Файл: Гребенюк, А. А. Техника и технология получения керна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Продолжение табл. 1
Группа пород
Характеристика |
пород и их |
Основные мероприятия по обеспечению |
поведение при |
бурении |
выхода керна |
VIII Породы и полезные ископа |
Двойные « одинарные колонковые снаряды |
|
емые сильно трещиноватые и с восходящим потоком промывочной жидкости |
||
неоднородные |
по твердости. и |
с использованием гидроциклонного шламо- |
Керн подвержен избиратель уловителя. При бурении основное внимание |
||
ному истиранию, дроблению, уделяется режиму промывки |
||
вымыванию и |
размыву сла |
|
бых участков |
|
|
тому основным мероприятием по обеспечению выхода керна яв ляется устранение или уменьшение воздействия основного фак тора, т. е. основной причины разрушения керна.
Таким образом, все горные породы и полезные ископаемые целесообразно разделить на группы по признакам разрушения керна, что позволит наметить конкретные мероприятия по обес печению выхода керна.
Нами предлагается классификация, по которой основным признаком является характер разрушения керна (табл. 1).
Т Е Х Н И Ч Е С К И Е ФАКТОРЫ
Технические факторы, оказывающие влияние "на выход кер на и его качество, определяются главным образом конструктив ными особенностями колонкового снаряда и породоразрушающего инструмента, а также условиями их работы. Сюда отно сятся каналы, направляющие поток промывочной жидкости до начала и во время бурения, каналы дренажа жидкости из керноприемной трубы, конструкция керноприемной трубы и ее сое динений, способ заклинки керна, каналы подачи дроби на забой, конструкция породоразрушающего инструмента, диаметр и нак лон скважины, качество промывочного агента и вибрация.
Каналы вывода промывочной жидкости к забою до начала бурения
До начала бурения скважина должна быть очищена от шла ма промывкой. Промывку скважины с помощью двойного ко лонкового снаряда возможно осуществлять тремя способами (рис. 1, а, б, в): через зазор между трубами, через керноприе ную трубу либо одновременно через зазор менаду трубами и че рез керноприемную трубу [14].
Промывка скважины через зазор между трубами (рис. 1, а) ле устраняет возможность попадания шлама в керноприемную трубу во время дохождения снаряда до забоя. В этом случае
12
шлам, попавший" в кернбпрйемйую трубу, в процессе бурений будет подклинивать керн за счет попадания крупных и тяжелых его частиц в зазор между керном и внутренней стенкой прием ной трубы'.
Промывка скважины через керноприемную трубу (рис. 1, б) исключает возможность попадания в нее шлама, но не исклю
чает возможность попадания шлама в зазор |
между трубами и |
|
в промывочные каналы буровой коронки. В |
процессе бурения |
|
это затрудняет выход промывочной |
жидкости к забою и, как |
|
следствие, приводит к затирке керна |
в коронке. |
Промывка скважины одновременно через зазор между тру бами и через внутреннюю трубу (рис. 1, в) полностью исклюйчает возможность попадания шлама в керноприемную трубу и
зазор между трубами.
13
Каналы направления потока промывочной жидкости во время бурения
*
Направление потока промывочной жидкости в двойном ко лонковом снаряде весьма существенно влияет на выход керна, особенно при бурении трещиноватых, разрушенных, слабо свя занных горных пород и полезных ископаемых [4, 5, 6, 15, 26, 49]. На рис. 2, а, б, в показаны возможные схемы направлен
Рис. 2. Схемы промывки скважины в процессе бурения.
о — п р я м а я промывка; о — обратная промывка: в — комбинированная промывка.
потока промывочной жидкости в двойном колонковом снаряде. Прямая промывка (рис. 2, а) при достаточном количестве жидкости обеспечивает хорошую очистку забоя скважины от вы буриваемых частиц породы, но наряду с этим приводит к час тичному илиполному размыву керна во время его формирова ния, особенно если призабойная часть керна недостаточно за
щищена от быстро протекающего потока жидкости.
Наши исследования и практика бурения показывают, что лучшие показатели выхода керна обеспечиваются при обратной (рис. 2, б) и комбинированной (рис. 2, в) промывках, когда про мывочная жидкость одновременно с удалением выбуриваемых частиц породы с забоя способствует продвижению керна в керноприемную трубу. При обратной промывке вся выбуриваемая порода удаляется с забоя через керноприемную трубу. При комбинированной промывке основная часть выбуриваемой поро ды удаляется с забоя через кольцевой зазор между стенками
14
скважины |
й колонковым снарядом, а остальная ее часть — че |
рез керноприемную трубу. |
|
Выход |
керна при обратной промывке в значительной мере |
зависит от расхода промывочной жидкости. При малом ее рас ходе шлам накапливается на забое, что приводит к затирке и истиранию керна, а при повышенном расходе жидкости проис ходит вымывание керна из керноприемной трубы. Повышение расхода промывочной жидкости при комбинированной промыв ке не приводит к существенному снижению выхода керна, так как основной поток промывочной жидкости идет в кольцевой зазор менаду стенками скважины и колонковым снарядом. Сле довательно, комбинированная промывка является более рацио нальной.
Дренаж жидкости из керноприемной трубы
При спуске двойного колонкового снаряда в скважину и по становке на забой керноприемная труба, как правило, запол няется жидкостью. Эта жидкость во время буреня вытесняется керном. Вытеснение жидкости из керноприемной трубы долж но осуществляться без значительных гидравлических сопротив лений, препятствующих продвижению керна. Для этого должна
быть выбрана наиболее рациональная схема дренажа |
жидкос |
ти из керноприемной трубы [14]. |
|
Дренаж жидкости из керноприемной трубы возможно |
осуще |
ствить тремя путями: навстречу основному потоку промывочной жидкости (рис. 3, а), в зазор между трубами (рис. 3, б, в) или в зазор между наружной трубой и стенками скважины (рис. 3, г). Схема дренажа жидкости из керноприемной трубы (рис. 3, а) является самой нерациональной, так как для открытия шарово
го клапана требуется значительный перепад давления жидкос ти, что приводит к деформации и заклиниванию керна.
Дренаж жидкости в межтрубное пространство (рис. 3, б) также не создает благоприятных условий для продвижения кер на в керноприемную трубу. В этом случае целесообразно дре наж осуществлять с помощью эжекционной головки (рис. 3, в). Эта головка обеспечивает требуемое разрежение внутри керно приемной трубы, вызывающее восходящее движение жидкости, что способствует продвижению керна.
Дренаж жидкости из керноприемной трубы в ствол скважи ны (рис. 3, г) может при определенных условиях обеспечивать непрерывный восходящий от забоя поток.
В рассмотренных схемах дренажный канал перекрывается шаровым клапаном, который предохраняет керн от выдавлива ния и вымывания из керноприемной трубы.
При движении жидкости из керноприемной трубы (рис. 3, а) шаровой клапан преграждает путь потоку промывочной жид кости в керноприемную трубу во время бурения и во время
15
подъема предохраняет керн от выдавливания |
столбом |
жидкос |
ти, находящейся в полости бурильных труб. В |
остальных |
схемах |
необходимость в шаровом клапане возникает только при подъе ме колонкового снаряда. При бурении же шаровой клапан ока зывает сопротивление движению дренируемой жидкости, а гнездо кла пана может при извест ных условиях зашламо-
вываться.
Известно, что гидро статическое давление пе редается на клапан по всем направлениям, не изменяя своей величины, но так как открытая по верхность клапана выше гнезда больше, чем от крытая его поверхность ниже гнезда, то, естест венно, усилие ка клапан сверху будет больше, чем усилие снизу. Это избы точное усилие и пр_епятствует продвижению кер на в керноприемную трубу.
Избыточное усилие на клапан сверху, а следо вательно, и усилие, сжи мающее керн, направлен ное на преодоление избы точного усилия, тем боль ше, чем больше площадь контакта клапана с гнез дом, глубина скважины и вязкость промывочного раствора.
На рис. 4 показана за висимость выхода уголь ного керна от глубины скважины при бурении двойным колонковым сна
рядом с клапаном и без клапана. Отсюда можно сделать вывод, что при использовании клапана в конструкции двойного колон кового снаряда следует добиваться наименьшей площади кон такта клапана с гнездом, а лучше избегать применения клапана. В последнем случае защита керна от выдавливания из керно-
16 Г " " '
приемной трубы при подъеме осуществляется за счет специаль ной конструкции головки двойного колонкового снаряда (рис.5).
Рис. 4. Влияние глубины скважины
на выход |
керна. |
/ — без клапана: |
2 - е клапаном. |
600 Н.п
В этом случае колонковый снаряд спускается в скважину
без шарика 5. Шарик спускается через бурильные трубы после промывки скважины и постановки снаряда на
забой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В процессе бурения промывочная -жидкость |
|
|
|
|
|
|||||||||
через каналы 4 подвижного переходника 3 и |
|
|
|
|
|
|||||||||
межтрубному кольцевому зазору поступает к |
|
|
|
|
|
|||||||||
забою. По мере поступления керна в керно- |
|
|
|
|
|
|||||||||
приемную трубу 5 жидкость из пространства |
|
|
|
|
|
|||||||||
над керном удаляется в скважину через ка |
|
|
|
|
|
|||||||||
налы |
7 и 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При подъеме колонкового снаряда сливной |
|
|
|
|
|
|||||||||
канал 6 перекрывается подвижным переход |
|
|
|
|
|
|||||||||
ником 3, кооторый и предохраняет керн от |
|
|
|
|
|
|||||||||
выдавливания. Жидкость, находящаяся в по |
|
|
|
|
|
|||||||||
лости бурильных труб, сливается через кана |
|
|
|
|
|
|||||||||
лы переходника 3 в межтрубный кольцевой за |
|
|
|
|
|
|||||||||
зор и далее |
в скважину. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Конструкции соединений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
керноприемной трубы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
От конструкции |
соединения |
керноприемной |
|
|
|
|
|
|||||||
трубы зависит защита керна от истирания и |
|
|
|
|
|
|||||||||
размывания |
[14, 16]. Соединять керноприем- |
|
|
|
|
|
||||||||
ную трубу в двойном колонковом |
снаряде |
|
|
|
|
|
||||||||
можно жестко, подвижно |
(с одной или |
двумя |
|
|
|
|
|
|||||||
степенями подвижности) |
или |
|
комбинированно |
Рис. |
о. |
|
Головка |
|||||||
(жестко и подвижно). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
трубы |
двойного колонко |
||||||||
Жесткое соединение керноприемной |
вого |
снаряда. |
||||||||||||
(рис. 6, а) во время |
бурения |
приводит |
к |
исти |
цилиндр: |
3 — |
подвиж |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ — переходник; |
2 — |
|||
ранию |
керна, |
а при |
бурении |
слабо |
связанных |
ный переходник; |
4 — |
|||||||
пород не обеспечивает защиту керна от раз |
промывочный |
канал; |
||||||||||||
5— шарик; 6, |
7— дре |
|||||||||||||
мыва |
и вымывания |
в период |
его |
формиро |
керноприеыная |
тру- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н а ж н ы е |
каналы; |
Ь — |
||
вания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'ба. |
|
|
2 А. А. |
Гребешок |
|
|
|
|
|
Гс'О. Г ; 3)4«.чая |
1 |
17 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ймбч |
.: • -л, i |
С оо-Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
&ИЗЕМПАЯР |
|
|
|
|
Рис. 6. Схемы соединений кер ноприемной трубы:
а — жесткое; б — подвижное и осе вом направлении; s — подвижное вокруг оси: г — подвижное в осе вом направлении н вокруг оси: д —
комбинированное. |
1, |
6 — переходни |
|
ки; |
2 — кернопрнемная труба; 3 — |
||
наружная труба; |
4 — б у р о в а я корон |
||
ка; |
5 — п р у ж и н а : |
7 — внутренняя |
|
буровая коронка; S, 10— подпятни |
|||
ки; |
9 — ш а р и к : |
11 |
— фрикционные |
|
диск». |
|