Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗМЕРЕНИЮ РАСХОДОВ ВОДЫ РЕК АЭРОМЕТОДАМИ
Г И Д Р О М Е Т Е О И З Д А Т
ЛЕНИНГРАД • 1974
УДК 556.535.3.08 : 629.73
Одобрено Техническим управлением ГУГМС
при Совете Министров СССР
10 мая 1973 г. (№ ТУ-543)
ГГос. ti •'
3 кр.учи-з-'
I еиб""1'’
читкль; *о > •
20806-191 |
© Главгидрометслужба, 1974 г. |
М 069(02)-74
ВВ Е Д Е Н И Е
В1966 г. вышло в свет первое в Гидрометслужбе «Методиче ское пособие по измерению расходов воды с самолета».
Применение авиационного способа измерения расходов воды на практике позволило выявить ряд недостатков этого нового способа
инаметить пути по его совершенствованию. Дальнейшая разра ботка метода измерения расходов воды с самолета велась по пути улучшения приемов измерений, изложенных в Методических ука
заниях, № 72, и создания нового способа, основанного на интегра ционных измерениях элементарных расходов воды в отдельных точках гидроствора. Основной целью новых разработок являлось сокращение до минимума или полное исключение наземных работ. Большое внимание при этом уделялось вопросам выбора оптималь ных условий съемки, аппаратуры и фотоматериалов.
В настоящих Методических рекомендациях, являющихся допол нением к Методическим указаниям, № 72, рассматриваются опре деления расходов воды по измерениям поверхностных скоростей течения (усовершенствованный вариант) и интеграцией скоростей по вертикали. Сущность способа измерения расходов воды на ос нове измерений поверхностных скоростей течений подробно изло жена в Методических указаниях, № 72.
Усовершенствованный вариант этого способа предусматривает: 1) определение поперечного сечения потока непосредственно
ссамолета (в местах, недоступных для наземных средств);
2)уточнение определения коэффициента перехода К от поверх ностной скорости к средней по вертикали;
3)измерение расходов воды на широких реках (не покрывае мых одним кадром);
4)исключение наземных работ по оборудованию гидроствора. Для определения профиля гидроствора в настоящих Методиче
ских рекомендациях предлагаются два способа. Первый из них основан на использовании буйковых систем и дает возможность измерять глубины в отдельных точках гидроствора. Второй способ предназначен для получения профиля гидроствора на пойме и ос нован на методике последовательных съемок зеркала водной по верхности потока на различных стадиях паводка с одновременной фиксацией высоты уровня на водомерных постах.
1* |
3 |
В Методических рекомендациях не рассматриваются возможно сти применения стереофотограмметрической съемки, требующей специального оборудования и наземного обеспечения, выходящих за возможности сетевых подразделений. Поэтому для плоских, ши роких и часто затапливаемых пойм стереоизмерения целесообразно заменить плановыми линейными измерениями положений урезных линий, фиксируемых аэрофотосъемкой при разных высотах уровня воды.
При изложении способа последовательных съемок в настоящих Методических рекомендациях были использованы известные по ложения аэрофотогеодезии о методах развития плановой фототри ангуляции [5].
Вполне понятно, что метод последовательных съемок может найти широкое применение только при измерениях расхода воды на пойменных створах на разных стадиях затопления, где могут быть хорошо поставлены уровенные наблюдения, и когда для этих съемок не требуются специальные вылеты самолета. При этом значения уровней воды на каждый момент съемки могут фикси роваться непосредственно с самолета.
В Методических рекомендациях рассматривается способ опре деления уровня воды путем аэрофотосъемки специальных наклон ных реек, который позволяет исключить наземные наблюдения в пе риод производства авиаизмерений расходов воды.
Для определения коэффициента К предлагаются как уже изве стные приемы (изложенные в Методических указаниях, № 72), так и новая методика, позволяющая получать в ряде случаев более точные результаты.
Для измерения расходов воды поплавочным способом на ши роких реках в Рекомендациях предлагаются два способа:
а) съемка гидростворов отдельными отсеками; б) съемка сплошными маршрутами, монтируемыми по самим
поплавкам.
В первом случае измерение расходов воды, по существу, ничем не отличается от проведения подобных работ на узких реках, ко гда створ захватывается одним аэроснимком (Методические ука зания, № 72). Разница заключается лишь в том, что здесь от дельные отсеки створа рассматриваются как самостоятельные по токи.
В случае проведения съемок маршрутным способом поплавки разбрасываются по всему створу или (при съемках на широких поймах) на отдельных его участках, покрываемых уже не одним, а целой серией последовательных аэроснимков (маршрутов).
Способ маршрутной съемки предназначен для створов, не имею щих естественных неподвижных пунктов для привязки большин ства отдельных снимков маршрута, а создание искусственных пунк тов привязки затруднено или нерентабельно.
Способ маршрутной съемки в различных вариантах ранее был разработан для изучения поверхностных течений в море [9] и впо следствии для изучения дрейфа льдов [1]. Применение маршрут
4
ного способа к реке потребовало дополнительной его проверки и пересмотра некоторых частных вопросов.
Учитывая, что предлагаемый вариант поплавочного способа мо жет быть применен также в устьях крупных рек, впадающих в се верные моря СССР, в Рекомендациях дан выбор условий съемок для широкого диапазона скоростей и протяженности гидростворов.
Воснову второго способа (способа двойного интегрирования) измерения расходов воды положен известный принцип масляного поплавка-интегратора.
Вотличие от существующего интеграционного способа [7, 14, 17] измерения расходов воды, предлагаемый метод не связан с фо
топривязкой мест приводнения гидробомб к берегу или наземным предметам и может быть применен практически на реках любой ширины.
При составлении настоящих Рекомендаций авторы сочли не обходимым в некоторых случаях дать пояснение тех или иных по ложений фотограмметрии и других вопросов, связанных с аэрофо тосъемкой. Вполне понятно, что эти вопросы не могли быть полно освещены в Методических рекомендациях, и поэтому в соответст вующих разделах дается ссылка на специальную литературу. Кроме того, в приложение 10 дается список терминов, встречаю щихся в тексте, с пояснением их значений.
Рассматриваемые ниже способы были испытаны в ГГИ при по становке специальных экспериментальных работ на реках Свирь и Сож. Такие испытания, конечно, не охватывают всех гидроло гических условий, в которых указанные методы могут быть при менены.
Методические рекомендации составлены: введение — Ю. Д. Ша риковым и В. Ф. Усачевым; раздел I: Ю. Д. Шариковым; раздел
II: глава |
1 — Ю. |
Д. Шариковым, глава 2 — В. |
Ф. Усачевым, |
||
Е. Д. Егорихиным, |
глава 3 — В. А. Акатовым (§ 1), |
Н. Н. Федоро |
|||
вым {§ 2); |
раздел III: глава 1 — Ю. Д. Шариковым, |
И. Г. Шумко- |
|||
вым, глава |
2 — И. |
Г. Шумковым, |
глава |
3 — Ю. Д. Шариковым, |
|
глава 4 — Ю. Д. Шариковым (§ 1 |
и 3) |
и В. Ф. Усачевым (§ 2); |
|||
раздел IV — Ю. Д. |
Шариковым, |
Н. А. Васехиной; |
раздел V — |
||
И. Г. Шумковым. |
|
|
|
|
Редактирование выполнено В. В. Куприяновым.
Р а з д е л /
ЛЕТНО-СЪЕМОЧНЫЕ РАБОТЫ
Г Л А В А I
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АЭРОГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ РАБОТ И ВЫБОР УСЛОВИЙ СЪЕМКИ
§ 1. Самолеты, требования к ним и их оборудование
Аэрофотосъемочные работы в настоящее время осуществляются на модифицированных серийных самолетах, чаще всего АН-2, ИЛ-14, АН-24, а также на старых самолетах ЛИ-2. Из всех этих самолетов наиболее подходящими для аэрогидрометрических ра бот является экономичный легкий одномоторный самолет АН-2, не требующий специальных аэродромов. Для широких рек может быть также использован двухмоторный самолет ЛИ-2.
Для аэрогидрометрических съемок в фотоварианте АН-2 разме щается один АФА (над специальным фотолюком), оптический ви зир ОПБ (или палубный визир) и при съемках течений над химлюком устанавливается сбрасыватель поплавков. В случае необ ходимости в фюзеляже может быть установлен и радиовысотомер.
Для улучшения обзора из фюзеляжа самолета АН-2 два пло ских стекла левого и правого борта желательно заменить полусфе рическими прозрачными блистерами. Такой же блистер может быть установлен и вблизи фотолюка.
Самолет ЛИ-2 по своим летно-техническим данным относится к магистральным транспортным самолетам, обладает хорошей ус тойчивостью, имеет просторную кабину, из которой одновременно с аэрофотосъемкой можно производить и аэровизуальные наблю дения. В фотоварианте имеется два фотолюка. При аэрогидромет рических работах над одним из фотолюков устанавливается аэро фотоаппарат, над другим размещается сбрасыватель поплавков (при съемках течений). В фюзеляже самолета может быть также установлен и радиовысотомер.
Обзор из фюзеляжа самолета ЛИ-2 может быть улучшен (как и в АН-2) путем замены двух плоских стекол, расположенных сзади сидений летчиков и у фотолюка полусферическими прозрач ными блистерами.
6
Кроме сбрасывателя поплавков, все перечисленное оборудова ние в указанных самолетах размещается по схеме, общепринятой при производстве топографических аэрофотосъемок.
Помимо указанного оборудования в аэросъемочный самолет за гружается требуемое количество поплавков, гидробомб или буйко вых систем.
Для выполнения съемок (кроме экипажа самолета) привле кается аэросъемочная группа, состоящая из трех человек:
— гидролог — руководитель работ, одновременно помогает бортоператору при разбросе поплавков, гидробомб, буйковых си стем;
—штурман-аэросъемщик;
—бортоператор.
§ 2. Аэрофотоаппараты, светофильтры, фотопленка
При аэрогидрометрических работах производятся следующие съемки:
1)съемка поплавков с красителем (уранином);
2)съемка буйков (буйкового базиса и систем для измерения глубин);
3)одновременная съемка шлейфов масла и поплавков с кра сителем при измерении расходов воды интеграционным способом;
4)съемка наклонных реек (для определения уровней);
5)съемка урезов воды (для определения профиля створа на пойме).
Все перечисленные виды съемок должны выполняться только топографическими аэрофотоаппаратами (АФА-41, АФА-ТЭ,
АФА-37).
Выбор фокусного расстояния аэрофотоаппаратов определяется в первую очередь требованиями, предъявляемыми к точности изме рений снимаемых объектов. Однако эти требования довольно ча сто находятся в противоречии с необходимостью выполнять съемки с малых высот. Поэтому на практике выбирают оптимальные зна чения фокусных расстояний АФА с учетом требований как фото грамметрической обработки, так и летносъемочного процесса.
Для съемки поверхностных течений (поплавков с красителем) и урезов воды целесообразно использовать аэрофотоаппараты с /к от 55 до 100 мм. Применение аэрофотоаппаратов с фокусным рас стоянием более 100 мм практически не дает увеличения точности результатов, но создает ряд трудностей в выполнении летных ра бот (например, ограничивает время съемки из-за погодных усло вий, высокой облачности). Аэрофотоаппараты с fK< 55 мм могут быть использованы лишь в крайних случаях.
Съемки буйковых систем для определения глубин, плавающих базисов и бомб двойного интегрирования необходимо выполнять аэрофотоаппаратами с fK= 100ч-200 мм. Фокусное расстояние /к= = 200 мм в данном случае является оптимальным. Применение
7
аэрофотоаппаратов с фокусным расстоянием более 200 мм нецеле сообразно по тем же причинам, что и при съемках течений.
Для съемок наклонных реек могут быть использованы аэрофо тоаппараты с /к от 55 до 100 мм.
В зависимости от выбора пленок и светофильтров перечислен ные выше съемки могут быть подразделены на следующие два вида:
1.Съемки красителя (уранина). Сюда относятся съемки по верхностных поплавков для измерения течений, буйковых систем для измерения глубин и буйковых базисов для определения мас штабов съемок (когда буи снабжены красителем);
2.Съемки буйковых систем, буйковых базисов (когда буйки не снабжены красителем), водомерных реек, шлейфов масла и урезов
воды. |
поверхностных поплавков и |
буев |
Аэрофотосъемка красителя |
||
с красителем выполняется на |
изохроматическую пленку |
типа |
РФ-3 или АС-1. Изопанхроматические аэрофотопленки, имеющие пониженную светочувствительность в зеленой области спектра (500—550 нм), применять для аэрофотосъемки поплавков нецеле
сообразно.
На водоемах с хорошей прозрачностью воды получение на аэроснимках качественного изображения пятен уранина (или флуоресцеина) не вызывает затруднений. Условия освещенности при этом практически безразличны. Высота Солнца h@ может быть от 10 до 65°, облачность от 0 до 10 баллов, состояние водной поверх ности может быть любым. При волнении появляется необходимость в учете величины забликованности снимка.
Резко снижает видимость ураниновых пятен дымка. Некоторое ослабление влияния дымки достигается использованием при аэро фотосъемке желтых светофильтров.
Как и дымка, на качество изображения пятен красителя на фильме влияют осадки (дождь, снег). На удовлетворительные ре зультаты аэрофотосъемки пятен при наличии осадков можно рас считывать только в случае очень небольшой их интенсивности.
Существенные трудности могут возникнуть при производстве аэрофотосъемки на водоемах с плохой прозрачностью (большой яркостью воды). В таких случаях часто, несмотря на удовлетвори тельную визуальную видимость пятен красителя с самолета, опоз навание их на аэроснимках затруднено из-за низкого контраста их изображения по отношению к окружающему фону.
Для улучшения изображения ураниновых пятен в случае мало прозрачной воды целесообразно применять зеленые светофильтры с максимумом пропускания около 520 нм (стекло ЗС-1,2).
Съемки буйков без красителя, реек и урезов воды следует вы полнять на панхроматические, изопанхроматические, инфрахроматические аэроиленки и обязательно в сочетании с плотными крас ными светофильтрами, например КС-14.
К применению инфрахроматических аэропленок для фотографи рования урезов воды у берегов, покрытых растительностью, необ