Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тая в 1892 г. А. Г. Туманским и датированная концом X в. Это ори­ гинальное сочинение вобрало в себя все известные в то время све­ дения о Средней Азии. Анонимный автор пытается представить орографическую схему гор Тянь-Шаня, исходя из идеи меридио­ нального поднятия Имаус (Болор). Называя последний Манисом, автор придает ему более сложное расчленение, нежели это показа­ но на карте К. Птолемея, и несколько ближе к действительности отображает орографическую структуру Тянь-Шаня. Анонимному автору были известны Внутренний Тянь-Шань, Алайский хребет и горы, обрамляющие Иссыккульскую котловину. В сочинении дается подробное описание известных тогда месторождений полезных ис­ копаемых. Все это ставит названный труд в ряд значительных гео­ графических произведений той эпохи.

Особое место в истории развития среднеазиатской географии занимает великий хорезмиец Беруни, труды которого «Хронология», «Следы, оставшиеся от прошедших поколений» и «Определение ко­ нечных границ мест для проверки расстояний населенных пунктов» мы рассматриваем как классические произведения средневековья. Эти сочинения отличаются удивительной для того времени точ­ ностью описания природы Турана. При этом автор стремится по­ стичь сущность отдельных явлений. Он сумел чисто эмпирически представить процесс формирования гидрографической сети север­ ного Турана на фоне геологического и исторического прошлого этой территории.

На протяжении XII и XIII вв. арабские авторы пытались систе­ матизировать имеющиеся сведения о Средней Азии. По свидетель­ ству И. Ю. Крачковского, географические описания этого периода основываются на материалах предшественников и приобретают ха­ рактер справочных сводок, космографий и географических слова­ рей. Последнее было обусловлено ростом торговых и экономических связей Средней Азии со странами Арабского Востока.

Наиболее крупным произведением подобного рода был словарь Якута, который по полноте и систематизации сведений представлял собой своебразную географическую энциклопедию о Средней Азии. Автор словаря пользовался обширными книгохранилищами Мерва, где и зародилось новое для той эпохи направление система­ тизации географических представлений о Средней Азии. В свете сказанного следует согласиться с мнением В. В. Бартольда, что десятый век был эпохой подлинного процветания арабской геогра­ фической литературы. Ее научное наследие использовалось позд­ нейшими авторами без каких-либо существенных дополнений и кри­ тического осмысливания почти до XVII столетия.

Монгольские завоеватели, вторгшиеся на территорию Средней Азии в начале XIII в., находясь на значительно более низком уров­ не культурного и экономического развития, были больше заинтере­ сованы в ограблении порабощенных народов, нежели в изучении и правильном использовании прозводительных сил страны. Тем не менее монгольское государство, раскинувшееся на огромном про­

9



странстве от Каракумов до Волги, имело оживленные торговые и дипломатические связи с Европой и Азией.

Путь от Европы в столицу монгольского каганата Каракорум проходил через Среднюю Азию, и последняя как транзитная территория впервые стала доступной для европейских купцов и путешественников. Этими обстоятельствами довольно ловко вос­ пользовались римские папы и европейские католические короли, стремившиеся с помощью монголов ослабить сопротивление мусуль­ манских народов их вторжению в страны Ближнего Востока. С по­ добными целями в столицу монгольского государства направлялись многочисленные дипломатические и специальные представители. Лишь немногие из них по результатам своих наблюдений достойны упоминания. Но Поло Николо, Марко Поло и Марфее Поло внесли свой вклад в великие географические открытия.

Наиболее заметное место среди средневековых путешественни­ ков занимает Марко Поло (1272), многолетние странствия которого до сих пор поражают огромной протяженностью маршрутов и оби­ лием собранных сведений. Его книга, выдержавшая десятки изда­ ний, появилась в русском переводе лишь в 1873 г.1

Венецианский путешественник совершил путь из Европы до бе­ регов Тихого океана и обогатил европейскую науку обширным за­ пасом сведений. Впервые в Среднюю Азию Марко Поло попал в 1269 г. Пройдя через Хорасан, Памир, Кашгар, Хотан, он достиг столицы монгольского правителя Кублай-хана, при дворе которого находился около 17 лет. За эти годы он совершил путешествия по многим странам Азии. Его описания природы Памира, первые све­ дения о горных баранах — архарах отличаются большой достовер­ ностью. Марко Поло сделал первую попытку расчленения Памира на Бадахшан, Памир и Болор (Кашгарский Памир).

В период господства Тимура в Среднюю Азию проник лишь один известный европейский путешественник — посол Кастильского ко­ роля де Клавихо, который, однако, восточнее Самарканда не был. Отчет де Клавихо содержит интересные для той эпохи сведения о природе Саизарской и Зарафшанской долин, о знаменитых Желез­ ных воротах, связывавших Самарканд с другими районами Сред­ ней Азии. Описывая пустыню в низовьях Зарафшана, Клавихо отмечает безжизненность обширных песчаных пространств. Следо­ вательно, и более 500 лет назад на территории Кызылкумов преоб­ ладали пустынные ландшафты. Клавихо собрал интересные данные об экономике, культуре и населении Самарканда, служившие почти

до XVIII столетия единственным достоверным источником сведений о столице тимуридов.

Со времен Клавихо и до начала XVIII в. в исследованиях Сред­ ней Азии наступает некоторое затишье, вызванное распадом госу­

дарства Тимура на мелкие феодальные образования, враждовавшие друг с другом.

1 Путешествие в 1286 г. по Татарии и другим странам Востока Марко Поло венецианского дворянина, прозванного миллионером, 3 ч„ Спб, 1873.

10


Интересные сведения об орографии Могулистана (Тянь-Шаня) сообщает путешественник Мухамед Хайдар (XVI в.). Он считал, что Тянь-Шань простирается до Джунгарии, а Памир является его непосредственным продолжением. Очень красочно описывает озеро Иссык-Куль и окаймляющие его горы. По мнению С. Умурзакова, Мухамед Хайдар впервые установил бессточность Иссык-Куля, опе­ редив тем самым европейскую науку, и сделал попытку определить объем поверхностных вод, питающих озеро 2.

Выдающийся вклад в изучение Средней Азии внесли рус­ ские исследователи. Истоки экономических и культурных связей России с Туркестаном восходят, по мнению В. В. Бартольда, к VII— VIII вв. Московское государство преемственно унаследовало эти связи от мусульманских купцов арабского и турецкого Востока. Уже в X в. русскими купцами был проложен торговый путь через плато Устюрт, на котором были построены караван-сараи и проры­ ты колодцы (некоторые из них сохранились до наших дней). Убе­ дительным свидетельством сравнительно оживленных торговых сношений России со Средней Азией служит обилие кладов монет среднеазиатских государств, найденных археологами в различных частях европейской России.

Русские купцы и служивые люди знали о существовании Кас­ пийского моря и на его Северном побережье, в устье Волги, соору­ жали слободы и рыбные пристани. Поступавшие от них географиче­ ские сведения о Средней Азии, в которых содержались также дан­ ные исторического, этнографического и экономического характера, заносились в летописи.

Примечательно, что уже в эту раннюю эпоху ознакомления с географией Средней Азии русские делили ее территорию на отдель­ ные части, в основном по религиозным и этнографическим призна­ кам. В летописях говорилось, что вокруг Хивы расположены земли «бессерменов». Различались «Большая» или «Золотая Орда» с главным городом Сарай (в низовьях Волги) и «Синяя Орда» на востоке с центром в городе Самарканде. На летописных сведениях о реках, морях, городах, населении основывались при составле­ нии карт.

На рубеже XV и XVI вв. сформировалось централизованное Московское государство, которое было заинтересовано в расшире­ нии экономических и политических отношений со среднеазиатскими странами. После завоевания Поволжья стало возможно прямое сообщение со Средней Азией, Персией, Индией и Китаем. В XVI в. усилились посольские связи Московского государства с Бухарой и Хивой. Русские послы по заданию правительства составляли «до­ носы», «отписки», «сказки» с приложением чертежей и росписей.

Эти материалы особенно интенсивно использовались при Ива­ не IV, по заданию которого началось составление чертежей погра­

2 С. У м у р з а к о в . Очерки по истории географических открытий и исследо­ ваний Киргизии, Фрунзе, 1959.


ничных с Россией территорий. К концу XVI в. была создана первая официальная карта Московского государства и прилегающих зе­ мель, известная под названием «Большой чертеж». Этот документ отразил устремление Московского государства к укреплению своих позиций на восточных границах.

Оригинал «Большого чертежа» считается утерянным. Однако до нас дошла «Книга Большого Чертежа», свидетельствующая о достаточно широком географическом кругозоре и «существовании частных картографических источников по отдельным районам стра­ ны» 3. Отдельная глава «Книги» посвящена описанию известной в те времена равнинной части территории Средней Азии, которая в целом носит оро-гидрографический характер. Здесь мы находим описание Хвалынского и Синего морей (Каспийское и Аральское), Сырдарьи и Амударьи, каменистых возвышенностей Кызылкумов, песков северных Каракумов и Кызылкумов. Указаны расстояния между важнейшими городами Средней Азии, их положение по от­ ношению к крупным рекам и торговым путям.

А. Макшеев еще в 1878 г. подчеркнул большую достоверность некоторых из этих сведений в статье о «Географических сведениях Книги Большого Чертежа» 4. Следует учесть и наличие вполне до­ пустимых ошибок в описании территорий среднего течения Аму­ дарьи и Сырдарьи, а также Бухарских владений в целом, поскольку они редко посещались русскими людьми, а расспросные данные далеко не всегда отличались достоверностью. Описываемое произ­ ведение свидетельствовало о сравнительно высоком уровне русской картографии в XVI и в первой половине XVII вв.— в период начала военно-экономической экспансии Московского государства на Востоке.

Важное историческое значение для оценки уровня представле­ ний о Средней Азии в XVI и XVII вв. имеют «Статейные списки», составленные купцами и посланниками Московского государства, посещавшими эту страну по заданию русского правительства. Неко­ торые из этих «Статейных списков» сохранились до наших дней, в том числе принадлежащий Ивану Хохлову — послу царя Михаила Федоровича при бухарском хане. Этот список содержит подробное описание всего пути от Астрахани до Бухары и примерные рассто­ яния между городами. И. Хохлов дважды посетил Самарканд и ознакомился с экономическими и торговыми возможностями города.

Не меньший интерес представляют списки братьев Пазухиных, посетивших Среднюю Азию в 1668 г. со специальным поручением. Эти документы содержат сведения о дорогах на Хиву, которые впо­ следствии были использованы Московским государством и прави­ телями Хивы для развития торговых отношений.

3

К. А. С а л и щ е в. Основы картоведения. Часть исторических

и картогра­

фических материалов, М., 1948.

 

4

А. М а к ш е е в . Географические сведения, «Книги Большого

Чертежа»,

Спб,

1878.

 

12