Файл: Новиков, Э. А. Информация и исследователь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.АНовиков9 В.С.Егоров

ИНФОРМАЦИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

217 5*ы

I

■zT cI-

Kn

LfN

KN

СЧІ

I

А К А Д Е М И Я Н А У К С С С Р

СЕРИЯ «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА»

Э. А. Н овиков, В .С .Егоров

ИНФОРМАЦИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О - «Н'А У К А і

Ленинградское отделение

У

Л Е Н И Н Г Р А Д • 1 9 7 4

1 ГО С. U;Vu,r.i4'.jAW

1

НАУЧНО-ТЬХНИ‘-гй:3'КАл 1 1 BWS.WOTEKA С С С Р . 1

і ’- Ъ

Л - і г і at Г

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

Д . Ю. Т Е П Л О Е

I

0062-1029

© Издательство «Наука» 1974

Н 042(011-74 21-,З Н П Л ■

Разум и наука величайшая сила человека.

Гёте.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Научно-техническая информация является предметом специфической области человеческой деятельности, назы­ ваемой научно-информационной, которая посвящена ре­ шению трех основных задач: максимальному сбору и ана­ литико-синтетической переработке документальной инфор­ мации с целью наиболее быстрого оповещения ученых о всех новых достижениях науки и техники; длительному хранению этой информации в информационно-поисковых системах, позволяющих осуществлять быстрый, исчерпы­ вающий и многоаспектный поиск необходимых знаний; переработке информации в информационно-логических системах для получения новой информации.1

Исследованием научно-информационной деятельности

занимается

специальная

дисциплина — информатика,

или, как

ее называли до

недавнего времени, теория

научной информации. Информатику прежде всего инте­ ресует результат научной деятельности, воплощенный в документах (книги, журналы, патенты, авторские сви­ детельства, диссертации), т. е. информатика имеет дело с научным знанием, принявшим форму научной инфор­ мации.

Издавна слово «информация» связывалось с про­ цессом человеческого общения, передачи сведений. Изу­ чение закономерностей передачи сообщений по техни­ ческим каналам связи, обслуживающим массовые ком­

муникации (радио,

телефон,

телевидение),

привело*

‘ М и х а й л о в А.

И., Ч е р н ы й А.

И.,

Г и л я р е в -

с к и й Р. С. Основы информатики. М.,

1968, с.

43.

 

8


к

трансформации технического термина _«коммуникация»

в

понятие коммуникация, которое определяется как пе­

редача информации плп обмен ею. В этом смысле к мас­ совым видам коммуникаций могут быть отнесены и кино,

ипечать.

Всовременных условиях, когда те„мпы развития

средств массовых и научных коммуникаций непрерывно возрастают, возникло противоречие между производством информации и возможностями ее потребления, перера­ ботки и. использования. «Повсеместно и почти любым по­ токам научно-технической информации потребители (пе­

реработчики) дают оценку, в которой отмечается,

что ин­

формации слишком много (по общему объему ее)

и слиш­

ком мало

(по доле доступных для использования необ­

ходимых

сведений)».2 Выражения «слишком мало» и

«слишком

много» в приведенной цитате очень удачно,

как нам кажется, объясняют такие

вполне сложившиеся

и широко

употребляемые понятия,

как информационный

голод (потребитель информации не в состоянии следить за всей интересующей его информацией) и информаци­ онный кризис (потребитель информации буквально тонет в потоке интересующей его информации). Преодоление обоих отрицательных явлений в современном информа­ ционном обеспечении научных исследований и инже­ нерно-технических решений невозможно без совершенст­ вования и развития средств хранения, преобразования, распределения п поиска информации, без совершенство­ вания организации процесса общения потребителей ин­

формации с ее источниками.

«В возникновении современного „информационного кризиса“, как это ни странно, в определенной степени „повинна“ теория информации», в результате развития которой «сложилась такая ситуация, что существенное развитие получили технические средства передачи ин­ формации, проблемам же „понимания“ и использования этой информации уделялось незначительное внимание»'.3

Человечество

со времен Архимеда

и Аристотеля

накопило неисчерпаемые сокровища сведений об

окру-

2 Д о б р о в Г.

М. Информационная основа

истории

научно-

технического развития. В кн.: Проблемы документалистики. М.,

1968,

с.

17.

3

У р с у л А. Д. Информация. Методологические аспекты. М.,

1971,

с.

187.

4


жающем его макро- и микромире, о законах, управляю­ щих различными процессами в живой и неживой при­

роде,

на планете

Земля и в доступных современной

науке

«уголках»

Вселенной, о человеке как биологиче­

ском и общественном феномене, о законах возникновения и развития общественно-экономических формаций и их высшей формы — коммунизма.

Значительную часть этой сокровищницы знаний со­ ставляет информация о науке и технике. О том, как умножается и преобразуется научно-техническая инфор­ мация, где и в каком виде она хранится, как ее найти,

кто

или что помогает исследователям в этом

поиске,

с помощью каких средств можно улучшить и

ускорить

ее

использование в научной

и инженерно-технической

практике, и рассказывает наша

книга.

 

Глава первая

НАУКА И ИНФОРМАЦИЯ

Научно-технический прогресс

и„информационный кризис“

Сегодня мы часто слышим утверждения, что живем

в век великой -научно-технической революции. Эти утверждения порождены рядом явлений, которые не мо­ гут не быть названы исключительными. Действительно, не столетия, как раньше, а всего несколько лет необхо­ димо современным высокоразвитым странам для удвое­ ния промышленной продукции. В нашей стране объем индустриального производства в шестидесятые годы удвоился за семилетие; добыча полезных ископаемых во всем мире всего за 10 лет выросла в 2 раза п т. д. Максимальное использование информации о достижениях науки и техники в других странах может помочь госу­ дарству быстрее занять ведущее положение в различных отраслях производства, что и произошло в послевоенной Японии.

Впрочем, и раньше люди считали, что живут в исклю­ чительное время расцвета науки и техники. Чем же ха­ рактерна наша современность?

Во-первых, наука и техника проникли во все сферы материального производства. Научно-техническая дея­ тельность стала поистпне массовой. «Наука является развивающимся комплексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше — на опыте и действиях огромного потока мыслителей и тружени­ ков»,— писал Джон Бернал.1 Более 90% исследователей,1

1 Б е р н а л Дж. Наука в истории. общества. М., 1956, с. 27.

в


работавших во все эпохи человеческой истории, — наши современники. Резко возросла информация о достиже­ ниях в различных областях деятельности людей. Ее пе­ редача обеспечена почти повсеместно системой быстро­ действующих коммуникаций.

Во-вторых, несопоставимо ускорилась реализация данных научно-технической информации. На протяжепии жизни одного поколения окружающий нас технологиче­ ский мир несколько раз обновлялся. Выдающийся фи­ зик современности Макс Бори отмечал, что свою научную деятельность в XX столетии он начинал в совершенно ином мире: «Моя область науки, атомистика и радио­ электроника, которые привели к глубокому пониманию строения материи, только начинали свое шествие. Любой человек, который описал бы технические приложения этих знаний в том виде, в каком мы их видим сегодня, был бы осмеян. Не было автомобилей и самолетов, не было радиосвязи и радиоприемников, не было кино и телевидения, не было конвейеров, массового производства и тому подобного. Все это стало реальностью на моих глазах и привело к экономическим и социальным пере­ менам в жизни людей, более глубоким и фундаменталь­ ным, чем что-либо в течение десяти веков минувшей истории: полуфеодальные империи стали социалистиче­ скими республиками, разрозненные племена преврати­ лись в организованные государства с современными конституциями, начались исследования космического пространства, и никого уже не удивляют самые дерзкие, дорогостоящие планы астронавтики».2 Кто из ученых прошлого мог бы сказать о себе подобное?

Возрастание темпов поступательного хода истории стало теперь уже очевидной истиной. Доказывать ее — все равно что ломиться в открытые двери, и ученые ныне состязаются лишь в том, как наиболее ярко и впе­ чатляюще изобразить эту истину и преподнести ее обще­ ственности. Одним из первых в книге «Человек и тех­ ника» это попытался сделать швейцарский инженер и

философ Г.

Эйхельберг, уподобивший

историю

развития

человечества

за 600 тыс. лет марафонскому

бегу на

60 км с эффектным

пятиметровым

финишем,

вмещаю­

щим все достижения

современной цивилизации.

 

2 Б о р н Макс. Моя жизнь и взгляды. М., 1973, с. 138.

7


«Еще более красноречивое сравнение предлагает Дж. Лыопс Пауэлл, сопоставляющий 50 тысяч лет исто­ рии человечества (со времени появления кроманьонца) с 50 годами жизни одного человека. Если мы воспользу­ емся данным масштабом, то окажется, что всего лишь

десять

лет назад этот человек

переселился

из

пещеры

в первое сделанное своими руками жилище;

пять лет

назад

овладел грамотой; два

с половиной года

прошло

с тех пор, как он познакомился с законами логики и ме­ ханики; полгода назад он изобрел книгопечатание и узнал, что Земля, на которой он живет, — это шар, вра­ щающийся вокруг Солнца; два месяца истекло с тех пор, как он построил паровую машину, а вскоре затем открыл электричество; три недели назад построил пер­ вый самолет, изобрел радио и задумался над теорией отпосптельности; на прошлой неделе изобрел телевизор, атомный реактор и электронную вычислительную ма­ шину; три дня назад облетел вокруг Земли на космиче­

ской ракете, а вчера уже впервые побывал на

Луне».8

Почти ежедневно мы узнаем буквально о фантастиче­

ских переменах, происходящпх вокруг.

Описания дале­

кого

будущего, прочитанные в детстве в книгах Ж. Верна

п Г.

Уэллса, неожиданно вторгаются в

реальное

бытие.

«Но интересно, — отмечает академик М. Д. Миллионщи­

ков, — что есть и такие

людп,

которые не считают уско­

ренное развитие науки чем-то

специфичным.

И в самом

деле: наука развивалась

(при

этом набирая

темп) за­

долго до нашего века. Да на пустом месте научно-техни­ ческая революция и не могла бы возникнуть». Каждое поколение ученых п техников оставляло нам в информа­ ции, сохранившейся в книгах или орудиях производства,!

результаты

своих псКаний.

Об

этом

мудро сказал!

И.

Ньютон:

«Если я видел дальше,

то потому, что стоял.;

на

плечах гигантов».

 

 

 

 

«Тем не менее то, что нроисходит сейчас, резко иі

принципиально отличается от

процессов,

которые шли

впредшествующие эпохи. Прежде всего ваящы темпы развития. В наше время резко сократился интервал между научным открытием и внедрением этого открытия

внародное хозяйство, между идеей и реализацией. По­ надобились десятилетия, чтобы стало возможным практи-3

3 А р а б - О г л ы 9. А. В лабиринте пророчеств. М., 1973, с .93.

8