Файл: Маричев, Р. Д. Освещение предприятий трикотажной и швейной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

источников и расстоянием их от глаза; яркостью поля зрения или фона, на котором виден блеский источник; положением источника блескости в поле зрения работающих, характеризуемого углом, образуемым горизонтальной линией и линией, соединяющей глаз с источником света; временем действия.

О т р а ж е н н а я б л е с к о с т ь

та же, что и прямая, но зер­

кально отраженная от рабочей поверхности.

Критерием о с л е п л енн ости

является показатель ослеплен-

ности, равный отношению видимости объекта наблюдения при экранировании блеских источников света к видимости объекта на­ блюдения при наличии блеских источников в поле зрения. Опыты, проведенные при подъеме петель на белом трикотаже, во время которых исполнители работали через день при блескости и без нее, показали, что производительность труда снижалась при бле­ скости от 7 до 20% в зависимости от контраста объекта различе­ ния с фоном. Чем больше контраст и яркость фона, тем выше про­ изводительность.

Устранение отраженной блескости достигается выбором такого направления света, при котором зеркально отраженные лучи не попадают в глаза работающего. Практически свет на блестящую поверхность должен направляться с боков или сзади но, не спе­ реди работающего. Увеличение размеров светильников также огра­ ничивает яркость бликов. Как показали опыты, яркость светильни­ ков не должна быть более 1000—3500 нт. Отраженная блескость зависит от свойств рабочей поверхности. Например, для уменьше­ ния блескости поверхности рабочих столов делают матовыми, а не глянцевыми. Линейные источники света располагают не непосред­ ственно над рабочими поверхностями, а по проходам между сто­

лами, или смещенными от линии зрения на 0,5—1 м.

и коэффи­

З а т е н е н и е характеризуется

глубиной

тени М

циентом затенения. Коэффициент

затенения

р равен

отношению

освещенности затененного участка Ет к освещенности этого же участка без затенения Е, т. е.

Е

Глубина тени М= 1 —р.

Г л у б и н а те ни определяется соотношением прямой и отра­ женной составляющих освещенности, т. е. долей светового потока, направляемого светильником в верхнюю полусферу, светораспределением светильников в нижней полусфере и относительным рас­ стоянием между светильниками. .Отсюда

где Fот — световой поток, отраженный стенами, потолком, обору­ дованием;

КПр — непосредственно падающий на поверхность световой поток.

82


Опыты, проведенные в помещении размером 5,5Х5Х5 м с по­ беленными стенами и потолком и одним светильником в центре по­ толка, показали, что средняя глубина тени при применении эмали­ рованного глубокоизлучателя равна 75% ,сборной люцетты — 55%, софита размером 0,8X 0,8 м на потолке — 54% и софита 0,8X0,8 м на стене — 31%. Уменьшению тенеобразования способствует так­ же и правильно выбранное направление света (обычно слева и не­

сколько сзади), что

не только

сводит затенение

к минимуму,

но-

и уменьшает блескость.

характеризуется

отсутствием

те­

Д и ф ф у з н о с т ь

освещения

ней и практически одинаковой освещенностью каждой точки осве­ щаемой площади. Практически диффузное освещение может быть создано отраженным от потолка светом при достаточной яркости стен. Наиболее близким к диффузному может быть освещение, созданное большим количеством светильников «шар» из стекла мо­ лочного цвета.

Весьма важным является вопрос о р а с п р е д е л е н и и я р к о ­ сти в поле зрения. В связи с адаптацией глаза при наличии в поле зрения участков с резко различной яркостью (даже при исключе­ нии блескости) глаз находится в неустойчивом состоянии и имеет наименьшую работоспособность. Комфортным соотношением ярко­ стей в поле зрения является соотношение 1:3. Допустимым можно считать соотношение 1:10, принятое в нормах при освещении ра­ бочей поверхности, создаваемой светильниками общего освещения в системе комбинированного для зданий с естественным светом, и 2:10 для бесфонарных зданий. Исследования проф. Труханова А. А. показали, что при увеличении доли общего освещения в системе комбинированного от 20 до 100% производительность труда увеличивается на 8—10%. Для повышения качества освеще­ ния могут быть использованы следующие пути:

если фон обладает зеркальным блеском, а деталь — нет, или наоборот, освещение следует выполнить диффузным с большой по­ верхностью умеренной яркости. Фону или детали придается высо­ кая, но не слепящая яркость, по сравнению с которой неблестящие элементы окажутся темными;

если детали рельефны, по яркости и цветности мало отли­ чаются от фона, то для увеличения контраста должны быть исполь­ зованы собственные тени, возникающие при направленном свете; если рабочая поверхность пропускает свет и если находя­ щиеся на ней детали больше отличаются от фона по коэффициенту пропускания, чем по коэффициенту отражения, то целесообразно осуществить освещение на просвечивание материала диффузным

источником света; для различения силуэта детали (например, зазора между лека­

лом и деталью) и если при этом деталь плохо отражает свет, сле­ дует освещать не деталь, а фон, лежащий за деталью, выполнив его светлым;

ваналогичных условиях, но при хорошо отражающих деталях,

атакже когда необходимо различать не только границы деталей,

4*

83


но и их фактуру (например, вышивание по канве), следует осве­ тить деталь, но поместить сзади контрастирующий фон.

Последним вопросом, определяющим качество освещения, яв­ ляются вопросы цветопередач. Обычно глаз человека различает примерно 150 цветов и оттенков, глаз же одаренных художников различает их уже до 4500. Всего же число цветов и оттенков по­ рядка 6000. Основные цвета спектра от красного до фиолетового характеризуются определенной длиной волны. Например, фиоле­ товый цвет с оттенками имеет длину волны 380—450 нм,* синий 450—480 нм, голубой 480—510 нм, зеленый 510—550 нм, желто-зе­ леный 550—575 нм, желтый 575—585 нм, оранжевый 585—620 нм,

красный 620—770

нм. Длина волны, или как ее еще называют

ц в е т о в о й тон,

характеризует цвет, но не полностью, так как

не дает представления обо всех оттенках. Поэтому вводится еще одно понятие — ч и с т о т а цвета .

Чистота цвета определяется отношением величины однород­ ного . светового потока к величине суммарного светового потока данной смеси. Следовательно, качественная сторона цвета ( ц в е т ­ ность) определяется независимыми величинами: цветовым тоном

ичистотой цвета.

Вцелом любой цвет характеризуется тремя показателями: цве­ товым тоном, чистотой цвета и величиной светового потока (яркостью излучения).

Эспериментально было установлено, что любой цвет может быть получен смешением излучений световых потоков трех цветов: красного, зеленого и синего, т. е. световой поток любого цвета может быть выражен формулой

 

 

 

 

 

F = FK+ Fa + Fc,

 

 

F — световой

поток любого

цвета;

 

 

Гк —

»

 

»

красного

»

 

 

Fз

 

»

 

»

зеленого

»

 

 

Fc —

»

 

»

синего

»

 

 

Эту формулу можно представить в виде следующего уравнения:

 

 

 

 

 

F = x 'X + y 'Y + zfZ,

 

 

где х'Х,

y'Y, z’Z — компоненты света;

 

 

 

х',

У',

*■' — координаты

цвета, выражающие количествен­

 

 

 

 

ное

значение

каждого

компонента

света

 

X,

Y,

 

в смеси;

 

 

 

 

 

Z — единичные

значения основных цветов

системы

 

 

 

 

(даются в ГОСТ на каждый вид источника

Это

уравнение

света в долях единицы).

и выражает

количе­

называется

ц в е т о в ы м

ственное и качественное соотношение цвета и трех его компонентов.

* нм — нанометр (миллимикрон), равный 1 0 ~s м.

84


Определение координат цвета источника света с линейчатым спек­ тром можно производить по уравнениям

п

у ' = 2 yiFt\

1

если спектральное распределение источника света задано значе­ ниями однородных лучистых потоков Fi в световых ваттах.

Как указывалось выше, единицей светового потока является люмен. Измерениями установлено, что однородный л у ч и с т ы й п о т о к мощностью 1 Вт с длиной волны 555 нм, соответствующий максимальной чувствительности глаза, равен 683 лм светового по­ тока. На этом основании используется нестандартная величина — световой Ватт, соответствующий 683 лм.

Характеристика цветности излучения определяется координа­ тами цветности, которые определяют по формулам:

х'

у'

г'

х --------------;

у = ------ --------;

z = ---------------,

х' + у' + 2'

х' + у' + 2'

х' + у' + г'

причем x + y + z= 1.

Чистота цвета р определяется как отношение светового потока

данного

цвета Fn к световому потоку всего

смешанного цвета F,

т. е. р =

р

и его чистоту, надо

—. Поэтому, чтобы определить цвет

 

F

 

иметь цветовой график в международной калориметрической си­ стеме и таблицу относительных и удельных цветовых коэффициен­ тов монохроматического излучения. В ГОСТ 6825—70 приведены координаты цветности, зная которые с помощью указанных выше графиков и таблиц можно определить основной цвет ламп и его чистоту.

Для минимальных значений координат, приведенных в ГОСТ 6825—70, в табл. 21 приведены характеристика и чистота цвета.

Тип лам­ пы

 

 

 

 

Т а б л и ц а 21

 

Выбор цвета люминесцентных ламп

 

Координаты цветности

Длина

Чистота

Характеристика

 

 

волны

цвета

цвета

X

У

К (нм)

Ру %

 

 

 

 

ЛДЦ

0,315< х<0,33

0,325< (/<0,35

490—500

5—10

. Голубой

ЛД

0,3<х<0,325

0,32

<(/<0,345

488—498

10—15

Голубой

ЛХБ

0,353 < * < 0,383

0,356

< у < 0,386

572—588

22—35

Желтый,

 

 

 

 

 

 

желто-зеленый

ЛТБ

0,427 < х < 0,457

0,387

<(/<0,417

582—589

56—65

Желтый

ЛБ

0,39<х<0,42

0,375

<(/<0,405

578-585

40—55

оранжевый,

Желтый

П р и м е ч а н и е . ЛДЦ — лампа’ дневного

света с исправленной

цветностью, ЛД —

лампа дневного света; ЛХБ — лампа холодно-белого света; ЛТБ — лампа тепло-белого све­ та; ЛБ—лампа белого света.

85


Сравнение цветности излучения того или иного источника света с дневным светом можно производить с помощью определения ц в е т о в о й т е м п е р а т у р ы .

Под цветовой температурой подразумевается температура абсо­ лютно черного тела, в градусах Кельвина, при которой тело обла­ дает излучением, соответствующим источнику света.

Цветовая температура имеет следующие значения: чистый от облаков голубой небосклон— 10 000—30000° К; небосклон, затяну­ тый тучами, — 7000° К, зарубежные люминесцентные лампы днев­ ного света — 6500° К, снежно-белого света — 4500° К, белого света — 3500° К, теплого света — 3000° К, лампа накаливания — 3000° К. Цве­ товая температура отечественных люминесцентных ламп ЛБ —

3500° К, ЛХБ — 4850° К, ЛТБ — 2700° К, ЛД — 6500° К.

Условиям комфорта отвечают лампы с цветовой температурой 4500° К при минимальной освещенности 250—300 лк и окраске освещаемых помещений в светлые тона. Для приближения искус­ ственного освещения к дневному следует обеспечивать равномер­ ность освещенности по объему помещения, что достигается при подшивании ламп на высоте 5—6 м. Ликвидация теней лучше всего достигается при применении линейных источников света, располагаемых перпендикулярно линии наблюдения.

При повышенных требованиях к цветопередаче с учетом мне­ ния искусствоведов рекомендуется применять лампы типа ЛХБ и ЛДЦ.

Новые нормы освещенности (октябрь 1971 года) в законода­ тельном порядке обеспечили доведение освещенности до близкой к оптимальной.

Так, например, на круглочулочных, плоскофанговых, котонных и основовязальных машинах нормируемая освещенность достигла 750 лк, на мотальных и сновальных машинах— 1000—1250 лк; на

кеттельных и кругловязальных машинах типа

КТ — 400 лк в вер­

тикальной плоскости, что соответствует 600 лк

в горизонтальной

плоскости; на рабочих местах сортировки и

штопки изделий —

1000 лк. Швейные машины всех типов и машины для контроля по­ лотна должны иметь освещенность как минимум 750/2000 лк, рас­ кройные машины — 600/2000 лк. Величина освещенности, указанная в знаменателе, может быть получена за счет встроенных в ма­ шины или пристроенных к ним светильников с лампами накалива­ ния. Введение новых норм освещенности привело к необходимости разработки новых систем освещения для швейных и трикотажных фабрик, с учетом перспективы развития источников света и све­ тильников.

Новые системы освещения и методика их разработки являются одной из основных тем данной книги. Предполагаются универсаль­ ные системы освещения, т. е. независимые от вида строительных конструкций, типа и мощности ламп и светильников. Общими принципами, заложенными в основу разработки новых систем освещения, являются:

1) обеспечение нормируемой освещенности с учетом возмож­

86