Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Р С ФС Р
Московский автомеханический институт
Кафедра "Автомобили"
д о ц .,к .т .н . Гаспарянц Г.А.
НЕКОТОРЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ
( учебное поообие )
Мооква 1974
_ _ 4 *
Гос. публичная научно-то;:'1.ч».:»9я
библиотек JGP
ЭКЗЕМПЛЯР
^ИТДЛЫ-'^ГО З АЛА
1 4 - U W
Настоящая работа основана на лекциях, читаемых автором для студентов вечернего отделения МАМИ, обу чающихся по специальности 0513 оо специализацией
"Автомобили".
При подготовив к изданию материал лекций был переработан и дополнен практическими сведения с тем,
чтобы пособие могло быть полезным как при изучении основных автоматических систем и устройств автомобиля,
так и для учебного проектирования,
Ввиду того, что по гидродинамическим и объемным гидропередачам были ранее изданы отдельные учебные по собия, составленные проф. Левиным И .А ., в настоящей работе эти механизмы рассмотрены вкратце..
При окончательном редактировании работы значительную помощь оказал аосиотент кафедры "Автомобили" М АШ
В.В.СЕЛИФОНОВ, которому автор принооит глубокую благодар ность
3 -
ВВЕДЕНИЕ И ОВф!Е СВЕДЕНИЯ О АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ АВТОМОБИЛЯ
Значение автоматизации управления автомобилем
Автоматическое регулирование, т .е . поддержание требуемого режима работы того или иного технического объекта без помощи че ловека является одним из самых прогрессивных направлений совре менной техники, в частности, одним из основных направлений со вершенствования автомобиля.
Автоматическое регулирование (управление) различных механиз мов автомобиля, во-первых, существенно облегчает труд водителя,
внимание и усилия которого должны быть направлены на обеспечение максимальной безопасности движения. Во-вторых, ведет к достиже нию оптимальных режимов работы автомобиля. Так, например, автома тизация сцепления не только освобождает водителя от утомительной необходимости в среднем через каждые 30-40 сек ( в больших горо дах) нажимать на педаль сцепления, но значительно совершенствует процесс трогания автомобиля с места. Полная автоматизация транс миссии, целиком освобождая водителя от ряда утомительных опера ций* обеспечивает плавное трогание автомобиля с места, точный вы бор и включение той передачи, которая при данных условиях движе ния и режиме работы двигателя является единственно оптимальной.
й.Т.Д.
4
По-видимому, целесообразно стремиться к тому, чтобы все опе рации по управлению автомобилем, не требующие исключительно чело веческих сйособностей (анализа оперативных ситуаций, оценки теку щих вероятностей сложных событий, выработки гипотез и принятия на их основе определенных решений и т . д . ) , были бы автоматизированы.
Содержание, назначение и структура курса
Основными объектами регулирования на автомобиле являются:
трансмиссия, рулевое управление, тормозная система. Изучение осо бенностей работы и характеристик этих объектов с точки зрения их автоматического регулирования, изучение используемых при этом тех нических средств автоматики составляет содержание настоящего кур
са .
Важным объектом автоматизации является также и двигатель ав томобиля. Однако, этот вопрос является самостоятельным и здесь не
рассматривается.
Наш курс - дополнение к двум предыдущим курсам: "Конструиро
вание и расчет автомобиля" и "Основы автоматики и автоматизация производственных процессов". Его назначение состоит в том, чтобы ознакомить студента с современным состоянием автоматического регу лирования конкретных механизмов автомобиля, научить его произво дить простейшие исследования и расчеты, необходимые при предвари тельном проектировании автоматических систем автомобиля, Сообщить
некоторые практические оведения, используемые при |
этих |
расчетах. |
В общих чертах структура курса такова. Ввиду |
того, |
что одни |
к те *е оредства автоматики используют в различных системах, све дения о принципах их действия, характеристиках и указания по их раочету выделены в самостоятельный раздел и приведены в начале кур са .
5
Термин "автоматизация" используется здесь в широком смысле:
им охватывается все, что не только полностью,но и частично осво бождает водителя от участия в процессе управления отдельными ме ханизмами автомобиля или значительно снижает затраты им физиче ской энергии на приведение в действие органов управления. Поэтому
в следующем разделе рассмотрены наиболее распространенные и отно-
простые
сительноТполуавтоматические системы, получившие название усилите лей.
Последующие части курса посвящены вопросам автоматизации основных объектов регулирования на автомобиле.
Требования, предъявляемые к свойствам и характеристикам ре гулятора, определяются прежде всего особенностями конструкции и протекания рабочего процесса объекта регулирования. Поэтому рас смотрение каждой конкретной системы автоматического регулирова ния автомобиля начинается с анализа объекта и формулирования не обходимой программы действия автоматического регулятора.
Общие сведения о автоматических системах автомобиля В общем случае система автоматического регулирования (САР)
состоит из объекта регулирования и автоматического регулятора.
Последний в с вою очередь состоит из различных технических средств автоматики, которые, будучи взаимосвязанными, образуют три сос тавные части регулятора: узел снабжения регулятора рабочим телом,
исполнительный и командный механизмы. »
С |
точки зрения функциональных задач, выполняемых различными |
|
частями |
командного механизма, их разделяют на элементы: |
|
- |
воспринимающие, |
служащие для измерения действительного |
значения регулируемой |
величины ( I на фиг.1 ) ; |
|
|
6 |
-задающие, служащие для задания требуемого значения регули |
||
руемой |
величины ( 2 |
на фиг.1 ) ; |
- |
сравнивающие, |
служащие для выявления величины и знака рас |
согласования между заданными и действительными значениями регули руемой величины ( 3 на фиг.1 ) ;
- преобразую ^е, осуществляющие преобразование сигнала одного
вида ( например |
электрического) |
в другой. |
В общем случае структурная |
схема САР может быть представле |
|
на в том виде, |
в каком она приведена на фиг.1. |
|
|
I |
|
|
I |
|
|
I% |
|
|
I |
|
|
<г> |
|
1 |
ч: |
|
J |
|
4иг.1 Структурная охемй |
САР |
|
При ручном управлении процессы осуществляются |
за счет энер- |
|
п и , затрачиваемой водителем, |
Для функционирования САР необходи |
мо питать ев энергией, подводимой от основного двигателя автомо
биля. От формы, в которой она подводится, |
зависят |
номенклатура, |
|
конструктивные оообеннооти и характер взаимосвязи |
отдельных |
ча |
|
е т е ! и элементов САР. С этой точки зрения |
САР разделяют на |
элек- |
7
трические,. вакуумные, пневматические, гидравлические и смешан ные.
Электрическая САР на автомобилях в настоящее время имеет ограниченное применение вследствие того, что исполнительные электрические механизмы громоздки, имеют значительный вес, тре буют применения дефицитной электротехнической меди, затрудни тельно обеспечение плавного их срабатывания и т .д . Электрические средства автоматики находят применение в комбинированных САР в качестве командных устройств или их элементов.
Вакуумная САР имеет одно единственное преимущество перед другими - не требует особого узла питания, ибо отбор вакуума производят от воасывающего коллектора двигателя. Существенный ее недостаток в том, что величина реализуемого избыточного давления не превышает 0 ,5 - 0 ,6 кг/см'Ч Вследствие этого исполнительные механизмы получаются громоздкими, а командные должны обладать высокой чувствительностью и точностью срабатывания.
Пневматическая САР проектируется обычно на давлении
5-8 кг/см ^, при котором все приборы оказываются достаточно ком пактными. Потребность в специальном узле питания сибтемы сжатым воздухом делает очевидным целесообразность применения пневматиче ской САР на автомобилях, оборудованных пневматическими тормоза ми.
Гидравлическая САР получила в настоящее время наибольшее распространение благодаря ряду существенных достоинств:
- быстроте и четкости срабатывания, а также простоте дости жения необходимого темпа срабатывания вследствие несжимаемости жидкости;
- малому весу и габаритам элементов автоматики вследствие значительных давлений, достигающих 50-80 кг/см^ ;
8
- простоте, малым габаритам и надежности насосов, применяе мых для создания рабочего давления, и т .д .
При компоновке гидравлической САР средства автоматики раз мещают таким образом, чтобы их рабочие полости всегда были за полнены рабочей жидкостью. Момент срабатывания определяется при этом не подводом жидкости, а повышением ее давления. Этим дости гается предельное быстродействие системы, так как отпадает необ ходимость предварительного заполнения ее рабочих объемов.
Исполнительные механизмы гидравлической САР работают по од ному из двух принципов: проточному или тупиковому. В первом слу чае жидкость непрерывно протекает через рабочую полость механиз ма, а последовательность его действий определяется соотношениями величин давления, которые регулируются командным механизмом.
Применение этого принципа ведет к некоторому увеличению необходи мой подачи насоса, но зато допускает снижение требований к точ ности и герметичности золотниковых устройств, обеспечивает более длительный срок их безотказной работы за счет того, что увеличе ние зазора при износе золотниковой пары сказывается на работе та кой системы незначительно.
При тупиковом принципе рабочая полость исполнительного ме ханизма в нужной последовательности соединяется либо с насосом,
либо со сливом. Поэтому расход масла не велик, но работоспособ ность системы оказывается в непосредственной зависимости от гер метичности ее элементов. Чтобы снизить требования к герметично сти , рабочую полость тупикового прибора постояннотобщают со сли вом через дросселирующее (компенсирующее) отверстие небольшого проходного сечения. Благодаря этому некоторое количество жидко сти , поступающее в данный прибор вследствие негерметйчности зо лотника, не вызывает его срабатывания. При рабочем ходе утечка