ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Э.АНовиков9 В.С.Егоров
ИНФОРМАЦИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
217 5*ы
I
■zT cI-
Kn
LfN
KN
СЧІ
I
А К А Д Е М И Я Н А У К С С С Р
СЕРИЯ «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА»
Э. А. Н овиков, В .С .Егоров
ИНФОРМАЦИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О - «Н'А У К А і
Ленинградское отделение
У |
Л Е Н И Н Г Р А Д • 1 9 7 4 |
1 ГО С. U;Vu,r.i4'.jAW |
1 |
НАУЧНО-ТЬХНИ‘-гй:3'КАл 1 1 BWS.WOTEKA С С С Р . 1
і ’- Ъ
Л - і г і at Г
О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
Д . Ю. Т Е П Л О Е
I
„0062-1029
© Издательство «Наука» 1974
Н 042(011-74 21-,З Н П Л ■
Разум и наука — величайшая сила человека.
Гёте.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Научно-техническая информация является предметом специфической области человеческой деятельности, назы ваемой научно-информационной, которая посвящена ре шению трех основных задач: максимальному сбору и ана литико-синтетической переработке документальной инфор мации с целью наиболее быстрого оповещения ученых о всех новых достижениях науки и техники; длительному хранению этой информации в информационно-поисковых системах, позволяющих осуществлять быстрый, исчерпы вающий и многоаспектный поиск необходимых знаний; переработке информации в информационно-логических системах для получения новой информации.1
Исследованием научно-информационной деятельности
занимается |
специальная |
дисциплина — информатика, |
или, как |
ее называли до |
недавнего времени, теория |
научной информации. Информатику прежде всего инте ресует результат научной деятельности, воплощенный в документах (книги, журналы, патенты, авторские сви детельства, диссертации), т. е. информатика имеет дело с научным знанием, принявшим форму научной инфор мации.
Издавна слово «информация» связывалось с про цессом человеческого общения, передачи сведений. Изу чение закономерностей передачи сообщений по техни ческим каналам связи, обслуживающим массовые ком
муникации (радио, |
телефон, |
телевидение), |
привело* |
|
‘ М и х а й л о в А. |
И., Ч е р н ы й А. |
И., |
Г и л я р е в - |
|
с к и й Р. С. Основы информатики. М., |
1968, с. |
43. |
|
8
к |
трансформации технического термина _«коммуникация» |
в |
понятие коммуникация, которое определяется как пе |
редача информации плп обмен ею. В этом смысле к мас совым видам коммуникаций могут быть отнесены и кино,
ипечать.
Всовременных условиях, когда те„мпы развития
средств массовых и научных коммуникаций непрерывно возрастают, возникло противоречие между производством информации и возможностями ее потребления, перера ботки и. использования. «Повсеместно и почти любым по токам научно-технической информации потребители (пе
реработчики) дают оценку, в которой отмечается, |
что ин |
||
формации слишком много (по общему объему ее) |
и слиш |
||
ком мало |
(по доле доступных для использования необ |
||
ходимых |
сведений)».2 Выражения «слишком мало» и |
||
«слишком |
много» в приведенной цитате очень удачно, |
||
как нам кажется, объясняют такие |
вполне сложившиеся |
||
и широко |
употребляемые понятия, |
как информационный |
голод (потребитель информации не в состоянии следить за всей интересующей его информацией) и информаци онный кризис (потребитель информации буквально тонет в потоке интересующей его информации). Преодоление обоих отрицательных явлений в современном информа ционном обеспечении научных исследований и инже нерно-технических решений невозможно без совершенст вования и развития средств хранения, преобразования, распределения п поиска информации, без совершенство вания организации процесса общения потребителей ин
формации с ее источниками.
«В возникновении современного „информационного кризиса“, как это ни странно, в определенной степени „повинна“ теория информации», в результате развития которой «сложилась такая ситуация, что существенное развитие получили технические средства передачи ин формации, проблемам же „понимания“ и использования этой информации уделялось незначительное внимание»'.3
Человечество |
со времен Архимеда |
и Аристотеля |
|
накопило неисчерпаемые сокровища сведений об |
окру- |
||
2 Д о б р о в Г. |
М. Информационная основа |
истории |
научно- |
технического развития. В кн.: Проблемы документалистики. М.,
1968, |
с. |
17. |
3 |
У р с у л А. Д. Информация. Методологические аспекты. М., |
|
1971, |
с. |
187. |
4
жающем его макро- и микромире, о законах, управляю щих различными процессами в живой и неживой при
роде, |
на планете |
Земля и в доступных современной |
науке |
«уголках» |
Вселенной, о человеке как биологиче |
ском и общественном феномене, о законах возникновения и развития общественно-экономических формаций и их высшей формы — коммунизма.
Значительную часть этой сокровищницы знаний со ставляет информация о науке и технике. О том, как умножается и преобразуется научно-техническая инфор мация, где и в каком виде она хранится, как ее найти,
кто |
или что помогает исследователям в этом |
поиске, |
|
с помощью каких средств можно улучшить и |
ускорить |
||
ее |
использование в научной |
и инженерно-технической |
|
практике, и рассказывает наша |
книга. |
|
Глава первая
НАУКА И ИНФОРМАЦИЯ
Научно-технический прогресс
и„информационный кризис“
Сегодня мы часто слышим утверждения, что живем
в век великой -научно-технической революции. Эти утверждения порождены рядом явлений, которые не мо гут не быть названы исключительными. Действительно, не столетия, как раньше, а всего несколько лет необхо димо современным высокоразвитым странам для удвое ния промышленной продукции. В нашей стране объем индустриального производства в шестидесятые годы удвоился за семилетие; добыча полезных ископаемых во всем мире всего за 10 лет выросла в 2 раза п т. д. Максимальное использование информации о достижениях науки и техники в других странах может помочь госу дарству быстрее занять ведущее положение в различных отраслях производства, что и произошло в послевоенной Японии.
Впрочем, и раньше люди считали, что живут в исклю чительное время расцвета науки и техники. Чем же ха рактерна наша современность?
Во-первых, наука и техника проникли во все сферы материального производства. Научно-техническая дея тельность стала поистпне массовой. «Наука является развивающимся комплексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше — на опыте и действиях огромного потока мыслителей и тружени ков»,— писал Джон Бернал.1 Более 90% исследователей,1
1 Б е р н а л Дж. Наука в истории. общества. М., 1956, с. 27.
в
работавших во все эпохи человеческой истории, — наши современники. Резко возросла информация о достиже ниях в различных областях деятельности людей. Ее пе редача обеспечена почти повсеместно системой быстро действующих коммуникаций.
Во-вторых, несопоставимо ускорилась реализация данных научно-технической информации. На протяжепии жизни одного поколения окружающий нас технологиче ский мир несколько раз обновлялся. Выдающийся фи зик современности Макс Бори отмечал, что свою научную деятельность в XX столетии он начинал в совершенно ином мире: «Моя область науки, атомистика и радио электроника, которые привели к глубокому пониманию строения материи, только начинали свое шествие. Любой человек, который описал бы технические приложения этих знаний в том виде, в каком мы их видим сегодня, был бы осмеян. Не было автомобилей и самолетов, не было радиосвязи и радиоприемников, не было кино и телевидения, не было конвейеров, массового производства и тому подобного. Все это стало реальностью на моих глазах и привело к экономическим и социальным пере менам в жизни людей, более глубоким и фундаменталь ным, чем что-либо в течение десяти веков минувшей истории: полуфеодальные империи стали социалистиче скими республиками, разрозненные племена преврати лись в организованные государства с современными конституциями, начались исследования космического пространства, и никого уже не удивляют самые дерзкие, дорогостоящие планы астронавтики».2 Кто из ученых прошлого мог бы сказать о себе подобное?
Возрастание темпов поступательного хода истории стало теперь уже очевидной истиной. Доказывать ее — все равно что ломиться в открытые двери, и ученые ныне состязаются лишь в том, как наиболее ярко и впе чатляюще изобразить эту истину и преподнести ее обще ственности. Одним из первых в книге «Человек и тех ника» это попытался сделать швейцарский инженер и
философ Г. |
Эйхельберг, уподобивший |
историю |
развития |
|
человечества |
за 600 тыс. лет марафонскому |
бегу на |
||
60 км с эффектным |
пятиметровым |
финишем, |
вмещаю |
|
щим все достижения |
современной цивилизации. |
|
2 Б о р н Макс. Моя жизнь и взгляды. М., 1973, с. 138.
7
«Еще более красноречивое сравнение предлагает Дж. Лыопс Пауэлл, сопоставляющий 50 тысяч лет исто рии человечества (со времени появления кроманьонца) с 50 годами жизни одного человека. Если мы воспользу емся данным масштабом, то окажется, что всего лишь
десять |
лет назад этот человек |
переселился |
из |
пещеры |
в первое сделанное своими руками жилище; |
пять лет |
|||
назад |
овладел грамотой; два |
с половиной года |
прошло |
с тех пор, как он познакомился с законами логики и ме ханики; полгода назад он изобрел книгопечатание и узнал, что Земля, на которой он живет, — это шар, вра щающийся вокруг Солнца; два месяца истекло с тех пор, как он построил паровую машину, а вскоре затем открыл электричество; три недели назад построил пер вый самолет, изобрел радио и задумался над теорией отпосптельности; на прошлой неделе изобрел телевизор, атомный реактор и электронную вычислительную ма шину; три дня назад облетел вокруг Земли на космиче
ской ракете, а вчера уже впервые побывал на |
Луне».8 |
||
Почти ежедневно мы узнаем буквально о фантастиче |
|||
ских переменах, происходящпх вокруг. |
Описания дале |
||
кого |
будущего, прочитанные в детстве в книгах Ж. Верна |
||
п Г. |
Уэллса, неожиданно вторгаются в |
реальное |
бытие. |
«Но интересно, — отмечает академик М. Д. Миллионщи
ков, — что есть и такие |
людп, |
которые не считают уско |
|
ренное развитие науки чем-то |
специфичным. |
И в самом |
|
деле: наука развивалась |
(при |
этом набирая |
темп) за |
долго до нашего века. Да на пустом месте научно-техни ческая революция и не могла бы возникнуть». Каждое поколение ученых п техников оставляло нам в информа ции, сохранившейся в книгах или орудиях производства,!
результаты |
своих псКаний. |
Об |
этом |
мудро сказал! |
|
И. |
Ньютон: |
«Если я видел дальше, |
то потому, что стоял.; |
||
на |
плечах гигантов». |
|
|
|
|
|
«Тем не менее то, что нроисходит сейчас, резко иі |
||||
принципиально отличается от |
процессов, |
которые шли |
впредшествующие эпохи. Прежде всего ваящы темпы развития. В наше время резко сократился интервал между научным открытием и внедрением этого открытия
внародное хозяйство, между идеей и реализацией. По надобились десятилетия, чтобы стало возможным практи-3
3 А р а б - О г л ы 9. А. В лабиринте пророчеств. М., 1973, с .93.
8