Файл: Акрамов, З. Проблемы хозяйственного освоения пустынных и горно-предгорных территорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кия Средней Азии пока еще неизвестны, хотя их изучен­ ность за последние годы значительно возросла. По дан­ ным каталога Н. Л. Корженевского, число описанных ледников в Средней Азии в 1930 г. составляло 1223, а к 1937 г. оно возросло до 1727. Сейчас эта цифра уже пере­

валила за 3500.

проводятся лишь

В настоящее время наблюдения

на нескольких стационарах, что не

позволяет глубоко

оценить роль ледников и снежников в расходах рек в народнохозяйственных целях. В этой связи целесообраз­ но проводить углубленные исследования леднико­ во-гляциологических станций. Особое внимание следует обратить на картирование ледников и снежников мето­ дом аэрофотосъемок, чтобы знать точную ледниковую площадь и ее динамику.

По мнению большинства исследователей, для ледни­ ков Средней Азии характерно их общее сокращение. Ряд ледников обнаруживает некоторую ледниковую актив­ ность.

Остановимся теперь на проблеме практического ис­ пользования ледников и снежников. В годы с небольшим количеством зимне-весенних осадков в Средней Азии воды для орошения не хватает, так как количество обе­ гаемой с гор воды сильно зависит от сезонного снегона­ копления на высоте 2500—4000 м.

Сцелью изучения искусственного таяния снега и льда

вгорах Средней Азии Г. А. Авсюк проводил в 1950 г. опы­

ты по зачернению ледника хребта Терскей Алатау камен­ ноугольной пылью и лессом. Такие же исследования про­ водил в 1957 г. В. Л. Шульц на одном из снежников по правому притоку р. Пскем. Были испытаны многие ма­ териалы: каменноугольная пыль, шлак, сажа, синька, мазут. Он пришел к выводу, что дозировка 5 г/м2, наибо­ лее эффективная по Авсюку, либо не дает ничего, либо дает ничтожный эффект. Некоторый эффект давала угольная пыль, примененная им в количестве 10 г/м2, но после шести-семи дней этот; эффект исчезал, так как про­ исходило самоочищение льда под действием талой воды, и более темные частички продавливались с поверхности вглубь.

В результате своих исследований В. Л. Шульц при­ шел к выводу, что использование угольной пыли и неко­ торых других материалов для усиления таяния льда и

Ж


снега экономически нецелесообразно, поскольку потре­

буется

огромное количество угольной пыли (примерно

5 т на 1

км2) и большое число самолетов для ее распыле­

ния.

 

Таким образом, проведенные до сих пор исследования по искусственному усилению таяния снега и льда в го­ рах Средней Азии пока не дали сколько-нибудь ощути­ мых практических результатов. Однако из этого вовсе не следует, что нужно вообще отказаться от самой идеи ис­ кусственного усиления таяния снега и льда.

В то же время существует законное опасение, что чрезмерное таяние ледников и снежников в горах отри­ цательно скажется на последующем расходе рек — он может заметно уменьшиться, так как истощатся много­ вековые запасы льда. Однако искусственное стаивание ледников можно применять эпизодически, особенно в засушливые годы, без ущерба для нормального естест­ венного хода эволюции современного оледенения.

Кроме ледников, наиболее важным источником вод­ ных ресурсов горно-предгорной зоны являются саи — мелкие водные потоки, питающиеся снегодождевыми и

родниковыми водами. Лишь в отдельных

случаях

они

достигают 60—90 км длины и расхода

воды до

2—

3 м3/сек.

 

 

Согласно данным САРНИГМИ, только в Ферганской долине имеется около 6500 постоянно и периодически дей­ ствующих водных потоков; в среднем течении Зеравшана — свыше 120 саев, в бассейне Ахангарана — свыше 1700, Сурхандарьи — 2211, Амударьи (ниже впадения Сурхандарьи)—2545, Кашкадарьи — 7878 саев и водо­ токов. Из всего количества саев лишь на двух-трех про­ центах их ведутся стационарные гидрологические наблю­ дения, что явно недостаточно для научного обоснования путей их рационального использования.

В настоящее время около 90%учтенных родников не имеют технических устройств. В результате процессов заилений, происходящих в связи со смывом дождевыми и селевыми потоками илистых отложений, часть родников перестала действовать или значительно сократила свой дебит. Поэтому уже на ближайшую перспективу целе­ сообразно проводить картирование и паспортизацию, развернуть работы по сооружению каптажей и периоди­ ческой чистке родников. Последняя должна проводпть-

71


ся после тщательного изучения режима с учетом требо­ ваний потребителей.

Параллельно с этим в горно-предгорной зоне стоит также задача поисков путей увеличения расходов воды в саях и уменьшения фильтрации. Эти расходы в основном падают на жаркое время и увеличиваются на участках с широким галечниковым руслом. Все это создает до­ полнительные трудности для хозяйственного использова­ ния воды (особенно в вегетационный период).

Для уменьшения потерь воды саев исследователи предлагают проводить в некоторых местах комплексное регулирование стока, создавать специальные узкие водо­ собирающие коллекторы, цементировать их, а на отдель­ ных участках прокладывать керамические трубы или желоба.

Природные условия долин большинства саев благо­ приятны для устройства водосливов — расширенные участки, узкие долины, сложенные слабопроницаемыми песчаниками, сланцами и гравием.

В республике строительство малых водоемов практи­ куется с 1941 г., но они в основном строились по инициа­ тиве отдельных хозяйств. Исследования показывают, что расходы на строительство водоемов в зависимости от их объема и специализации хозяйств окупятся за четырешесть лет.

Помимо экономических выгод (рыборазведение, орга­ низация зон отдыха), в малых водоемах можно успешно вести борьбу с испарением воды, в частности путем при­ менения антииспарительных мономолекулярных пленок. Использование этих и других средств особенно эффектив­ но на малых водохранилищах, где нет сильных ветров (в этом случае испарение уменьшается до 50%).

Постройка водохранилищ целесообразна также и на мелких саях. Здесь их объем в зависимости от расхода воды саев возможно довести от одного до нескольких десятков миллионов кубических метров. На более мелких возможно строительство хаузов (прудов) различной ем­ кости.

Все эти мероприятия позволят резко усилить водообеспеченность горно-предгорной зоны, увеличить пло­ щадь орошаемых земель и создать благоприятные возможности для развития садоводства и виноградар* ства,

72

Что касается резервов для развития богарного зем­ леделия, то здесь положение с водообеспеченностью за­ труднено в связи с особо напряженным гидротермическим режимом зоны. На богаре целесообразно проводить зимние и весенние влагозарядные поливы. Для этого можно использовать зимне-весенние воды саев, не под­ вергнутых регулированию.

Как уже отмечалось, горные реки являются скорее транзитным, нежели основным источником водопользо­ вания горно-предгорной зоны. Однако их частичное ис­ пользование на нужды орошения, особенно в связи с се­ зонным и многолетним зарегулированием стока, является весьма актуальной проблемой.

Перед водным хозяйством республики встает одна из самых важных задач обеспечить не только сезонное, но и многолетнее зарегулирование стока рек с последую­ щим максимально рациональным их использованием. Последнее практически невозможно без строительства гидротехнических сооружений и горных водохранилищ, имеющих перед долинными ряд преимуществ: теряют сравнительно мало воды на фильтрацию и испарение, отнимают у народного хозяйства сравнительно неболь­ шую площадь земельных угодий, позволяют создавать мощные гидростанции и т. д.

После зарегулирования стока горных рек (Чирчика, Чаткала, Пскема, Угама, Гава, Почча-ата, Шахимардана и др.) и строительства крупных гидростанций появится реальная возможность широко использовать с помощью машинного водоподъема воду из водохранилищ для оро­ шения ныне слабоиспользуемых земель богары. На этих плодородных землях можно будет создать интенсивное сельскохозяйственное производство — орошаемое садо­ водство, виноградарство, овощное и мясомолочное приго­ родное хозяйство. Необходимо также усилить использова­ ние напорных подземных вод для орошения точечных и площадных участков горно-предгорной зоны в целях полу­ чения ценной плодоовощной продукции.

С этими проблемами неразрывно связана проблема противостояния водной эрозионной деятельности, в част­ ности, селевым потокам. За 90 лет (примерно с 1880 г.) в Средней Азии учтено 2245 селей, из которых на долю Узбекистана приходится 1651 (1141 в районах Ферганской долины, куда спускается 270 селевых русел). Такое оби­

73


лие селей обусловлено незначительной лесистостью гор и предгорий и недостаточной антиселевой борьбой. В ак­ тив последней можно включить прежде всего обезврежи­ вание селевых потоков облесением бассейнов в Ананкутане (хребет Каратепе), в Пешкауте (Ферганская долина), в Акташе (бассейн Чирчика), в бассейне Шахимардана, северных склонах Алайского хребта. Всего фитомелио­ ративными (противоселевыми) работами в республике охвачено лишь 30 тыс. наиболее селеопасных бассейнов.

Кроме фитомелиорации, в Узбекистане в борьбе с селевыми потоками применяются железобетонные селедуки и трубы, сбрасывающие селевые потоки за каналы. Такие же системы гидротехнических сооружений исполь­ зуются и при защите от селевых потоков наиболее ответ­ ственных участков, шоссейных и железных дорог. Одна­ ко их строительство все еще не удовлетворяет потребно­ сти республики в противоселевых мероприятиях.

Производственный опыт и научные исследования по­ казывают, что улучшение водного режима, успехи борь­ бы с эрозией почв и селевыми потоками и повышение производительности горных территорий Узбекистана мо­

гут

быть достигнуты путем применения комплекса

всех

выше перечисленных и других мероприятий.

Растительные ресурсы

Одна из характерных особенностей растительности республики — абсолютное преобладание травянисто-ку­ старниковых видов над древесными, что выражается в чрезвычайно низкой лесистости территории.

В горах лесистость не превышает 1,6%, что по суще­ ствующей классификации позволяет отнести их к практическим безлесным территориям. Некоторые иссле­ дователи объясняют это климатическими причинами: за­ сушливостью климата, его ухудшением за последнее ты­ сячелетие. Однако многие факты свидетельствуют о том, что всему виной бесхозяйственная деятельность человека.

Помимо арчи и фисташков, в горных лесах республи­ ки встречаются и другие древесные породы, образующие как самостоятельные насаждения, так и участвующие в виде примеси в арчевниках или реже в фисташниках. Из них известны грецкий орех, алыча, клен, груша, бере­ за, боярка, ясень, миндаль бухарский и другие.

Z4

В. И. Масальский пишет: «Еще в начале VIII в. '...заросли можжевельника, грецкого ореха, клена, абри­ коса, дикой яблони, фисташки и других деревьев не только покрывали горы, окружающие долины, но и спус­ кались почти до самых культурных оазисов. Менее ста лет тому назад ныне обнаженные холмы в окрестностях Намангана были покрыты зарослями фисташки»1.

Современные заросли дикорастущих плодовых пред­ ставляют лишь жалкие остатки обширных лесов, выруб­ ленных человеком. К. 3. Закиров (1955)12 и И. И. Грани­ тов, полемизируя с исследователями, доказывающими, что крутинное расположение и изреженность арчи явля­ ются следствием ее реликтового происхождения и усиле­ ния засушливости климата, утверждают, что причиной яв­ ляется вырубка арчи главным образом для топлива. До­ казательство— нынешнее ее-расположение; встречается исключительно на очень крутых или каменистых участ­ ках, или в местах, недоступных для хозяйственной деятельности человека. В. П. Дробов в свою очередь утверждает, что лет сто назад арча встречалась даже в окрестностях Намангана, где сейчас она отсутствует совершенно. По мнению И. И. Гранитова, в прошлом арчевые леса занимали громадные площади в горах Узбе­ кистана и в Средней Азии вообще и были основным типом горной растительности.

В настоящее время наибольшее количество видов рас­ тений сохранилось в среднегорной зоне. По направлению к равнинам и высокогорью состав растительности обед­ няется. В точно такой же зависимости находится и уро­ жайность естественного покрова: она больше в средне­ горной и меньше в пустынной и альпийской зонах, где в условиях Узбекистана растительный покров разрежен.

Согласно данным специалистов СредазНИИЛХа, бо­ лее половины горной территории Узбекской ССР (55%) представлено площадями крутизной более 5°, 35% имеет крутизну 10° и 10%—более 20°. Труднодоступные для специальных машин и орудий территории крутизной бо­ лее 35° (кроме скал и осыпей) составляют около 3—5% общей площади горных территорий республики. Основ­

1 В. И.

М а с а л ь с

к и й . Россия.

Полное географическое опи­

сание нашего отечества,

т. 19. СПБ, 1913.

2 К. 3.

З а к и р о в .

Флора и

растительность бассейна реки

Зеравшан, ч.

1. Ташкент,

Изд-во АН УзССР, 1955..

75