тарное перемещение Символ на 1 элементар
ных перемещений
7)
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
ТелефонныГ! |
Коаксиальный кабель |
||
мультиплекс |
|
||
канал связи |
селекторный |
||
(2400 б и т / с е к ) |
ный канал |
||
канал ЭВМ |
|||
|
ЭВМ |
|
|
Не менее 60 |
0,3 |
0,1 |
|
Не менее 30 |
0,12 |
0,04 |
125
вычерчивания можно применить метод аппроксимации контура последовательностью элементарных перемеще ний в 16 возможных направлениях. При этом структура графической команды имеет вид
В четырех младших разрядах команды (3-=-6) содер жится код, определяющий одно из 16 направлений движения.
I |
l l |
__I |
I---- |
О п |
3 |
. |
6 |
|
'------- |
г |
|
|
|
Направление |
Процесс генерирования перемещений с единичной длиной не отличается от рассмотренного ранее и заклю чается в увеличении или уменьшении содержимого одно го или обоих счетчиков одновременно на единицу. При вычерчивании перемещений с длиной в два шага, напри мер в направлении 1, управляющий импульс поступает во второй младший разряд счетчика X, увеличивая код в нем на две единицы, и в самый младший разряд счетчи ка Y, увеличивая код в нем на одну единицу. При этом луч переместится в соответствующем направлении. Так, управляя перемещением луча в соответствии с команда ми направлений, поступающими в виде последовательно го массива символов, можно с большой точностью по строить требуемое изображение.
При организации многопультовой ОГС с дистанцион ным размещением индикаторных устройств возможно вести обслуживание одним графическим процессором большого числа ЗЭЛТ [25].
На рис. 4.15 приведена блок-схема отображающей части ППГИ. В состав графического процессора входят блоки, управляющие вычерчиванием изображения: аппаратурный интерполятор (интегратор), вырабатыва ющий элементарные перемещения; генератор символов, который выдает последовательность прямолинейных век торов, описывающих контур символа. Для одновременно
126
го обслуживания нескольких ПН в графический процес сор включается память, которая хранит исходные данные г. графическом элементе и промежуточные результаты интерполирования. Для каждого индикатора в памяти выделена группа ячеек, в которых запоминается кадр интерполяции, т. е. информация, необходимая для рабо ты интерполятора при вычерчивании элемента.
Рис. 4.15. Блок-схема системы отображения с общим управлением для нескольких ИН па ЭЭЛТ
127
Считывание информации из памяти происходит для каждого из индикаторов в своей фазе обслуживания сле дующим образом. Сначала считывается команда, опреде ляющая графический элемент и размещенная в группе ячеек 1-го индикатора. Операнды этой команды поступа ют в блок интерполирования, где вырабатываются код направления элементарного перемещения и бит, управля ющий включением луча. Эта информация через комму татор вывода передается в ИН], в котором в соответст вии с ней формируются сигналы, управляющие относи тельным перемещением луча в соседнюю точку экрана. После этого промежуточная информация, полученная в результате вычислений, из регистров блока интерполиро вания переписывается обратно в память. Далее считыва ется информация, размещенная в группе ячеек 2-го инди катора, и осуществляется генерирование элементарного приращения для ИН2 и т. д. После обслуживания всех индикаторов выполняется повторное обращение к группе ячеек 1-го индикатора для формирования второго эле ментарного приращения этого устройства. При этом повторное выполнение команды каждого из индикаторов должно происходить через время, равное или большее времени установления луча в соседнюю точку экрана:
/у </С (тт + у , |
(4.32) |
где ty — время установления (перехода) луча в сосед нюю точку экрана; К — количество индикаторов, рабо тающих от общей памяти и интерполятора; т •— время обращения к памяти; т —■количество слов, составля ющих одну группу; ta — время вычисления в интерполя торе одного приращения.
Из (4.32) можно найти величину т, которую необхо димо учитывать при определении числа индикаторов, об служиваемых памятью. Это позволит не слишком услож нять память, добиваясь от нее значительного быстродей ствия.
По окончании вычерчивания графического элемента на одном из индикаторных устройств по запросу графи ческого процессора происходит передача информации, определяющей следующий отображаемый элемент, из центрального процессора в соответствующие ячейки па мяти графического процессора.
128
Несмотря на очевидные преимущества, которые дает индикаторное устройство па ЗЭЛТ (дешевизна, большой объем отображаемой информации, немелькающее изоб ражение), существует и ряд недостатков:
1) использование такого индикаторного устройства значительно снижает оперативность системы; невозмож ность выборочного стирания элементов требует полного удаления всего изображения, что составляет 0,5 сек и более; при каждом изменении, вносимом в изображение, необходимо заново формировать программу отобра жения;
2) свойство запоминания |
изображения затрудняет |
|
применение обычных средств |
общения человека с ЭВМ; |
|
исключается |
использование светового и лучевого перьев, |
|
а применение |
кпюпельных |
механизмов, управляющих |
положением |
светового маркера, потребует усложнения |
управляющего устройства.
9. Злк. 218