Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО ВЫ СШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛ ЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБ ЕКСКОЙ ССР

ТАШ КЕНТСКИЙ И Н С Т И Т У Т НАРО Д Н ОГО ХОЗЯЙСТВА

А. А . АЗАТЬЯН

ОСНОВНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СРЕДНЕЙ АЗИИ В ИХ ДИНАМИКЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО „ Ф А Н “ УЗБЕКСКОЙ ССР

ТАШКЕНТ — 1974

УДК 913.0-1 : 8

Гос. п б гичн я научно-' и .кая библио. ека -. СР

ЭКЗЕМ ПЛЯР

ЧИТАЛЬНОГО 3AJ

Азатьян

А.

А. О с н о в н ы е

г е о г р а ф и ч е с к и е

п р о б л е м ы

С р е д н е й

А з и и в их д и н а м и к е ,

стр. 136.

 

 

 

Настоящая

работа

ставит цель — осветить

с позиций

современной

науки исторический путь

решения

важнейших

географических

проблем

Средней Азии, имеющих научное и народнохозяйственное значение.

 

Анализ этих сложных

процессов

уже сегодня представляется необхо­

димым, как определенный итог длительного

изучения

природных

условий

и ресурсов республик Средней Азии'

Сточки зрения

развития производи­

тельных’ сйл й рационального использования

природных богатств.

 

Ответственный редактор

доктор географических наук Л. БАБУШКИН

© Издательство «Фан» Узбекской ССР, 1974.


АНТИЧНЫ Й ПЕРИОД

ПЕРВАЯ ГЕО ГРАФ И Ч ЕС К А Я РА ЗВ ЕД КА В С РЕД НЕЙ АЗИИ

Средняя Азия издревле служила местом обитания человека. Это предположение подтверждается палеогеографическими исследова­ ниями И. П. Герасимова и К. К. Маркова, установившими значи­ тельную влажность климата и высокую степень обводненности рав­ нин Средней Азии в четвертичный период. Наследие четвертичной фазы обводнения — великие аллювиальные равнины Турана.

Обилие влаги и растительности создавало благоприятные усло­ вия для обитания древнего человека. Следы его стоянок в пусты­ нях Средней Азии и Южного Казахстана обнаружены многими ар­ хеологическими экспедициями. Последующая аридизация климата побудила древнего человека селиться вблизи источников воды, а также естественных месторождений соли, что было связано с ис­ пользованием продуктов охоты и рыбной ловли. Соль, видимо, была одним из первых полезных ископаемых, использованных древним человеком.

Археологи М. С. Массон, С. П. Толстой, Я. Г. Гулямов и другие открыли самые древние горные выработки в Средней Азии, мине­ ралогический состав которых весьма близок к уралидам (кремний Мугоджар, Султануиздага и гор Центральных Каракумов). Геомор­ фологический отряд Хорезмской археологической экспедиции под руководством А. С. Кесь также обнаружил изделия из камня и леп­ ную орнаментированную керамику, относящиеся к эпохе неолита и бронзы. В 1961^-1962 гг. геоморфолог Э. Мамедов в пределах Кызылкумов открыл около тридцати неолитических стоянок перво­ бытного человека, близких к периоду зарождения животноводства в пустынях Средней Азии.

Археологические открытия свидетельствуют о сравнительно ши­ роком расселении древних (особенно неолитических) обитателей на территории Туранской низменности — охотников, рыболовов, жи­ вотноводов с характерными для них кремневыми, пластинчатыми орудиями труда микролитического типа. Особенно широко много­ численными стоянками скотоводов и земледельцев представлена эпоха бронзы. Можно полагать, что с эпохами неолита и бронзы (по археологической периодизации) связан начальный этап использо-

3

вания природных ресурсов и развития сельского хозяйства в Сред­ ней Азии и Южном Казахстане. Но об этом древнейшем периоде — периоде зарождения самобытной цивилизации на равнинах Средней Азии мы можем судить лишь на основании археологических мате­ риалов. Первые письменные сведения о Средней Азии и Южном Казахстане относятся к IV в. до н. э.

Сложный и длительный процесс развития представлений о при­ роде Средней Азии тесно сопряжен с социально-экономической историей ее народов и оценкой преемственной связи между отдель­ ными периодами. Еще И. В. Мушкетов отмечал, что развитие есте­ ственно-исторических исследований Туркестанского бассейна свя­ зано с историей религиозных движений, завоеваний, торговых и политических сношений Востока и Запада. Поэтому историю географических исследований мы начинаем с эпохи зарождения первоначальных сведений о Средней Азии и Южном Казахстане.

Исторические свидетельства показывают, что древние государ­ ства Средней Азии — Согдиана (в бассейне Зарафшана), Бактриа­ на и Хорезм (в долине Амударьи), Маргиана (на Мургабе) и Давань (в Ферганской долине) представляли собой экономически развитые и высококультурные для своего времени образования. На территории этих государств зародилась та самобытная цивилиза­ ция, которая впоследствии была унаследована многими пришлыми народами.

Изначальные исторические сведения о Средней Азии мы нахо­ дим у народов Ближнего Востока и Средиземноморья, в частности, у персов. Походы персидских царей Дария и Кира значительно раздвинули границы Персидского государства к востоку до Аму­ дарьи. К этому периоду следует отнести первые сведения о Каспий­ ском море и прилегающих пустынных территориях. Однако систе­ матизацией ранних отрывочных сведений о Средней Азии история обязана Геродоту (V в. до н. э.), который дал наиболее полные и

достоверные для того времени описания стран, лежащих к востоку от Каспия.

Геродот писал о Каспийском море, как о замкнутом озерном бассейне, в который изливает свои воды река Араке (Амударья), берущая начало вблизи истоков Инда. Следовательно, в представ­ лении этого ученого Амударья — великая транзитная река, проре­ зающая обширные пространства пустынь. Уже одно это предполо­ жение следует поставить в ряд выдающихся географических откры­ тий древности. Однако Геродот не знал о наличии Аральского моря, упоминаемого в известной Бехистунской надписи персов. По Геродоту Средняя Азия представляла собой «равнину на необо­ зримом пространстве», окруженную горами с пятью ущельями.

Более подробное знакомство европейцев со Средней Азией свя­ зано с походами Александра Македонского. Он впервые сделал попытку исследования Каспийского моря, направив к его юговосточному побережью выдающегося древнегреческого философа и ученого Гераклита, наблюдения которого показали, что Каспий­

4


ское (Гирканское) море не соединяется с Черным (Эвксинским) и подтвердили представление Геродота о Каспийском море, как о замкнутом морском бассейне.

Географические описания Геродота и Гераклита были дополне­ ны Аррианом (II в. н. э.), которому принадлежит наиболее обстоя­ тельная характеристика стран, завоеванных македонским царем. В своих записях Арриан говорит о реках Яксарте (Сырдарье), Политимете (Зарафшане) и Эпарде (Мургабе), теряющихся в песках. Он полагал, что Оке (Амударья) изливает свои воды в Северное мо­ ре, поскольку, по его мнению (как по мнению большинства антич­ ных авторов), Каспийское море являлось лишь заливом Северного океана (вопреки более достоверным представлениям Геродота). Другому древнегреческому ученому Курдию мы обязаны первым описанием природы Согдианы.

Как пишет И. В. Мушкетов, завоевание греками обширных рав­ нинных и предгорных территорий Средней Азии значительно обо­ гатило представления об этой стране и определило общий уровень географических описаний древних и средневековых авторов на дли­ тельное время.

Характеризуя ранние периоды в истории географического по­ знания Средней Азии, следует остановиться на «Географии». Стра­ бона (I в. н. э.) и знаменитой «Географии» К. Птолемея (II в. н. э.). Дошедшая до нас география Страбона, включающая 17 томов, рас­ сматривает Амударью (Оке) как крупную реку, один из рукавов которой впадает в Гирканское (Каспийское) море. Последнее пред­ ставлялось в качестве залива Северного океана. Страбон много­ кратно упоминает Сырдарью (Яксарте) как самостоятельную реку, впадающую также в Каспийское море. Э. М. Мурзаев (1958 г.) предполагает, что в описаниях Страбона можно усмотреть «указа­ ние на Аральское море, давно известное персам». По мнению Стра­ бона, Сырдарья была крайней восточной границей Согдианы, за пределами которой находились владения скифских кочевых пле­ мен. У него уже имеются сведения о Зерафшане, орошавшем пло­ дородные земли Согдианы. Страбон знал, что Зерафшан не доходит до Амударьи и теряется в песках.

Описывая северное побережье нынешнего Красноводского за­ лива, Страбон, как подчеркивает Э. М. Мурзаев со слов Л. С. Берга, впервые сообщил о «масляных источниках» (видимо, речь шла о характерных для этого района выходах нефти).

Одним из выдающихся произведений античной географии следу­ ет считать упомянутое выше сочинение основателя Александрий­ ской географической, школы римского ученого Клавдия Птолемея. Он обобщил и систематизировал все имевшиеся в те времена гео­ графические сведения о Земле; составленная им градусная сеть впервые придала относительную точность пространственным опи­ саниям. Одна из карт Атласа К Птолемея (дошедшая до нас в репродукции) изображает известную в ту эпоху часть Средней Азии. Греческий ученый впервые дал общую характеристику при­

5


родных особенностей, городов, путей сообщения и хозяйственной деятельности населения Средней Азии, описал меридиальное гор­ ное сооружение Имаус (Памир), Гиссарский хребет, Тянь-Шань

идаже Кунь-Лунь и Гималаи.

Ворографической схеме К. Птолемея центральное положение занимает Имаус, окруженный с двух сторон землями скифских племен. К западу от Имауса расположены земли саков, а к восто­ ку— территории Заимайской Скифии, пограничные с Серикой (Ки­ таем). Аскатанские горы, представляющие собой отрог меридио­

нального поднятия, с юго-востока продолжаются до Яксарта. Меж­ ду последним и Оксом размещены Согдийские горы. На юго-западе Средней Азии, по Птолемею, возвышается нагорье Комеды — исток Яксарта. Баскатис и Демос (Сох и Маргилан) — его крупные при­ токи. По Заимайской Скифии протекает река Ойхард (Тарим), бе­ рущая начало в Авзакийских горах. Впервые К. Птолемей подме­ тил важную орографическую особенность Средней Азии — нали­ чие обширных межгорных долин.

Спустя пять столетий после походов Александра Макендонского, К- Птолемей восстановил правильные представления Геродота и Аристотеля о замкнутости Каспийского моря. Гипотетический ме­ ридиональный хребет Имаус, впервые упомянутый в трудах К. Пто­ лемея, затем отмеченный на карте Клапрота, был известен в науке под названием Болора до второй половины XIX в., пока в 1965— 1966 гг. не был уточнен советским исследователем О. Е. Агаханьянцем под названием Кашгарского хребта.

Несмотря на ошибки и неверные толкования, задержавшие на несколько столетий развитие реальных знаний об орографии Сред­ ней Азии, географические описания К- Птолемея, как пишет И. В. Мушкетов, были гораздо обширнее и вернее, чем сведения

позднейших европейских географов даже первой половины прош­ лого столетия.

Выдающееся географическое наследие Птолемея — практиче­ ское руководство по составлению географических карт и каталогов для всей известной в ту эпоху части Средней Азии.

Все эти материалы легли в основу рукописного атласа карт, со­ ставленного Агафодемоном в V в. н. э. На эти карты были нанесены лишь равнинные пространства Турана и ближайшее к ним горное обрамление. Каспийское море, растянутое с востока на запад, при­ нимает в себя наиболее крупные реки Средней Азии — Амударью (Оке), Сырдарью (Яксарт) и Зарафшан (Политиметус).

Карта Птолемея насыщена географическими названиями госу­ дарств— Согдиана, Бактриана, Маргиана, городов— Асткана, Харахарта, Гуриана, Мараканда, Трибактра. На востоке, юго-вос­ токе и юге показаны горные поднятия, из которых вытекают реки Амударья, Сырдарья, Мургаб и Зарафшан. Градусная сетка позво­ ляет уточнить географическое положение и пространственные пре­ делы Средней Азии от нулевого меридиана, проведенного Птоле­

6


меем через Канарские острова до 124° восточной долготы и между 39°—40° северной широты.

Характерно, что некоторые исследователи, занимавшиеся рас­ шифровкой карт Птолемея, не без основания рассматривали оши­ бочную ориентацию Каспийского моря в широтном направлении как «дело средних веков». В. В. Григорьев и А. Гумбольдт также дали весьма лестную оценку картам Птолемея. В книге «Космос» Гумбольдт писал, что география К- Птолемея «представляет весь древний мйр с возможной для того времени подробностью, опира­ ясь к тому же на градусную сеть» Г В. В. Григорьев полагал, что труды римского ученого послужили основой для последующего раз­ вития знаний о природе Средней Азии.

Оценивая значение античного периода в накоплении первона­ чальных сведений о территории Средней Азии, следует признать его большое влияние на развитие всей средневековой географии в Ев­ ропе и Азии. Несмотря на определенную ограниченность античных исследований о Средней Азии, они господствовали в европейской науке не менее тысячи лет, «пока новые исторические события, раз­ витие торговли, а также появление в Европе монголов не побудили к новым путешествиям во внутренние части Азиатского материка» 21.

Однако наследие первых географических разведок Средней Азии не оказало заметного воздействия на последующие периоды в изучении этой страны. В эпоху зарождения капитализма новый качественный этап в развитии производительных сил побуждал ис­ следователей к достижению реальных познаний природных усло­ вий и ресурсов этой территории, отвергая отрывочные и малодосто­ верные сведения древних авторов, значение которых необходимо оценивать в меру и в соответствии с уровнем знаний о Средней Азии в то время.

1 А.

Г у м б о л ь д т .

Космос. Опыт физического мироописания, ч.

2, М.,

1871,

етр. 157.

 

 

 

2 Э.

М. М у р з а е в.

Физико-географические области Средней

Азии,

в кн.:

«Средняя Азия», М., 1958.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ЭПОХА РАННЕГО КАПИТАЛИЗМА

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ПОСТАНОВКИ ГЕОГРАФ ИЧ ЕС КИХ ПРОБЛЕМ

Во второй половые VII в. на территорию Средней Азии вторглись арабские завоеватели. Концентрируя в своих руках политическую и экономическую власть, арабы длительное время были единствен­ ными носителями сведений о природе, экономике и населении Сред­ ней Азии. Первые относительно достоверные сведения о Мавераннахре мы находим в «Книге путешествий и государств» раннего арабского географа Инб Хардадбеха, которая носит характер свое­ образных дорожных записок с подробным перечислением городов, селений и расстояний между ними. Автор лишь вскользь упоминает о природе прилегающих к ним территорий. Подобный протокольный стиль изложения становится понятным, если учесть заинтересован­ ность арабских завоевателей в расширении своих владений и раз­

витии торговых связей

с различными районами Средней Азии.

В «Книге путешествий»

имеется интересное упоминание об Аму­

дарье (Джейхуне), впадающей в Курдерское озеро (Аральское море).

Более обстоятельные сведения о северных районах Средней Азии имеются у другого арабского географа Ибн Русте. Его основ­ ные труды по Средней Азии, по предположению В. В. Бартольда, относятся к 903 г. В них впервые дается описание дельты Амударьи и камышовых зарослей.

Особое внимание русских востоковедов привлекли описания Средней Азии арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана, посетившего страну в составе посольства багдадского халифа к волжским булгарам. Маршрут посольства проходил по северной окраине Средней Азии. Описания Ибн Фадлана настолько обстоя­ тельны и ярки, что не имеют примера в географической литературе того времени. Последующие описания арабских путешественников Истахри и Ибн Хаукаля не внесли существенных дополнений в све­

дения об Амударье и Аральском море, имевшиеся в трудах Ибн Фадлана.

Из анонимных трудов арабской эпохи несомненный интерес представляет рукопись «Области мира от востока к западу», откры­

8