Файл: Гребенюк, А. А. Техника и технология получения керна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
вышению производительности. По данным некоторых опытов, рейсовая скорость при этом повышается в 2—2,5 раза.
При порционном питании дробь в скважину подается перио дически— порциями. Различают мелкопорционное и крупнопор ционное питание. При крупнопорциониом питании порцию дро би, рассчитанную на рейс, разделяют на три — пять частей, ко торые подают в скважину через определенные промежутки вре мени. При порционном питании в скважине имеется некоторый избыток дроби. Этот избыток дроби разрабатывает стенки ск важины и обрабатывает керн.
При рейсовом питании вся необходимая дробь подается в скважину в начале рейса в полном объеме. Поэтому вначале бурение ведется при избыточном количестве дроби, что затруд няет работу, снижает производительность, разбуривает стенки скважины и обрабатывает керн. В связи с износом дроби к кон цу рейса на забое находится только мелкая дробь, что приво дит к сужению скважины. Колебания в количестве и размерах дроби вынуждают прибегать к частому регулированию промыв ки и давления на забой.
В табл. 2 приведены данные выхода керна при различных способах питания скважины дробью.
Т а б л и ц а 2
|
Питание |
|
|
Показатели |
крупнопорцн- |
непрерыв |
|
рейсовое |
|||
онное |
ное |
||
|
|||
1,8 |
2,63 |
3,10 |
|
3,0 |
3,30 |
3,52 |
|
70,0 |
75,00 |
82,00 |
|
61,8 |
62,50 |
64,00 |
Величина проходки на рейс
Величина проходки на рейс не может быть произвольной. Как малая, так и большая величина проходки на рейс может быть нерациональной. В первом случае увеличивается непроиз водительное время на спуско-подъемные операции, во втором случае снижается количество и качество керна. Величина про ходки за рейс должна быть увязана как с механическими свой ствами горных пород, так и со свойствами колонкового снаряда, применяемого для опробования. Обычно рациональная проход ка на рейс уточняется практическим путем.
Для каждой группы пород существует оптимальная величина проходки на рейс [14, 36, 37, 43]. С превышением этой величины в нижней части керноприемной трубы образуется уплотненная пробка керна, которая с течением времени препятствует прод-
36
вижению вновь выбуренного керна. Образование уплотненной пробки керна происходит за счет затягивания частиц керна в зазор между керном и внутренней поверхностью керноприемной трубы, которые действуют подобно распоркам. Уплотненная пробка быстрее образуется при проходке менее связанных пород и при более шероховатой внутренней поверхности керноприем
ной |
трубы. |
Поэтому |
внутрен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
нюю |
поверхность |
керноприем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ной |
трубы |
следует |
шлифовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
и готовить ее из нержавею |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
щего металла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
При бурении с |
промывкой |
s o |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
скважины |
глинистым |
раство |
|
|
0,5 |
, |
|
|
|
|
|
||||||
ром |
образование |
уплотненной |
|
|
Лррхоскп 3U |
nt't'/t'.At |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
пробки керна несколько |
затя |
Рис. 17. Влияние степени шерохо |
|||||||||||||||
гивается. Глинистый |
раствор в |
||||||||||||||||
ватости |
внутренней |
поверхности кер |
|||||||||||||||
этом случае играет роль смаз |
ноприемной |
трубы |
и |
вида |
промы |
||||||||||||
ки. Он снижает силы трения и |
вочной жидкости на величину про |
||||||||||||||||
связызает |
ослабленные |
участ |
|
ходки |
за |
рейс |
и |
|
выход |
керна. |
|||||||
ки керна. |
|
|
|
|
|
|
/ — выход |
керна при бурении |
с |
нешлифо |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ванной керноприемной |
трубой |
с |
промыв |
||||||||
Очень |
хорошие |
результаты |
кой водой; 2 — выход |
керна |
при |
бурении |
|||||||||||
с |
нешлифованной |
керноприемной |
трубой |
||||||||||||||
повышения величины |
проходки |
с |
промывкой |
глинистым |
|
раствором; 3— вы |
|||||||||||
х о д керна при бурении |
со |
шлифованной |
|||||||||||||||
на рейс дает обратная промыв- |
керноприемной |
трубой |
с |
промывкой водой. |
|||||||||||||
ка, а также применение эла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
стичной |
керноприемной |
|
гильзы |
|
(см. рис. 7,в). |
|
|
|
|
||||||||
На рис. |
17 представлен график зависимости |
выхода |
керна |
||||||||||||||
и величины |
проходки на |
рейс |
кузнецких |
коксующихся |
углей |
от степени шероховатости внутренней поверхности керноприем ной трубы и вида промывочного агента. Из графика видно, что лучшие результаты выхода керна и проходки на рейс достигают
ся при шлифованной внутренней поверхности |
керноприемной |
|
трубы и с промывкой |
скважины глинистым |
раствором. |
О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е ФАКТОРЫ |
|
|
Успешное получение |
качественного керна |
в значительной |
мере зависит от умения бурового персонала правильно приме нять наиболее эффективные средства в данных условиях буре ния и правильно организовать производство буровых работ.
Основными организационными мероприятиями, способствую щими повышению выхода керна, являются:
1. Квалифицированный инструктаж бурового персонала со стороны технического и геологического руководства партии, по применению наиболее эффективных методов и средств получе ния керна в данных геологических условиях бурения.
2. Обеспечение буровых бригад техническими средствами и поддержание их в исправном состоянии. На буровой должно быть два однотипных колонковых снаряда, что дает воз-
37
можность при работе одним снарядом одновременно подготавли вать к работе другой.
3. Непрерывный контроль за процессом бурения по полез ному ископаемому и своевременная документация поднятого керна. Выполнение этих мероприятий обеспечивает привязку кернового материала к соответствующему интервалу скважи ны, существенно облегчает разбивку рудного тела на зоны и предохраняет геологическую службу от ошибок при опробова нии, связанных с неравномерным выходом керна. Кроме того, тщательная и точная документация рудного керна, производи мая сразу вслед за подъемом его из скважины, позволит прове сти анализ зависимости выхода керна от технологии бурения и немедленно принять конкретные меры по улучшению результа тов бурения.
4.Оснащение бурового агрегата контрольно-измерительной аппаратурой, что позволяет более точно регулировать основные параметры режима бурения.
5.Наличие на буровой проектного геологического разреза скважины, который должен более полно соответствовать фак тическому.
Буровая бригада должна хорошо изучить проектный геоло гический разрез скважины, что позволит более точно определить момент вхождения породоразрушающего инструмента в полез ное ископаемое.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ КЕРНА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ.
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
К Л А С С И Ф И К А Ц И Я ТЕХНИЧЕСКИХ С Р Е Д С Т В
В настоящее время в практике геологоразведочного бурения в зависимости от геологических условий и требований, предъяв ляемых к керну, применяются различные технические средства получения керна. Основными средствами получения керна яв ляются специальные буровые колонковые снаряды, которые раз деляются на одинарные и двойные.
Одинарные колонковые снаряды отличаются друг от друга наличием или отсутствием кернорвателя, конструкцией и распо ложением шламовой трубы и другими приспособлениями.
Двойные колонковые снаряды по признакам соединения кериоприемной трубы разделяются на три типа.
Первый тип — колонковые снаряды с вращающейся при бу рении керноприемной трубой.
Второй тип — колонковые снаряды с невращающейся при бурении керноприемной трубой.
Третий тип — колонковые снаряды с комбинированным сое динением керноприемной трубы, которая вращается при бурении твердых пород и не вращается при бурении мягких,
38
Все колонковые снаряды по способу промывки забоя скважи ны в процессе бурения разделяются на четыре группы.
Первая группа — колонковые снаряды, работающие с пря мой промывкой, которая осуществляется насосом, установлен ным на поверхности скважины.
Вторая группа — колонковые снаряды, работающие с обрат ной промывкой. Обратная промывка может быть непрерывной или пульсирующей. Непрерывная промывка достигается за счет герметизации устья скважины, установки разделяющего пакера, эрлифта или эжекторного насоса, встроенного в колонковый снаряд. Пульсирующая промывка осуществляется специальны ми насосами с приводом от компрессора или за счет ритмичного расхаживания колонкового снаряда или его части (поршня).
Третья группа — колонковые снаряды, работающие с ком бинированной промывкой, т. е. одновременно с прямой и обрат ной. Комбинированная промывка осуществляется эжекторным насосом, встроенным в двойной колонковый снаряд.
Четвертая группа — колонковые снаряды, работающие без промывки. Сюда относятся шнекоколонковые снаряды, вибро снаряды, грунтоносы забивного и вращательного действия.
Классификация колонковых снарядов по способу промывки скважины и основным конструктивным признакам приведена в табл. 3.
Каждая из указанных групп колонковых снарядов имеет свои достоинства и недостатки.
Снаряды первой группы сравнительно просты по конструк ции и в эксплуатации. Наибольшую практическую ценность представляют двойные колонковые снаряды второго и третьего типа. К ним относятся: ДКС-1-ТПИ, ДКС С. В. Алексеенко и И. Б. Булнаева, ДКС-9 и ДТ-10 А. А. Гребенюка и ТДН-2 ВПТРа. Указанные снаряды, за исключением снаряда ТДН-2, хорошо зарекомендовали себя при бурении угольных пластов, а снаряд ТДН-2 — при бурении пород средней трещиноватости. Однако все они не обеспечивают необходимый выход керна при бурении в сложных геологических условиях. Кроме того, с рос том глубины скважины возрастают непроизводительные затраты времени на спуско-подъемные операции, что приводит к сниже нию производительности. В этом отношении двойные колонковые снаряды со сменным керноприемником более эффективны как по выходу керна, так и по производительности. При бурении данными снарядами не требуется подъема колонны бурильных труб из скважины и развинчивания ее на свечи, а поднимать керноприемник можно так часто, как это необходимо для обес печения требуемого выхода керна.
Снаряды второй группы предназначены для бурения в слож ных геологических условиях. Из них наибольшую практическую ценность представляют: эрлифт ВИТРа с полиэтиленовой труб кой, снаряды с пульсирующей призабойной промывкой (КСБ-4
39