Файл: Богатский, А. В. Н. Д. Зелинский (1861 - 1953). Страницы жизни и творчества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК МОЛДАВСКОЙ ССР
Комиссия по истории науки и техники
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ШТИИНЦА» КИШИНЕВ « 1976
Редактор
Г. И. Иванова
■/Ь'.чИЧК&.Ч
•■•«-■•‘хнс&я
■ТОР
'• . *•> г
ГО 8 АЛЛ
1С-Ш99
&■ ? £
Художник
А. И. Попов
Н. Д. ЗЕЛИНСКИЙ
(1861- 1953)
А. В. БОГАТСКИЙ, Г. В. ЛАЗУРЬЕВСКИЙ, Е. А. НИРКА
Страницы
жизни
и творчества
54(09) Б73
В книге описаны детские, юношеские
и зрелые годы выдающегося ученого Ни колая Дмитриевича Зелинского, просла вившего нашу Родину важными научными открытиями в области органической хи мии и химической переработки нефти.
Цель |
настоящей работы — воскресить |
в памяти |
людей светлый образ академи- |
ка-труженика. Состоит она из четырех разделов: I и IV написаны Е. А. Ниркой,
много лет работавшим |
в |
пединституте |
||
Тирасполя — города, где |
родился Н. Д. Зе |
|||
линский; II — А. |
В. |
Богатским, членом- |
||
коруеспондентом |
АН |
УССР, |
заведующим |
кафедрой органической химии им. Н. Д. Зелинского в Одесском госупиверситете; III — Г. В. Лазноъевским, действи тельным членом АН МССР.
О жизни и деятельности Н. Д. Зелин ского издано немало воспоминаний, и по этому трудно проявить оригинальность в освещении научной значимости его тсу дов и открытий, однако авторы, каждый по-своему, попытались осветить, как на отдельных этапах жизни формировался облик большого ученого современности.
Книга написана в популярной форме и предназначена для широкого круга чи тателей.
© Издательство «Штиинца», 1976
20504—97
187-76
М755(12)—76
Детство и юность
В 1790 году при штурме Суворовым Измаила попал в плен пятилетний: мальчик, турок по про исхождению. Воспитывался ребенок солдатами полка и получил фамилию Васильев. Вспоследствии он же нился на русской женщине, а его сын Иван — на до чери тираспольского помещика Марии Петровне Храб- ро-Василевской. От брака старшей из их дочерей Дарьи Ивановны и потомственного дворянина Волын ской губернии Дмитрия Осиповича Зелинского 6 февра ля 1861 года в уездном городе Тирасполе Херсонской губернии родился Николай Дмитриевич Зелинский.
Родители Николая рано умерли от туберкулеза (отец в 1863 г., мать в 1865 г.). Осиротевший в четы ре года мальчик остался на попечении бабушки Ма рии Петровны Васильевой. Опасаясь возможности на следования болезни родителей, она старалась» зака лять ребенка. Строгий режим дня, физические упраж нения были обязательными для мальчика. Николай, по рассказам друзей его детства, рос очень подвиж ным, любил собирать цветы и грибы в Кицканском лесу, купаться в Днестре, ездить верхом, зани мался посильным домашним трудом. Детские годы он часто проводил в деревне Васильевка Тираспольского уезда (ныне Одесской области), «В детстве лучшими моими товарищами и сверстниками были крестьян ские дети, и я рос в постоянном общении с ними»1,— вспоминал он позднее.
1 А. А. Баландин, Н. Е. Зелинская, А. Н. Зелин~
ский. Жизнь и научная деятельность Н. Д. Зелин-
5
В 60-е годы в общественном сознании России про изошли решительные сдвиги в сторону широкой де мократизации. М. П. Васильева, женщина с прогрес сивными взглядами, к реформам 60-х годов относи лась с большим сочувствием. Она сыграла большую роль в нравственном формировании внука, стараясь привить ему принципы гуманности, честности и тру долюбия.
Получив начальное образование в домашних ус ловиях, Николай три года занимался в Тирасполь ском уездном училище (ныне средняя школа № 6 г. Тирасполя; на здании ее установлена мемориаль ная доска с надписью: «Здесь в бывшем уездном училище учился выдающийся советский ученый, создатель крупной советской школы химиков, ака демик Николай Дмитриевич Зелинский»), Некоторые преподаватели (И. Г. Иванов, Ф. Д. Казимир и др.) занятия по математике и природоведению проводи ли на основе передовых течений в педагогике. Поэ тому Николай Зелинский, с раннего возраста проя вивший интерес к природоведению и химии, уже в уездном училище Тирасполя получил хорошую под готовку по циклу естественных наук. «Мне было де сять лет, когда я пробовал добывать хлор, действуя соляной кислотой па перекись марганца»2,— расска зывал он впоследствии.
После успешного окончания курса Николай в 1872 году был принят во второй класс Ришельевской гимназии г. Одессы. Здесь учащиеся получали общее образование, необходимое для поступления в универ ситет. В гимназии главное значение придавалось обу чению древним языкам, меньше было уроков чисто писания, рисования, черчения и естественной исто-
ского. — В кн.: Н. Д. Зелинский. Избранные труды. М., 1961, с. 577.
2 Там же, с. 578
6
рии, но вводились математическая география (вместо космографии) и логика.
Согласно уставу классической Ришельевской гим назии, преподаватели младших классов имели пра во давать уроки по нескольким предметам и были обязаны соединять воедино учебные и воспитатель ные функции.
В этой гимназии были осуществлены также значи тельные перемены в преподавании истории (систе матический курс всеобщей и русской истории, рас ширение и углубление курса истории средних веков с введением элементов славянской и византийской
истории) и |
русского языка |
(преподавание |
теории |
словесности |
и литературы). |
Естественным |
наукам |
уделялось внимания мало. Химия как учебный пред мет не читалась, отдельные сведения по этому пред мету учащиеся получали на уроках физики.
Наличие в гимназии эрудированных преподавате лей, высокие требования к учащимся позволяли по
лучить |
широкое |
гуманитарное образование. Навсег |
|
да запомнились |
юному |
Зелинскому яркие, живые |
|
уроки |
учителя |
истории |
Турчаковского. Вспоминая |
этот период своей жизни, Н. Д. Зелинский отмечал: «Гимназические годы прошли в эпоху, когда класси цизм в подходе к школьным занятиям доходил до больших крайностей. Занятия древними языками от нимали массу времени, были слишком обременитель ны и не всем под силу, по привычкой к труду, не которой дисциплиной труда я отчасти обязан им»3.
3 А. А. Баландин, Н.Е. Зелинская, А. Н. Зелинский.
Жизнь и научная деятельность Н. Д. Зелинского, с. 578.
Студенческие годы
иначало пути в науку
В1880 году Николай Зелинский становится сту дентом естественного отделения физико-математи ческого факультета Новороссийского университета.
Новороссийский (ныне Одесский) университет был сравнительно молодым среди немногих университетов тогдашней России. Однако к 80-м годам XIX века он славился своими прогрессивными тенденциями и именами выдающихся естествоиспытателей. К ним принадлежали такие замечательные деятели отечест венной науки, как И. И. Мечников, А. О. Ковалев ский, И. М. Сеченов, В. В. Заленский, Л. С. Ценковский, Н. А. Умов, Н. Н. Соколов, В. В. Марковников, П. Г. Меликишвили и др.
Предшественником Новороссийского университета был Ришельевский лицей, основанный в 1817 году как среднее учебное заведение и реорганизованный в 1837 году в учебное заведение повышенного типа с факультетской системой обучения и гимназией при нем4. Открытие Новороссийского университета сопро вождалось острой борьбой. Прогрессивные круги вы ступали за создание нового центра высшего образо вания, а реакционное царское правительство и чинов ничество противились этому. Активно способствовал открытию университета знаменитый русский ученыйхирург Н. И. Пирогов. Победили прогрессивные си лы, и 13 мая 1865 года в Одессе был создан Импе раторский Новороссийский университет.
4 См.: 1стор1я Одеського ушверситету за 100 ро-
KiB. Ки1в, 1968.
8
Разместился он в построенном в 1857 году здании Ришельевского лицея на улице Петра Великого, 2 (ныне — главный корпус Одесского государственно го университета им. И. И. Мечникова). В универ ситете имелось три факультета: историко-филологи ческий, юридический и физико-математический. Именно на физико-математическом факультете, вклю чавшем и отделение естественных наук, успешно ра ботала та блестящая плеяда ученых с мировым име нем, которая создавала славу молодому универси тету.
Кафедру химии Новороссийского университета возглавлял Николай Николаевич Соколов, широко известный в то время не только научными трудами, но и энергичной общественной деятельностью, на правленной на всемерное развитие химии и химичес кой промышленности в России. Основав первый в на шей стране химический журнал, Н. Н. Соколов ши роко популяризировал химические знания. Не толь ко болезнь и настояния врачей переменить климат привели его в Одессу. Деятельную натуру Н. Н. Со колова увлекала идея создания новою центра хими ческого образования и химических исследований. Созидатель по натуре^ он горячо взялся за дело ор ганизации преподавания химии в Новороссийском университете. Уже в год открытия университета в маленькой и мало приспособленной для этого лабо ратории проводился химический практикум и первые исследования. Серьезные лабораторные занятия сту дентов по химии и научные исследования широко развернулись лишь с 1869 года, когда, благодаря ста раниям Н. Н. Соколова, открылась новая и неплохо оснащенная по тому времени химическая лаборато рия Новороссийского университета на Преображен ской улице (ныне кафедра органической химии Одес ского госуниверситета на ул. Советской Армии, 24).
9
творческих воззрениях о природе органических соединений, о составе и даже строении молекул Н. Н. Соколов был весьма близок к тем оригинальным взглядам, которые развивал А. М. Бутлеров,— писал впоследствии Н. Д. Зелинский,— Таким образом, хо тя школа А. М. Бутлерова была далеко от Одессы, тем не менее мы, молодые студенты, отлично пред ставляли себе то значение, какое имела эта теория химического строения для развития химии»5. При веденные слова говорят о том, что химия с первых же дней существования нового университета получила определенное и четкое направление развития, созвуч ное с наиболее передовыми взглядами того времени.
Прогрессивное направление в развитии Одесского химического центра еще более усилилось, когда в период с 1871 по 1873 годы кафедру химии Новорос сийского университета возглавил один из ближайших учеников А. М. Бутлерова — Владимир Васильевич Марковников. Выдающийся ученый, он одним из пер вых пламенно пропагандировал теорию химического строения А. М. Бутлерова и внес существенный вклад в ее развитие, тщательно разработав учение о взаим ном влиянии атомов в молекуле. В. В. Марковников принес с собой опыт и стиль знаменитой Казанской школы химиков.
Сохранились вступительные лекции В. В. Марковникова, прочитанные 16 и 17 марта 1872 года в Новороссийском университете. Каждое слово в них проникнуто глубоким убеждением в правоте теории химического строения А. М. Бутлерова, верой в ее блестящее будущее. «...Новая теория, — говорил В. В. Марковников, — представляет необозримое по ле для исследований и в то же время часто сама указывает способы для проверки ее выводов». Про-
5 Н. Д. Зелинский. Собрание трудов, т. 4. М., 1960,
с. 545.
11
рочески звучали последние строки лекции: «...рядом с экспериментальной химией должна создаться ма тематическая химия, и эта химия будет «химией бу дущего»6.
Созданию прегрессивного химического научного центра, начатому Н. Н. Соколовым и В. В. Марковниковым, помогал Александр Андреевич Вериго (1837—1905 гг .)— ученик Н. Н. Соколова по Петер бургскому университету. Там, в северной столице, он активно участвовал в работе первых химических научных кружков. Прибыв вместе с учителем в Одес су, он с 1865 года стал приват-доцентом Новороссий ского университета, а с 1871 года — профессором. К своим весьма глубоким и интересным исследованиям они широко привлекали студентов. Такие незауряд ные фигуры, как известный и талантливый профес сор Н. Н. Соколов и его молодой) энергичный и ши
роко образованный помощник |
А. А. Вериго, сдела |
||
ли кафедру очень |
популярной в университете. |
||
Вокруг Н. |
Н. |
Соколова, |
В. В. Марковникова, |
А. А. Вериго |
группировалась |
пытливая молодежь. |
При кафедре возник своеобразный научный студен ческий кружок — редкое явление в царской России. Душою этого кружка был А. А. Вериго. Кружок по сещали В. М. Петриашвили (Петриев), П. Г. Меликишвили (Меликов), С. М. Танатар и другие, став шие впоследствии известными учеными. А. А. Ве риго щедро делился идеями, опытом, навыками ис- следователя-экспериментатора. В сухих официальных отчетах Новороссийского университета отдается долж ное его деятельности: «Многие студенты естествен ного отделения физико-математического факультета, желая в каникулярное время усовершенствоваться в химических опытах, занимались в лаборатории по
6 В. В. Марковников. Избранные труды. М., 1955,
с. 271—289.
12