Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение средних квадратических ошибок определения вектора пути поплавка в середине маршрута может быть взято непосред­ ственно из табл. 1 по числу снимков в маршруте пс (или длине маршрута 5 км) и соответствующему масштабу съемки [9]. Вели­ чину ошибки определения вектора пути поплавка у берега можно

принять равной 3—4%.

 

пс — число

снимков

В табл.

1 даны следующие обозначения:

в маршруте;

сц— значение ошибки

определения

вектора

пути по­

плавка на аэроснимке в середине

маршрута

в

мм; вь — ошибка

определения вектора пути поплавка на местности в середине мар­ шрута в м; 5 — протяженность маршрута в км.

Зная величину вектора пути поплавка L и значение oL, можно получить относительную ошибку измерения пути поплавка в сере­

дине маршрута, т. е.

• 100%.

Данные, приведенные в табл. 1, рассчитаны для АФА с фокус­ ным расстоянием /к = 55 мм и продольного перекрытия аэросним­ ков Р = 75%. Однако учитывая, что точность монтажа маршрутов слабо зависит от этих величин, данные табл. 1 могут быть исполь­ зованы и для других значений /к и Р [9].

Для удобства оценки точности измерений полного расхода воды

значения Q

в зависимости от п, ал, ovср и оп даны в табл. 2.

Учитывая,

что табл. 2 может быть использована не только для

оценки Oq, но и при подготовке к съемочным работам, в двух пер­ вых колонках таблицы даны два значения ошибок скорости тече­ ния: сги ор и а „ п. Благодаря этому, задаваясь точностью измерения

суммарного расхода ctq, по табл. 2 можно определить необходи­ мую при этом точность измерения ип и соответственно выбрать при предполетной подготовке параметры съемки.

Данные же, приведенные в табл. 2, рассчитаны для общей

ошибки

4 п+ 4 .


Таблица 1

Значение средних квадратических ошибок определения пути поплавка в середине маршрута между неподвижными точками

 

 

 

1 : 5000

 

1 :

10 000

 

1 : 15 000

 

 

1 : 5000

 

1 :

10 000

1 :

15 000

«с

- *1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0/

 

 

 

 

 

 

ММ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ММ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

М

 

а

м

 

с м

 

 

а м

 

о м

 

 

 

 

5

км

5 км

5 км

 

 

S км

5 км

5 км

°L М

 

 

 

 

L

 

L

 

 

L

L

2

0,4 5

0,4 5

2

,2

0 ,9

4

,5

1,35

7

44

27,1

9 ,9

135

19,8

271

29,7

406

4

0 ,9

0

,9

4

,5

1,8

9

,0

2 ,7

14

48

30 ,3

10,8

151

21 ,6

303

32,4

454

8

1,9

18

 

9 ,5

3 ,6

19

 

5 ,4

28

52

3 4 ,7

11,7

173

23,4

347

35,1

520

12

4 ,0

27

 

20

 

5 ,4

40

 

8,1

60

56

38,0

12,6

190

25,2

380

37,8

570

16

5 ,7

36

 

28

 

7 ,2

57

 

10,8

86

60

42 ,9

13,5

214

27,0

429

40 ,5

643

20

8 ,4

4

,5

42

 

9 ,0

84

 

13,5

126

64

46 ,4

14,4

232

28,8

464

43,2

696

24

10,6

5

,4

53

 

10,8

106

 

16,2

159

68

51,7

15,3

258

30,6

517

45,9

775

28

13,9

6

,3

69

 

12,6

139

 

18,9

208

72

55 ,4

16,2

277

32,4

554

48 ,6

831

32

16,3

7 ,2

81

 

14,4

163

 

21,6

244

76

60,9

17,1

304

34,2

609

51 ,3

913

36

20,1

8,1

100

 

16,2

201

 

24,3

302

80

64,8

17,0

324

36 ,0

648

54 ,0

972

40

22 ,7

9 ,0

113

 

18,0

227

 

27,0

340

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 2

Значения CTq/Q в зависимости от п, Oh, о „ и Ог,Ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

а^ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ап %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

4

3

3

2

2

2

2

 

 

5

4

3

3

2

2

2

2

 

1

 

 

 

 

 

 

а/г=2%

 

 

 

 

 

 

 

 

а л == 9%

 

 

 

 

10,5

2, 5

7,0

5, 0

4 ,0

4 ,0

3 ,0

3 ,0

2,5

2 ,5

2 ,0

2,0

8,0

6,0

4 ,5

4 ,0

3 ,5

3 ,0

3 ,0

2 ,5

2,5

2,0

11.0

5

7 . 0

5 . 5

4 ,0

4,0

3,0

3,0

3 ,0

2 ,5

2 ,0

2,0

8,0

6,0

5,0

4 ,0

3,5

3 ,0

3,0

3,0

2,5

2, 0

14,0

10

8 . 0

6,0

5,0

4 ,5

3 ,5

3 ,0

3 ,0

3 ,0

2 ,5

2 ,0

9,0

6,5

5 ,5

4,5

4 ,0

3 ,5

3 ,5

3,0

2,5

2,5

18,0

15

9 ,5

7,0

5,5

5 ,0

4 ,0

4 ,0

3 ,5

3 ,5

3 ,0

2,5

10,5

7,5

6,0

5,0

4 ,5

4 . 0

4,0

3,5

3,0

3, 0

22,5

20

11,0

8,0

6,5

6 . 0

5 ,0

4 ,5

4 ,5

4 ,0

3 ,5

3,5

12,0

8 ,5

7,0

6,0

5 ,0

5 ,0

4,5

4 ,0

3,5

3 , 5

27,0

25

13,0

9,5

7,5

6,5

6 ,0

5 ,5

5 ,0

4 ,5

4 ,0

4 ,0

13,5

10,0

8,0

7,0

6,0

5 ,5

5 ,0

5 . 0

4 , 5

4, 0

31 ,5

30

15,0

11,0

9 ,0

7 ,5

6 ,5

6 ,0

5 ,5

5,5

5 ,0

4,5

15,5

11,0

9,0

8 ,0

7,0

6,5

6,0

5 ,5

5, 0

4 . 5

36 ,5

35

17,0

12,0

10,0

8,5

7 ,5

7,0

6 ,5

6,0

5 ,5

5 ,0

17,5

12,5

10,0

9 ,0

7 ,5

7 ,0

6,5

6,0

5,5

5, 5


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

 

 

 

Список и сп ользуем ы х терм инов

 

 

 

 

 

 

1.

Аэрофильм

 

 

-экспонированная и обработанная фо-

 

 

 

 

 

толабораторным

путем

аэропленка,

 

 

 

 

 

имеющая

негативное

 

изображение

2.

Аэрофотосъемка пла­

местности

 

 

 

 

 

 

 

 

- аэрофотосъемка, при которой главная

 

новая

 

 

 

оптическая

ось

аэрофотоаппарата сов­

 

 

 

 

 

падает с вертикалью или отклоняется

 

 

 

 

 

от нее на незначительный угол (не

3.

Базис

фотографиро­

более 3°)

 

 

 

 

 

 

 

 

-расстояние

между

главными

точками

 

вания

оптический

двух перекрывающихся снимков

 

4.

Визир

- оптический

прибор

для

визуального

 

 

 

 

 

наблюдения

с

воздуха

объектов

зем­

 

 

 

 

 

ной поверхности. Применяется для

 

 

 

 

 

определения угла сноса и путевой ско­

5.

Выдержка

 

 

рости самолета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- время, в течение которого освещается

6. Интервал

аэрофото­

светочувствительный

слой

фотопленки

- промежуток времени между экспони­

 

съемки

 

 

 

рованием двух смежных кадров аэро­

 

 

 

 

 

пленки при маршрутной аэрофото­

7.

Коэффициент

транс­

съемке

 

 

 

 

 

 

 

 

-характеристика изменения

масштаба

 

формирования

аэроснимка

(аэронегатива) при его

8.

Микроскоп

 

измери­

трансформировании

 

 

 

 

 

 

- оптический прибор для точного изме­

 

тельный

 

 

рения линейных величин

 

 

 

9.

Направления

аэро­

-направления,

проведенные

из

цен­

10.

снимка, центральные

тральной точки аэроснимка

 

 

Отсек

 

 

 

-участок реки или поймы, захватывае­

11.

Параллакс

продоль­

мый

при съемке

одним

аэроснимком

- разность абсцисс одноименных точек

12.

ный

 

 

аэро­

двух аэроснимков

 

 

 

аэроснимков

Перекрытие

 

- части

двух

соседних

 

снимков

 

 

с изображением одного и того же уча­

13.

Перекрытие

продоль­

стка

местности

 

 

 

 

 

 

 

- перекрытие

двух

смежных

аэросним­

 

ное

 

 

 

ков в маршруте

 

 

 

 

 

 

14.

Печать

контактная

- способ получения фотоснимков,

при

 

 

 

 

 

котором в

момент

 

экспонирования

 

 

 

 

 

эмульсия фотобумаги плотно прижи­

15.

Плотность

 

фотоизо­

мается к эмульсии негатива

 

 

 

- степень почернения фотослоя в резуль­

 

бражения (аэронега­

тате

экспонирования

и

фотолабора­

 

тива),

оптическая

торией обработки

 

 

 

 

 

 

128


16.

Прибор

командный

устройство

для

управления

работой

 

 

 

 

 

автоматического

аэрофотоаппарата

17.

Редуцирование

приведение аэрофотоснимка к задан­

 

 

 

 

 

ному масштабу

 

 

 

 

 

 

18.

Ряд

фототриангуля-

группа

фототриангуляционных

точек,

 

ционный

 

расположенных в виде вытянутой це­

 

 

 

 

 

почки,

состоящей

из

треугольников-

 

 

 

 

 

или четырехугольников

 

 

 

 

19.

Сдвиг

изображения

смещение

изображения

 

местности

 

 

 

 

 

в фокальной плоскости аэрофотоаппа­

 

 

 

 

 

рата в направлении полета самолета,

 

 

 

 

 

вызванное

перемещением

аэрофото­

 

 

 

 

 

аппарата

(самолета)

в

течение вы­

 

 

 

 

 

держки в пространстве

 

 

 

 

20.

Скорость

самолета,

скорость перемещения самолета отно­

 

воздушная

 

сительно

окружающей

воздушной

 

 

 

 

 

среды

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

Скорость

самолета,

скорость перемещения самолета отно­

22.

путевая

 

сительно земной поверхности

 

Стереокомпаратор

стереоскопический прибор для точного

 

 

 

 

 

измерения

линейных координат

точек

 

 

 

 

 

аэроснимков

 

 

 

 

 

 

23.

Стереометр

топогра- -

стереоскопический прибор для выпол­

24.

фический

 

нения

измерений на аэроснимках

Стереопара

 

два перекрывающихся аэроснимка од­

 

 

 

 

 

ного маршрута

 

 

 

 

 

 

25.

Точка

 

аэроснимка,-

основание

перпендикуляра,

опущен­

 

главная

 

ного из центра проектирования ка­

 

 

 

 

 

меры

аэрофотоаппарата

(оптического

 

 

 

 

 

центра

объектива)

на

плоскость аэро­

 

 

 

 

 

снимка

 

 

 

 

 

 

 

26.

Точка надира

- точка пересечения аэроснимка с от­

 

 

 

 

 

весной (вертикальной) линией, прохо­

 

 

 

 

 

дящей

при экспонировании

через

 

 

 

 

 

центр проектирования (объектива)

27. Точка

нулевых иска­

-точка аэроснимка, расположенная на

 

жений

 

 

его главной вертикали и характеризу­

 

 

 

 

 

ющаяся отсутствием искажения мас­

 

 

 

 

 

штаба снимка

 

 

 

 

 

 

28.

Точка опорная

- точка

на

аэроснимке,

расположенная

 

 

 

 

 

в зоне тройного перекрытия, предназ­

 

 

 

 

 

наченная для редуцирования ряда фо­

 

 

 

 

 

тотриангуляции

 

 

 

 

 

 

29.

Точка

связующая

— точки

на

аэроснимке,

расположенные

 

 

 

 

 

по разные

стороны

от

главной

точки

 

 

 

 

 

в зоне тройного перекрытия аэронега­

 

 

 

 

 

тивов и служащие

для

установления

 

 

 

 

 

геометрической связи между отдель­

 

 

 

 

 

ными звеньями фототриангуляции

9 Заказ № 345

129-