Файл: Батура, А. М. Новое в механизации возделывания полевых культур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Универсальность способов регулирования улучшает качество обработки почвы, способствует повышению производительности, дает возможность применять навес­ ные машины без опорных колес. Силовое регулирование более эффективно для орудий с большим тяговым со­ противлением при работе на почвах равномерной плот­ ности, позиционное — для орудий, которые требуют вы­ сокой точности размещения рабочих органов относи­ тельно трактора, в том числе и тех, которые работают над почвой.

Для повышения грузоподъемности рабочее давление в гидросистеме увеличено до 160 кг/см2. В продольных тягах сделаны дополнительные отверстия для изменения положения раскосов и соотношения плечей продольных тяг. Трактор имеет дополнительные выводы гидросисте­ мы для привода гидрофицированных машин.

Механизм навески модернизирован и усилен. Правый раскос продольной тяги для удобства регулирования имеет шестеренчатый редуктор. Соединение передних и задних концов продольных тяг осуществляется быстро­ съемными пальцами с чеками вместо болтов.

Для работы с прицепными машинами на тракторе предусмотрены жесткое регулируемое прицепное устрой­ ство и гидрофицнровапный крюк или буксирное устрой­ ство с амортизатором. Гидрофицнрованный крюк обес­ печивает автоматическую сцепку полуприцепа.

Новая кабина установлена на резиновых амортиза­ торах и не имеет жесткой связи с остовом трактора, внутренняя обшивка теплошумоизоляционная. Обогре­ вается кабина отопителем коридорного типа, работаю­ щим по принципу отбора тепла от водяной системы двигателя. Предусмотрено обдувание теплым воздухом лобового и заднего стекла. В кабину поступает очи­ щенный и предварительно увлажненный внешний воз­ дух. Крышка и заднее окно открываются, через них осуществляется естественная вентиляция. Площадь остекления кабины увеличена на 30%, что значительно улучшает обзорность, облегчая вождение новых тракто­ ров при междурядной обработке пропашных культур. Стекла снабжены очистителями.

Поскольку балластные грузы с передних колес трак­ тора сняты, для обеспечения устойчивости направления движения и управляемости при работе с навесными ма­

18

шинами на кронштейне переднего бруса устанавлива­ ется комплект лекгосъемных грузов весом 240 кг.

В приводе переднего ведущего моста трактора уста­ новлена фрикционная муфта, предназначенная для пре­ дохранения его от поломки из-за перегрузок в случае кратковременного перераспределения всей мощности двигателя на передний мост.

Механизм управления передним ведущим мостом дает возможность фиксировать в раздаточной коробке режимы автоматического и принудительного включения, а также полностью отключать мост, например, во время транспортировки грузов, чтобы шины меньше изнаши­ вались.

Затраты времени на обслуживание тракторов почти в 1,5 раза ниже. Для этого на тракторе МТЗ-80 ликви­ дировано семь точек смазки, а на МТЗ-82 — девять. Большинство межрегулировочных сроков увеличено, часть регулировок предусмотрено проводить только во время ремонта. Многие операции техобслуживания ме­ ханизированы и автоматизированы.

С новым универсально-пропашным трактором МТЗ80 агрегатируются многие сельскохозяйственные маши­ ны общего назначения: трехкорпусный универсальный плуг, культиватор КПС-4, сеялка СЗ-3,6 и ее модифика­ ции, зубовые бороны, лущильник ЛДГ-5 и другие.

Однако основное назначение трактора МТЗ-80 — предпосевная обработка, посев, междурядная обработ­ ка и уборка пропашных культур в шести- и восьмиряд­ ных системах машин.

В настоящее время к трактору МТЗ-80 выпускают сельскохозяйственные машины 35 наименований. Среди них трехкорпусный плуг, лемешный и дисковый лущиль­ ники, культиваторы для сплошной обработки почвы, растениепитатели, окучники, прореживатели, зубовые, фре­ зерные и дисковые бороны, зерновые, свекловичные и кукурузные сеялки, картофелесажалка, жатка, свекло-, кукурузо-, картофеле- и силосоуборочные комбайны, ботвоуборочная машина, разбрасыватели удобрений, прицепы и другие.

На энергоемких сельскохозяйственных работах (сплошная культивация, уборка зерновых и кукурузы, вспашка) производительность трактора МТЗ-80 на 24— 47% выше, а удельный расход топлива на 3—9% на

2*

19



гектар ниже, чем у трактора МТЗ-50. На малоэнергоем­ ких работах (посев свеклы и кукурузы, междурядная об­ работка) модернизированный трактор производительнее МТЗ-50 на 7— 17% (при большем удельном расходе топ­ лива — на 9—12%).

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 могут работать с кукурузо- и свеклоуборочными машинами, не уступая по производительности и экономичности тракторам Т-74 и ДТ-75, что объясняется наличием у них более плотного ряда передач. Это позволяет в осенний пиковый период высвободить гусеничные тракторы для их основной ра­ боты — пахоты.

Сменная производительность машинно-тракторных агрегатов (МТА) с трактором МТЗ-80 выше производи­ тельности агрегатов с трактором МТЗ-50 в таких пре­

делах (%): при пахоте на глубину

18—20 см — на 55,

при сплошной культивации — на

42,

лущении стерни —

на 47, уборке зерновых — на 49,

междурядной обработ­

ке сахарной свеклы — на 9—27, посеве зерновых — на 9. Одной из причин повышения производительности МТА с трактором МТЗ-80 является применение транс­ миссии, позволяющей переключать скорости на ходу, благодаря чему до минимума сокращаются непроизво­

дительные затраты времени.

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 на транспортных рабо­ тах также выгодно отличаются от тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 резким повышением производительности и сни­ жением расхода топлива на 1 т/км. Они оборудованы сблокированной системой управления — как пневмати­ ческими, так и гидравлическими тормозами трактора и прицепа.

Пневматические тормоза позволяют одновременно использовать несколько прицепов. По данным Централь­ ной машиноиспытательной станции, производительность

трактора

МТЗ-82

с двумя

прицепами

(2ПТС-5 и

1ПТС-4)

за

1 час сменного времени на 78% выше и

расход топлива на

30%

ниже, чем у трактора МТЗ-52

с прицепом

1ПТС-4, а в

агрегате с двумя

прицепами

2ПТС-4 — соответственно

на

96% выше

и 11,5%

меньше.

 

 

 

 

 

 


Машины и орудия для подготовки почвы

ивнесения органических удобрений

Внастоящее время для вспашки зяби выпускаются плуги различных модификаций, из которых широко рас­ пространены 3-, 4- и 5-корпусные, работающие с тракто­ рами 1,4, 3 и 5 тс.

Большинство плугов предназначено для вспашки на глубину до 27—30 см при скорости 6—9 км/ч/Для глу­ бокой вспашки под сахарную свеклу на глубину до 35 см выпускается трехкорпусный навесной плуг ПН-3-40, ко­

торый в республике в настоящее время агрегатируется в основном с тракторами Т-74. В связи с тем, что в свеклосеющей зоне республики преобладают почвы тя­ желого механического состава, плуги ПН-3-40 необходи­ мо агрегатировать с более энергонасыщенными тракто­ рами Т-150 и Т-150К. Сейчас плуги ПН-3-40, а также плуги-лущильники ППЛ-10-25, которые применяются при подготовке почвы под сахарную свеклу по способу улучшенной зяби, имеются только в отдельных хозяй­ ствах.

Технология основной обработки почвы, осуществляемая в настоящее время в СССР и, в частности, в Молдавии, при помощи плугов ПН-4-35 в агрегате с тракторами Т-74 отличается малой производительностью и низким, особенно в засушливые годы, качеством пахоты.

Это приводит к необходимости выравнивания зяби путем многократных дополнительных проходов по полю лущильников, культиваторов и других орудий.

Производительность агрегатов на вспашке можно значительно повысить, применяя для этих целей плуг ПЛП-6-35 в агрегате с трактором Т-150. Установка на плуг полувинтовых или винтовых отвалов позволяет по­ высить качество крошения почвы и заделки на глубину более 15 см пожнивных остатков и сорняков.

В ближайшей перспективе (10 лет) в мировой прак­ тике будут продолжаться работы по сокращению числа операций по основной обработке почвы за счет их совме­ щения, что позволит существенно уменьшить энергоза­ траты, сократить время на выполнение работ и число проходов машин по полю.

Повышение производительности почвообрабатываю­ щих машин будет достигнуто за счет увеличения рабо-

21

чих скоростей до 9—15 км/ч. Опыт использования ма­ шин для внесения органических удобрений в нашей стране подтвердил высокую эффективность низкорам­ ных разбрасывателей РПН-4 (табл. 3).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

Показатели качества работы разбрасывателей

органических удобрений

(по данным Украинской МИС, 1970 г.)

 

П о к а з а т е л и

 

 

Р П Н -4

 

1 П ТУ -4

Рабочая

скорость, км/ч . .

. .

до 7,5

67,7

до 9,4

Диапазон норм внесения, т/га

.

7.0—

4,0-70,9

Рабочая ширина захвата, м

 

9 .1 -

10,6

4,5-5,2

Неравномерность

распределения

удо­

 

 

 

брений,

%

 

 

 

 

 

 

 

на

рабочей

ширине

 

 

27,6-28,5

 

27,8-34,4

по ходу агрегата .

 

14,0-16,9

 

16,3-28,1

Выработка, т/ч

 

 

 

 

 

 

чистого

времени

.

. .

217,1

 

99,5

сменного

времени

 

67,8

 

8,3

Для предпосевной обработки почвы за рубежом и в нашей стране наибольшее распространение получили' прицепные и навесные культиваторы, а также дисковые и зубовые бороны. Конструктивно эти машины выполне­ ны разнообразно, но объединяет их возможность состав­ ления широкозахватных агрегатов, простота регулиров­ ки глубины обработки и технического обслуживания.

Машины для посева и уборки зерновых культур

Значительный прогресс в механизации возделывания зерновых культур достигнут в странах СЭВ.

В ГДР выпускается сеялка «Саксония» в четырех модификациях с захватом от 2 до 2,5 м с анкерными или дисковыми сошниками.

Эта машина предназначена для посева тринадцати различных культур в том числе пшеницы и трав. Сеял­ ка снабжена коробкой скоростей, представляющей со­ бой 72-ступенчатый шестеренчатый редуктор. Без заме-

й


ны шестерен, передающих крутящий момент от ходового колеса на высевающий аппарат, легко настроить сеялку на заданную норму высева только включением нужной передачи.

Из отечественных машин в настоящее время наибо­ лее высокие показатели имеет семейство универсальных зерновых сеялок, в состав которых входят зерновая сеялка С3-3,6, зерно-травяная СЗТ-3,6, узкорядная СЗУ-3,6, универсальная СЗА-3,6, льняная, рисовая, сое­ вая и прессовая СЗП-3,6. Все они прицепные (кроме навесной рисовой сеялки СРН-3,6), гидрофицированные, скоростные, с шириной захвата 3,6 м. В односея-

лочных агрегатах они работают с тракторами

класса

1,4 тс, а в широкозахватных — с тракторами

класса

3—5 тс. На сеялках имеется устройство для автомати­ ческого контроля привода высевающих аппаратов, за­ глубления сошников и дистанционной связи сеяльщик— тракторист. Для соблюдения стыковых междурядий сеялки оборудованы следоуказателями или гидрофицированными дисковыми маркерами. Катушки высевающе?о аппарата имеют большой диапазон регулировок рабочей части, обеспечивают более равномерный и устойчивый высев крупных и мелких семян (горох, про­ со), меньше дробят семена, чем сеялки СУБ-48Б и СУТ-47,

Сеялки обеспечивают заделну семян сошниками в требуемых горизонтах (в среднем до 80%) й равномер­ но распределяют их по площади питания. Применение сеялок из семейства С3-3,6 выгоднее, чем СУБ-48В и СУТ-47. Так, прямые издержки на 1 га у них на 0,48— 0,53 руб. ниже, чем у выпускавшихся ранее. Производи­ тельность повысилась в 1,17 раза. Годовой экономиче­ ский эффект от использования СЗУ-3,6—252 руб., СЗТ-3,6 — 318 руб. Это обеспечивается наличием пнев­ матических колес, сошников с меньшим углом раствора, что позволяет вести сев на скоростях до 13,5 км/ч.

Управление рабочими органами осуществляется при помощи гидросистемы трактора. Подшипники качения и капроновые втулки повышают надежность в работе, снижают затраты времени на технический уход, а уни­ версальный зернотуковый ящик позволяет вносить в рядки гранулированные минеральные удобрения одно­ временно с посевом. Центральный механизм передач

33

обеспечивает четыре

передаточных

отношения на вал

зерновых, шесть — на

вал туковых

и одиннадцать — на

вал травяных

аппаратов

(последние — у

СЗТ-3,6).

Устройство для

регулировки

глубины хода

дисковых

сошников, возможность высева мелких семян малыми нормами и крупных — нижним высевом без изменения

-направления вращения катушки ставят эти сеялки в число лучших мировых образцов.

Для условий холмистого рельефа республики заслу­ живает внимания комбинированный почвообрабатываю­ щий посевной агрегат АПЭ-2,4, предназначенный для посева озимых и многолетних трав на склонах и участ­ ках искусственного дождевания с одновременной пред­ посевной обработкой, внесением гранулированных удо­ брений в рядки, прикатыванием и созданием водоза­ держивающих замкнутых бороздок перемычками. Он заменяет собой комплекс машин, раздельно выполняю­

щих эти операции.

Агрегат АПЭ-2,4 состоит из отдельных секций ра­ бочих органов. Культиваторные лапы унифицированы с лапами тяжелого культиватора КПЭ-3,8, фреза — с пропашным фрезерным культиватором ФПУ-4,2. Щелерезы могут работать самостоятельно или в сочетании с культиваторными лапами. Посевное устройство вклю­ чает укороченные (2,4 м) ящики зерно-травяной сеялки СУТ-47; игольчатое приводное колесо, установленное на раме катка, составляет с ним самостоятельную посев­ ную секцию. Батареи катка с вырезами установлены для устройства перемычек в бороздках. Прерывистые противоэрозионные бороздки имеют длину 82 см, ши­ рину по верху— 15 см и глубину — 5—8 см.

Во всех странах мира уборка зерновых колосовых культур осуществляется зерноуборочным комбайном, значение которого сохранится и на ближайшие годы.

Несмотря на значительные успехи, достигнутые при конструировании и производстве комбайнов, зерноубо­ рочный комплекс еще далеко не совершенен. Уборочные машины допускают потери зерна, недостаточно приспо­ соблены к зональным условиям, не обеспечивают ра­ циональный сбор соломы и половы, уборка которых в три раза более трудоемка, чем сбор зерна.

В хозяйствах нашей страны и за рубежом сочетают раздельную уборку с прямым комбайнированием, при­

24