Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗМЕРЕНИЮ РАСХОДОВ ВОДЫ РЕК АЭРОМЕТОДАМИ

Г И Д Р О М Е Т Е О И З Д А Т

ЛЕНИНГРАД • 1974

УДК 556.535.3.08 : 629.73

Одобрено Техническим управлением ГУГМС

при Совете Министров СССР

10 мая 1973 г. (№ ТУ-543)

ГГос. ti •'

3 кр.учи-з-'

I еиб""1'’

читкль; *о > •

20806-191

© Главгидрометслужба, 1974 г.

М 069(02)-74

ВВ Е Д Е Н И Е

В1966 г. вышло в свет первое в Гидрометслужбе «Методиче­ ское пособие по измерению расходов воды с самолета».

Применение авиационного способа измерения расходов воды на практике позволило выявить ряд недостатков этого нового способа

инаметить пути по его совершенствованию. Дальнейшая разра­ ботка метода измерения расходов воды с самолета велась по пути улучшения приемов измерений, изложенных в Методических ука­

заниях, № 72, и создания нового способа, основанного на интегра­ ционных измерениях элементарных расходов воды в отдельных точках гидроствора. Основной целью новых разработок являлось сокращение до минимума или полное исключение наземных работ. Большое внимание при этом уделялось вопросам выбора оптималь­ ных условий съемки, аппаратуры и фотоматериалов.

В настоящих Методических рекомендациях, являющихся допол­ нением к Методическим указаниям, № 72, рассматриваются опре­ деления расходов воды по измерениям поверхностных скоростей течения (усовершенствованный вариант) и интеграцией скоростей по вертикали. Сущность способа измерения расходов воды на ос­ нове измерений поверхностных скоростей течений подробно изло­ жена в Методических указаниях, № 72.

Усовершенствованный вариант этого способа предусматривает: 1) определение поперечного сечения потока непосредственно

ссамолета (в местах, недоступных для наземных средств);

2)уточнение определения коэффициента перехода К от поверх­ ностной скорости к средней по вертикали;

3)измерение расходов воды на широких реках (не покрывае­ мых одним кадром);

4)исключение наземных работ по оборудованию гидроствора. Для определения профиля гидроствора в настоящих Методиче­

ских рекомендациях предлагаются два способа. Первый из них основан на использовании буйковых систем и дает возможность измерять глубины в отдельных точках гидроствора. Второй способ предназначен для получения профиля гидроствора на пойме и ос­ нован на методике последовательных съемок зеркала водной по­ верхности потока на различных стадиях паводка с одновременной фиксацией высоты уровня на водомерных постах.

1*

3


В Методических рекомендациях не рассматриваются возможно­ сти применения стереофотограмметрической съемки, требующей специального оборудования и наземного обеспечения, выходящих за возможности сетевых подразделений. Поэтому для плоских, ши­ роких и часто затапливаемых пойм стереоизмерения целесообразно заменить плановыми линейными измерениями положений урезных линий, фиксируемых аэрофотосъемкой при разных высотах уровня воды.

При изложении способа последовательных съемок в настоящих Методических рекомендациях были использованы известные по­ ложения аэрофотогеодезии о методах развития плановой фототри­ ангуляции [5].

Вполне понятно, что метод последовательных съемок может найти широкое применение только при измерениях расхода воды на пойменных створах на разных стадиях затопления, где могут быть хорошо поставлены уровенные наблюдения, и когда для этих съемок не требуются специальные вылеты самолета. При этом значения уровней воды на каждый момент съемки могут фикси­ роваться непосредственно с самолета.

В Методических рекомендациях рассматривается способ опре­ деления уровня воды путем аэрофотосъемки специальных наклон­ ных реек, который позволяет исключить наземные наблюдения в пе­ риод производства авиаизмерений расходов воды.

Для определения коэффициента К предлагаются как уже изве­ стные приемы (изложенные в Методических указаниях, № 72), так и новая методика, позволяющая получать в ряде случаев более точные результаты.

Для измерения расходов воды поплавочным способом на ши­ роких реках в Рекомендациях предлагаются два способа:

а) съемка гидростворов отдельными отсеками; б) съемка сплошными маршрутами, монтируемыми по самим

поплавкам.

В первом случае измерение расходов воды, по существу, ничем не отличается от проведения подобных работ на узких реках, ко­ гда створ захватывается одним аэроснимком (Методические ука­ зания, № 72). Разница заключается лишь в том, что здесь от­ дельные отсеки створа рассматриваются как самостоятельные по­ токи.

В случае проведения съемок маршрутным способом поплавки разбрасываются по всему створу или (при съемках на широких поймах) на отдельных его участках, покрываемых уже не одним, а целой серией последовательных аэроснимков (маршрутов).

Способ маршрутной съемки предназначен для створов, не имею­ щих естественных неподвижных пунктов для привязки большин­ ства отдельных снимков маршрута, а создание искусственных пунк­ тов привязки затруднено или нерентабельно.

Способ маршрутной съемки в различных вариантах ранее был разработан для изучения поверхностных течений в море [9] и впо­ следствии для изучения дрейфа льдов [1]. Применение маршрут­

4


ного способа к реке потребовало дополнительной его проверки и пересмотра некоторых частных вопросов.

Учитывая, что предлагаемый вариант поплавочного способа мо­ жет быть применен также в устьях крупных рек, впадающих в се­ верные моря СССР, в Рекомендациях дан выбор условий съемок для широкого диапазона скоростей и протяженности гидростворов.

Воснову второго способа (способа двойного интегрирования) измерения расходов воды положен известный принцип масляного поплавка-интегратора.

Вотличие от существующего интеграционного способа [7, 14, 17] измерения расходов воды, предлагаемый метод не связан с фо­

топривязкой мест приводнения гидробомб к берегу или наземным предметам и может быть применен практически на реках любой ширины.

При составлении настоящих Рекомендаций авторы сочли не­ обходимым в некоторых случаях дать пояснение тех или иных по­ ложений фотограмметрии и других вопросов, связанных с аэрофо­ тосъемкой. Вполне понятно, что эти вопросы не могли быть полно освещены в Методических рекомендациях, и поэтому в соответст­ вующих разделах дается ссылка на специальную литературу. Кроме того, в приложение 10 дается список терминов, встречаю­ щихся в тексте, с пояснением их значений.

Рассматриваемые ниже способы были испытаны в ГГИ при по­ становке специальных экспериментальных работ на реках Свирь и Сож. Такие испытания, конечно, не охватывают всех гидроло­ гических условий, в которых указанные методы могут быть при­ менены.

Методические рекомендации составлены: введение — Ю. Д. Ша­ риковым и В. Ф. Усачевым; раздел I: Ю. Д. Шариковым; раздел

II: глава

1 — Ю.

Д. Шариковым, глава 2 — В.

Ф. Усачевым,

Е. Д. Егорихиным,

глава 3 — В. А. Акатовым (§ 1),

Н. Н. Федоро­

вым {§ 2);

раздел III: глава 1 — Ю. Д. Шариковым,

И. Г. Шумко-

вым, глава

2 — И.

Г. Шумковым,

глава

3 — Ю. Д. Шариковым,

глава 4 — Ю. Д. Шариковым (§ 1

и 3)

и В. Ф. Усачевым (§ 2);

раздел IV — Ю. Д.

Шариковым,

Н. А. Васехиной;

раздел V —

И. Г. Шумковым.

 

 

 

 

Редактирование выполнено В. В. Куприяновым.


Р а з д е л /

ЛЕТНО-СЪЕМОЧНЫЕ РАБОТЫ

Г Л А В А I

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АЭРОГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ РАБОТ И ВЫБОР УСЛОВИЙ СЪЕМКИ

§ 1. Самолеты, требования к ним и их оборудование

Аэрофотосъемочные работы в настоящее время осуществляются на модифицированных серийных самолетах, чаще всего АН-2, ИЛ-14, АН-24, а также на старых самолетах ЛИ-2. Из всех этих самолетов наиболее подходящими для аэрогидрометрических ра­ бот является экономичный легкий одномоторный самолет АН-2, не требующий специальных аэродромов. Для широких рек может быть также использован двухмоторный самолет ЛИ-2.

Для аэрогидрометрических съемок в фотоварианте АН-2 разме­ щается один АФА (над специальным фотолюком), оптический ви­ зир ОПБ (или палубный визир) и при съемках течений над химлюком устанавливается сбрасыватель поплавков. В случае необ­ ходимости в фюзеляже может быть установлен и радиовысотомер.

Для улучшения обзора из фюзеляжа самолета АН-2 два пло­ ских стекла левого и правого борта желательно заменить полусфе­ рическими прозрачными блистерами. Такой же блистер может быть установлен и вблизи фотолюка.

Самолет ЛИ-2 по своим летно-техническим данным относится к магистральным транспортным самолетам, обладает хорошей ус­ тойчивостью, имеет просторную кабину, из которой одновременно с аэрофотосъемкой можно производить и аэровизуальные наблю­ дения. В фотоварианте имеется два фотолюка. При аэрогидромет­ рических работах над одним из фотолюков устанавливается аэро­ фотоаппарат, над другим размещается сбрасыватель поплавков (при съемках течений). В фюзеляже самолета может быть также установлен и радиовысотомер.

Обзор из фюзеляжа самолета ЛИ-2 может быть улучшен (как и в АН-2) путем замены двух плоских стекол, расположенных сзади сидений летчиков и у фотолюка полусферическими прозрач­ ными блистерами.

6

Кроме сбрасывателя поплавков, все перечисленное оборудова­ ние в указанных самолетах размещается по схеме, общепринятой при производстве топографических аэрофотосъемок.

Помимо указанного оборудования в аэросъемочный самолет за­ гружается требуемое количество поплавков, гидробомб или буйко­ вых систем.

Для выполнения съемок (кроме экипажа самолета) привле­ кается аэросъемочная группа, состоящая из трех человек:

— гидролог — руководитель работ, одновременно помогает бортоператору при разбросе поплавков, гидробомб, буйковых си­ стем;

штурман-аэросъемщик;

бортоператор.

§ 2. Аэрофотоаппараты, светофильтры, фотопленка

При аэрогидрометрических работах производятся следующие съемки:

1)съемка поплавков с красителем (уранином);

2)съемка буйков (буйкового базиса и систем для измерения глубин);

3)одновременная съемка шлейфов масла и поплавков с кра­ сителем при измерении расходов воды интеграционным способом;

4)съемка наклонных реек (для определения уровней);

5)съемка урезов воды (для определения профиля створа на пойме).

Все перечисленные виды съемок должны выполняться только топографическими аэрофотоаппаратами (АФА-41, АФА-ТЭ,

АФА-37).

Выбор фокусного расстояния аэрофотоаппаратов определяется в первую очередь требованиями, предъявляемыми к точности изме­ рений снимаемых объектов. Однако эти требования довольно ча­ сто находятся в противоречии с необходимостью выполнять съемки с малых высот. Поэтому на практике выбирают оптимальные зна­ чения фокусных расстояний АФА с учетом требований как фото­ грамметрической обработки, так и летносъемочного процесса.

Для съемки поверхностных течений (поплавков с красителем) и урезов воды целесообразно использовать аэрофотоаппараты с /к от 55 до 100 мм. Применение аэрофотоаппаратов с фокусным рас­ стоянием более 100 мм практически не дает увеличения точности результатов, но создает ряд трудностей в выполнении летных ра­ бот (например, ограничивает время съемки из-за погодных усло­ вий, высокой облачности). Аэрофотоаппараты с fK< 55 мм могут быть использованы лишь в крайних случаях.

Съемки буйковых систем для определения глубин, плавающих базисов и бомб двойного интегрирования необходимо выполнять аэрофотоаппаратами с fK= 100ч-200 мм. Фокусное расстояние /к= = 200 мм в данном случае является оптимальным. Применение

7


аэрофотоаппаратов с фокусным расстоянием более 200 мм нецеле­ сообразно по тем же причинам, что и при съемках течений.

Для съемок наклонных реек могут быть использованы аэрофо­ тоаппараты с /к от 55 до 100 мм.

В зависимости от выбора пленок и светофильтров перечислен­ ные выше съемки могут быть подразделены на следующие два вида:

1.Съемки красителя (уранина). Сюда относятся съемки по­ верхностных поплавков для измерения течений, буйковых систем для измерения глубин и буйковых базисов для определения мас­ штабов съемок (когда буи снабжены красителем);

2.Съемки буйковых систем, буйковых базисов (когда буйки не снабжены красителем), водомерных реек, шлейфов масла и урезов

воды.

поверхностных поплавков и

буев

Аэрофотосъемка красителя

с красителем выполняется на

изохроматическую пленку

типа

РФ-3 или АС-1. Изопанхроматические аэрофотопленки, имеющие пониженную светочувствительность в зеленой области спектра (500—550 нм), применять для аэрофотосъемки поплавков нецеле­

сообразно.

На водоемах с хорошей прозрачностью воды получение на аэроснимках качественного изображения пятен уранина (или флуоресцеина) не вызывает затруднений. Условия освещенности при этом практически безразличны. Высота Солнца h@ может быть от 10 до 65°, облачность от 0 до 10 баллов, состояние водной поверх­ ности может быть любым. При волнении появляется необходимость в учете величины забликованности снимка.

Резко снижает видимость ураниновых пятен дымка. Некоторое ослабление влияния дымки достигается использованием при аэро­ фотосъемке желтых светофильтров.

Как и дымка, на качество изображения пятен красителя на фильме влияют осадки (дождь, снег). На удовлетворительные ре­ зультаты аэрофотосъемки пятен при наличии осадков можно рас­ считывать только в случае очень небольшой их интенсивности.

Существенные трудности могут возникнуть при производстве аэрофотосъемки на водоемах с плохой прозрачностью (большой яркостью воды). В таких случаях часто, несмотря на удовлетвори­ тельную визуальную видимость пятен красителя с самолета, опоз­ навание их на аэроснимках затруднено из-за низкого контраста их изображения по отношению к окружающему фону.

Для улучшения изображения ураниновых пятен в случае мало­ прозрачной воды целесообразно применять зеленые светофильтры с максимумом пропускания около 520 нм (стекло ЗС-1,2).

Съемки буйков без красителя, реек и урезов воды следует вы­ полнять на панхроматические, изопанхроматические, инфрахроматические аэроиленки и обязательно в сочетании с плотными крас­ ными светофильтрами, например КС-14.

К применению инфрахроматических аэропленок для фотографи­ рования урезов воды у берегов, покрытых растительностью, необ­