Файл: Батура, А. М. Новое в механизации возделывания полевых культур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На тракторах установлены шестнцилиндровые ди­ зельные двигатели СМД-60 и СМД-62 мощностью соот­ ветственно 150 и 165 л. с.

На тракторе Т-150 применена коробка перемены пе­ редач, в которой передача мощности от двигателя раз­ деляется на два потока, которые вторичными валами коробки перемены передач через два карданных вала передаются к главным, а потом к конечным передачам заднего моста. Коробка перемены передач, кроме пере­ дачи крутящего момента, обеспечивает переключение передач на ходу без остановки трактора и одновременно является механизмом поворота. Она имеет восемь пере­ дач передного хода основного ряда, восемь — замедлен­ ного хода при включении ходоуменьшителя и четыре передачи заднего хода. Муфту сцепления необходимо выключать лишь при переключении рядов передач, а в границах рядов передачи переключаются на ходу.

Такая конструкция коробки передач облегчает ра­ боту тракториста во время работы на повышенных скоростях. Коробка перемены передач оборудована ко­ робкой приводов, с помощью которой приводятся в дей­ ствие насосы гидравлической системы трансмиссии и заднего навесного приспособления, а также механизм включения независимого вала отбора мощности.

Задний мост трактора Т-150 состоит из двух голов­ ных конических передач, которые приводятся в действие двумя карданными валами от коробки передач и рабо­ тают параллельно. Конечные передачи представляют со­ бой планетарные редукторы с ведущей («солнечной») и коронной (эпицикличной) шестернями с водилом. Под­ веска остова трактора'эластичная. Ходовая система со­ стоит из четырех двуцапфовых кареток, двух направля­ ющих колес, четырех поддерживающих роликов и гусениц. Каждая каретка состоит из двух балансиров. На передних для уменьшения продольного колебания трак­ тора установлены гидравлические амортизаторы. Плав­ ность хода направляющего колеса обеспечивается амор­ тизирующим приспособлением с выравнивающим тре­ угольником, который защищает несущую и ходовую системы от перегрузок. Гусеницы натягиваются при по­ мощи гидроцилиндров.

Трактор оборудован независимым гидроуправляемым валом отбора мощности, который регулируется на 540

10

и 1000 об/мин., а также раздельно-агрегатной гидрав­ лической системой с механизмом для навешивания ору­ дий.

Конструктивная схема трактора Т-150К значительно отличается от таковых серийных колесных тракторов. Все механизмы этого трактора размещены на раме, ко­ торая состоит из двух частей, соединенных двойным шарниром. Для поворота трактора служит верти­ кальный шарнир, а для приспосабливания к рельефу почвы и разгрузки рамы от скручивающих усилий — горизонтальный.

На тракторе Т-150К установлена четырехскоростная коробка перемены передач с гидрофицированными фрикционами, ходоуменьшителем и раздаточной короб­ кой. При переключении на ходу обеспечивается шест­ надцать передач переднего хода с диапазоном скоро­ стей от 1,8 до 29 км/ч и четыре передачи заднего хода.

При помощи раздаточной коробки включается и выключается передний мост. В ней расположены приво­ ды к гидронасосам трансмиссии, рулевого управления, навесной системы, а также привод включения независи­ мого вала отбора мощности.

Главные передачи заднего и переднего мостов со­ стоят из спирально-зубчатых конических пар шестерен и обеспечены межколесными дифференциалами.

Механизм рулевого управления трактора оснащен гидравлическим усилителем, а механизм управления муфтой сцепления — пневмоусилителем. От пневматиче­ ской системы приводятся в действие также колодочные тормоза.

Трактор Т-150К при необходимости оснащается гидрофицированным тяговым крюком для работы с при­ цепами и полуприцепами, раздельно-агрегатной гидрав­ лической системой с механизмом для навешивания ору­ дий, валом отбора мощности (число оборотов вала 565

и1028 об./мин.) с гидроусилительной муфтой включения

иприцепной скобой.

На тракторах Т-150 и Т-150К установлены комфорта­ бельные герметизированные кабины с термо- и шумоизоляцией, отоплением и вентиляцией, мягкими подрес­ соренными сидениями и с гидроамортизаторами, кото­ рые регулируются в зависимости от роста и веса трак­ ториста.

11


\

Техническая характеристика тракторов Т-150 и

Т-150К приводится ниже.

Таблица 1

Краткая техническая характеристика тракторов

Марка тракте»

П о к а з а т е л и

Т-150

Т 150К

Тип трактора .........................................

Мощность двигателя, л. с. . , . Номинальное тяговое усилие, кг

Габаритные размеры, мм.

длина (с навесным механизмом)

ширина ...............................................

высота ...............................................

База, м м ...............................................

Гусеничный,

Колесный,

сельскохозяй-

еельскохой

ственный, об-

зяйсгвенный.

щего назначе-

общего на-

НИН

значения

150

165

3000

3000

4750

5985-5665

1850

2220

2462

2825

1800

2860

(расстояние

 

между осями

 

крайних опор­

 

ных катков)

 

Дорожный

просвет,

мм . .

300

300

Колея,

м

м ........................................

 

1435

1630-1860

Минимальный радиус поворота, м

1,43

6,7

Число оборотов ВОМ, об./мин.

540 и 1000

565 и 1028

Путь

торможения

(при скорости

 

11

 

20 км/ч), м .................................

 

Удельное давление, кг/см2

0,46

0,8-1,8

Эксплуатационный

вес, кг

7030

7750

Скорость движения вперед на пере­

 

 

I

дачах, км/час.

 

7,65

8,53

............................................................

 

 

 

И

............................................................

 

 

 

8,62

10,08

I I I ............................................................

 

 

 

9,72

11,4

I V ............................................................

 

 

 

10,62

13,38

V

I ............................................................

 

 

 

11,44

18,55

V

 

 

 

12,91

22,00

V I I ............................................................

 

 

 

14,54

24,9

V

I I I

.....................................................

 

 

15,89

29.12

12


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

 

 

 

 

 

 

 

Марка трактора

 

 

Показатели

 

 

Т-150

ТЛ50К

 

 

 

 

 

 

 

Скорость

движения

заднего хода на

/

 

 

 

 

передачах, км/час.

 

 

 

 

 

1

I ............................................................

 

 

 

 

 

4,37

6,6

I

 

 

 

 

 

4,93

7,83

I I I ............................................................

 

 

 

 

 

5,55

8,88

I V ............................................................

 

 

 

 

 

6,07

10,4

Скорость

движения

вперед

с ходо-

 

 

 

уменьшителем

 

на

передачах,

 

 

 

км/час.

 

 

 

 

 

 

 

I

I ............................................................

 

 

 

 

 

2,68(4,85 *)

1,80

I

 

 

 

 

 

3,03(5,47 *)

2,14

I I I ............................................................

 

 

 

 

 

3,41(6,17*)

2,42

I V ............................................................

 

 

 

 

 

3, 3(6,74 *)

2,82

V

I ............................................................

 

 

 

 

 

 

3,88

V

 

 

 

 

 

4,58

V I I ............................................................

 

 

 

 

 

_

5,20

V

I I I .....................................................

 

 

 

 

 

6,09

Тяговые

усилия

движения

вперед на

 

 

 

передачах, кг

 

 

 

 

 

 

I

I .................................

 

 

......

 

 

4250

3500

I

 

 

 

 

 

3700

3325

I I I ............................................................

 

 

 

 

 

3220

2845

I V ............................................................

 

 

 

 

 

2910

2365

V

I ............................................................

 

 

 

 

.

2660

1905

V

 

 

 

......

2310

1580

V I I ............................................................

 

 

 

 

 

2000

1360

V

I I I .....................................................

 

 

 

 

 

1780

1025

Тяговые

усилия

движения

заднего

до 1000

 

хода (на всех передачах),

кг

Тяговые

усилия

движения

вперед с

 

 

 

ходоуменьшителем (на всех пере-

до 2000

 

дачах),

к г ........................................

 

 

 

 

* Дополнительные скорости движения трактора вперед с ходоуменьшителем, который поставляется заводом-изготовителем по специальным заказам.

13


На базе колесного трактора МТЗ-50 создано семей­ ство гусеничных тракторов тягового класса 2 тс. С 1972 года Кишиневский тракторный завод выпускает но­ вый трактор Т-54С, предназначенный для комплексной механизации возделывания и уборки сахарной свеклы и других пропашных культур с междурядьями 45, 60, 70 и 90 см. Трактор разработан на базе виноградникового гусеничного трактора Т-54В и колесного МТЗ-50. На тракторе установлен двигатель Д-50 Минского трактор­ ного завода мощностью 55 л. с.

Трактор Т-54С снабжен двумя комплектами гусениц шириной 200 и 300 мм (при колее 1350 мм).

На всех работах он производительнее трактора Т-38М на 7—36%. Кроме того, трактор Т-54С, благода­ ря наличию более мощного двигателя, лучшим тягово­ сцепным качествам, агрегатируется с комбайном КСТ-3, что позволяет убирать сахарную свеклу поточно-пере­ валочным способом при скорости движения агрегата до 4 км/ч.

В настоящее время на Кишиневском тракторном за­ воде намечен серийный выпуск тракторов Т-70С с мощ­ ностью двигателя 75—80 л. с. вместо тракторов Т-54С.

На тракторе Т-70С установлен дизельный двигатель Д-240Л (что и на МТЗ-80 и МТЗ-82) и пусковой дви­ гатель ПД-10У мощностью 10 л. с. Коробка перемены передач заимствована у МТЗ-50.

Трактор Т-70С, так же как и Т-54С, снабжен двумя комплектами гусениц шириной 200 и 300 мм. Его мож­ но использовать при выполнении сельскохозяйственных работ на повышенных скоростях. Например, предпосев­ ную культивацию в агрегате с культиватором 2КРН-2.8М и боронами БП-0,6 можно проводить при скорости 10 км/ч. Производительность агрегата при выполнении этой операции на 43% выше, при посеве сахарной свек­ лы и кукурузы — на 12%, а при междурядной обработ­ к е — на 27% выше, чем производительность такого же агрегата с трактором Т-38М.

На уборке сахарной свеклы поточным способом трактор Т-70С в агрегате с комбайном КСГ-3 работает практически с такой же скоростью, что и Т-74.

Использование трактора Т-70С повысит производи­ тельность труда в свекловодстве в среднем на 13%.

В настоящее время на базе известных универсально-

14

о

Т а б л и ц а 2

 

Техническая характеристика универсально-пропашных тракторов

П о к а з а т е л и М Т З-50 М Т З-52 М Т З-80 М Т З -8 2 Т - 5 4 С Т - 7 0 С

Тип т р а к т о р а ...............................

 

 

Колесные

 

 

Гусеничный

Гусеничный

 

 

 

 

 

 

 

свеклович-

свеклович-

 

 

 

 

 

 

 

ный

ный

Марка двигателя .

. . .

Д-50

(Д-50Л)

Д-240

(Д-240Л)

Д-50

Д-240Л

Мощность двигателя (номиналь-

 

55

 

75--8 0

55

75-80

ная), л. с.................................

 

 

 

Удельный расход топлива, г/э. л.

 

195

 

190

195

190

С. ч .................................................

 

(передний

 

 

Диапазон скоростей

1,56--25,8

1,47 -33,4

1,098-9,195

1,36-11,36

ход),

к м / ч ............................

 

Число передач:

 

 

 

 

 

 

8

передний ход ...........................

 

 

9

 

9

8

задний

ход ...........................

 

 

>

 

2

2

2

Колея,

м м .................................

мм

1200--1800

1200--1800

1350

1350

Дорожный просвет,

2800

465

2900

470

460

460

Вес, к

г ...........................

; .

3000

3370

4000

Габаритные размеры,

мм

 

 

 

 

3500

3570

длина

( ........................................

.

3920

3895

3815

3815

ширина ...........................

1966

1970

1970

1640

1550

1580

в ы с о т а ........................................

 

2464

2485

2485

2485

2830

2670


(расход топлива 190 г/э. л. с. ч.). Двигатель Д-240 уни­ фицирован с двигателем Д-50, установленном на трак­ торе МТЗ-50, на 87%.

Повышение мощности и улучшение топливной эконо­ мичности двигателя Д-240 достигнуто путем увеличения числа оборотов в 1 мин. с 1800 до 2200 вследствие объ­ емно-пленочного смесеобразования и непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания, размещенную в поршне.

Основной двигатель запускается с помощью электро­ стартера или пускового двигателя ПД-10У. Для облег­ чения запуска при низкой температуре окружающего воздуха установлен электрофакельный подогреватель впускного коллектора и съемный жидкостный подогре­ ватель (типа ПЖ-200Б) водяной и масляной систем.

Трансмиссия нового трактора обеспечивает расши­ ренный и более рациональный ряд скоростей. Девяти­ скоростная коробка передач в сочетании с понижаю­ щим редуктором обеспечивает диапазон скоростей от 1,47 до 33,4 км/ч. Скоростной ряд для выполнения транс­ портных работ также расширен. Трактор оборудован четырехскоростным механическим ходоуменьшителем, который позволяет получить дополнительные техноло­ гические скорости (по четыре переднего и заднего хо­ дов) для выполнения специальных работ в диапазоне соответственно 0,56—1,26 и 0,26—0,59 км/ч.

В отличие от МТЗ-50 на новых тракторах имеется автоматическая блокировка дифференциала заднего мо­ ста, которая осуществляется с помощью фрикционной муфты с гидравлическим управлением от гидроусили­ теля руля.

Раздельно-агрегатная гидросистема тракторов МТЗ80 и МТЗ-82 с гидравлическим увеличителем сцепного веса имеет повышенную грузоподъемность (до 2000 кг) и обеспечивает высотное, силовое и позиционное регули­ рование положения навесных йашин относительно трак­ тора.

Регулирование выполняется автоматически — вмон­

тированные в навеску сигнальные датчики

реагируют

на изменение тягового сопротивления орудия

и его по­

ложения. Глубину вспашки, или положение рабочих органов навесной машины, регулирует тракторист из

кабины трактора.

 

.

,

2 А. Батура

]

1 i c .

пуЛлирушй

 

I

ч .у ■"

.~т ^йничоская

* Ч ■.*..;.Нм СССР