Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
тая в 1892 г. А. Г. Туманским и датированная концом X в. Это ори гинальное сочинение вобрало в себя все известные в то время све дения о Средней Азии. Анонимный автор пытается представить орографическую схему гор Тянь-Шаня, исходя из идеи меридио нального поднятия Имаус (Болор). Называя последний Манисом, автор придает ему более сложное расчленение, нежели это показа но на карте К. Птолемея, и несколько ближе к действительности отображает орографическую структуру Тянь-Шаня. Анонимному автору были известны Внутренний Тянь-Шань, Алайский хребет и горы, обрамляющие Иссыккульскую котловину. В сочинении дается подробное описание известных тогда месторождений полезных ис копаемых. Все это ставит названный труд в ряд значительных гео графических произведений той эпохи.
Особое место в истории развития среднеазиатской географии занимает великий хорезмиец Беруни, труды которого «Хронология», «Следы, оставшиеся от прошедших поколений» и «Определение ко нечных границ мест для проверки расстояний населенных пунктов» мы рассматриваем как классические произведения средневековья. Эти сочинения отличаются удивительной для того времени точ ностью описания природы Турана. При этом автор стремится по стичь сущность отдельных явлений. Он сумел чисто эмпирически представить процесс формирования гидрографической сети север ного Турана на фоне геологического и исторического прошлого этой территории.
На протяжении XII и XIII вв. арабские авторы пытались систе матизировать имеющиеся сведения о Средней Азии. По свидетель ству И. Ю. Крачковского, географические описания этого периода основываются на материалах предшественников и приобретают ха рактер справочных сводок, космографий и географических слова рей. Последнее было обусловлено ростом торговых и экономических связей Средней Азии со странами Арабского Востока.
Наиболее крупным произведением подобного рода был словарь Якута, который по полноте и систематизации сведений представлял собой своебразную географическую энциклопедию о Средней Азии. Автор словаря пользовался обширными книгохранилищами Мерва, где и зародилось новое для той эпохи направление система тизации географических представлений о Средней Азии. В свете сказанного следует согласиться с мнением В. В. Бартольда, что десятый век был эпохой подлинного процветания арабской геогра фической литературы. Ее научное наследие использовалось позд нейшими авторами без каких-либо существенных дополнений и кри тического осмысливания почти до XVII столетия.
Монгольские завоеватели, вторгшиеся на территорию Средней Азии в начале XIII в., находясь на значительно более низком уров не культурного и экономического развития, были больше заинтере сованы в ограблении порабощенных народов, нежели в изучении и правильном использовании прозводительных сил страны. Тем не менее монгольское государство, раскинувшееся на огромном про
9
странстве от Каракумов до Волги, имело оживленные торговые и дипломатические связи с Европой и Азией.
Путь от Европы в столицу монгольского каганата Каракорум проходил через Среднюю Азию, и последняя как транзитная территория впервые стала доступной для европейских купцов и путешественников. Этими обстоятельствами довольно ловко вос пользовались римские папы и европейские католические короли, стремившиеся с помощью монголов ослабить сопротивление мусуль манских народов их вторжению в страны Ближнего Востока. С по добными целями в столицу монгольского государства направлялись многочисленные дипломатические и специальные представители. Лишь немногие из них по результатам своих наблюдений достойны упоминания. Но Поло Николо, Марко Поло и Марфее Поло внесли свой вклад в великие географические открытия.
Наиболее заметное место среди средневековых путешественни ков занимает Марко Поло (1272), многолетние странствия которого до сих пор поражают огромной протяженностью маршрутов и оби лием собранных сведений. Его книга, выдержавшая десятки изда ний, появилась в русском переводе лишь в 1873 г.1
Венецианский путешественник совершил путь из Европы до бе регов Тихого океана и обогатил европейскую науку обширным за пасом сведений. Впервые в Среднюю Азию Марко Поло попал в 1269 г. Пройдя через Хорасан, Памир, Кашгар, Хотан, он достиг столицы монгольского правителя Кублай-хана, при дворе которого находился около 17 лет. За эти годы он совершил путешествия по многим странам Азии. Его описания природы Памира, первые све дения о горных баранах — архарах отличаются большой достовер ностью. Марко Поло сделал первую попытку расчленения Памира на Бадахшан, Памир и Болор (Кашгарский Памир).
В период господства Тимура в Среднюю Азию проник лишь один известный европейский путешественник — посол Кастильского ко роля де Клавихо, который, однако, восточнее Самарканда не был. Отчет де Клавихо содержит интересные для той эпохи сведения о природе Саизарской и Зарафшанской долин, о знаменитых Желез ных воротах, связывавших Самарканд с другими районами Сред ней Азии. Описывая пустыню в низовьях Зарафшана, Клавихо отмечает безжизненность обширных песчаных пространств. Следо вательно, и более 500 лет назад на территории Кызылкумов преоб ладали пустынные ландшафты. Клавихо собрал интересные данные об экономике, культуре и населении Самарканда, служившие почти
до XVIII столетия единственным достоверным источником сведений о столице тимуридов.
Со времен Клавихо и до начала XVIII в. в исследованиях Сред ней Азии наступает некоторое затишье, вызванное распадом госу
дарства Тимура на мелкие феодальные образования, враждовавшие друг с другом.
1 Путешествие в 1286 г. по Татарии и другим странам Востока Марко Поло венецианского дворянина, прозванного миллионером, 3 ч„ Спб, 1873.
10
Интересные сведения об орографии Могулистана (Тянь-Шаня) сообщает путешественник Мухамед Хайдар (XVI в.). Он считал, что Тянь-Шань простирается до Джунгарии, а Памир является его непосредственным продолжением. Очень красочно описывает озеро Иссык-Куль и окаймляющие его горы. По мнению С. Умурзакова, Мухамед Хайдар впервые установил бессточность Иссык-Куля, опе редив тем самым европейскую науку, и сделал попытку определить объем поверхностных вод, питающих озеро 2.
Выдающийся вклад в изучение Средней Азии внесли рус ские исследователи. Истоки экономических и культурных связей России с Туркестаном восходят, по мнению В. В. Бартольда, к VII— VIII вв. Московское государство преемственно унаследовало эти связи от мусульманских купцов арабского и турецкого Востока. Уже в X в. русскими купцами был проложен торговый путь через плато Устюрт, на котором были построены караван-сараи и проры ты колодцы (некоторые из них сохранились до наших дней). Убе дительным свидетельством сравнительно оживленных торговых сношений России со Средней Азией служит обилие кладов монет среднеазиатских государств, найденных археологами в различных частях европейской России.
Русские купцы и служивые люди знали о существовании Кас пийского моря и на его Северном побережье, в устье Волги, соору жали слободы и рыбные пристани. Поступавшие от них географиче ские сведения о Средней Азии, в которых содержались также дан ные исторического, этнографического и экономического характера, заносились в летописи.
Примечательно, что уже в эту раннюю эпоху ознакомления с географией Средней Азии русские делили ее территорию на отдель ные части, в основном по религиозным и этнографическим призна кам. В летописях говорилось, что вокруг Хивы расположены земли «бессерменов». Различались «Большая» или «Золотая Орда» с главным городом Сарай (в низовьях Волги) и «Синяя Орда» на востоке с центром в городе Самарканде. На летописных сведениях о реках, морях, городах, населении основывались при составле нии карт.
На рубеже XV и XVI вв. сформировалось централизованное Московское государство, которое было заинтересовано в расшире нии экономических и политических отношений со среднеазиатскими странами. После завоевания Поволжья стало возможно прямое сообщение со Средней Азией, Персией, Индией и Китаем. В XVI в. усилились посольские связи Московского государства с Бухарой и Хивой. Русские послы по заданию правительства составляли «до носы», «отписки», «сказки» с приложением чертежей и росписей.
Эти материалы особенно интенсивно использовались при Ива не IV, по заданию которого началось составление чертежей погра
2 С. У м у р з а к о в . Очерки по истории географических открытий и исследо ваний Киргизии, Фрунзе, 1959.
ничных с Россией территорий. К концу XVI в. была создана первая официальная карта Московского государства и прилегающих зе мель, известная под названием «Большой чертеж». Этот документ отразил устремление Московского государства к укреплению своих позиций на восточных границах.
Оригинал «Большого чертежа» считается утерянным. Однако до нас дошла «Книга Большого Чертежа», свидетельствующая о достаточно широком географическом кругозоре и «существовании частных картографических источников по отдельным районам стра ны» 3. Отдельная глава «Книги» посвящена описанию известной в те времена равнинной части территории Средней Азии, которая в целом носит оро-гидрографический характер. Здесь мы находим описание Хвалынского и Синего морей (Каспийское и Аральское), Сырдарьи и Амударьи, каменистых возвышенностей Кызылкумов, песков северных Каракумов и Кызылкумов. Указаны расстояния между важнейшими городами Средней Азии, их положение по от ношению к крупным рекам и торговым путям.
А. Макшеев еще в 1878 г. подчеркнул большую достоверность некоторых из этих сведений в статье о «Географических сведениях Книги Большого Чертежа» 4. Следует учесть и наличие вполне до пустимых ошибок в описании территорий среднего течения Аму дарьи и Сырдарьи, а также Бухарских владений в целом, поскольку они редко посещались русскими людьми, а расспросные данные далеко не всегда отличались достоверностью. Описываемое произ ведение свидетельствовало о сравнительно высоком уровне русской картографии в XVI и в первой половине XVII вв.— в период начала военно-экономической экспансии Московского государства на Востоке.
Важное историческое значение для оценки уровня представле ний о Средней Азии в XVI и XVII вв. имеют «Статейные списки», составленные купцами и посланниками Московского государства, посещавшими эту страну по заданию русского правительства. Неко торые из этих «Статейных списков» сохранились до наших дней, в том числе принадлежащий Ивану Хохлову — послу царя Михаила Федоровича при бухарском хане. Этот список содержит подробное описание всего пути от Астрахани до Бухары и примерные рассто яния между городами. И. Хохлов дважды посетил Самарканд и ознакомился с экономическими и торговыми возможностями города.
Не меньший интерес представляют списки братьев Пазухиных, посетивших Среднюю Азию в 1668 г. со специальным поручением. Эти документы содержат сведения о дорогах на Хиву, которые впо следствии были использованы Московским государством и прави телями Хивы для развития торговых отношений.
3 |
К. А. С а л и щ е в. Основы картоведения. Часть исторических |
и картогра |
фических материалов, М., 1948. |
|
|
4 |
А. М а к ш е е в . Географические сведения, «Книги Большого |
Чертежа», |
Спб, |
1878. |
|
12