Файл: Богатский, А. В. Н. Д. Зелинский (1861 - 1953). Страницы жизни и творчества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ НАУК МОЛДАВСКОЙ ССР

Комиссия по истории науки и техники

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ШТИИНЦА» КИШИНЕВ « 1976

Редактор

Г. И. Иванова

■/Ь'.чИЧК&.Ч

■•«-■•‘хнс&я

ТОР

'• . *•> г

ГО 8 АЛЛ

1С-Ш99

&■ ? £

Художник

А. И. Попов

Н. Д. ЗЕЛИНСКИЙ

(1861- 1953)

А. В. БОГАТСКИЙ, Г. В. ЛАЗУРЬЕВСКИЙ, Е. А. НИРКА

Страницы

жизни

и творчества

54(09) Б73

В книге описаны детские, юношеские

и зрелые годы выдающегося ученого Ни­ колая Дмитриевича Зелинского, просла­ вившего нашу Родину важными научными открытиями в области органической хи­ мии и химической переработки нефти.

Цель

настоящей работы воскресить

в памяти

людей светлый образ академи-

ка-труженика. Состоит она из четырех разделов: I и IV написаны Е. А. Ниркой,

много лет работавшим

в

пединституте

Тирасполя города, где

родился Н. Д. Зе­

линский; II А.

В.

Богатским, членом-

коруеспондентом

АН

УССР,

заведующим

кафедрой органической химии им. Н. Д. Зелинского в Одесском госупиверситете; III Г. В. Лазноъевским, действи­ тельным членом АН МССР.

О жизни и деятельности Н. Д. Зелин­ ского издано немало воспоминаний, и по­ этому трудно проявить оригинальность в освещении научной значимости его тсу­ дов и открытий, однако авторы, каждый по-своему, попытались осветить, как на отдельных этапах жизни формировался облик большого ученого современности.

Книга написана в популярной форме и предназначена для широкого круга чи­ тателей.

© Издательство «Штиинца», 1976

20504—97

187-76

М755(12)—76


Детство и юность

В 1790 году при штурме Суворовым Измаила попал в плен пятилетний: мальчик, турок по про­ исхождению. Воспитывался ребенок солдатами полка и получил фамилию Васильев. Вспоследствии он же­ нился на русской женщине, а его сын Иван — на до­ чери тираспольского помещика Марии Петровне Храб- ро-Василевской. От брака старшей из их дочерей Дарьи Ивановны и потомственного дворянина Волын­ ской губернии Дмитрия Осиповича Зелинского 6 февра­ ля 1861 года в уездном городе Тирасполе Херсонской губернии родился Николай Дмитриевич Зелинский.

Родители Николая рано умерли от туберкулеза (отец в 1863 г., мать в 1865 г.). Осиротевший в четы­ ре года мальчик остался на попечении бабушки Ма­ рии Петровны Васильевой. Опасаясь возможности на­ следования болезни родителей, она старалась» зака­ лять ребенка. Строгий режим дня, физические упраж­ нения были обязательными для мальчика. Николай, по рассказам друзей его детства, рос очень подвиж­ ным, любил собирать цветы и грибы в Кицканском лесу, купаться в Днестре, ездить верхом, зани­ мался посильным домашним трудом. Детские годы он часто проводил в деревне Васильевка Тираспольского уезда (ныне Одесской области), «В детстве лучшими моими товарищами и сверстниками были крестьян­ ские дети, и я рос в постоянном общении с ними»1,— вспоминал он позднее.

1 А. А. Баландин, Н. Е. Зелинская, А. Н. Зелин~

ский. Жизнь и научная деятельность Н. Д. Зелин-

5

В 60-е годы в общественном сознании России про­ изошли решительные сдвиги в сторону широкой де­ мократизации. М. П. Васильева, женщина с прогрес­ сивными взглядами, к реформам 60-х годов относи­ лась с большим сочувствием. Она сыграла большую роль в нравственном формировании внука, стараясь привить ему принципы гуманности, честности и тру­ долюбия.

Получив начальное образование в домашних ус­ ловиях, Николай три года занимался в Тирасполь­ ском уездном училище (ныне средняя школа № 6 г. Тирасполя; на здании ее установлена мемориаль­ ная доска с надписью: «Здесь в бывшем уездном училище учился выдающийся советский ученый, создатель крупной советской школы химиков, ака­ демик Николай Дмитриевич Зелинский»), Некоторые преподаватели (И. Г. Иванов, Ф. Д. Казимир и др.) занятия по математике и природоведению проводи­ ли на основе передовых течений в педагогике. Поэ­ тому Николай Зелинский, с раннего возраста проя­ вивший интерес к природоведению и химии, уже в уездном училище Тирасполя получил хорошую под­ готовку по циклу естественных наук. «Мне было де­ сять лет, когда я пробовал добывать хлор, действуя соляной кислотой па перекись марганца»2,— расска­ зывал он впоследствии.

После успешного окончания курса Николай в 1872 году был принят во второй класс Ришельевской гимназии г. Одессы. Здесь учащиеся получали общее образование, необходимое для поступления в универ­ ситет. В гимназии главное значение придавалось обу­ чению древним языкам, меньше было уроков чисто­ писания, рисования, черчения и естественной исто-

ского. — В кн.: Н. Д. Зелинский. Избранные труды. М., 1961, с. 577.

2 Там же, с. 578

6


рии, но вводились математическая география (вместо космографии) и логика.

Согласно уставу классической Ришельевской гим­ назии, преподаватели младших классов имели пра­ во давать уроки по нескольким предметам и были обязаны соединять воедино учебные и воспитатель­ ные функции.

В этой гимназии были осуществлены также значи­ тельные перемены в преподавании истории (систе­ матический курс всеобщей и русской истории, рас­ ширение и углубление курса истории средних веков с введением элементов славянской и византийской

истории) и

русского языка

(преподавание

теории

словесности

и литературы).

Естественным

наукам

уделялось внимания мало. Химия как учебный пред­ мет не читалась, отдельные сведения по этому пред­ мету учащиеся получали на уроках физики.

Наличие в гимназии эрудированных преподавате­ лей, высокие требования к учащимся позволяли по­

лучить

широкое

гуманитарное образование. Навсег­

да запомнились

юному

Зелинскому яркие, живые

уроки

учителя

истории

Турчаковского. Вспоминая

этот период своей жизни, Н. Д. Зелинский отмечал: «Гимназические годы прошли в эпоху, когда класси­ цизм в подходе к школьным занятиям доходил до больших крайностей. Занятия древними языками от­ нимали массу времени, были слишком обременитель­ ны и не всем под силу, по привычкой к труду, не­ которой дисциплиной труда я отчасти обязан им»3.

3 А. А. Баландин, Н.Е. Зелинская, А. Н. Зелинский.

Жизнь и научная деятельность Н. Д. Зелинского, с. 578.

Студенческие годы

иначало пути в науку

В1880 году Николай Зелинский становится сту­ дентом естественного отделения физико-математи­ ческого факультета Новороссийского университета.

Новороссийский (ныне Одесский) университет был сравнительно молодым среди немногих университетов тогдашней России. Однако к 80-м годам XIX века он славился своими прогрессивными тенденциями и именами выдающихся естествоиспытателей. К ним принадлежали такие замечательные деятели отечест­ венной науки, как И. И. Мечников, А. О. Ковалев­ ский, И. М. Сеченов, В. В. Заленский, Л. С. Ценковский, Н. А. Умов, Н. Н. Соколов, В. В. Марковников, П. Г. Меликишвили и др.

Предшественником Новороссийского университета был Ришельевский лицей, основанный в 1817 году как среднее учебное заведение и реорганизованный в 1837 году в учебное заведение повышенного типа с факультетской системой обучения и гимназией при нем4. Открытие Новороссийского университета сопро­ вождалось острой борьбой. Прогрессивные круги вы­ ступали за создание нового центра высшего образо­ вания, а реакционное царское правительство и чинов­ ничество противились этому. Активно способствовал открытию университета знаменитый русский ученыйхирург Н. И. Пирогов. Победили прогрессивные си­ лы, и 13 мая 1865 года в Одессе был создан Импе­ раторский Новороссийский университет.

4 См.: 1стор1я Одеського ушверситету за 100 ро-

KiB. Ки1в, 1968.

8


Разместился он в построенном в 1857 году здании Ришельевского лицея на улице Петра Великого, 2 (ныне — главный корпус Одесского государственно­ го университета им. И. И. Мечникова). В универ­ ситете имелось три факультета: историко-филологи­ ческий, юридический и физико-математический. Именно на физико-математическом факультете, вклю­ чавшем и отделение естественных наук, успешно ра­ ботала та блестящая плеяда ученых с мировым име­ нем, которая создавала славу молодому универси­ тету.

Кафедру химии Новороссийского университета возглавлял Николай Николаевич Соколов, широко известный в то время не только научными трудами, но и энергичной общественной деятельностью, на­ правленной на всемерное развитие химии и химичес­ кой промышленности в России. Основав первый в на­ шей стране химический журнал, Н. Н. Соколов ши­ роко популяризировал химические знания. Не толь­ ко болезнь и настояния врачей переменить климат привели его в Одессу. Деятельную натуру Н. Н. Со­ колова увлекала идея создания новою центра хими­ ческого образования и химических исследований. Созидатель по натуре^ он горячо взялся за дело ор­ ганизации преподавания химии в Новороссийском университете. Уже в год открытия университета в маленькой и мало приспособленной для этого лабо­ ратории проводился химический практикум и первые исследования. Серьезные лабораторные занятия сту­ дентов по химии и научные исследования широко развернулись лишь с 1869 года, когда, благодаря ста­ раниям Н. Н. Соколова, открылась новая и неплохо оснащенная по тому времени химическая лаборато­ рия Новороссийского университета на Преображен­ ской улице (ныне кафедра органической химии Одес­ ского госуниверситета на ул. Советской Армии, 24).

9


творческих воззрениях о природе органических соединений, о составе и даже строении молекул Н. Н. Соколов был весьма близок к тем оригинальным взглядам, которые развивал А. М. Бутлеров,— писал впоследствии Н. Д. Зелинский,— Таким образом, хо­ тя школа А. М. Бутлерова была далеко от Одессы, тем не менее мы, молодые студенты, отлично пред­ ставляли себе то значение, какое имела эта теория химического строения для развития химии»5. При­ веденные слова говорят о том, что химия с первых же дней существования нового университета получила определенное и четкое направление развития, созвуч­ ное с наиболее передовыми взглядами того времени.

Прогрессивное направление в развитии Одесского химического центра еще более усилилось, когда в период с 1871 по 1873 годы кафедру химии Новорос­ сийского университета возглавил один из ближайших учеников А. М. Бутлерова — Владимир Васильевич Марковников. Выдающийся ученый, он одним из пер­ вых пламенно пропагандировал теорию химического строения А. М. Бутлерова и внес существенный вклад в ее развитие, тщательно разработав учение о взаим­ ном влиянии атомов в молекуле. В. В. Марковников принес с собой опыт и стиль знаменитой Казанской школы химиков.

Сохранились вступительные лекции В. В. Марковникова, прочитанные 16 и 17 марта 1872 года в Новороссийском университете. Каждое слово в них проникнуто глубоким убеждением в правоте теории химического строения А. М. Бутлерова, верой в ее блестящее будущее. «...Новая теория, — говорил В. В. Марковников, — представляет необозримое по­ ле для исследований и в то же время часто сама указывает способы для проверки ее выводов». Про-

5 Н. Д. Зелинский. Собрание трудов, т. 4. М., 1960,

с. 545.

11

рочески звучали последние строки лекции: «...рядом с экспериментальной химией должна создаться ма­ тематическая химия, и эта химия будет «химией бу­ дущего»6.

Созданию прегрессивного химического научного центра, начатому Н. Н. Соколовым и В. В. Марковниковым, помогал Александр Андреевич Вериго (1837—1905 гг .)— ученик Н. Н. Соколова по Петер­ бургскому университету. Там, в северной столице, он активно участвовал в работе первых химических научных кружков. Прибыв вместе с учителем в Одес­ су, он с 1865 года стал приват-доцентом Новороссий­ ского университета, а с 1871 года — профессором. К своим весьма глубоким и интересным исследованиям они широко привлекали студентов. Такие незауряд­ ные фигуры, как известный и талантливый профес­ сор Н. Н. Соколов и его молодой) энергичный и ши­

роко образованный помощник

А. А. Вериго, сдела­

ли кафедру очень

популярной в университете.

Вокруг Н.

Н.

Соколова,

В. В. Марковникова,

А. А. Вериго

группировалась

пытливая молодежь.

При кафедре возник своеобразный научный студен­ ческий кружок — редкое явление в царской России. Душою этого кружка был А. А. Вериго. Кружок по­ сещали В. М. Петриашвили (Петриев), П. Г. Меликишвили (Меликов), С. М. Танатар и другие, став­ шие впоследствии известными учеными. А. А. Ве­ риго щедро делился идеями, опытом, навыками ис- следователя-экспериментатора. В сухих официальных отчетах Новороссийского университета отдается долж­ ное его деятельности: «Многие студенты естествен­ ного отделения физико-математического факультета, желая в каникулярное время усовершенствоваться в химических опытах, занимались в лаборатории по

6 В. В. Марковников. Избранные труды. М., 1955,

с. 271—289.

12